СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий

     

Дата введения 1996-10-01

     

1. Область применения


Настоящие рекомендации устанавливают порядок аккредитации следующих объектов:

- органов по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества, а также органов по сертификации (аттестации) персонала (далее - органы по сертификации);

- лабораторий (центров), осуществляющих испытания, измерения, калибровку (далее - испытательные лаборатории);

- контролирующих инспекционных организаций;

- метрологических служб юридических лиц, осуществляющих поверку средств измерений;

- организаций, осуществляющих специальную подготовку экспертов в указанных областях деятельности.

Объектами аккредитации могут быть организации, осуществляющие свою деятельность в обязательной (законодательно регулируемой) или добровольной сфере.

Рекомендации реализуют положения законодательных актов Российской Федерации, стандартов, других нормативных документов, касающихся проведения работ по испытаниям, сертификации и аккредитации, и не устанавливают дополнительных требований к объектам аккредитации и представляемым ими документам по аккредитации.

В настоящем документе не рассматривается взаимодействие между организацией и аккредитующим органом, которое может иметь место до официальной подачи заявки (консультации, получения документов и др.).

2. Нормативные ссылки


В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51000.1-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования;

ГОСТ Р 51000.2-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу.

3. Общие положения

3.1 Аккредитующий орган осуществляет аккредитацию объектов в соответствии с требованиями государственных стандартов Российской Федерации серии ГОСТ Р 51000, а также в соответствии с другими нормативными документами, устанавливающими требования к конкретным видам объектов аккредитации, правилам и процедурам их деятельности, процедурам аккредитации.

3.2. Документом, удостоверяющим намерения конкретной организации (далее - заявитель) аккредитоваться в заявленной области, является представленная в аккредитующий орган заявка. К заявке прилагают комплект документов, установленный для данного вида объекта аккредитации. Форма заявки и состав комплекта документов указаны в нормативных документах, определяющих требования к объектам и порядку их аккредитации.

3.3. Документом о признании компетентности заявителя является аттестат аккредитации*, выданный аккредитующим органом и зарегистрированный в его реестре.

__________

* Основанием для выполнения организацией работ в законодательно регулируемой сфере является ее аккредитация в соответствии с требованиями Системы аккредитации в Российской Федерации и разрешение уполномоченного законодательным актом Российской Федерации органа (наличие аттестата аккредитации и лицензии на проведение работ).

3.4. При нарушении организацией критериев аккредитации действие аттестата аккредитации может быть приостановлено или аттестат может быть отменен в установленном порядке.

3.5. Аккредитующий орган может поручить работы по аккредитации другому компетентному органу в установленном порядке. Передача функций осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.2, раздел 16.

4. Общая схема процедуры аккредитации

4.1. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.1 процедура аккредитации представлена на рисунке 1.

Рассмотрение заявки на аккредитацию

Представление заявителем заявки на аккредитацию (с комплектом документов)

Анализ документов (предварительное рассмотрение заявки с комплектом документов) и принятие решения по заявке

Заключение договора на проведение работ по аккредитации

Экспертиза документов

Назначение эксперта (экспертов) для проведения экспертизы документов

Проведение экспертизы документов и оформление экспертного заключения

Аттестация заявителя

Назначение экспертов по аттестации заявителя (формирование комиссии)

Проведение аттестации заявителя и оформление акта аттестации

Решение об аккредитации

Анализ всех материалов по аккредитации (по результатам экспертизы и аттестации; информации, представленной заявителем) и принятие решения об аккредитации

Оформление, регистрация в реестре и выдача аттестата аккредитации

Инспекционный контроль за аккредитованными организациями

В соответствии с установленной процедурой

     
Рисунок 1

     

5. Рассмотрение заявки на аккредитацию

5.1. Заявку с комплектом документов (далее - заявку), представленную в аккредитующий орган, направляют в технический центр или подразделение, выполняющее его функции (далее - технический центр).

5.2. Технический центр проверяет комплектность документов, регистрирует заявку и может направить ее для проведения анализа (предварительного рассмотрения) в соответствующее компетентное подразделение или организацию (далее - исполнительный орган).

При некомплектности документов технический центр направляет заявителю соответствующее уведомление. Комплект документов заявителю не возвращают. Срок хранения документов - 6 месяцев.

5.3. Технический центр или исполнительный орган по аккредитации:

- определяет технического руководителя по аккредитации конкретного заявителя;

- осуществляет анализ заявки (полноту и правильность комплекта документов; юридический статус и принадлежность заявителя к третьей стороне, если это является критерием аккредитации; наличие персонала, в том числе экспертов, и оборудования);

- при необходимости совместно с центральным органом системы сертификации или другой организацией, выполняющей функции формирования системы (системы сертификации, испытательных лабораторий, метрологических служб и др.), анализирует наличие аналогичных аккредитованных объектов и определяет возможность и целесообразность выполнения работ по аккредитации заявителя.

По результатам этого рассмотрения оформляют проект решения по заявке, приведенного в приложении А. При отрицательном результате рассмотрения оформляют проект письма об отказе в принятии заявки. Комплект документов заявителю не возвращают. Срок хранения этого комплекта - 1 год.

Срок предварительного рассмотрения заявки не должен превышать 1 месяца (если для его проведения необходима дополнительная информация, срок рассмотрения не более 15 дней со дня получения этой информации).

5.4 Решение по заявке или письмо с отказом подписывает руководитель аккредитующего органа или заместитель руководителя.

5.5. Для предварительного рассмотрения заявки, при необходимости, могут быть привлечены специалисты других организаций.

6. Экспертиза документов

6.1. Экспертизу документов проводит эксперт (эксперты) по аккредитации соответствующих объектов (далее - эксперт).

Для этого технический центр определяет эксперта (при необходимости, по предложению исполнительного органа) и направляет уведомление об этом руководителю организации по месту постоянной работы эксперта.

При поручении организации работ по проведению экспертизы заявки (и аттестации заявителя) исполнительному органу в соответствии с 3.5 взаимоотношения с ним определяются конкретным поручением или правилами аккредитации конкретного вида объектов.

При назначении двух и более экспертов определяется ведущий эксперт.

6.2. Эксперт считается назначенным при согласии эксперта и организации, в штате которой он состоит.

6.3. Основанием для начала работ является заключение договора между организацией-заявителем и аккредитующим органом (техническим центром) или исполнительным органом, определенным в соответствии с 6.1, о проведении работ по аккредитации (или экспертизе).

Стоимость работы по экспертизе заявки определяют в соответствии с установленным порядком оплаты работ по аккредитации.

6.4. Приступая к экспертизе, эксперт обязуется соблюдать конфиденциальность по отношению ко всей информации, которую он получит при ее проведении, и подписывает заявление (приложение Б).

6.5. Эксперт проводит экспертизу всех представленных с заявкой документов, при необходимости запрашивает у заявителя (через организацию, заключившую договор с заявителем, технический центр или исполнительный орган) дополнительную информацию, необходимую для подтверждения или пояснения информации, представленной в заявке.

При необходимости технический центр или исполнительный орган представляет эксперту необходимую информацию.

Срок проведения экспертизы не более 1,5 месяца со дня получения последней информации, необходимой для проведения экспертизы.

6.6. По результатам экспертизы составляют экспертное заключение (приложение В), которое должно содержать:

- оценку соответствия представленной в заявке информации критериям аккредитации;

- указания на несоответствия по конкретным критериям (при наличии несоответствий);

- рекомендации, если заявка нуждается в корректировке в отношении отдельных ее положений, и порядок подтверждения заявителем выполнения этих рекомендаций;

- выводы о соответствии или несоответствии представленной в заявке информации критериям аккредитации.

Все записи, содержащиеся в экспертном заключении, должны четко и ясно излагать оценку соответствия по всем установленным критериям аккредитации.

Примечание.  Следует избегать общих записей типа "заявитель обладает квалифицированным персоналом" без конкретного указания на наличие экспертов и других специалистов по разделам заявленной области аккредитации, их образования, опыта работы и другой поясняющей информации.

Экспертное заключение подписывает эксперт.

6.7. Экспертное заключение вместе с комплектом документов представляется в технический центр или исполнительный орган (техническому руководителю работы). Вместе с экспертным заключением могут быть представлены предложения по составу аттестационной комиссии.

Технический центр рассматривает экспертное заключение и подготавливает распоряжение о проведении аттестации заявителя и составе аттестационной комиссии или об отказе в аккредитации (в случае отрицательных выводов по результатам экспертизы). Распоряжение подписывает руководитель аккредитующего органа или заместитель руководителя.

В состав комиссии могут быть включены дополнительно эксперты, если это необходимо для комплексной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации. С этой же целью в состав комиссии могут быть включены необходимые специалисты аккредитующего органа, предприятий промышленности, научных и других организаций.

Включение экспертов и других специалистов в состав комиссии осуществляют с их согласия и согласия организаций по месту их постоянной работы.

6.8. Заявителю направляют экспертное заключение и распоряжение о проведении аттестации (не менее чем за 10 дней до начала аттестации) или об отказе в проведении аттестации.

Указанное уведомление является основанием для закрытия этапа договора (или договора) на проведение экспертизы заявки.

Если по результатам экспертизы выявилась необходимость доработки документов, заявителю вместе с экспертным заключением могут быть указаны допустимые сроки устранения замечаний (до начала аттестации заявителя или к ее окончанию).

При прекращении работ по аккредитации комплект документов заявителю не возвращают.

7. Аттестация заявителя

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»