Недействующий

     

Министерство транспорта Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

     
РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 февраля 2002 года N ИС-5-р

     

     

О классификации работ по ремонту и содержанию
автомобильных дорог общего пользования

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтранса России от 1 ноября 2007 года N 158
____________________________________________________________________



В целях повышения эффективности работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, совершенствования, планирования расходов средств федерального бюджета на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, а также упорядочения выделения на эти цели средств федерального бюджета:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2002 года "Классификацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (далее - Классификация), согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Руководителям управлений автомагистралей, федеральных управлений автомобильных дорог, территориальных органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования руководствоваться Классификацией, утвержденной пунктом 1 настоящего распоряжения, при планировании работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, обосновании направлений средств, планировании расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог.

3. Считать утратившим силу с 1 января 2002 года приказ Федеральной дорожной службы России от 18.12.97 N 80.

4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве (Чванов В.В.) совместно с ГУП "Информавтодор" (Мепуришвилн Д.Г.) в установленном порядке организовать издание и распространение Классификации по организациям, упомянутым в пункте 2 настоящего распоряжения.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Скворцова О.В.

Первый заместитель Министра,
руководитель Государственной службы
дорожного хозяйства
И.Н.Слюняев


Приложение

     

КЛАССИФИКАЦИЯ
 работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования


Настоящая "Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" разработана по заданию Государственной службы дорожного хозяйства группой ученых и специалистов в составе: проф. д-р. техн. наук Васильев А.П. (научный руководитель), проф. д-р техн. наук Яковлев Ю.М., канд.техн.наук Горячев М.Г. (МАДИ-ГТУ), с участием Урманова И.Л., Секачевой Н.А., канд.экон.наук Гейдта А.А., канд.техн.наук Чванова В.В. (Росавтодор), канд.техн.наук Шестерикова В.И. и Шейнцвита М.И. (ГП РосдорНИИ).

Классификация предназначена для руководств при определении видов и объемов paбот, обосновании направлений использования средств на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них и организации дорожных работ.

Замечания и предложения направлять по адресу: 129085, г.Москва, ул.Бочкова, 4, Росавтодор.

 1. Общие положения

1.1. Настоящая классификация разработана взамен "Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утвержденной приказом Федеральной дорожной службы России от 18 декабря 1997 года N 80 и распространяется на дороги общего пользования Российской Федерации.

1.2. Классификация устанавливает виды и состав работ по ремонту и содержанию, автомобильных дорог общего пользования, которыми следует руководствоваться при определении направлений использования средств, планировании расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений на них и организации дорожных работ.

1.3. Классификация предусматривает следующие виды работ по ремонту и содержанию дорог: капитальный ремонт, ремонт и содержание, своевременное и полное выполнение которых необходимо, чтобы сохранять и поддерживать транспортно-эксплуатационное состояние дороги в течение всего срока эксплуатации на уровне, обеспечивающем установленные для данной категории требования к потребительским свойствам дороги.

1.4. Протяженность автомобильных дорог, подлежащих ремонту, в целом по сети федеральных автомобильных дорог и автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации определяется на основании результатов диагностики и оценки состояния дорог и дорожных сооружений с учетом действующих межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий.

1.5. Протяженность конкретных дорог и участков дорог, подлежащих тому или иному виду ремонта, и сроки их выполнения, определяются путем сопоставления фактического состояния дороги и дорожных сооружений с установленными критериями для назначения соответствующих видов ремонта.

Требуемый вид ремонта, состав и объемы работ по ремонту каждой автомобильной дороги и участка дороги, а также по каждому дорожному сооружению устанавливают на основании результатов диагностики и оценки их фактического состояния, инженерных изысканий, испытаний и обследований, ведомостей дефектов и других документов, содержащих оценку фактического состояния дорог и дорожных сооружений в объеме, позволяющем сопоставить это состояние с критериями назначения соответствующего вида ремонта.

1.6. В соответствии с "Порядком распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации Бюджетной классификации Российской Федерации" расходы на содержание и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся к категории "Текущих расходов бюджетов", а расходы на проведение капитального ремонта - к категории "Капитальные расходы бюджетов".

1.7. Капитальный и другие виды ремонтов линейных зданий и подсобных сооружений, зданий дорожной службы и сооружений производственной базы, включенных в балансовую стоимость автомобильных дорог и дорожных сооружений, производятся по отдельным заданиям в соответствии с разрабатываемой в установленном порядке и утверждаемой Заказчиком (инвестором) проектно-сметной документацией.

2. Основные термины и определения

2.1. Дорожные сооружения - это сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки отдыха, специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.).

2.2. Потребительские свойства дороги - это совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно отвечающих интересам пользователей. К потребительским свойствам относятся: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения по дорогам общего пользования осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, экологическая безопасность, эстетические и другие свойства.

2.3. Реконструкция дороги - это увеличение ее пропускной и несущей способностей путем изменения на отдельных участках плана и продольного профиля, коренного переустройства дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений, как правило, с переводом в более высокую категорию, при котором параметры и характеристики дороги повышаются до уровня, позволяющего при возросшей и прогнозируемой на перспективу интенсивности движения обеспечить нормативные требования к потребительским свойствам дорог и дорожных сооружений на период до очередной реконструкции.

Реконструкция является отдельным этапом развития и совершенствования дорожной сети и в настоящей классификации не рассматривается.

2.4. Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия земляного полота и дорожных сооружений (осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные, в необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги  с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм соответствующих категорий, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении дороги (за исключением случаев, указанных в пунктах 3.4.1 и 3.4.4).

2.4.1. Задача капитального ремонта состоит в полном восстановлении и повышении транспортно-эксплуатационного состояния дороги до уровня, позволяющего обеспечить нормативные требования в период до очередного капитального ремонта при интенсивности движения, соответствующей расчетной для данной категории дороги, при превышении которой необходима реконструкция дороги с переводом в более высокую категорию.

2.4.2. Критерием для назначения капитального ремонта является такое транспортно-эксплуатационное состояние дороги, при котором прочность дорожной одежды снизилась до предельно допустимого значения, или параметры и характеристики других элементов дороги и дорожных сооружений не удовлетворяют возросшим требованиям движения настолько, что невозможно или экономически нецелесообразно приводить их в соответствие с указанными требованиями посредством работ по ремонту и содержанию.

2.5. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных тpaнспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения.

При этом под первоначальными понимаются транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта.

2.5.1. Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги.

2.5.2. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно

2.6. Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.

2.6.1. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.

2.6.2. Зимнее содержание дороги - работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.

2.6.3. Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.

3. Капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений

3.1. Капитальный ремонт, как правило, должен производиться комплексно по всем сооружениям и элементам дороги на всем протяжении ремонтируемого участка дороги.

Допускается при соответствующем обосновании проведение выборочного капитального ремонта отдельных участков и элементов дороги, а также дорожных сооружений.

3.2. Капитальный ремонт выполняется в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.

Капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений, подвергшихся разрушению в результате обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, передислокация воинских формирований и др.), разрешается выполнять по ведомостям дефектов и исполнительным сметам в установленном порядке.

3.3. В состав капитального ремонта могут быть включены работы по ремонту, а также содержанию элементов дорогими дорожных сооружений на ремонтируемом участке, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы не были выполнены до начала капитального ремонта.

3.4. К капитальному ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений относятся следующие работы:

3.4.1. По земляному полотну и водоотводу:

поднятие земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках;

перестройка пучинистых, оползневых и обвальных участков;

усиление земляного полота с заменой грунтов, устройством изолирующих и армирующих прослоек;

устройство новых дренажей, системы водоотвода (в том числе прикромочных и телескопических лотков), осушительных канав, берегозащитных и противоэрозионных сооружений, водобойных колодцев, ливневой канализации;

исправление параметров земляного полотна на отдельных участках с доведением его геометрических  параметров до норм, соответствующих категорий, установленной для ремонтируемой дороги (смягчение продольных уклонов, обеспечение видимости в плане и продольном профиле, увеличение радиусов вертикальных и горизонтальных кривых, устройство виражей);

устройство земляного полотна и водоотвода на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам;

отвод в постоянное и временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по капитальному ремонту.

3.4.2. По дорожным одеждам:

усиление дорожных одежд с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой дополнительных слоев  основания и покрытия (в том числе с использованием армирующих, изолирующих, дренирующих и других материалов); устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания; перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона;

уширение дорожной одежды до норм, соответствующих категории ремонтируемой дороги;

устройство вновь бордюров и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий;

устройство вновь дорожных одежд в местах исправления и перестройки земляного полотна, на пересечениях и примыканиях, разворотных площадках, на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, на объездах ремонтируемых дорог и подъездных дорогах к паромным переправам;

ликвидация колей глубиной более 45 мм с заменой нестабильных слоев дорожной одежды методами фрезерования и регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев сдвигоустойчивого асфальтобетона;

сплошное перемощение мостовых с полной или частичной заменой песчаного основания.

3.4.3. По искусственным сооружениям:

уширение и усиление мостов, путепроводов с доведением их габаритов и грузоподъемности до норм, установленных для данной категории дороги;

усиление и перестройка существующих паромных переправ и наплавных мостов, полная замена элементов мостового полотна с усилением плит и (или) заменой продольных швов омоноличивания;

перестройка или замена водопропускных труб, устройство водопропускных труб вновь в местах с необеспеченным водоотводом, замена малых мостов трубами;

устройство и восстановление подпорных стен, противолавинных галерей, навесов, устройство укрепительных и регуляционных сооружений, восстановление или устройство защитных сооружений (траверс, шпор, дамб);

замена всех или части пролетных строений или опор, имеющих предельные износы, на новые;

увеличение подмостового габарита до требуемого для существующего класса пересекаемого препятствия (а/д, ж/д, реки);

замена плит (настила) в одном или всех сталежелезобетонных (стальных) пролетных строениях;

восстановление тоннелей, предусматривающее замену обделки;

устройство дополнительных вентиляционных штолен и шахт для тоннелей, обследование и испытание мостовых сооружений после их капитального ремонта с составлением Паспорта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»