Недействующий

О направлении Методических рекомендаций по контролю за вывозом результатов интеллектуальной деятельности (не действует на основании приказа ГТК России от 30.12.2003 N 1581)

Приложение
к письму Государственного
таможенного комитета РФ
от 03.04.2002 N 01-06/13128

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации контроля за вывозом результатов интеллектуальной деятельности



Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Специальное законодательство об интеллектуальной собственности включает (по видам объектов интеллектуальной собственности):

- Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 N 3520-1;

- Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.93 N 5351-1;

- Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 N 3517-1;

- Закон Российской Федерации "О правовой охране программы для ЭВМ и баз данных" от 23.09.92 N 3523-1;

- Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23.09.92 N 3526-1.

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации таможенному контролю подлежат перемещаемые (ввозимые/вывозимые) через таможенную границу Российской Федерации товары и транспортные средства. При этом, согласно статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ, под товаром понимается любое движимое имущество.

В связи с этим любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т.д.) (далее - товар), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю.

Перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации участниками внешнеторговой деятельности материальные носители, содержащие результаты интеллектуальной деятельности, подлежат письменному декларированию с обязательным заполнением грузовой таможенной декларации в случае, если их стоимость превышает сумму, эквивалентную 100 евро или в случае если к ним применяются меры нетарифного регулирования.

Допускается декларирование путем представления в таможенный орган письменного заявления, составленного в произвольной форме, если стоимость товаров, декларируемых по одному Заявлению, не превышает суммы, эквивалентной 100 евро, и если их экспорт осуществляется без ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, при условии, что в Заявлении содержатся необходимые для таможенных целей сведения:

- о лицах, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, и транспортных документах, в соответствии с которыми их товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации;

- о наименованиях товаров и их кодах в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

- о количестве перемещаемых товаров и их фактурной и таможенной стоимости;

- о заявляемом таможенном режиме.

Результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на бумажных носителях, классифицируются в 49 группе ТН ВЭД России, а в случае их размещения на магнитных носителях - в товарной позиции 8524 ТН ВЭД России.

Таможенная стоимость результатов интеллектуальной деятельности определяется декларантом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (для вывозимых товаров - постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461; для ввозимых товаров - Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе").

Необходимо учитывать, что при определении таможенной стоимости товаров в цену сделки включаются лицензионные и иные платежи (если они не были ранее в нее включены), которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров.

В случае если условиями внешнеэкономического договора не предусмотрена оплата непосредственно материальных носителей, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, то в соответствии с Положением Банка России и ГТК России от 22.12.99 N 101-П и N 01-23/23005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", таможенное оформление таких товаров производится без представления паспорта сделки.

Таможенное оформление товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеэкономическому договору, условиями которого предусмотрены отдельно расчеты за материальные носители и за содержащиеся на них результаты интеллектуальной деятельности, должно производиться с представлением паспорта сделки, оформленного в установленном порядке. При этом, в качестве фактурной стоимости таких товаров, в таможенной декларации должны указываться сведения о стоимости материальных носителей.

Необходимо учитывать, что данный контроль должен распространяться, в том числе, на расчеты по агентским договорам, договорам комиссии и договорам поручения.

Выполнение работ, оказание услуг или передача результатов интеллектуальной деятельности по указанным договорам подтверждается документами, определенными в Перечне, утвержденном Министерством внешних экономических связей торговли Российской Федерации от 01.07.97 N 10-83/2508, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю от 03.07.97 N 07-26/3628, ГТК России от 09.07.97 N 01-23/13044, а также иными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме документов, представляемых декларантом для таможенных целей, при вывозе результатов интеллектуальной деятельности в таможенный орган необходимо представить документы, к которым относятся:

- лицензия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (при экспорте технологий двойного назначения, информации о месторождениях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и шифровальной техники) или Комитета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (при экспорте нормативно-технической, конструкторской, технологической, программной документации к продукции военного назначения и картографической продукции военного назначения).

В случае необходимости, возникшей у таможенного органа при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в соответствии со статьей 174 Таможенного кодекса Российской Федерации допускается запрашивать у декларанта (экспортера) следующие дополнительные документы и/или сведения:

- заключение о принадлежности товаров (технологий) к товарам двойного применения, продукции военного назначения, шифровальным средствам;