Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 апреля 2002 года N 01-06/13128


О направлении Методических рекомендаций
 по контролю за вывозом результатов
интеллектуальной деятельности

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 30 декабря 2003 года N 1581
____________________________________________________________________


В целях повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при перемещении результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения единообразного подхода при проведении таможенного оформления направляем для использования в работе Методические рекомендации по организации контроля за вывозом результатов интеллектуальной деятельности.


Заместитель председателя
Государственного таможенного
комитета РФ
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.А.Каульбарс

     

Приложение
к письму Государственного
таможенного комитета РФ
от 03.04.2002 N 01-06/13128

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации контроля за вывозом результатов интеллектуальной деятельности



Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются литературные, художественные, научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; изобретения; промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Специальное законодательство об интеллектуальной собственности включает (по видам объектов интеллектуальной собственности):

- Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 N 3520-1;

- Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.93 N 5351-1;

- Патентный закон Российской Федерации от 23.09.92 N 3517-1;

- Закон Российской Федерации "О правовой охране программы для ЭВМ и баз данных" от 23.09.92 N 3523-1;

- Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23.09.92 N 3526-1.

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации таможенному контролю подлежат перемещаемые (ввозимые/вывозимые) через таможенную границу Российской Федерации товары и транспортные средства. При этом, согласно статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ, под товаром понимается любое движимое имущество.

В связи с этим любые перемещаемые юридическими и физическими лицами результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на магнитных, бумажных или иных материальных носителях (схемы, чертежи, описания технологических процессов, программные продукты, методические материалы, результаты исследований и т.д.) (далее - товар), в том числе в комплекте с изделиями или продукцией, подлежат таможенному контролю.

Перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации участниками внешнеторговой деятельности материальные носители, содержащие результаты интеллектуальной деятельности, подлежат письменному декларированию с обязательным заполнением грузовой таможенной декларации в случае, если их стоимость превышает сумму, эквивалентную 100 евро или в случае если к ним применяются меры нетарифного регулирования.

Допускается декларирование путем представления в таможенный орган письменного заявления, составленного в произвольной форме, если стоимость товаров, декларируемых по одному Заявлению, не превышает суммы, эквивалентной 100 евро, и если их экспорт осуществляется без ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, при условии, что в Заявлении содержатся необходимые для таможенных целей сведения:

- о лицах, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, и транспортных документах, в соответствии с которыми их товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации;

- о наименованиях товаров и их кодах в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

- о количестве перемещаемых товаров и их фактурной и таможенной стоимости;

- о заявляемом таможенном режиме.

Результаты интеллектуальной деятельности, зафиксированные на бумажных носителях, классифицируются в 49 группе ТН ВЭД России, а в случае их размещения на магнитных носителях - в товарной позиции 8524 ТН ВЭД России.

Таможенная стоимость результатов интеллектуальной деятельности определяется декларантом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (для вывозимых товаров - постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461; для ввозимых товаров - Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе").

Необходимо учитывать, что при определении таможенной стоимости товаров в цену сделки включаются лицензионные и иные платежи (если они не были ранее в нее включены), которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условий продажи оцениваемых товаров.

В случае если условиями внешнеэкономического договора не предусмотрена оплата непосредственно материальных носителей, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, то в соответствии с Положением Банка России и ГТК России от 22.12.99 N 101-П и N 01-23/23005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", таможенное оформление таких товаров производится без представления паспорта сделки.

Таможенное оформление товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеэкономическому договору, условиями которого предусмотрены отдельно расчеты за материальные носители и за содержащиеся на них результаты интеллектуальной деятельности, должно производиться с представлением паспорта сделки, оформленного в установленном порядке. При этом, в качестве фактурной стоимости таких товаров, в таможенной декларации должны указываться сведения о стоимости материальных носителей.

Необходимо учитывать, что данный контроль должен распространяться, в том числе, на расчеты по агентским договорам, договорам комиссии и договорам поручения.

Выполнение работ, оказание услуг или передача результатов интеллектуальной деятельности по указанным договорам подтверждается документами, определенными в Перечне, утвержденном Министерством внешних экономических связей торговли Российской Федерации от 01.07.97 N 10-83/2508, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю от 03.07.97 N 07-26/3628, ГТК России от 09.07.97 N 01-23/13044, а также иными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме документов, представляемых декларантом для таможенных целей, при вывозе результатов интеллектуальной деятельности в таможенный орган необходимо представить документы, к которым относятся:

- лицензия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (при экспорте технологий двойного назначения, информации о месторождениях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и шифровальной техники) или Комитета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (при экспорте нормативно-технической, конструкторской, технологической, программной документации к продукции военного назначения и картографической продукции военного назначения).

В случае необходимости, возникшей у таможенного органа при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в соответствии со статьей 174 Таможенного кодекса Российской Федерации допускается запрашивать у декларанта (экспортера) следующие дополнительные документы и/или сведения:

- заключение о принадлежности товаров (технологий) к товарам двойного применения, продукции военного назначения, шифровальным средствам;

- заключение о наличии информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенных на территории Российской Федерации и в пределах континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации;

- заключение об отсутствии сведений, составляющих государственную тайну;

- заключение о том, что вывозимая документированная информация не относится к общероссийскому национальному достоянию и архивному фонду, вывоз которой ограничен законодательством Российской Федерации;

- заключение Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Министерстве юстиции Российской Федерации об отсутствии результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

В случае, если при вывозе товаров передаются права на результаты интеллектуальной деятельности документами, подтверждающими наличие прав, являются:

- свидетельства на товарные знаки; патенты на промышленные образцы; изобретения, полезные модели, патенты на селекционные достижения;

- договоры уступки на объекты промышленной собственности;

- лицензионные или авторские договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности, договоры коммерческой концессии.

Договор об уступке патента на изобретение или промышленный образец, право на полезную модель или товарный знак, лицензионные договоры считаются действительными после регистрации в государственном патентном ведомстве - Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент).


Текст документа сверен по:

"Официальные документы".

Еженедельное приложение к газете

"Учет, налоги, право",

N 17, 07.05.2002

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»