Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

 

от 18 марта 1969 года N 38-M

 МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ СССР

 

от 18 марта 1969 года N 41-05

ИНСТРУКЦИЯ


о порядке списания пришедших в негодность оборудования, инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств) в учреждениях, организациях и предприятиях системы Министерства просвещения СССР

____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа Минпроса СССР от 15 февраля 1984 года N 16
____________________________________________________________________



1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с "Типовой инструкцией о порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов (средств)", изданной Министерством финансов СССР и Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР от 16 июня 1962 года за N 161/31-и, с учетом внесенных в эту инструкцию изменений письмом от 31 июля 1968 года за N 188/АБ-22-Д.

2. Списанию с балансов учреждений, организаций и предприятий подлежат оборудование, инвентарь и другое имущество, числящиеся в составе основных средств и полностью утратившие свое учебно-производственное значение вследствие износа, после отработки установленных сроков службы, ветхого и негодного состояния, а также уничтоженные вследствие стихийных бедствий или аварий*.

_______________

* Согласно п.25 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденного приказом по Министерству финансов СССР от  15 сентября 1966 года N 290, аналогичный порядок действует в бюджетных учреждениях и для списания с баланса пришедших в ветхость и негодность малоценных и быстроизнашивающихся предметов.     

Списанию с балансов учреждений, организаций и предприятий подлежат также здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых объектов, а также пришедшие в ветхое состояние.

К ветхим относятся те основные средства, на которые вследствие их физического износа нецелесообразно затрачивать средства для восстановления или ремонта. К негодным относятся те основные средства, которые не могут быть восстановлены для дальнейшего использования по причине серьезных конструктивных поломок, разрушений стихийными бедствиями или невосполнимой утраты основных узлов, частей или деталей предмета.

При этом должностные лица, по вине которых основные средства приведены в негодное состояние, несут ответственность за причиненный ими материальный ущерб в установленном законом порядке.

3. Предметы, утратившие свое значение, но пригодные для использования в народном хозяйстве, должны быть в установленном порядке реализованы по пониженной оценке по соглашению сторон или переданы безвозмездно другим бюджетным учреждениям и организациям внутри системы Министерства просвещения СССР.

4. Для определения непригодности оборудования, инвентаря и другого имущества к дальнейшему использованию, а также для оформления необходимой документации на списание указанных объектов или предметов с балансов в учреждениях и организациях приказом руководителя создаются постоянно действующие комиссии.

В бюджетных учреждениях и организациях постоянно действующие комиссии создаются в составе:

а) руководителя учреждения (организации) или его заместителя;

б) главного (старшего) бухгалтера, а в тех учреждениях и  организациях, в которых по утвержденному штатному расписанию нет должности главного (старшего) бухгалтера, того лица, на которое возложено ведение учета; в учреждениях и организациях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, счетного работника этой бухгалтерии по согласованию с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;

в) представителя общественности;

г) материально ответственного лица.

Кроме постоянных членов комиссии, при списании специального учебного оборудования и инвентаря к участию в работе комиссии в обязательном порядке привлекаются: в высших учебных заведениях - деканы факультетов и заведующие кафедрами; в школах и других учреждениях - учителя, преподаватели, воспитатели, методисты и другие работники, являющиеся специалистами по соответствующему оборудованию и инвентарю.

При списании имущества по начальным школам, мало комплектным (до 10 классов-комплектов) восьмилетним и средним школам и детским садам, не находящимся на обслуживании централизованных бухгалтерий, в составе комиссии должен быть представитель вышестоящей финансирующей организации (РОНО, ГОРОНО, исполкома городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов).

В предприятиях и организациях, состоящих на хозяйственном расчете, постоянно действующие комиссии создаются в составе:

а) главного инженера;

б) главного механика;

в) главного энергетика;

г) главного технолога;

д) начальника ОТК;

е) главного (старшего) бухгалтера.

В строительных, снабженческих, торговых и других предприятиях и организациях в состав постоянно действующих комиссий включаются соответствующие другие должностные лица, компетентные в вопросах определения непригодности основных средств к дальнейшему использованию.

Кроме постоянных членов, в состав комиссии распоряжением руководителя предприятия или организации должны включаться материально ответственные лица, представители цехов и отделов, а также специалисты по соответствующему оборудованию.

При осмотре пришедших в ветхое состояние зданий и сооружений приглашаются представители вышестоящей организации по подчиненности и исполкома местного Совета депутатов трудящихся.

При установлении непригодности автомобилей, тракторов, бульдозеров, нагревательных котлов и других основных средств, контролируемых государственными инспекциями, для участия в работе комиссии приглашаются представители соответствующих инспекций. При неявке представителя инспекций акт на списание составляется без его участия, о чем делается отметка в акте с указанием даты и номера письма учреждения, предприятия, организации, которым был приглашен представитель инспекции для участия в работе.

При списании продуктивных животных и рабочего скота от падежа требуется обязательное заключение ветеринарного врача с указанием причин падежа. Если прирезанное животное может быть использовано на мясо, то в акте должно быть указано количество полученного мяса, а также кожи и отходов. Мясо, кожа и отходы должны быть оприходованы на склад, о чем кладовщик делает отметку в акте.

5. В обязанности постоянно действующих комиссий входит:

а) непосредственный осмотр объектов, предметов, подлежащих списанию, установление непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию;

б) установление причин, обусловивших необходимость списания объектов, предметов (износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварий и т.д.), а в необходимых случаях - виновных в этом лиц;

в) определение возможности использования отдельных узлов, деталей, частей, материалов списываемого объекта и оценка их, исходя из цен возможного использования;

г) составление акта на списание объекта или предмета.

6. Акты составляются по следующим установленным формам:

а) акт на списание с баланса бюджетных учреждений и организаций белья, постельных принадлежностей, учебного оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества (приложение 1);

б) акт на списание с баланса учреждений, предприятий, организаций автомобиля, автомобильного прицепа (приложение 2);

в) акт на списание с баланса зданий и сооружений, а также основных средств хозрасчетных предприятий и организаций, типовая ф. N ОС-4 (приложение 3);

г) акт на списание с баланса бюджетных учреждений и организаций исключенной из библиотеки литературы (приложение 4).

7. В актах на списание указываются данные, характеризующие объекты (предметы): год изготовления или постройки объекта, дата поступления, время ввода в эксплуатацию, инвентарный номер и стоимость.

В актах подробно излагаются причины выбытия объекта (предмета), состояние основных частей, деталей и обосновывается нецелесообразность или невозможность их восстановления. В конце акта указывается количество материалов, полученных от ликвидации, с подтверждением о сдаче их на склад для хозяйственных нужд учреждения, предприятия, организации или реализации их на сторону.

Акт на списание основных средств утверждается руководителем учреждения, предприятия, организации, который должен рассмотреть установленные комиссией факты небрежного отношения со стороны отдельных работников к сохранности государственного имущества и наложить на них дисциплинарное взыскание, а в необходимых случаях обеспечить возмещение материального ущерба, принять необходимые меры к улучшению условий эксплуатации, обеспечению сохранности основных средств и упорядочению учета.

8. Акт составляется в двух экземплярах, из них один экземпляр после утверждения его руководителем передается в бухгалтерию учреждения (централизованную бухгалтерию), второй - материально ответственному лицу.

В тех случаях, когда требуется утверждение вышестоящей финансирующей организации, акт составляется в трех экземплярах, два из которых направляются в вышестоящую организацию, которая в свою очередь возвращает один экземпляр с разрешением на списание.

9. При списании с балансов предприятий, учреждений и организаций стоимости машин, оборудования и транспортных средств вследствие аварии к акту списания прилагается копия акта об аварии с указанием причин, вызвавших аварию, и принятых мер в отношении виновных лиц.

10. Сроки представления учреждениями и организациями актов и других документов на списание оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, сроки и порядок проверки и рассмотрения указанных материалов вышестоящими организациями, а в необходимых случаях осмотр технического состояния списываемых объектов с выездом на места устанавливаются министерствами просвещения (народного образования) союзных республик, исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся.

11. Списание оборудования, хозяйственного инвентаря и других основных средств производится:

а) с балансов научно-исследовательских, педагогических и других институтов, состоящих на союзном и республиканских бюджетах союзных республик, стоимостью до 500 руб. за единицу- руководителем учреждения, стоимостью от 500 до 1000 руб. за единицу-с разрешения вышестоящей организации (Главных управлений высших и средних учебных заведений, управлений, отделов и центральных бухгалтерий министерств, Академии педагогических наук СССР) и стоимостью свыше 1000 руб. за единицу - с разрешения руководства министерства;

б) с балансов остальных учреждений, состоящих на союзном бюджете и республиканских бюджетах союзных республик, стоимостью до 200 руб. за единицу - руководителем учреждения, стоимостью от 200 до 500 руб. за единицу - с разрешения вышестоящей организации (соответствующего управления (отдела) и центральной бухгалтерии министерства, Академии педагогических наук СССР) и стоимостью свыше 500 руб. за единицу  - с разрешения руководства министерства;

в) по институтам усовершенствования учителей, педагогическим училищам, внешкольным учреждениям, восьмилетним и средним школам, лесным и санаторным школам, школам-интернатам, специальным школам-интернатам для детей с дефектами умственного и физического развития и детским домам, состоящим на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах, стоимостью до 200 руб. за единицу - руководителем учреждения, стоимостью от 200 до 500 руб. за единицу - с разрешения вышестоящей организации и стоимостью свыше 500 руб. за единицу - с разрешения соответствующего исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся или Министерства просвещения АССР;

г) по начальным школам, мало комплектным (до 10 классов-комплектов) восьмилетним и средним школам, детским садам и садам-яслям, не  обслуживаемым централизованными бухгалтериями, - с разрешения вышестоящей финансирующей организации;

д) с балансов предприятий, на которые распространяется Положение о государственном социалистическом производственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года N 731, в порядке, указанном пунктом 75 этого Положения*;

_______________

* Этим пунктом предусмотрено, что "предприятие имеет право списывать с баланса морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструмент, когда восстановление этого имущества невозможно или экономически нецелесообразно и оно не может быть реализовано. Предприятие имеет право списывать с баланса здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых объектов, а также пришедшие в ветхое состояние".


е) с балансов предприятий и организаций, состоящих на хозяйственном расчете, на которые не распространяется Положение о государственном социалистическом производственном предприятии, стоимостью до 500 руб. за единицу - руководителем предприятия или организации, стоимостью от 500 до 1000 руб. за единицу - с разрешения вышестоящей организации, стоимостью свыше 1000 руб. за единицу - с разрешения министерства (по предприятиям и организациям союзного и республиканского подчинения) и соответствующего исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся (по предприятиям и организациям местного подчинения).

12. Разборка и демонтаж оборудования, а также ликвидация хозяйственного инвентаря и другого имущества до утверждения актов на списание не допускаются.

После утверждения актов руководителем учреждения, предприятия, организации и получения разрешения вышестоящей организации (в предусмотренном п.11 случаях) производится ликвидация имущества, разрешенного к списанию, или разборка зданий и сооружений.

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации хозяйственного инвентаря и другого имущества, приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются данные ценности, а непригодные детали и материалы приходуются как лом или утильсырье по цене возможной реализации или использования.

В бюджетных учреждениях суммы, вырученные от реализации оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества,  материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, вносятся в доход соответствующего бюджета, а стоимость материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств и оставленных для ремонта и других хозяйственных нужд этих учреждений, относится на увеличение бюджетного финансирования.

13. Для списания бьющейся посуды следует вести ежедневный учет боя посуды в журнале установленной формы (приложение N 5). Записи в журнал производятся соответствующими должностными лицами. Зафиксированный фактический бой посуды уничтожается в момент записи в журнал. Постоянно действующая комиссия следит за правильным ведением указанного журнала и ежеквартально составляет акт на списание.

14. Работа по исключению устаревшей литературы в библиотеках школ, учебных заведений и учреждений, подведомственных органам народного образования, проводится как путем непосредственного просмотра книжных фондов и выявления устаревших изданий, так и путем проверки их по приказам Главлита СССР и по "Сводному списку книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети".

На отобранную к исключению из библиотек литературу составляется опись и акт, который утверждается распорядителем кредитов. Утвержденный акт с описью является основанием для исключения книг из библиотеки и сдачи их местным учреждениям, занимающимся заготовкой утильсырья, по квитанции.

Списание с баланса учреждений устаревшей литературы производится на основании утвержденного акта на исключение устаревшей литературы и квитанции о сдаче ее в макулатуру.

15. Списание пришедшей в ветхость литературы (изношенность книг, утеря страниц, восстановление которых не представляется возможным и т.д.) оформляется так же, как и списание устаревшей литературы.

16. При списании белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, а также спецодежды и спецобуви, выдаваемой в установленном законом порядке за счет учреждений и организаций, и другого мягкого инвентаря и обмундирования постоянно действующим комиссиям следует руководствоваться установленными сроками носки (приложения 6-10).

По истечении сроков носки подлежит списанию лишь та часть белья, постельных принадлежностей и другого мягкого инвентаря и обмундирования, которая пришла в действительную негодность, а остальная его часть должна ремонтироваться, перешиваться или перелицовываться для дальнейшего использования.

При списании белья, постельных принадлежностей и другого мягкого инвентаря и обмундирования вырезаются и уничтожаются мастичные клейма, а сами предметы разрываются на тряпки в присутствии комиссии. Полученная ветошь сдается по квитанции местным  учреждениям, занимающимся заготовкой вторичного сырья, или приходуется на склад по весу для нужд данного учреждения, о чем делаются соответствующие записи в акте. Ветошь может быть использована для починки годного белья, уборки помещений и других хозяйственных надобностей. Получение ее со склада производится в общеустановленном порядке.

17. Списанные предметы (объекты), части которых не могут быть использованы учреждением, предприятием, организацией для ремонта и других хозяйственных нужд, подлежат сдаче заготовительным организациям.

18. Высвобождающиеся у воспитанников школ-интернатов обмундирование и мягкий инвентарь до окончания срока носки должны выдаваться другим учащимся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»