Недействующий

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 УКАЗАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

от 28 ноября 2001 года N 137-Т


О рекомендациях по разработке кредитными
организациями правил внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма*

(с изменениями на 16 января 2003 года)
____________________________________________________________________
Отменено с 20 июля 2005 года на основании
письма Банка России от 13 июля 2005 года N 99-Т
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтено:

письмо Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т.

____________________________________________________________________

________________

* Название дополнено письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию.

____________________________________________________________________

Указанием оперативного характера Банка России от 8 сентября 2004 года N 104-Т сообщено, что с 10 сентября 2004 года настоящее Указание применяется в части, не противоречащей:

Указанию Банка России от 9 августа 2004 года N 1485-У “О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях";

Указанию Банка России от 9 августа 2004 года N 1486-У “О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях";

Положению Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма*" (с изменениями и дополнениями) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст.4296) кредитные организации осуществляют внутренний контроль - деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) (абзац в редакции письма Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию).

________________

В первом абзаце настоящего указания и далее по тексту после слов: "преступным путем" дополнительно включены слова: ", и финансирование терроризма" в соответствующих падежах - письмо Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т.



При этом внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, следует рассматривать как часть системы внутреннего контроля в кредитных организациях, организуемой в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в порядке, установленном Банком России.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", руководствуясь интересами обеспечения стабильности банковской системы Российской Федерации, в целях ее защиты от проникновения преступных капиталов, учитывая международный опыт, рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Базельского комитета по банковскому надзору, Банк России направляет прилагаемые рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Рекомендации).

Кредитные организации разрабатывают правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом Рекомендаций и утверждают их в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. При этом кредитные организации, действующие на день подписания настоящего письма, должны разработать и утвердить указанные правила в срок до 1 февраля 2002 года (абзац в редакции письма Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию).

Контроль за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществляется Банком России в порядке, установленном Банком России.

Доведите содержание настоящего письма, а также текст Рекомендаций до сведения кредитных организаций.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
В.В.Геращенко

     

 Приложение
к Указанию оперативного характера
Банка России
от 28 ноября 2001 года N 137-Т

      

Рекомендации по разработке кредитными организациями
правил внутреннего контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма*  

(с изменениями на 16 января 2003 года)  

________________

* Название дополнено письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию.


Основным принципом разработки правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации (далее - клиенты), операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (преамбула в редакции письма Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию).

     

     
1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию в кредитной организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее - руководитель кредитной организации) (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию).

1.2. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (подпункт в редакции письма Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию).

1.3. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываются с учетом следующих общих положений (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию):

1.3.1. необходимости сохранения конфиденциальности сведений о внутренних документах кредитной организации;

1.3.2. необходимости сохранения конфиденциальности сведений о счетах и вкладах клиентов кредитной организации, о клиентах и их операциях, а также иных сведений, определяемых кредитной организацией;

1.3.3. исключения вовлечения и соучастия сотрудников кредитной организации в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию).

1.4. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включают порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности кредитной организации.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включают также другие программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определенные настоящими Рекомендациями.

(Подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию)

2. Программы осуществления внутреннего контроля
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма     

(название дополнено письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т -
см. предыдущую редакцию)

2.1. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываются кредитной организацией с учетом настоящих Рекомендаций, а также особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, и включают в себя (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию):

2.1.1. программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов;

2.1.2. программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию);

2.1.3. программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию);

2.1.4. программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию);

2.1.5. программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию);

2.1.6. программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию);

2.1.7. программу, определяющую порядок организации в кредитной организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказу в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции (подпункт дополнительно включен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т);

2.1.8. программу, определяющую порядок организации в кредитной организации работы по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом (подпункт дополнительно включен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т);

____________________________________________________________________

Подпункт 2.1.7 предыдущей редакции считается подпунктом 2.1.9 настоящей редакции - письмо Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т.

____________________________________________________________________

2.1.9. иные программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подпункт дополнен письмом Банка России от 16 января 2003 года N 6-Т - см. предыдущую редакцию).

2.2. Кредитная организация разрабатывает программу идентификации и изучения своих клиентов.

При разработке кредитной организацией программы идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов рекомендуется использовать анкетирование клиента - составление документа, указанного в приложении 1 к настоящим Рекомендациям, содержащего сведения о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через кредитную организацию, и иные сведения.

2.2.1. Кредитная организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении банковских операций и других сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.2. Кредитная организация получает от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.

Все документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.

2.2.3. В целях идентификации и изучения клиента - физического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании документа, удостоверяющего личность, следующие персональные данные:

фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

дата и место рождения;

место жительства (регистрации);

место пребывания;

сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа),

и на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

2.2.4. В целях идентификации и изучения клиента - юридического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов следующие данные:

наименование;

регистрационный номер;

место регистрации;

место нахождения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»