• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2001 года N 796


О федеральной целевой программе "Энергоэффективная
экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

(с изменениями на 17 октября 2006 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
в связи с завершением реализации федеральной целевой программы
"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года
в 2006 году,

на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 923;
     распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.
____________________________________________________________________

В целях снижения энергоемкости отраслей экономики России и удовлетворения потребностей страны в энергоносителях Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).
____________________________________________________________________
     В 2006 году завершается реализация федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной настоящим постановлением, - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.
____________________________________________________________________

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001 года N 796

(с изменениями на 17 октября 2006 года)

____________________________________________________________________
     В 2006 году завершается реализация настоящей федеральной целевой программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.
____________________________________________________________________

Паспорт федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

Наименование Программы


-


федеральная целевая программа
"Энергоэффективная экономика" на
2002-2005 годы и на перспективу до
2010 года
     

Основание и дата принятия
решения о разработке
Программы
     
Государственный заказчик
- координатор Программы
     

-

     
     
-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 22 января 2001 года N 83-р

     
     
Министерство энергетики Российской
Федерации

Государственные заказчики
подпрограмм и разделов
Программы







-









Министерство Российской Федерации по
атомной энергии, Министерство
промышленности, науки и технологий
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации, Министерство транспорта
Российской Федерации, Министерство
путей сообщения Российской Федерации,
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
     

Основные разработчики
Программы











-












Министерство энергетики Российской
Федерации, Министерство Российской
Федерации по атомной энергии,
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации,
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации, Министерство
транспорта Российской Федерации,
Министерство путей сообщения
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу, проектные и научные
организации
     

Основные цели и задачи
Программы
















-

















реализация основных положений
энергетической стратегии России;
перевод экономики России на
энергосберегающий путь развития за
счет всемерного использования
энергосберегающих технологий и
оборудования, надежное обеспечение
энергоносителями отраслей экономики;
снижение издержек производства в
энергетическом секторе, в том числе на
транспорте, при переработке и
использовании топливно-энергетических
ресурсов потребителями;
снижение негативного воздействия
энергетического сектора на окружающую
природную среду;
сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно-энергетического
комплекса
     

Сроки и этапы реализации
Программы

-

первый этап - 2002-2005 годы;
второй этап - 2006-2010 годы
     

Перечень подпрограмм,
основных мероприятий
и их государственные
заказчики



































-






































подпрограмма "Энергоэффективность
топливно-энергетического комплекса"
(государственный заказчик -
Министерство энергетики Российской
Федерации) включает в себя следующие
разделы:
нефтедобывающий комплекс;
модернизация нефтеперерабатывающей
промышленности;
модернизация и повышение надежности
магистральных нефтепроводов и
нефтепродуктопроводов;
газовая отрасль;
угольная промышленность;
электроэнергетика (в части мероприятий
по строительству зон затопления
гидроэлектростанций государственным
заказчиком является Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу);
эффективное энергообеспечение
регионов, в том числе северных и
приравненных к ним территорий, на
основе использования нетрадиционных
возобновляемых источников энергии и
местных видов топлива;
создание высокоэффективного и
импортозамещающего оборудования и
материалов для
топливно-энергетического комплекса;
экологические аспекты
энергоэффективного развития
топливно-энергетического комплекса,
включая ресурсосберегающую переработку
золошлаковых отходов тепловых
электростанций и снижение выбросов
парниковых газов;
организационные мероприятия и
мониторинг Программы
     



















































подпрограмма "Безопасность и развитие
атомной энергетики" (государственный
заказчик - Министерство Российской
Федерации по атомной энергии) включает
в себя следующие разделы:
безопасность действующих атомных
электростанций;
строительство атомных электростанций;
продление ресурса энергоблоков атомных
электростанций первого и второго
поколений;
снятие атомных электростанций с
эксплуатации;
топливообеспечение атомных
электростанций;
разработка кадастра перспективных
площадок для размещения атомных
электростанций;
обращение с облученным ядерным
топливом и отходами атомных
электростанций;
инновационная ядерная энергетическая
технология с реактором и топливным
циклом естественной безопасности;
механизм реализации и управления
подпрограммой
     





































































подпрограмма "Энергоэффективность в
сфере потребления" включает в себя
следующие разделы:
энергоэффективность энергоемких
отраслей промышленности
(государственный заказчик -
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации);
энергоэффективность в сельском
хозяйстве (государственный заказчик -
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации);
энергоэффективность в
жилищно-коммунальном хозяйстве
(государственный заказчик -
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу);
энергоэффективность на транспорте
(государственный заказчик -
Министерство транспорта Российской
Федерации, в части мероприятий в сфере
железнодорожного транспорта -
Министерство путей сообщения
Российской Федерации);
энергоэффективность в организациях
(учреждениях) федеральной бюджетной
сферы (государственный заказчик -
Министерство энергетики Российской
Федерации);
энергосбережение в отраслях
топливно-энергетического комплекса
(государственный заказчик -
Министерство энергетики Российской
Федерации)
     

Исполнители программных
мероприятий  

определяются на конкурсной основе

Объемы и источники
финансирования Программы

-


всего на реализацию Программы
требуется 7004,66 млрд. рублей,
из них за счет средств федерального
бюджета - 50,26 млрд. рублей,

в том числе:
     

2002-2005 годы - 12,34 млрд. рублей,

2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей


                           

(млрд. рублей)


                           
                           
                           


                    
                    


  2005   
  годы   


  2010   
  годы   


                           

2958,671

4045,989


                           
                           
                           

в том числе по     
 государственным    
 заказчикам:        


         
         


         
         


                           

Минэнерго России

2703,901

3690,349


                           

Минатом России


                           

Минпромнауки России


                           

Минсельхоз России


                           

Минтранс России


                           

МПС России


                           

Госстрой России

























Объемы финансирования мероприятий
Программы в 2002-2005 годах уточняются
при разработке прогнозов
 социально-экономического развития
страны и федерального бюджета.
Государственные заказчики ежегодно
уточняют и согласовывают перечень
первоочередных проектов и мероприятий,
намеченных к финансированию,
руководствуясь постановлением
Правительства Российской Федерации от
11 октября 2001 года N 714
и иными
нормативными правовыми актами
     

Система контроля за
выполнением Программы





-






государственные заказчики обеспечивают
создание и функционирование
многоуровневой системы планирования,
учета и контроля хода выполнения
программных мероприятий в соответствии
с постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня
1995 года N 594

     

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы




-






реализация Программы позволит
преодолеть негативные тенденции в
развитии отраслей
топливно-энергетического комплекса и
обеспечить:
а) достижение необходимых уровней
добычи и производства
топливно-энергетических ресурсов:


                           
                           


                       

к 2005
году

к 2010
году


                           
                           
                           

добыча нефти с        
 газовым конденсатом   
 (млн. тонн)           


       
       

360-370
       
       


                           
                           

добыча газа           
 (млрд. куб. м)        


       


       


                           
                           

добыча угля           
 (млн. тонн)           


       


       


                           
                           
                           

производство          
 электроэнергии        
 (млрд. кВт. ч)        

1008,8
       
       

1158,9
       
       







































б) производство первичных
топливно-энергетических ресурсов (к
2005 году - 1543,4 млн. тонн условного
топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн.
тонн условного топлива);
в) перевод экономики страны на
энергосберегающий путь развития и
достижение экономии
топливно-энергетических ресурсов за
счет использования современных
технологий (в 2002-2005 годах -
143-156 млн. тонн условного топлива, в
2006-2010 годах - 152-169 млн. тонн
условного топлива);
г) обеспечение безопасной эксплуатации
атомных электростанций;
д) снижение энергоемкости ВВП в 2005
году на 13,4 процента и в 2010 году на
26 процентов по отношению к 2000 году;
е) поэтапное перевооружение отраслей
топливно-энергетического комплекса и
обновление до 2010 года оборудования:
в нефтяной отрасли - на 50 процентов;
в нефтеперерабатывающей промышленности
- на 70 процентов;
в сфере нефте- и
нефтепродуктопроводного транспорта -
на 45 процентов;
в газовой отрасли - на 40 процентов;
в угольной отрасли - на 30 процентов;
в электроэнергетике - на 30 процентов;
ж) сокращение вредных выбросов в
атмосферу и уменьшение загрязнения
окружающей среды;
з) сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно-энергетического
комплекса;
и) увеличение рабочих мест на 199 тыс.
человек



I. Обоснование необходимости разработки Программы и организация ее выполнения

В 2000 году Правительством Российской Федерации были одобрены Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2000 года N 39), а также стратегия развития атомной энергетики России на первую половину ХХI века (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 17). Разработка указанных документов была обусловлена сложившимся положением в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее именуется - ТЭК) и возникшими в экономике страны проблемами, что потребовало переоценки перспективной роли и места ТЭК на разных этапах развития экономики.

     С целью реализации Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 года, а именно снижения энергоемкости отраслей экономики и обеспечения устойчивого удовлетворения потребностей страны в энергоносителях, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 83-р соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручена разработка федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).

     В 90-х годах в отраслях ТЭК накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

     сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК в период с 1992 года по 2000 год были хуже прогнозных оценок, которые были намечены в Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472;

     не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;

     не произошло снижение энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20 процентов и без того высокие дореформенные показатели;

     диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;

     не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности;

не сформировалась целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.

     Программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства и предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.

     Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики страны, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России.

     Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового национального продукта за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях.

     Законодательной основой разработки Программы являются федеральные законы "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
     
     

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целями Программы являются:

     повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;

     устойчивое обеспечение населения и экономики энергоносителями;

     создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений;

     поддержание на достаточном уровне экспортного потенциала ТЭК, повышение эффективности экспорта топливно-энергетических ресурсов;

     уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;

     обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

     Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач:

     перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете потребностей населения в различных видах энергоресурсов;

     повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической основе;

     развитие глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов;

     использование местных видов топлива;

     развитие нетрадиционной энергетики;

     ускоренное развитие угольной промышленности;

     развитие атомной энергетики с обеспечением безопасности действующих атомных электростанций и создание нового поколения безопасных ядерных энергетических установок;

     создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для ТЭК и использование отечественных научно-технических достижений для ускорения технического перевооружения действующих и создания новых объектов энергетики;

     снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов ТЭК и оздоровление экологической обстановки в добывающих и энергопроизводящих регионах;

     повышение уровня рационального использования топлива и энергии за счет широкого использования энергосберегающих технологий и оборудования потребителями топливно-энергетических ресурсов в различных секторах экономики;

     создание и организация серийного производства установок малой энергетики, в том числе для использования гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других нетрадиционных источников энергии.

     Главным средством достижения поставленных целей станет формирование энергетического рынка с приемлемым для потребителей соотношением цен на мазут, уголь и природный газ и развитие межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке.

     Программа предусматривает достижение значительного мультипликативного эффекта, который заключается в снижении энергоемкости внутреннего валового продукта и является обобщающим показателем энергоэффективности во всех сферах экономики и коммунально-бытовом секторе.

     Реализацию программных мероприятий намечено осуществить посредством проведения энергосберегающей, энергетической и инвестиционной политики, в том числе путем проведения ценовой и налоговой реформ, формирования внутреннего энергетического рынка, реализации комплекса мер государственного воздействия на процессы структурной перестройки отраслей ТЭК и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.

     Программа является межотраслевой и реализуется в два этапа:

     I этап - 2002-2005 годы;

     II этап - 2006-2010 годы.

     На I этапе будут осуществляться меры, направленные на углубление структурных реформ и укрепление рыночных начал в энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного периода, в том числе меры:

     по надежному топливо- и энергоснабжению энергодефицитных регионов в осенне-зимние периоды;

     по проведению структурных реформ в электроэнергетике и газовой отрасли, завершению реструктуризации угольной промышленности;

     по насыщению внутреннего рынка отечественным высокотехнологичным оборудованием, материалами и конструкциями для отраслей ТЭК;

     по созданию и организации серийного производства установок малой и нетрадиционной энергетики;

     по модернизации действующих атомных электростанций с целью безопасной и эффективной эксплуатации;

     по продлению ресурса энергоблоков;

     по расконсервации, строительству и вводу в действие энергоблоков с высокой и средней степенью готовности;

     по завершению оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов и реализации высокоэффективных, быстроокупаемых и малозатратных энергосберегающих проектов.

     На II этапе главными задачами являются:

     максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы;

     повышение эффективности и конкурентоспособности производства;

     повышение топливно-энергетического потенциала действующих атомных электростанций;

     подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших ресурс;

     повышение энергетической эффективности производства на основе внедрения новых высокоэффективных технологических процессов и оборудования.

III. Система программных мероприятий


Программа состоит из трех подпрограмм:

     "Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса";

     "Безопасность и развитие атомной энергетики";

     "Энергоэффективность в сфере потребления".

1. Подпрограмма "Энергоэффективность топливно-энергетического
комплекса"

Подпрограмма состоит из разделов, в которых предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на устойчивое развитие отраслей ТЭК.

Раздел "Нефтедобывающий комплекс"

Мероприятия раздела направлены на обеспечение технического перевооружения организаций нефтедобывающей промышленности, увеличение нефтеотдачи пластов, своевременное освоение новых месторождений и снижение технологических потерь углеводородного сырья при его добыче.

     Для дальнейшего наращивания объемов добычи нефти в период до 2005 года предусматривается освоение около 100 новых нефтяных и нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, Пермской области, Республике Коми, Ненецком автономном округе, Калининградской области, Поволжье, Восточной Сибири, Сахалинской области и на Северном Кавказе.

     В 2005 году суммарная добыча нефти по новым месторождениям должна быть доведена до 14,4 млн. тонн против 0,6 млн. тонн в 2002 году. Для этого потребуется увеличить объем эксплуатационного бурения с 9,18 млн. погонных метров в 2001 году до 12,43 млн. погонных метров в 2005 году, а с целью укрепления сырьевой базы увеличить объем разведочного бурения с 1,65 млн. погонных метров до 2,43 млн. погонных метров в 2005 году. В 2002-2005 годах должно быть введено в эксплуатацию 16713 нефтяных скважин, а в 2006-2010 годах - 20028 скважин.

     В 2002-2005 годах и в период до 2010 года необходимо произвести техническое перевооружение нефтяной отрасли, обновить парк основного бурового, промыслового оборудования и технических средств, а также установок и оборудования для повышения нефтеотдачи пластов, в первую очередь буровых станков различного класса, станков-качалок разной производительности и фонтанной арматуры.

     Важным мероприятием является сокращение простаивающего фонда нефтяных скважин, который в 2000 году составил 24,3 процента эксплуатационного фонда. Прогнозируется в 2002-2005 годах за счет наращивания объемов капитального ремонта скважин ввести в эксплуатацию около 45 тыс. скважин с суммарной добычей нефти за этот период около 72 млн. тонн.

     Для увеличения нефтеотдачи пластов необходим комплекс мер, включающий применение наиболее перспективных технологий и методов, использование которых обеспечит рост дебита скважин в 1,2-5 раз и увеличение нефтеотдачи пластов на 5-20 процентов и более в зависимости от применяемого способа разработки. За счет использования третичных методов прогнозируется добывать нефти 41,7 млн. тонн в 2002 году и 47,2 млн. тонн в 2005 году, а в 2010 году 50,4 млн. тонн.

     В 2000 году в целом по отрасли коэффициент технологических потерь нефти составил 0,616 процентов объема добычи, или порядка 2 млн. тонн. В связи с этим необходимо широкое использование в производстве технико-технологических мероприятий для минимизации промысловых технологических потерь, что позволит в 2002-2005 годах суммарно снизить потери на 0,6 млн. тонн и в 2006-2010 годах на 1,7 млн. тонн нефтяного сырья.

     Несмотря на прогнозируемый рост добычи нефтяного сырья в период до 2010 года (до 360-370 млн. тонн), в 2002-2005 годах предусматривается сокращение численности промышленно-производственного персонала на 27 тыс. человек, но при этом производительность труда должна возрасти в среднем на 12 процентов, а себестоимость продукции снизиться почти на 13 процентов.

Раздел "Модернизация нефтеперерабатывающей промышленности"

Предусматривается реализация комплекса мероприятий по реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью углубления переработки нефти, увеличения производства высококачественных нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.

     В период до 2005 года предусматривается ввод новых установок, позволяющих повысить глубину переработки нефти, суммарной мощностью около 30 млн. тонн и 15 млн. тонн мощностей, повышающих качество нефтепродуктов, а в 2006-2010 годах - соответственно около 10 млн. тонн и 9 млн. тонн. Кроме того, до 2005 года намечается ввод новых мощностей по первичной переработке 15,5 млн. тонн нефти.

     В результате глубина переработки нефти в целом по отрасли составит 73 процента в 2005 году и 75 процентов в 2010 году при объемах первичной переработки соответственно 200 млн. тонн и 210 млн. тонн. В таком случае представляется возможным произвести достаточное количество нефтепродуктов для внутреннего рынка и обеспечить их экспорт.

     Реализация указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и материальных затрат при производстве продукции.

     Прекращение производства высокосернистых топлив позволит снизить выбросы в атмосферу оксидов серы почти в два раза, а внедрение современных крупнотоннажных процессов переработки нефти снизить безвозвратные потери на 0,1-0,2 процента объема перерабатываемой нефти.

     За счет использования высокоактивных и селективных катализаторов и экономичного современного оборудования в перерабатывающем производстве потребление топлива, тепла и электроэнергии может быть снижено в целом по отрасли на 5 млн. тонн условного топлива в год.

     В результате намечаемой реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности суммарная энергоемкость перерабатывающего производства снизится с 10,4 процента в 2001 году до 7,9 процента в 2005 году и до 7 процентов в 2010 году в нефтяном эквиваленте.

Раздел "Модернизация и повышение надежности
магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"

Предусматривается реализовать мероприятия по повышению эффективности использования системы магистральных трубопроводов, их надежности и экологической безопасности за счет нового строительства и модернизации нефте- и нефтепродуктопроводов, в том числе по следующим направлениям: диагностика, повышение надежности линейной части, резервуарных парков, нефтеперекачивающих станций, электроснабжение объектов магистральных нефтепроводов, метрологическое обеспечение, внедрение автоматики и телемеханики и повышение экологической безопасности.

     В 2002-2005 годах намечается строительство нефтепроводов Харьяга - Уса, Россия - Китай (1-й этап) и новых нефтепроводов от отдельных нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе в район Харьяги; реконструкция и расширение Балтийской трубопроводной системы, резервуарного парка на нефтебазе Грушевая, действующих нефтеперекачивающих станций на участке нефтепроводов Омск - Иркутск и Красноярск - Иркутск, нефтепроводов Усть-Балык Нижневартовск и Нижневартовск - Курган - Куйбышев, нефтепровода Дружба-1 на участке Лопатино - Никольское.

     В 2006-2010 годах предполагается строительство нефтепровода Россия - Китай (2-й этап) и реконструкция нефтепровода Игольско-Таловое - Парабель.

     До 2005 года предусматривается техническое перевооружение существующей транспортной системы открытого акционерного общества "АК "Транснефтепродукт", строительство нефтепродуктопровода Пермь Альметьевск - Запад.

     В 2006-2010 годах предусматривается строительство нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск протяженностью 1197 километров и производительностью около 10 млн. тонн в год. В южном направлении предусматривается строительство нефтепродуктопровода Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск протяженностью 1600 километров и производительностью около 10 млн. тонн в год и завершение строительства нефтепродуктопровода Пермь - Альметьевск - Запад.

Раздел "Газовая отрасль"

Предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение производственных объектов по добыче и транспортировке газа, совершенствование структуры газопотребления и рациональное использование газа, а также на освоение новых месторождений.

     В 2002-2005 годах намечается освоение и ввод в разработку Заполярного, Ен-Яхинского, Вынгаяхинского, Песцового, Восточно-Таркосалинского, Еты-Пуровского и Харампурского месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе с суммарной добычей газа к концу периода до 96 млрд. куб. метров в год. Кроме того, в этот период будут проводиться разведочные работы с целью подготовки к разработке Ямальских, Каменномысского и Северокаменномысского месторождений для подачи газа к газопроводам Ямбурга. В Республике Коми будут введены в разработку Югид-Соплесское, Печорогородское и Западно-Печорогородское месторождения, а в Ненецком автономном округе - газоконденсатные залежи Лаявожского месторождения.

     Необходимо будет построить газопроводы из Соболевского района до г.Петропавловск-Камчатский в Камчатской области, Нюксеница Архангельск, Средневилюйское газоконденсатное месторождение Мастах-Берге - Якутск (3-я нитка) в Республике Саха (Якутия), Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск и три нитки газопровода Заполярное - Новый Уренгой.

     В 2006-2010 годах для достижения уровня добычи газа в объеме 635 млрд. куб. метров предусматривается освоение и разработка Губкинского, Юрхаровского, Берегового и Южно-Русского месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе с суммарной добычей газа в 2010 году около 200 млрд. куб. метров. В Красноярском крае будет освоено Пеляткинское месторождение с доведением добычи газа в 2010 году до 3,5 млрд. куб. метров и в Иркутской области Ковыктинское месторождение с добычей газа в 2010 году до 20 млрд. куб. метров. Предусматривается освоение Штокмановского месторождения на условиях соглашения о разделе продукции с доведением добычи газа в 2010 году до 60 млрд. куб. метров. Освоение Ковыктинского и Штокмановского месторождений потребует строительства соответствующих газопроводов.

     Для достижения намечаемого уровня добычи газа потребуется пробурить около 3000 тыс. метров скважин эксплуатационного бурения, в том числе 1550 тыс. метров в 2002-2005 годах, и ввести в эксплуатацию более 2000 новых газовых скважин, из них 1236 скважин в 2002-2005 годах.

     С целью укрепления сырьевой базы предусматривается разведочное бурение в объеме около 2000 тыс. метров, из них 770 тыс. метров в 2002-2005 годах.

     В период до 2005 года будет проводиться замена 550 газоперекачивающих агрегатов на газотранспортных системах на новые экономичные агрегаты повышенной мощности, а также модернизация 437 газоперекачивающих агрегатов. За счет реализации этих мероприятий может быть сэкономлено около 5 млрд. куб. метров газа в год. В целом же экономия газа в период до 2005 года за счет реализации различных мероприятий по всем подотраслям, включая выработку тепла собственными котельными, составит около 11 млрд. куб. метров в год.

     В рассматриваемый период потребуется замена 23 тыс. километров магистральных газопроводов и строительство 22 тыс. километров новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.

     Будет продолжена газификация российских регионов, в том числе крупных промышленных центров в южной части Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных газопроводов составит 75-80 тыс. километров за пятилетие, из них более 75 процентов в сельской местности.

Раздел "Угольная промышленность"

Предусматривается реализовать мероприятия по дальнейшему развитию добычи угля и углеобогащению, комплексной переработке угольного сырья, снижению затрат и повышению качества угольной продукции, а также завершению реструктуризации угольной отрасли с целью улучшения финансового состояния организаций и оздоровления природной среды угольных регионов.

     В 2002-2005 годах потребуется ввод 49,33 млн. тонн мощностей по добыче угля (шахты - 16,18 млн. тонн и разрезы - 33,15 млн. тонн) и 3,3 млн. тонн мощностей по переработке угля. При этом предусматриваются реконструкция 9 действующих шахт, строительство 10 новых шахт, строительство 47 угольных разрезов и участков открытых работ, реконструкция двух обогатительных фабрик и строительство одной новой фабрики. Основной объем ввода новых мощностей приходится на Кузнецкий бассейн - 21,2 млн. тонн, Канско-Ачинский бассейн - 11,6 млн. тонн, на месторождения Дальнего Востока - 9,8 млн. тонн и Северного Кавказа - 1 млн. тонн.

     В 2006-2010 годах необходимо ввести 43,9 млн. тонн новых мощностей по добыче угля (шахты - 15,1 млн. тонн и разрезы 28,8 млн. тонн) и 3,1 млн. тонн мощностей по переработке угля. В этот период продолжатся реконструкция и расширение 5 шахт и начнется строительство новых 8 шахт, 22 угольных разрезов и одной обогатительной фабрики. Как и в предыдущий период, основной ввод новых мощностей будет в Кузбассе - 16,1 млн. тонн, в Канско-Ачинском бассейне - 12,8 млн. тонн, на Дальнем Востоке - 8,5 млн. тонн и на Северном Кавказе - 2,3 млн. тонн.

Раздел "Электроэнергетика"

Для обеспечения растущих потребностей экономики страны в период до 2010 года предусматривается рост производства электроэнергии на 2-3 процента в год.

     В 2002-2005 годах намечается ввод генерирующих мощностей на тепловых электростанциях - 5535 МВт и на гидроэлектростанциях 2548,8 МВт.

     В период до 2005 года должны быть внедрены: парогазовые установки на Северо-Западной ТЭЦ, Калининградской ТЭЦ-2, Конаковской, Псковской и Ивановской ГРЭС; газотурбинные установки на Ивановской ГРЭС и ГРЭС-3 Мосэнерго; котлы с циркулирующим кипящим слоем на Несветай и Черепетской ГРЭС; котлы для сжигания твердых топлив с улучшенной экологической характеристикой на Минусинской ТЭЦ; головные энергоблоки мощностью 330 МВт на Каширской и Рязанской ГРЭС.

     В 2006-2010 годах предусматривается ввод генерирующих мощностей на тепловых электростанциях - 16414 МВт, на гидроэлектростанциях - 10681 МВт.

     В период до 2010 года предполагается использование технологий парогазовых и газотурбинных установок при сооружении новых крупных ТЭС, при расширении и технологическом перевооружении действующих ТЭС: Конаковской, Щекинской и Заинской ГРЭС, Сургутской ГРЭС-1, Тюменской ТЭЦ-1 и Губкинской ТЭЦ.

     Дальнейшее развитие гидроэнергетики связано со строительством Бурейской, Нижне-Бурейской, Усть-Среднеканской, Богучанской, Аушигерской, Советской, Ирганайской, Зеленчукской, Зарамагских ГЭС и Вилюйской ГЭС-3.

     Сооружение гидроэлектростанций требует дополнительных затрат на проведение работ по обустройству зон затопления, в связи с чем в Программе предусмотрена реализация соответствующих мероприятий.

     Кроме того, Программой предусматривается начало строительства ряда новых гидроэлектростанций как базы для будущего развития: каскада низконапорных гидроэлектростанций средней мощности на р. Зее (Амурская область), каскада гидроузлов на р. Учур (Южная Якутия), каскада гидроузлов на р. Нижней Ангаре (Красноярский край) и гидроаккумулирующей электростанции в Московской области.

     Первоочередными объектами технического перевооружения будут Волжская, Волгоградская, Камская, Угличская, Рыбинская, Волховская, Нижне-Свирская, Усть-Хантайская, Цимлянская ГЭС и Нива ГЭС-2.

     В 2006-2010 годах намечена реконструкция действующих гидроэлектростанций: Нижне-Свирской, Верхне-Свирской и Нарвской, Серебрянской ГЭС-1, Ондской, Маткожненской, Святогорской, Янискосской, Раякосской, Братской, Мамаканской, Лесогорской, Ириклинской и Нива ГЭС-3.

     В период до 2005 года помимо реконструкции действующих линий электропередачи предусмотрено строительство новых линий федерального значения.

     Предусматривается разработка концепции реконструкции и технического перевооружения электросетей в сельской местности с развитием строительства средних и малых по мощности электростанций различного типа, прежде всего с использованием парогазовых и газотурбинных установок, мини-гидроэлектростанций, а также других установок на возобновляемых источниках энергии для электроснабжения сельских потребителей, включая геотермальные теплоэлектростанции на островных территориях.

     В целях совершенствования функционирования электроэнергетики намечено реализовать мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 года N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Реализация мероприятий по реструктуризации электроэнергетики позволит уменьшить расходы федерального бюджета, создать во всех регионах России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна, эффективно работающий рынок электроэнергии, функционирующий на принципах конкурентного ценообразования и исключающий дискриминацию его участников.

Раздел "Эффективное энергообеспечение регионов, в том числе
северных и приравненных к ним территорий, на основе использования
нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов
топлива"

Предусматривается реализация комплекса мероприятий по повышению надежности энергообеспечения энергодефицитных регионов, в том числе за счет:

     замещения в 2005 году органического топлива всеми видами возобновляемых источников энергии в объеме 2 млн. тонн условного топлива, в том числе замещение привозного органического топлива в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в объеме 1 млн. тонн условного топлива;

     замещения фрезерным торфом дальнепривозных и менее экономичных видов топлива на действующих тепловых электростанциях и в котельных, запроектированных и построенных на местной торфяной топливной базе, в объеме 0,4 млн. тонн условного топлива;

     ввода к 2005 году энергетических комплексов с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии установленной электрической и тепловой мощностью до 100 МВт и 150 Гкал/ч соответственно и к 2010 году до 800 МВт и 1000 Гкал/ч соответственно с доведением годового производства электроэнергии до 3,9 млрд. кВт. ч и тепловой энергии до 6,1 млн. Гкал.

     В результате реализации намеченных мероприятий предусматривается улучшить условия труда и быта более 10 млн. человек, проживающих на территориях с децентрализованным энергообеспечением и в районах с нестабильным энергоснабжением, в том числе в сельских, горных и северных районах.

     С этой целью предусматривается расширение сети топливных складов на 16 единиц и увеличение производства следующих видов местного топлива к 2010 году:

     торфяных брикетов на 0,56 млн. тонн (0,33 млн. тонн условного топлива);

     торфа кускового на 0,31 млн. тонн (0,13 млн. тонн условного топлива);

     торфа фрезерного топливного на 2 млн. тонн (1,1 млн. тонн условного топлива);

     дров на 0,28 млн. куб. метров (0,07 млн. тонн условного топлива).

     Для увеличения объема производства в лесотопливных и топливных организациях намечается создание и развитие до 2010 года 42 организаций по производству и сбыту топлива населению и организациям социальной сферы.

     Развитие указанных производств позволит увеличить в таежных, сельских и поселковых районах количество рабочих мест в целом по отрасли на 20 тысяч к 2005 году и на 30 тысяч к 2010 году.

Раздел "Создание высокоэффективного и импортозамещающего
оборудования и материалов для ТЭК"

Предусматривается решение комплекса научно-технических проблем и создание нового поколения отечественных технологий, оборудования и технических средств для технического перевооружения отраслей ТЭК.

     В связи с этим предусматривается насыщение внутреннего рынка конкурентоспособным оборудованием российского производства, техническими средствами и материалами и, кроме того, расширение их экспорта на мировой рынок.

     В нефтедобывающей промышленности намечается создание оборудования и материалов для повышения нефтеотдачи трудноизвлекаемых запасов. Выбранные для разработки и внедрения высокоэффективные технологии эксплуатации месторождений и методы воздействия на пласт позволят увеличить дебиты нефтяных скважин в среднем по отрасли в 1,5-2 раза, в 2-3 раза - низкодебитных и простаивающих скважин, а также увеличить нефтеотдачу пласта в 1,1-1,5 раза.

     Мероприятия в области нефтепереработки направлены на обеспечение реконструкции и модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов с вводом мощностей по углублению переработки нефтяного сырья (до 75 процентов в среднем по отрасли к 2010 году) и повышение качества нефтепродуктов за счет развития прогрессивных технологий, которые также позволят рационально использовать природные ресурсы и снизить удельные затраты на единицу объема продукции.

     В газовой отрасли предусматривается разработка технологий и создание оборудования для повышения коэффициента извлечения газового конденсата и газа на месторождениях с низкопроницаемыми коллекторами, а также технологий и оборудования для комплексной переработки газового сырья сложного состава в целях полного извлечения ценных химических компонентов.

     Для освоения ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей и Дальнего Востока предусмотрена разработка специальных технологий добычи и переработки, а также создание соответствующего оборудования и инфраструктуры в указанных регионах для транспортировки сырья на внутренний и внешний рынки.

     В целях повышения эффективности функционирования и развития трубопроводной транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов предусмотрены научно-технические мероприятия по ранней диагностике, своевременной реновации и модернизации трубопроводных систем, а также по выпуску необходимого оборудования и материалов.

     Мероприятия в угольной промышленности направлены на снижение затрат при добыче и обогащении угольного сырья и улучшение качества угольной продукции. Реализация этих мероприятий позволит при открытом способе добычи увеличить производительность труда в 2-4 раза, снизить потери угля на 10-20 процентов и себестоимость 1 тонны угля в 1,5 раза, а при подземном (шахтном) способе увеличить нагрузку на очистной забой в 1,5-2 раза, повысить производительность труда рабочих в 2-2,5 раза и уменьшить себестоимость добычи угля в 1,5 раза.

     Для углей обводненных месторождений предусмотрена комплексная технология приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии.

     В целях улучшения потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых схем глубокого обогащения крупного и мелкого угля и повторного обогащения отсевов предусматривается снижение зольности угля в среднем в 1,5-2 раза, углеотходов при обогащении - в 1,2-1,5 раза, содержание серы в 1,1-5 раз, повышение теплотворной способности на 5-10 процентов и повышение выпуска концентрата до 50 процентов и более.

     Предусмотрена разработка технологии термической переработки угля для получения высококалорийного твердого, жидкого и газообразного топлива, а также химических продуктов.

     Планируется освоение новых технологий по добыче метана из угольных пластов и расширение использования сопутствующих полезных ископаемых (в том числе редких элементов) и отходов обогащения угля.

     Мероприятия в электроэнергетике предусматривают существенные изменения структуры мощностей тепловых электрических станций по типам электростанций и видам используемого топлива. Приоритетным направлением является развитие экологически чистых электростанций в результате использования вместо паротурбинных установок тепловых электрических станций, применяющих парогазовые установки на газе, а далее - и на угле, что позволит повысить их коэффициент полезного действия до 55-60 процентов.

     Предполагается осуществить техническое перевооружение газовых теплоэлектроцентралей и кумулятивных электрических станций путем их надстройки конвертированными газотурбинными установками, использование твердотопливных элементов в газотурбинных установках, создание установок по сжиганию угля в котлах с кипящим слоем под давлением и с внутрицикловой газификацией угля.

     Мероприятия в сфере теплоснабжения направлены на создание новых и модернизацию существующих топливосжигающих устройств, обеспечивающих эффективное сжигание угля, в том числе низкосортных и местных видов топлива, создание и широкое внедрение систем автоматического регулирования теплоснабжения, приборов учета, контроля отпуска и распределения тепла, приборов диагностики тепловых сетей.

     Для расширения сферы использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии предусматривается создание оборудования для микрогидроэлектростанций, геотермальных теплоэлектростанций, ветровых энергетических установок малой и большой мощности, преобразования солнечного излучения, эффективного использования в энергетических целях органосодержащих твердых отходов, производства водорода и его использования в качестве энергоносителя, использования твердооксидных топливных элементов и создания комбинированных энергосистем на базе блочного и блочно-модульного подхода.

  

Раздел "Экологические аспекты энергоэффективного развития ТЭК,
включая ресурсосберегающую переработку золошлаковых отходов
тепловых электростанций и снижение выбросов парниковых газов"

Предусматривается обеспечить выполнение мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности деятельности предприятий ТЭК и охраны окружающей среды.

     Предполагается, что объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 2002-2005 годах сократится на 1530 тыс. тонн, в 2006-2010 годах - на 2537 тыс. тонн, сброс загрязненных сточных вод уменьшится в 2002-2005 годах на 395 млн. куб. метров, в 2006-2010 годах - на 618 млн. куб. метров. Удельные выбросы вредных веществ в атмосферу на единицу добываемого сырья, его переработку, транспорт и потребление будут снижаться на 2-3 процента в год.

     Предусматривается реализовать мероприятия по утилизации золошлаковых отходов, что позволит увеличить их переработку с 3 млн. тонн в 2000 году до 6-8 млн. тонн в 2005 году и за счет этого в 2002-2005 годах сэкономить до 3,4 млн. тонн цемента и до 5 млн. тонн природных инертных материалов. В 2006-2010 годах переработка золошлаковых отходов может быть доведена до 40 млн. тонн, что позволит сэкономить до 15 млн. тонн цемента и до 20 млн. тонн природных инертных материалов. При этом будут сокращены вредные выбросы в атмосферу на 10 процентов до 2005 года и на 20 процентов до 2010 года. Кроме того, планируется улучшить экологическую обстановку в 40 районах страны, а также широко использовать дешевые строительные материалы и конструкции на основе золошлаковых отходов, включая строительство автодорог и объектов малоэтажного строительства. Для этого предусматривается завершение строительства и ввод в эксплуатацию специальных установок по переработке золошлаковых отходов и создание новых установок для тепловых электростанций (Черепетской, Смоленской, Рязанской, Каширской, Беловской, Рефтинской и Несветай ГРЭС, Иркутской ТЭЦ-7, Челябинской ТЭЦ-2, Алексинской и Минусинской ТЭЦ, ТЭЦ-22 Мосэнерго).

     Выполнение основных мероприятий по снижению выбросов парниковых газов станет важнейшим этапом реализации в России положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций в российскую экономику.

     Реализация разработанных мероприятий приведет к сокращению выбросов парниковых газов к 2005 году до 80 млн. тонн СО(2) эквивалента в год, а к 2010 году - до 330 млн. тонн СО(2) эквивалента в год.

Раздел "Организационные мероприятия и мониторинг Программы"

В целях контроля за ходом разработки, утверждения и реализации программных мероприятий и обеспечением их качественного выполнения с учетом совершенствования законодательства Российской Федерации предусматривается проведение комплекса мер, направленных на решение следующих задач:

1) реализация энергетической стратегии, включающая:

     разработку нормативных документов, определяющих содержание и организацию работ по контролю за реализацией положений энергетической стратегии;

     разработку нормативных документов, определяющих параметры и показатели информационных ресурсов ТЭК;

     информационно-аналитическое обеспечение оперативной и стратегической оценки и прогнозирования состояния ТЭК;

2) правовое, методическое и нормативно-техническое обеспечение Программы, направленное на:

     разработку и реализацию мер по нормативному обеспечению государственного регулирования в сфере ТЭК, включая разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

     совершенствование нормативных правовых основ экологической и промышленной безопасности, охраны труда в организациях ТЭК, а также совершенствование нормативно-технических документов по стандартизации, метрологии и сертификации;

3) организация системы управления, информационное обеспечение и мониторинг реализации Программы с использованием:

     программно-целевых методов управления как на стадии разработки, так и на стадии реализации;

     административных механизмов управления и контроля, осуществляемых в пределах полномочий государственных заказчиков и органов управления Программой;

     механизма заключения государственных контрактов, определяющего формы и условия взаимодействия, обязательства и ответственность участников Программы;

     конкурсов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, на привлечение инвесторов, подрядно-строительных организаций и исполнителей конкретных проектов и мероприятий;

     наблюдения за выполнением программных мероприятий и заданий, эффективным и целевым использованием финансовых средств на основе сбора, обработки, анализа информации с применением современных технических средств и базы данных.

2. Подпрограмма "Безопасность и развитие атомной энергетики"

В рамках подпрограммы предусматривается проведение комплекса мероприятий по продлению эксплуатационного ресурса действующих энергоблоков, по достройке энергоблоков высокой и средней степени готовности, по обращению с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций, по разработке качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности, разработке кадастра перспективных площадок для размещения новых атомных электростанций, по снятию атомных электростанций с эксплуатации, по топливообеспечению и безопасности действующих атомных электростанций, а также по доведению до коммерческой реализации атомных электростанций с реакторами нового поколения и строительству новых энергоблоков (задел), ввод которых предполагается после 2010 года. Кроме того, предусматривается строительство ряда энергоблоков относительно небольшой мощности (от 1 до 50 МВт) в качестве автономных источников децентрализованного электро- и теплоснабжения в удаленных районах.

     Развитие атомной энергетики предусматривается осуществлять поэтапно.

     На первом этапе (2002-2005 годы) основными мероприятиями являются модернизация действующих атомных электростанций в целях продолжения безопасной и эффективной их эксплуатации; продление срока службы энергоблоков, выработавших ресурс; расконсервация, строительство и ввод в действие энергоблоков высокой и средней степени готовности, разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций; реконструкция и создание новых производств ядерно-топливного цикла, реконструкция "мокрых" хранилищ облученного ядерного топлива; модернизация и продление срока службы 11 энергоблоков действующих атомных электростанций после исчерпания назначенного ресурса; обеспечение прироста мощности атомных электростанций на 3 ГВт к 2005 году за счет начатого и расконсервированного строительства (выработка электроэнергии к 2005 году должна составить 174 млрд. кВт. ч).

     На втором этапе (2006-2010 годы) планируется повышение топливно-энергетического потенциала действующих атомных электростанций за счет увеличения коэффициента использования установленной мощности и продления срока их эксплуатации, наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения; подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших срок службы; разработка технологии замкнутого топливного цикла с радиационно-эквивалентным захоронением радиоактивных отходов и технологической поддержкой режима нераспространения, разработка новых энергоблоков на принципах естественной безопасности. Планируется завершение реконструкции производства ядерно-топливного цикла, строительство "сухого" хранилища облученного ядерного топлива и модернизация радиохимического производства на федеральном государственном унитарном предприятии "Производственное объединение "Маяк".

     Предусматривается обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию действующих энергоблоков с коэффициентом использования установленной мощности на уровне 80 процентов и продление срока службы энергоблоков первого поколения на 10 лет; прирост мощностей атомных электростанций к 2010 году на 4,81 ГВт и доведение выработки электроэнергии к 2010 году до 212 млрд. кВт. ч; подготовку к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс, создание заделов новых мощностей для воспроизводства выбывающих мощностей энергоблоков первого поколения до 6 ГВт после 2010 года и дальнейшего роста мощностей атомной энергетики на 5-6 ГВт с доведением доли выработки электроэнергии на атомных электростанциях к 2020 году до 25 процентов по стране и до 40 процентов в ее европейской части.

Главным условием реализации мероприятий подпрограммы является обеспечение мер экологической безопасности, включая оценку воздействия атомных электростанций на окружающую среду. При этом предусматривается разработка новых требований по безопасности атомной энергетики с учетом российского и международного опыта, а также нормативных документов МАГАТЭ.


    

3. Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере потребления"

Подпрограмма включает 6 разделов, касающихся основных потребителей энергоресурсов.

     

Раздел "Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности"

Предусматривается проведение комплекса программных мероприятий, направленных на реализацию имеющегося потенциала энергосбережения в промышленности путем создания правовых, экономических и технических механизмов, стимулирующих энергосбережение и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции, повысить ее конкурентоспособность.

     В результате реализации намеченных в разделе мероприятий экономия в промышленной сфере (черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, стройматериалы, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность) составит 49-52 млн. тонн условного топлива в 2002-2005 годах и 50-54 млн. тонн условного топлива в 2006-2010 годах.

Раздел "Энергоэффективность в сельском хозяйстве"

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на снижение энергоемкости сельскохозяйственного производства и повышение конкурентоспособности его продукции путем технического переоснащения систем энергообеспечения отрасли, внедрения прогрессивных технологий переработки сельскохозяйственной продукции и совершенствования механизма стимулирования энергосбережения.

     В качестве первоочередных мер предусматриваются мероприятия по совершенствованию структуры топливно-энергетического баланса в отрасли, созданию правовой и методической базы энергосбережения, реализации быстроокупаемых общепромышленных энергосберегающих проектов и специальных инвестиционных проектов по развитию сельскохозяйственного производства.

     Предполагается сэкономить в сельском хозяйстве в 2002-2005 годах 5,5-6,5 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах 6-7 млн. тонн условного топлива.

Раздел "Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве"

Мероприятия раздела направлены на повышение качества предоставляемых населению услуг и надежности энергообеспечения в жилищно-коммунальной сфере. Ожидается снижение расходов бюджетов всех уровней на функционирование коммунально-бытовых организаций и затрат населения на оплату отопления, электро- и водоснабжения за счет сокращения непроизводственных расходов и потерь энергоресурсов и воды.

     Планируется реализовать комплекс финансово-экономических и организационных мероприятий, направленных на своевременное обеспечение жилищно-коммунального хозяйства сезонными и текущими запасами топлива.

     Основными направлениями повышения энергоэффективности потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве являются выполнение малозатратных мероприятий, направленных на ликвидацию причин неэффективной эксплуатации энергетического оборудования и инженерных сетей; реализация быстроокупаемых общепромышленных энергосберегающих технологий и специальных инвестиционных проектов, связанных с коммунально-бытовой сферой, с учетом особенностей регионов.

     Предполагается в 2002-2005 годах сэкономить 35-38 млн. тонн условного топлива энергоресурсов стоимостью около 24 млрд. рублей (в ценах 2001 года). В этом случае экономический эффект после компенсации затрат на создание энергосберегающих мощностей может составить около 14 млрд. рублей. В 2006-2010 годах экономия топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве в целом по стране может достигнуть около 38 млн. тонн условного топлива.

Раздел "Энергоэффективность на транспорте"


Железнодорожный транспорт

В результате реализации программных мероприятий предполагается снизить эксплуатационные расходы на приобретение топлива, тепловой и электрической энергии и уменьшить долю затрат на топливно-энергетические ресурсы в общих эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта.

     Для железнодорожного транспорта определены три основных направления снижения расхода топливно-энергетических ресурсов энергопотребление на тягу поездов, тепла и топлива в стационарном хозяйстве и электроэнергии в стационарной электроэнергетике.

     В 2002-2005 годах предполагается сэкономить 4-4,6 млн. тонн условного топлива энергоресурсов и в 2006-2010 годах - 5 млн. тонн условного топлива.

     Мероприятия раздела предусматривают введение учета и регулирования расхода электроэнергии, реконструкцию и модернизацию теплоэнергетического хозяйства путем внедрения современных котлоагрегатов, горелочных устройств, внедрение установок компенсаторов реактивной мощности и ограничителей холостого хода электропривода, автоматизацию технологических процессов, организацию энергооптимального пропуска поездопотока, минимизацию условных потерь в системе тягового электроснабжения и снижение сопротивления движению поездов.

Остальные виды транспорта

Предусматривается проведение комплекса программных мероприятий по снижению эксплуатационных расходов транспортных предприятий и организаций, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации (воздушный, морской, речной, автомобильный, городской электрический транспорт, промышленный транспорт, транспорт на промышленных предприятиях, дорожное строительство), на топливо, тепловую и электрическую энергию за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоносителей при повсеместном введении учета и регулирования их расхода.

     Экономия топливно-энергетических ресурсов в сфере транспорта составит в 2002-2005 годах 4,5-4,9 млн. тонн условного топлива и в 2006-2010 годах - 4,3-5,5 млн. тонн условного топлива.

Раздел "Энергоэффективность в организациях (учреждениях)
федеральной бюджетной сферы"

Планируется проведение комплекса программных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов организациями и учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, и сокращение на этой основе бюджетных расходов.

     Перед федеральными органами исполнительной власти ставится задача обеспечить снижение энергопотребления в 2005 году на 14-16 процентов по сравнению с 2000 годом. Общая экономия топливно-энергетических ресурсов в 2002-2005 годах составит около 4,6 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах - около 8,3 млн. тонн условного топлива, для чего необходимо ежегодно снижать лимитируемое потребление топливно-энергетических ресурсов на 5 процентов.

     Предусматриваются мероприятия по установлению заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов организациями и учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также выполнение мало- и среднезатратных энергосберегающих мероприятий и инвестиционных проектов.

     Экономический эффект от выполнения энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере в 2002-2010 годах достигнет 3,6 млрд. рублей, в том числе в 2002-2005 годах - около 0,5 млрд. рублей.

Раздел "Энергосбережение в отраслях ТЭК"

Основными мероприятиями по энергосбережению в сфере топливно-энергетического комплекса является создание технических, правовых, экономических и финансовых механизмов, стимулирующих развитие энергосбережения в энергетическом производстве. При этом имеется в виду, прежде всего, снижение потерь энергетического сырья при его добыче, транспортировке, переработке, хранении и использовании.

     При разработке энергосберегающих мероприятий предусматривается использовать отраслевые программы энергосбережения акционерных обществ "ЕЭС России", "Газпром", "АК "Транснефть", "АК "Транснефтепродукт", "НК "ЛУКОЙЛ", "НК "Роснефть", "НК "Юкос", "НК "Сургутнефтегаз", "НГК "Славнефть", "ОНАКО", "Татнефть", "ТНК", "Башнефть", "Сибнефть" и организаций угольной промышленности.

     Экономия энергоресурсов в отраслях ТЭК в 2002-2005 годах составит 42 млн. тонн условного топлива, в 2006-2010 годах 44 млн. тонн условного топлива.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы определена в следующих объемах (в ценах 2001 года):

     2002-2005 годы - 2958,671 млрд. рублей;

     2006-2010 годы - 4045,989 млрд. рублей.

     Затраты распределены по государственным заказчикам следующим образом:

(млрд. рублей)


                      

Источники финансирования


                      
                      
                      
                      
                      


ральный
бюджет
       
       
       

за счет
господ-
держки  
угольной
промыш-
ленности


субъектов
Российской
Федерации
и местные
бюджеты   


жетные   
источники
         
         
         


         
         
         
         
         


                            2002-2005 годы                            

1. Минэнерго России

2473,278

2703,901


  2. Минатом России   


2,8    


        


0,42      


178,44   


181,66   


  3. Минпромнауки     
  России              


0,26   
       


        
        


4,5       
          


29,92    
         


34,68    
         


  4. Минсельхоз       
  России              


0,12   
       


        
        


0,73      
          


3,25     
         


4,1      
         


  5. Минтранс России  


0,1    


        


1,35      


2,31     


3,76     


  6. МПС России       


0,037  


        


-         


5,2      


5,24     


  7. Госстрой России  


0,67   


        


3,09      


21,57    


25,33    


                            2006-2010 годы                            

1. Минэнерго России

3374,824

3690,349


  2. Минатом России   


12,9   


        


0,41      


272,85   


286,16   


  3. Минпромнауки     
  России              


0,81   
       


        
        


4,2       
          


28,39    
         


33,4     
         


  4. Минсельхоз       
  России              


0,36   
       


        
        


0,59      
          


3,07     
         


4,02     
         


  5. Минтранс России  


0,3    


        


1,34      


2,57     


4,21     


  6. МПС России       


0,1    


        


-         


3,7      


3,8      


  7. Госстрой России  


1,26   


        


3,24      


19,55    


24,05    


Средства федерального бюджета на осуществление научно-технических, инновационных и инвестиционных программных мероприятий распределяются следующим образом:

(млрд. рублей)

на 2002-2005 годы

на 2006-2010 годы

Бюджетные средства - всего


 в том числе:                  


                  


                 


 капитальное строительство     


11,2              


27,67            


 НИОКР                         


0,66              


9,66             


 прочие расходы                


0,48              


0,59             


Основными источниками финансирования Программы будут собственные и привлеченные средства энергетических организаций (компаний) топливно-энергетического комплекса, потребителей топлива и энергии, кредитно-финансовых и коммерческих структур, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями федерального бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.

     Предусматривается выделение ассигнований из федерального бюджета на реализацию приоритетных программных мероприятий в отраслях ТЭК, селективную поддержку производств и объектов, сохранение научно-технического потенциала комплекса и решение социальных задач.

     Капитальные вложения в общем объеме финансовых затрат составляют в 2002-2005 годах 93,8 процента (2775,3 млрд. рублей) и в 2006-2010 годах - 92,5 процента (3741,9 млрд. рублей), что предопределяет инвестиционный характер Программы.

     Затраты на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в общем объеме финансирования Программы составляют в 2002-2005 годах 4,4 процента (130,7 млрд. рублей) и в 2006-2010 годах 4,2 процента (171,1 млрд. рублей).

     Сводные показатели Программы и подпрограмм и перечень мероприятий Программы приведены соответственно в приложениях N 1 и 2 (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 923.


V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством энергетики Российской Федерации в условиях скоординированного взаимодействия с государственными заказчиками соответствующих подпрограмм и разделов Программы.

     Организации, выполняющие работы по государственным контрактам, привлекаются к участию в реализации Программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд".

     Государственные заказчики Программы совместно с государственным заказчиком - координатором Программы и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно уточняют и согласовывают перечень мероприятий по реализации подпрограмм, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета" и другими нормативными правовыми актами.

     Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов согласовывается государственными заказчиками с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

     Механизм реализации Программы включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594.

VI. Ожидаемые конечные результаты Программы


Реализация Программы обеспечит поступательное развитие отраслей ТЭК до 2010 года с достижением необходимых уровней добычи и производства топливно-энергетических ресурсов и наряду с осуществлением мер по их экономии и рациональному использованию позволит удовлетворить потребность экономической и социально-бытовой сферы различными видами энергоресурсов. За счет сохранения экспортного потенциала отраслей ТЭК будут обеспечиваться значительные финансовые поступления в федеральный бюджет.

     При рациональном использовании природных ресурсов будет создана приемлемая для населения экологическая обстановка в районах действия энергетических производств.

     Прогнозируемые объемы добычи и производства энергоресурсов в Российской Федерации представлены в следующей таблице.

Добыча и производство энергоресурсов
в Российской Федерации

(прогноз)


Единица
измерения

2001
год

2002
год

2003
год

2004
год

2005
год

2010
год

1. Добыча:


нефти с газовым
конденсатом


млн. тонн


335


345


350


355


360


360-
370


газа природного и
попутного - всего


млрд.
куб. м


590


583-
600


590-
605


618


620


635


в том числе









попутного
угля - всего


-"-
млн. тонн


31
259


31
270


31
280


31
290


31
300


31
335


в том числе









коксующегося


-"-


63,3


65,2


65,4


64,7


65,9


69


2. Производство
электроэнергии -
всего



млрд.
кВт. ч



899,9



925,9



954,4



980,7



1008,8



1158,9


в том числе:









ТЭС


-"-


596,9


616,5


639


653,2


665,9


765,9


ГЭС


-"-


165


165,4


165,4


167,5


168,9


181


АЭС


-"-


138


144


150


160


174


212


3. Первичная
нефтепереработка


млн. тонн


180


183


185


187


190-200


210


Глубина
переработки


процентов


70,6


71


71,2


72


73


75


Выработка
нефтепродуктов:
















автобензинов


млн. тонн


28,3


29,6


30,9


32,5


34,5


40


дизельного
топлива


-"-


50,9


52,3


53,5


55,3


57,7


65


топочного мазута


-"-


46,3


45,8


45,3


44,3


43,1


44,5


4. Производство
возобновляемых:
















энергоресурсов


млн. тонн
условного
топлива


1


1,1


1,4


1,7


2


3-5


электроэнергии


млрд.
кВт. ч


1,9


2,1


2,7


3,3


3,9


5,7


тепловой энергии


млн. Гкал.


3


3,3


4,3


5,1


6,1


9,2


5. Производство
первичных
топливно-
энергетических
ресурсов


млн. тонн
условного
топлива


1432




1447-
1466



1472-
1489



1522




1543,4




1602-
1618



В нефтяной отрасли при благоприятных условиях (мировой цене на нефть 20-18 долларов США за баррель) ожидается рост добычи нефтяного сырья с 335 млн. тонн в 2001 году до 360 млн. тонн в 2005 году и до 370 млн. тонн к 2010 году.

     Предусматривается до 2010 года обновить около 50 процентов физически и морально устаревшего оборудования, а за счет широкого внедрения эффективных технологий и технических средств по добыче нефти увеличить нефтеотдачу пластов на 5-20 процентов, а технологические потери снизить на 30-85 процентов.

     С целью повышения конкуренции предусматривается создать условия для эффективного функционирования как крупных нефтяных компаний, так и небольших независимых компаний, способных обеспечить увеличение добычи нефтяного сырья с 31 млн. тонн в 2001 году до 36 млн. тонн в 2005 году и до 50-60 млн. тонн в 2010 году.

     В нефтеперерабатывающей промышленности в результате реконструкции и модернизации перерабатывающих мощностей будет обеспечено производство нефтепродуктов необходимого ассортимента и качества. Выход светлых нефтепродуктов при переработке нефти составит:

О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (с изменениями на 17 октября 2006 года) (фактически утратило силу)

Название документа: О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (с изменениями на 17 октября 2006 года) (фактически утратило силу)

Номер документа: 796

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Недействующий

Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 03.12.2001

Российская газета (ведомственное приложение), N 49, 11.12.2001, N 50, 18.12.2001, N 51, 25.12.2001, N 1, 09.01.2002, N 2, 15.01.2002, N 4, 29.01.2002, N 5. 05.02.2002

N 243, 11.12.2001

Российская газета

Дата принятия: 17 ноября 2001

Дата начала действия: 17 ноября 2001
Дата окончания действия: 01 января 2007
Дата редакции: 17 октября 2006
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах