КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2001 года N 5-1


Итоги работы отрасли связи и информатизации за 2000 год
и задачи на 2001 год

Заслушав и обсудив доклад министра Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д.Реймана "Итоги работы отрасли связи и информатизации за 2000 год и задачи на 2001 год", коллегия отмечает:

В 2000 году отрасль связи и информатизации продолжала устойчивое функционирование в условиях оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 года в стране.

Социально-экономическое развитие отрасли связи и информатизации в 2000 году осуществлялось в соответствии с задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2000 году, стратегическими ориентирами развития страны, определенными в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, "Планом действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы", прогнозом социально-экономического развития отрасли связи и информатизации на 2000 год.

Все это нашло отражение в позитивной динамике основных макроэкономических показателей. Общий валовой доход за услуги связи в 2000 году ожидается в сумме 97,1 млрд.руб., или 129% к 1999 году. Затраты на производство составят 73,4 млрд.руб., или 130,2% к предыдущему году. В целом по отрасли ожидается получить прибыли в сумме 16,7 млрд.руб. или 147,3% к 1999 году, из них по ОАО "Связьинвест" - 13,0 млрд.руб., почтовой связи - 0,6 млрд.руб., предприятиям, непосредственно подчиненным министерству, - 1,3 млрд.руб. Это позволит обеспечить по отрасли в целом перечисление налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 3,3 млрд.руб. При этом будет достигнут традиционный уровень рентабельности порядка 22%, в том числе по ОАО "Связьинвест" - 25%, почтовой связи - 4% (из 83 управлений федеральной почтовой связи - в 21 финансово-хозяйственная деятельность остается убыточной).

Объем освоенных капитальных вложений на важнейших объектах отрасли (традиционные операторы) по данным оперативной отчетности составил 15,1 млрд.руб.; введено основных фондов на 12,0 млрд.руб.

Обеспечен ввод производственных мощностей в целом по отрасли: городская телефонная связь - 1238,6 тыс. номеров, сельская телефонная связь - 158,9 тыс. номеров, подвижная радиотелефонная связь - 653,5 тыс. номеров, автоматические междугородные телефонные станции - 19,9 тыс. каналов, радиорелейные линии связи - 3,9 тыс.км, междугородные кабельные линии связи - 8,9 тыс.км.

В истекшем году обеспечен ввод наиболее крупных магистральных линий передачи. Введено в эксплуатацию и продолжено строительство внутризоновых линий передачи с применением современного цифрового оборудования.

Обеспечен ввод в эксплуатацию волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) общей протяженностью 2523 км. Доля цифровых каналов, задействованных на ТфОП России, составила 70%, из которых 54% работают по сигнализации N 7.

Прирост протяженности междугородных и международных телефонных каналов составил 40,3 млн кан./км.

Прирост количества основных телефонных аппаратов местной телефонной сети за год составил 1,5 млн аппаратов (с учетом новых операторов), в основном за счет телефонных аппаратов, установленных у населения.

В настоящее время более 1000 операторов предоставляют услуги передачи данных и более 1300 операторов предоставляют услуги телематических служб.

С августа 2000 года начата эксплуатация международной факсимильной службы общего пользования "Бюрофакс" на территории России.

Интенсивно развиваются сети подвижной беспроводной связи. На 01.01.2001 общее число абонентов сетей подвижной радиосвязи общего пользования превысило 3,0 млн., в том числе сотовой связи около 2,8 млн., в 79 регионах Российской Федерации. Прирост за год составил более 1,5 млн, абонентов.

В первом полугодии Минсвязи России, Росавиакосмосом и Минобороны России был обеспечен запуск и ввод в эксплуатацию двух КА "Экспресс-А", а также КА "Горизонт".

В 2000 году по сравнению с прошлым годом улучшено большинство показателей качества работы подотраслей связи.

В течение года уделялось достаточное внимание социальной защищенности работников отрасли. Так, среднемесячная заработная плата одного работника за 2000 год составила 2450 руб. против 1763 руб. в 1999 году, или 139%, что превышает аналогичный показатель по народному хозяйству, но ниже, чем в промышленности в целом и таких отраслях, как электроэнергетика, транспорт, строительство (9 место среди всех отраслей экономики).

В области охраны труда основной целью работы является предупреждение и снижение производственного травматизма. Тем не менее в 2000 году на 10 тыс. объектах связи выявлено 30 тыс. нарушений правил и норм охраны труда. В отрасли за год произошло 40 несчастных случаев со смертельным исходом.

В 2000 году Минсвязи России выдано 2759 лицензий, из них в области электросвязи - 2311 лицензий, в области телевидения и радиовещания - 420, в области почтовой связи - 24, в области международного информационного обмена - 4.

Прекращено действие 924 лицензий, из них в области электросвязи - 687 лицензий, в области телевидения и радиовещания - 195 лицензий, в области почтовой связи - 42 лицензии.

Органами Госсвязьнадзора проведено более 7000 проверок, более 3400 экспертиз законченных строительством объектов и сооружений связи, подано в лицензионную комиссию Минсвязи России более 1000 представлений на приостановку или прекращение действия лицензий.

Одним из действенных механизмов обеспечения функционирования ВСС России является сертификация средств связи. В настоящее время поставку оборудования связи на ВСС России могут осуществлять более 600 поставщиков из 48 стран мира и более 2500 российских поставщиков (производители и продавцы).

В области информатизации разработаны и представлены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене", "Об электронной цифровой подписи", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", предложения по основам государственной политики в области развития российского сегмента сети Интернет, проект концепции создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения".

Разработаны также "Принципы организации государственного надзора в сфере информатизации", одобренные коллегией Минсвязи России.

В 2000 году проводилась работа по стабилизации финансовой деятельности организаций связи.

На 01.01.2001 все учебные заведения отрасли профинансированы полностью в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".

В 2000 году недостаточно уделялось внимание организациями связи на формирование фонда НИОКР.

Пока недостаточно перечисляются средства в указанный фонд альтернативными структурами, в 2000 году поступило только 5,7 млн.руб.

Всего фактическое поступление средств в фонд НИОКР составило 221,9 млн.руб., из них перечислено Минпром России 38,1 млн.руб. и оплачено договоров на сумму 168,3 млн.руб. Остаток средств на конец 2000 года составил 16,8 млн.руб.

Критическая ситуация сложилась с оплатой договоров прошлых лет по работам, закрытыми актами. Сумма задолженности по договорам НИОКР за 1997-1999 годы составила 64,0 млн.руб., в 2000 году - 68,0 млн.руб.

Работа по тарифной политике в 2000 году Минсвязи России совместно с МАП России была направлена на установление экономически обоснованных уровней тарифов на весь комплекс регулируемых услуг связи на федеральном уровне.

Необходимым условием повышения эффективности государственного регулирования деятельности естественных монополий в области связи, соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на регулируемые услуги электросвязи является ведение субъектами естественных монополий в области связи раздельного учета расходов и доходов.

Минсвязи России совместно с другими ведомствами в 2000 году продолжена работа по разработке законопроектов Российской Федерации, предусматривающих введение механизма полной оплаты услуг связи потребителями, имеющими льготы, с последующей компенсацией расходов потребителям за счет соответствующих бюджетов всех уровней. Концепция о реформировании системы льгот услуг связи, разработанная Минсвязи России по поручению Правительства Российской Федерации, была одобрена Межведомственной комиссией по разработке программы реформирования системы социальных льгот.

В конце 2000 года с целью совершенствования рыночного механизма, создания условий для справедливой конкуренции, повышения инвестиционной привлекательности отрасли разработан проект Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, который был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации 21.12.2000 и в основном одобрен.

В Концепции определены исходные положения, характеризующие развитие рынка коммуникационных услуг в Российской Федерации, основные показатели развития телекоммуникационного комплекса на период до 2010 года. В частности, предусматривается переход с 2002 года к тарифному регулированию по методу предельного ценообразования, поддержка отечественного производителя, реструктуризация акционерного общества "Связьинвест".

Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, и в первую очередь разработка новой редакции Федерального закона "О связи" является необходимым условием для совершенствования механизма государственного регулирования, направленного на развитие рынка телекоммуникационных услуг; создание условий для эффективной работы операторов связи; дальнейшее развитие конкурентной среды на рынке услуг связи; обеспечение равных прав для всех операторов связи; повышение инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли; развитие новых технологий; интеграция телекоммуникационного комплекса России в европейский и мировой телекоммуникационные комплексы с учетом национальных интересов.

Проводимая с конца 1998 года структурная реформа по ОАО "Связьинвест" вступила в завершающий период первого этапа - объединение зависимых акционерных обществ внутри регионов. Окончательно завершен процесс внутрирегиональных объединений в гг.Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Новосибирск.

Советом директоров ОАО "Связьинвест" 18 сентября 2000 года была одобрена стратегия проведения второго этапа реформы - межрегиональной интеграции компаний в рамках 7 федеральных округов.

В настоящее время продолжается работа по реорганизации ныне действующей системы службы государственного надзора за связью и информатизацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2000 N 380.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 N 1002 при Минсвязи России образована государственная радиочастотная служба, функции которой будут выполнять 8 создаваемых в настоящее время в федеральных округах федеральных государственных унитарных предприятий.

В области международного сотрудничества одним из наиболее значимых результатов, достигнутых в 2000 году, стало подписание в Окинаве (Япония) восемью ведущими индустриально развитыми странами мира Хартии "О глобальном информационном обществе", в подготовке текста которого принимало активное участие Минсвязи России.

Особое внимание в 2000 году также уделялось вопросам повышения эффективности работы РСС и совершенствования структуры его органов. Все более важное значение принимают развернутые в министерстве работы по формированию позиции России по присоединению к ВТО в области телекоммуникационных и информационных услуг.

К наиболее важным событиям 2000 года следует отнести участие Администрации связи России во Всемирной конференции радиосвязи МСЭ в мае-июне в г.Стамбуле (Турция) и Всемирной ассамблее по стандартизации электросвязи в сентябре-октябре в г.Монреале (Канада), направленное на защиту национальных интересов в области электросвязи.

В 2000 году учебными заведениями связи подготовлено 10,5 тыс. специалистов, в том числе 4 тыс. - с высшим образованием и 6,5 тыс. - со средним профессиональным образованием.

В 2001 году развитие отрасли должно быть направлено на достижение устойчивых темпов экономического роста, обусловленного повышением конкурентоспособности, прогрессивными сдвигами в структуре экономики, на создание условий для ускорения развития традиционных и новых средств связи и информатизации, на активизацию имеющегося научно-технического и интеллектуального потенциала.

Прогнозом социально-экономического развития связи, представленным в Минэкономразвития России, на 2001 год предусматривается прирост протяженности междугородных и международных телефонных каналов 130 млн.км с учетом новых операторов, в том числе традиционными операторами - 53,3 млн.км. Прирост количества основных телефонных аппаратов с учетом новых операторов прогнозируется 1650 тыс. штук, в том числе традиционными операторами - 1100 тыс.шт.

По вводам основных производственных мощностей в 2001 году предполагается ввести 33 тыс. каналов междугородной и международной телефонной связи, междугородных кабельных линий связи - 7,6 тыс.км, радиорелейных линий связи - 2,3 тыс.км, городских и сельских телефонных станций - 1,6 млн. номеров.

Привлечение инвестиций в основной капитал предусматривается в объеме 32,9 млрд.руб., или 118,4% к 2000 году в сопоставимых ценах.

В целом по отрасли с учетом новых операторов прогнозируются доходы от основной деятельности в сумме 165 млрд.руб., или с ростом к предыдущему году на 25%. Объем реализации услуг связи населению возрастет против 2000 года на 24,6% и составит 59 млрд.руб. Его удельный вес в общей сумме доходов составит 35,8%.

Выручка от продажи работ, услуг по традиционным операторам предполагается в сумме 120,3 млрд.руб., или с ростом к предыдущему году на 23,9%. Затраты на производство прогнозируется произвести в сумме 91,5 млрд.руб., или 124,7% к 2000 году.

В целом по отрасли по традиционным операторам предполагается получить прибыль в сумме 21,8 млрд.руб., или 130,4% к 2000 году. При этом рентабельность, определенная как отношение прибыли к затратам на производство, достигнет уровня 23,9%, Коллегия

постановляет:


Принять к сведению доклад министра Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д.Реймана.

Заместителям министра Российской Федерации по связи и информатизации, руководителям структурных подразделений Минсвязи России, руководителям организаций считать основной задачей дальнейшее развитие электросвязи, почтовой связи и информатизации в соответствии с прогнозом социально-экономического развития на 2001 год, "Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации" и "Концепцией программы развития информатизации России на период до 2010 года".

Первому заместителю министра Ю.А.Павленко продолжить работу над разработкой и внесением в Правительство Российской Федерации в установленном порядке в III квартале 2001 года проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи", с учетом положений Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации.

Заместителю министра А.М.Пронину, ДЭИП (Тимошенко) совместно со структурными подразделениями Минсвязи России:

Продолжить работу с МАП России в части доведения в 2001 году тарифов на услуги местной телефонной связи для населения до себестоимости и включения в тариф инвестиционной составляющей и рассмотреть вопрос установления тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с фактической себестоимостью.

Разработать и утвердить до 01.01.2002 методические указания о ведении субъектами естественных монополий в области электрической связи раздельного учета расходов и доходов с разбивкой на регулируемые, нерегулируемые услуги связи (по основным группам), а также на иные виды деятельности по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Продолжить работу по совершенствованию и реформированию статистической деятельности в отрасли. С участием научных организаций доработать и представить на рассмотрение в III квартале 2001 года проект концепции статистической деятельности в отрасли.

Повысить финансовый контроль за использованием учебными заведениями связи бюджетных и внебюджетных средств.

Первому заместителю министра Ю.А.Павленко, заместителю министра А.М.Пронину, ИАУ (Григоренко), ДЭИП (Тимошенко), ДЭС (Квицинский) до 01.05.2001 подготовить доклад о позиции Минсвязи России по вопросу расширения Реестра естественных монополий для рассмотрения его на коллегии Минсвязи России.

Первому заместителю министра Ю.А.Павленко, ДЭС (Квицинский):

Продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации, в котором должно быть предусмотрено введение механизма полной оплаты услуг связи потребителями, имеющими льготы, с последующей компенсацией расходов потребителям за счет соответствующих бюджетов всех уровней.

Организовать с привлечением научно-исследовательских, проектных институтов, ассоциаций операторов сотовой связи разработку нормативных документов по функционированию и развитию сетей сотовой подвижной связи в России:

Генеральной схемы построения и развития сетей подвижной связи в России (ответственный исполнитель - ОАО "Гипросвязь", срок разработки 01.05.2001);

Ведомственных норм технологического проектирования сетей сотовой подвижной связи (ответственный исполнитель - Институт сотовой связи, срок разработки 01.08.2001);

Концепции управления сетями сотовой подвижной связи (ответственный исполнитель - ЦНИИС, срок разработки 31.12.2001).

Заместителю министра В.В.Тимофееву, ДНСИ (Логинов), ДРТС (Павлов), ДЭИП (Тимошенко):

Завершить реорганизацию системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации в сроки, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.04.2000 N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации" и от 25.12.2000 N 1002 "О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации". Срок - до 01.04.2001.

Обеспечить эффективное взаимодействие системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации и государственной радиочастотной службы при Минсвязи России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»