МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 28 сентября 2001 года N ШС-6-14/734


Об ответственности за нарушение налогового законодательства

(с изменениями на 12 мая 2004 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом МНС России от 12 мая 2004 года N 14-3-03/1712-6.

____________________________________________________________________


Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими от налоговых органов запросами о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), касающихся применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, сообщает следующее.

Статья 119 Налогового кодекса:

1. О размере штрафа, применяемого на основании статьи 119 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Вместе с тем в пункте 2 статьи 119 Налогового кодекса содержится такой признак данного налогового правонарушения, как непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации.

Учитывая изложенное, в случае непредставления налоговой декларации в течение 180 дней и менее со дня установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации к налогоплательщику применяется штраф на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса.

Если же налогоплательщик по истечении 180 дней представил налоговую декларацию, налоговая санкция подлежит применению на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 Кодекса является неправомерным.

При применении ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса, необходимо учитывать, что в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 рублей.

Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете переплаты или факта уплаты налога не влияет на применение к налогоплательщику ответственности за нарушение им установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации.

Кроме того, следует иметь в виду, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком - физическим лицом на основании подаваемой им декларации, исчисляется с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

2. О моменте обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что, поскольку Налоговый кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

Абзацы 5-13 применению не подлежат  - письмо МНС России от 12 мая 2004 года N 14-3-03/1712-6. - См. предыдущую редакцию.
     
     

Статья 126 Налогового кодекса:

1. О применении к налоговым агентам штрафа за правонарушения в виде непредставления или нарушения сроков представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы, совершенные до 01.01.99, но выявленные налоговым органом после указанной даты.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" положения части первой Налогового кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, если иное не предусмотрено статьей 5 названного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

До введения в действие части первой Налогового кодекса ответственность налогового агента за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о доходах физических лиц не была установлена.

Учитывая изложенное, ответственность к налоговым агентам за вышеуказанные правонарушения, совершенные до 01.01.99, но выявленные после названной даты в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса, не применяется.

Вместе с тем пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" налоговым органам было предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, - в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. О применении к налоговым агентам штрафа за правонарушение в виде непредставления или нарушения сроков представления сведений о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям, в налоговые органы и сведений о сумме задолженности при невозможности взыскания налога у источника получения дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса предусмотрено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, коллегии адвокатов и их учреждения, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 данного Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 указанного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 2 вышеуказанной статьи Налогового кодекса предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 данного Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 указанного Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Исчисление и уплату налога в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса в том числе производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Вместе с тем абзацем четвертым пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса установлено, что сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) не представляются налоговыми агентами в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

Из вышеуказанного положения статьи 230 Налогового кодекса следует, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели не предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

При непредставлении индивидуальным предпринимателем вышеуказанных документов у налогового агента не имеется оснований считать, что данное физическое лицо, у которого он приобрел товар, продукцию или который выполнил для него работу (оказал услуги), является предпринимателем, а следовательно, в данном случае налоговый агент, являющийся источником дохода, должен исчислить, удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, и уплатить сумму налога в бюджет.

С учетом изложенного в данном случае при непредставлении налоговым агентом в установленный срок предусмотренных статьей 230 Налогового кодекса сведений применение к налоговым агентам ответственности, установленной статьей 126 Налогового кодекса, будет являться правомерным.

При привлечении налоговых агентов к ответственности за несвоевременное представление сведений о сумме задолженности при невозможности взыскания налога у источника получения дохода необходимо учитывать следующее.

Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

За непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы вышеуказанных сведений налоговый агент подлежит привлечению к ответственности, установленной статьей 126 Налогового кодекса, в аналогичном порядке как при привлечении налоговых агентов к ответственности за несвоевременное представление сведений о выплаченных физическим лицам доходах с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

3. О применении ответственности к лицам, регистрирующим сделки с ценными бумагами, в случае несвоевременного направления ими в налоговый орган информации о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 86.2 Налогового кодекса лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделок купли-продажи ценных бумаг направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг.

Пунктом 7 статьи 86.2 Налогового кодекса установлено, что непредставление организацией или уполномоченным лицом информации, указанной в настоящей статье, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, если лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, в срок, указанный в пункте 3 статьи 86.2 Налогового кодекса, не направили в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг, они подлежат привлечению к ответственности, установленной статьей 126 данного Кодекса, поскольку это прямо предусмотрено Налоговым кодексом.

Вместе с тем необходимо учитывать, что поскольку лица, указанные в пункте 3 статьи 86.2 Налогового кодекса, не относятся к налогоплательщикам или налоговым агентам, то, следовательно, при непредставлении данными лицами в налоговый орган информации, указанной в данной норме Налогового кодекса, они подлежат привлечению к ответственности, установленной соответственно пунктом 2 или пунктом 3 статьи 126 данного Кодекса.

Пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса подлежит применению при привлечении к ответственности организаций за уклонение от предоставления ими в установленные сроки информации, предусмотренной соответствующими пунктами статьи 86.2 данного Кодекса.

Пункт 3 статьи 126 Налогового кодекса подлежит применению при привлечении к ответственности физических лиц, в том числе нотариусов, за уклонение от предоставления ими в установленные сроки информации, предусмотренной соответствующими пунктами статьи 86.2 указанного Кодекса.

Статья 129.1 Налогового кодекса:

О применении к физическим лицам ответственности за непредставление специальной декларации.

Статьей 86.3 Налогового кодекса установлено, что в случае, если произведенные физическим лицом расходы превышают доходы, заявленные им в декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Согласно пункту 2 статьи 86.3 Налогового кодекса физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.

Из положений статей 86.1 - 86.3 Налогового кодекса следует, что специальная декларация представляется в рамках осуществления налогового контроля за расходами физических лиц, целью которого является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам, а не налогообложение доходов физического лица.

Таким образом, при представлении специальной декларации физическое лицо выступает не как налогоплательщик или налоговый агент.

Вместе с тем ответственность, предусмотренная статьей 119 Налогового кодекса, может быть применена только к налогоплательщику за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.

Статьей 129.1 Налогового кодекса установлена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 указанного Кодекса.

Ответственность, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса, может быть применена только к налогоплательщику или налоговому агенту либо к организации или физическому лицу за непредставление сведений о налогоплательщике.

Учитывая изложенное, в случае непредставления физическим лицом в течение установленного статьей 86.3 Налогового кодекса срока специальной декларации к нему должна применяться ответственность, установленная статьей 129.1 данного Кодекса, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с указанным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.

О применении к физическому лицу налоговой и административной ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.

Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц необходимо учитывать, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние в силу пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса не может быть одновременно привлечено к налоговой и иной ответственности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»