ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКА3

от 25 сентября 2001 года N 939


Об утверждении Положения об организации
 подготовки и проведения технического надзора
за морскими (речными) таможенными судами
Российской Федерации



Для обеспечения постоянной технической готовности морских (речных) таможенных судов Российской Федерации и во исполнение пункта 3 приказа ГТК России от 14 марта 2001 года N 256 "Об организации технического контроля за морскими (речными) таможенными судами Российской Федерации"

приказываю:

1. Утвердить Положение об организации подготовки и проведения технического надзора за морскими (речными) таможенными судами Российской Федерации (приложение 1).

2. Руководствоваться типовым перечнем контролируемых элементов (приложение 2) при комплексной проверке надзорными подразделениями ВМФ морских (речных) таможенных судов.

3. Довести настоящий приказ до сведения сотрудников и работников морских структурных подразделений и экипажей судов.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России И.А.Межакову.

Председатель Комитета
генерал-полковник
 таможенной службы
М.В.Ванин

     

Приложение 1
к приказу ГТК России
от 25.09.2001 N 939

     
ПОЛОЖЕНИЕ
 об организации подготовки и проведения
технического надзора за морскими (речными)
 таможенными судами Российской Федерации

     

Раздел 1. Общие положения

1.1. Требования Положения распространяются на морские структурные подразделения и экипажи морских (речных) таможенных судов, а также на руководство таможенных органов, имеющих таможенные суда и проводящих их подготовку к плаванию для выполнения задач в интересах таможенного дела в исключительной экономической зоне Российской Федерации, территориальном море, внутренних морских водах и в российской части пограничных рек и озер.

1.2. Настоящее Положение определяет организацию и порядок надзора за выполнением на морских (речных) таможенных судах и плавсредствах (далее - таможенных судах), имеющих флаг, вымпел и эмблему таможенных органов Российской Федерации, требований "Руководства по надзору за безопасностью мореплавания в Военно-Морском Флоте (далее - РНБМ ВМФ-2000), определяющих:

- нормы, правила плавания и безопасности на водных акваториях;

- порядок проведения организационных, технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение безаварийного плавания таможенных судов;

- организацию защиты людей, находящихся на борту таможенного судна от чрезвычайных ситуаций, а также организацию проведения мероприятий, направленных на уменьшение масштабов таких ситуаций в случае их возникновения.

1.3. В таможенных органах Российской Федерации безопасность плавания и стоянки таможенных судов обеспечивается:

деятельностью руководства региональных таможенных управлений, таможен и морских подразделений, направленной на исключение условий аварийно-опасного использования таможенных судов;

поддержанием в исправности технических средств, оборудования и аварийно-спасательного имущества таможенных судов;

высоким уровнем специальной подготовки и морской выучки экипажей таможенных судов;

соблюдением требований "Устава службы на морских (речных) таможенных судах РФ" и "Курса боевой подготовки экипажей таможенных судов РФ", международных и местных правил плавания, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок проведения мероприятий, направленных на обеспечение безаварийного плавания таможенных судов и защиту людей, находящихся на их борту, от чрезвычайных ситуаций;

знанием района плавания, особенностей его морской, навигационной и гидрометеорологической обстановки, наличием на таможенном судне и постоянным уяснением информации об изменениях этой обстановки командиром, его помощником, начальником штурманской службы и его помощником (для больших таможенных судов), а также лицами дежурной и вахтенной служб, отвечающими за безопасность плавания и стоянки таможенного судна;

выполнением тщательных расчетов каждого плавания и маневра;

проведением установленного комплекса мероприятий технического обеспечения;

выполнением мероприятий по обеспечению безопасности решаемых задач в сложных условиях обстановки;

выполнением мероприятий по обеспечению безопасности таможенных судов в пунктах базирования и местах стоянки.

1.4. Поддержание режима безопасности плавания и стоянки таможенных судов осуществляется:

соблюдением соответствующих требований в отношении конструкции и снабжения;

системой oтбора, комплектования и подготовки экипажей, обеспечивающей его необходимую квалификацию и уровень укомплектованности морских подразделений и таможенных судов;

судовой организацией, в том числе организацией дежурно-вахтенной службы, подготовленностью к борьбе за живучесть;

своевременным оповещением о навигационных и гидрометеорологических опасностях;

плаванием по рекомендованным путям и фарватерам, системам разделения движения;

соблюдением правил маневрирования и сигнализации при расхождении, совместном плавании;

системой навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения;

устойчивой системой связи;

надежной системой надзора за безопасностью плавания.

1.5. Надзор за безопасностью плавания - особый вид деятельности, проводимый в целях контроля исполнения на судах требований нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания, и недопущения плавания судов, если нарушения требований этих документов создают аварийную опасность при выполнении служебных задач в плавании. Надзор за безопасностью плавания проводится на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных сил.

1.6. Надзор за безопасностью плавания таможенных судов осуществляет Управление надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ ВМФ (далее - Управление).

1.7. При осуществлении надзорной деятельности Управление и его структурные подразделения в регионах не подменяют руководство региональных таможенных управлений, таможен и морских подразделений.

Раздел 2. Организация надзора
за безопасностью плавания

2.1. Основная задача надзора за безопасностью плавания - предупреждение аварийности таможенных судов, их вооружения и технических средств путем строгого соблюдения установленного режима безопасности плавания, их стоянки и выполнения необходимых мероприятий на основании требований нормативных документов.

2.2. К нормативным документам по безопасности плавания относятся:

подписанные соответствующими государственными органами международные конвенции и договоры;

государственные законодательные акты;

приказы и распоряжения ГТК России;

курсы, наставления, руководства, инструкции, правила и нормы.

2.3. Надзорная деятельность на таможенных судах Управлением и его структурными подразделениями осуществляется с учетом имеющейся в ГТК России нормативной базы, определяющей организацию морской службы таможенных органов и порядок эксплуатации таможенных судов.

2.4. При проведении надзорной деятельности применяются только те нормативные документы и только в том объеме, которые могут быть применимы в каждом конкретном случае, учитывая проект таможенного судна, выполняемые задачи, район плавания, штатную численность экипажа.

2.5. Для решения задач надзора за безопасностью плавания таможенных судов в Управлении и его структурных подразделениях, на основании договоров с региональными таможенными управлениями об оказании разовых услуг по осуществлению надзора за безопасностью плавания и техническому освидетельствованию таможенных судов региона, составляются годовые планы подготовки и деятельности, в которых мероприятия надзора планируются на начало навигации.

2.6. Обязательной ежегодной проверке органами надзора подлежат все таможенные суда.

2.7. Проверки должны производиться также и по информации о наличии на таможенном судне нарушений требований нормативных документов, влияющих на его безопасность, полученной от: командира таможенного судна, его помощника, начальников служб, членов экипажа.

2.8. Информация подается, как правило, в письменном виде. В ней должны быть представлены конкретные факты нарушения требований нормативных документов, которые могут повлиять на безопасность плавания или стоянки, приведены ссылки  на источники получения этой информации. Если указанная информация предоставляется устно, необходимо требовать ее изложения в письменном виде за подписью лица, ее подавшего.

2.9. Лицо, предоставившее информацию, несет ответственность за ее объективность.

Раздел 3. Обязанности должностных лиц
таможенных органов, имеющих таможенные
суда, и их взаимодействие с органами надзора

3.1. Руководство региональных таможенных управлений и таможен, имеющих таможенные суда, контролирует выполнение нормативных актов ГТК России и принимает необходимые меры для реализации положений нормативных документов по обеспечению безопасности плавания и стоянки таможенных судов вплоть до принятия установленным порядком решений о запрещении выхода на службу и ограничении плавания.

3.2. Управление осуществляет контроль выполнения на таможенных судах требований вышеперечисленных документов.

3.3. Руководство региональных таможенных управлений и таможен, имеющих таможенные суда, несет ответственность за подготовку подчиненных таможенных судов к безопасному плаванию и стоянке.

3.4. Oтветственность за качество контроля по предупреждению аварийного использования таможенных судов, находящихся под надзором Управления, несут начальник Управления и начальники структурных подразделений Управления в рeгионах.

3.5. Ответственность за предъявление таможенного судна, его вооружения и технических средств к проверке, проводимой органами надзора, несет командир судна. Он обязан организовать доступ должностных лиц органов надзора в указанные ими помещения таможенного судна для установления его фактического состояния, принимая при этом необходимые меры по обеспечению установленного режима ознакомления со сведениями, составляющими служебную тайну.

3.6. Начальники морских структурных подразделений в регионах обязаны:

организовать планирование и контроль за подготовкой таможенных судов к проверкам, проводимым представителями Управления;

уведомлять начальника органа надзора о прибытии в состав новых судов и исключении судов из состава таможенного органа;

немедленно извещать начальника органа надзора обо всех происшествиях с подчиненными таможенными судами, их вооружением и техническими средствами;

в трехдневный срок представлять в орган надзора в двух экземплярах материалы расследования аварии или происшествия с таможенным судном и предпосылок к ним.

3.7. При проверке таможенного судна старший группы инспекторов Управления с окончанием проверки обязан сделать соответствующую запись в Журнале боевой подготовки судна в графе "Замечания проверяющих" или в случае отсутствия этого журнала - в судовом (катерном) навигационно-вахтенном журнале.

3.8. Начальники морских структурных подразделений должны организовать устранение обнаруженных в ходе надзора недостатков.

3.9. Если выявленные недостатки не могут быть устранены в пункте проверки, начальник органа надзора по ходатайству командира таможенного судна может дать разрешение на разовый переход корабля для следования в другой пункт, где эти недостатки будут устраняться (пункт постоянного базирования, пункт снабжения, пункт ремонта и т.п.). В этом случае начальник органа надзора обязан убедиться в том, что все необходимые меры обеспечения безопасности  плавания предусмотрены.

Раздел 4. Порядок проведения проверок органами  надзора

4.1. Основой надзора за безопасностью плавания являются проверки таможенных судов.

4.2. Органами надзора проверки проводятся в целях:

определения реальной степени готовности таможенных судов  к безаварийному плаванию при выполнении поставленных задач;

предупреждения аварийно-опасного использования таможенных судов, их вооружения и технических средств;

4.3. Основными задачами проверки таможенных судов органами надзора являются:

установление соответствия фактического состояния корпуса таможенного судна и его отдельных конструктивных элементов, вооружения, систем, устройств и оборудования требованиям руководящих документов, эксплуатационной и вахтенной документации;

установление соответствия экипажа судна по составу, численности, квалификации действующим требованиям, а также способности экипажей обеспечить безопасность плавания и стоянки таможенного судна в различных условиях обстановки.

4.4. В соответствии с частными задачами надзора проверки таможенного судна подразделяются по своему содержанию на комплексные проверки и проверки по отдельным вопросам.

4.5. Комплексные проверки охватывают весь круг элементов, определяющих готовность таможенного судна к безопасному плаванию, и проводятся:

при освидетельствовании для первичной выдачи Свидетельства о безопасности таможенного судна;

при переосвидетельствовании по истечении срока, кратного одному году с момента первичной выдачи Свидетельства о безопасности таможенного судна, в случае необходимости продления срока его действия;

перед началом навигации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»