Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2001 года N 564


О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"*

(с изменениями на 20 сентября 2008 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 года N 104 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 18.02.2002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 388 (Российская газета, N 108, 19.06.2002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 478 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 06.08.2007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 704 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 39, 29.09.2008).

___________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 478 - см. предыдущую редакцию.

     

В целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально-экономическое и культурное развитие, а также содействия реализации их экономических, социальных и этнокультурных задач Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" (далее именуется - Программа) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 478 - см. предыдущую редакцию).

2. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2007-2008 годы за счет средств федерального бюджета составляет 414400 тыс.рублей с учетом прогноза цен на соответствующие годы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2007 года N 478 - см. предыдущую редакцию).

3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию мероприятий Программы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 704 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 2001 года N 564
(в редакции постановления Правительства
 Российской Федерации
от 25 июля 2007 года N 478
-
 см. предыдущую редакцию)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 "Экономическое и социальное развитие коренных
 малочисленных народов Севера до 2008 года"

(с изменениями на 20 сентября 2008 года)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Экономическое и социальное развитие коренных
малочисленных народов Севера до 2008 года"


Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"

Основания для принятия решения о  разработке Программы, дата ее утверждения

-

постановление Правительства Российской
Федерации от 13 сентября 1996 года N 1099
,
постановление Правительства Российской
Федерации от 27 июля 2001 года N 564

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 704 - см. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик
Программы

-

Министерство регионального развития Российской Федерации

Основной разработчик
Программы

-

Государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук

Цели и задачи Программы

-

создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на основе укрепления традиционного жизнеобеспечения, содействия занятости и самозанятости, формирования институтов национального самоуправления;

развитие традиционного жизнеобеспечения (оленеводства и промыслов) и возрождение национальной культуры коренных малочисленных народов Севера;

укрепление малого бизнеса в секторе услуг с привлечением представителей коренных малочисленных народов Севера, создание факторий, развитие факторийных форм торговли и товарообмена и других форм сельской кооперации;

повышение показателей грамотности и доступности общего и начального профессионального образования для коренных малочисленных народов Севера;

обеспечение здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия коренных малочисленных народов Севера;

развитие транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;

повышение роли коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов местного самоуправления, традиционного природо- и землепользования

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

строительство жилых домов общей площадью 3785 кв. м, общеобразовательных и дошкольных учреждений на 1184 места;

создание оленеводческой базы на 1000 голов, убойного пункта оленей
производительностью 200 голов в смену;

строительство водопровода протяженностью 6,275 км, 3 промежуточных баз рыбаков и охотников, 3 специализированных производственных цехов (по переработке дикоросов, скотобойного и лесоперерабатывающего);

создание 4 предприятий факторийных форм торговли и товарообмена, а также других снабженческо-сбытовых сельских кооперативов;

строительство и реконструкция 38 км линий электропередачи;

налаживание беспроводной телефонной связи для 15 отдаленных районов

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 704 - см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в 2 этапа
(2002-2008 годы):
первый этап - 2002-2003 годы;
второй этап - 2004-2008 годы

Объемы и источники финансирования
Программы
(в ценах соответствующих лет)

-

всего по Программе в 2002-2008 годах - 2774839,49 тыс.рублей (2007-2008 годы - 1144482,99 тыс.рублей),
в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 1028140 тыс.рублей (2007-2008 годы - 414400 тыс.рублей);
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1356607,99 тыс.рублей (2007-2008 годы - 589884,99 тыс.рублей);
за счет средств внебюджетных источников - 390091,5 тыс.рублей (2007-2008 годы - 140198 тыс.рублей).

Капитальные вложения в 2002-2008 годах - 2645424,49 тыс.рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 1027820 тыс.рублей),
в том числе:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 320 тыс.рублей за счет средств федерального бюджета;
прочие текущие расходы - 129095 тыс.рублей за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Капитальные вложения в 2007-2008 годах - 1144482,99 тыс.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 414400 тыс. рублей

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 704 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

снижение уровня безработицы среди коренных малочисленных народов Севера в 1,5 раза;

повышение уровня благоустройства жилья в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера в 1,3-1,5 раза, снижение доли ветхого жилья на 25 процентов;

увеличение количества занятых представителей коренных малочисленных народов Севера в малом бизнесе, создание сети факторий и других снабженческо-сбытовых сельских кооперативов;

повышение показателей грамотности и доступности образования среди коренных малочисленных народов Севера путем строительства новых учебных заведений (школ, дошкольных учебных заведений); развитие системы здравоохранения на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и повышение уровня медицинского обслуживания путем реконструкции и возведения новых больничных корпусов, соответствующих современным требованиям организации оказания медицинской помощи представителям коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания


I. Содержание проблемы

               

Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многих веков осваивали полярные и приполярные территории, адаптировались к экстремальным природным условиям, развивали свою самобытную культуру. Обеспечение их социально-экономического развития является национальным приоритетом России.

Коренные малочисленные народы Севера проживают на территориях своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни. В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных малочисленных народов Севера общей численностью более 200 тыс.человек, что составляет менее 2 процентов населения Севера России.

В советский период были созданы экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, появилась письменность у 26 коренных малочисленных народов Севера, развивалась сфера образования и культуры, произошли значительные изменения, связанные с переходом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, изменением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных малочисленных народов Севера в более крупные населенные пункты.

Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к глубокому кризису оленеводства и других видов традиционной деятельности и промыслов, к кризису в системе медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, катастрофическому снижению уровня жизни, сокращению ее средней продолжительности до 45-50 лет, росту безработицы (более 50 процентов), снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз.

Для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера признано целесообразным использовать программно-целевой метод решения проблем. Была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991-1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс.кв. метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс.мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты.

Продолжением этой государственной программы стали "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" и действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", реализация которой в 2002-2006 годах из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлена не в полной мере.

Большинство участвующих в указанных программах субъектов Российской Федерации не смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников.

Проблема социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера имеет комплексный, многофакторный характер. При отсутствии координирующего органа и без проработки единого механизма реализации существует опасность утраты контроля за осуществлением комплексного решения проблемы.

Распределение ключевых мер, направленных на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, по многим федеральным министерствам и агентствам может привести (при отсутствии единого взаимоувязывающего органа) к утрате оперативности и неспособности адекватно и активно реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и культуры коренных малочисленных народов Севера. С целью позитивного воздействия софинансируемых за счет средств федерального бюджета мероприятий, а также для скорейшего достижения положительных результатов возникла необходимость использовать программно-целевой метод решения проблемы.

Основным способом решения проблемы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера остается централизованный способ, осуществляемый в рамках единого сильного координирующего органа и единого плана мероприятий.

За период реализации действующей программы осуществлены следующие мероприятия:

в Иркутской области - открыт сувенирный цех для Союза общин Елизовского района, оборудована техническими средствами по раскрою и пошиву шкур мастерская школы ремесел в с.Анавгай (Быстринский район), завершено строительство школы на 132 учебных места в с.Верхняя Гутара (Нижнеудинский район), строится оленеводческая база на 1000 голов в пос.Алыгджер (Нижнеудинский район);

в Кемеровской области - закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха в г.Таштаголе, введен в эксплуатацию такой важный энергетический объект как ЛЭП-35 протяженностью 37 км от пос. Шерегеш до пос.Усть-Кабырза (Таштагольский район), установлены трансформаторная подстанция мощностью 500 кВт в пос.Усть-Кабырза и 3 локальные энергоустановки в поселках Элебеза, Шотайга, Чизнбур, установлена промышленная связь производственного назначения, работающая в автономном режиме на дальние расстояния, в том числе в горной местности, закуплено 14 радиотелефонов для 13 отдаленных поселков Таштагольского района, где невозможна организация проводной связи из-за горно-таежной местности;

в Мурманской области - завершается строительство пункта забоя оленей в с.Краснощелье (Ловозерский район);

в Ненецком автономном округе - завершено строительство оленеубойного пункта в пос.Красное, также продолжается строительство хлебопекарни малой мощности в пос.Хорей-Вер;

в Республике Алтай - организован цех по переработке молока в с.Турочак, для базовой фактории "Республика Алтай" в г.Горно-Алтайске приобретено производственное и лабораторное оборудование для колбасного цеха и мини-пекарни, в Турачакском районе создана опорная фактория;

в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - построен жилой дом в пос.Носок (Усть-Енисейский район), продолжается строительство окружного краеведческого музея в г.Дудинке;

в Республике Саха (Якутия) - завершено строительство оленеводческих баз в местности с. Хатыстыр (Алданский район) и в местности с.Тяня (Олекминский улус), введена в строй оленеводческая база в с.Тополиное (Томпонский улус), строится школа в с.Тяня (Олекминский улус), построен Дом народов Севера в г.Якутске, а также оленеводческая база в Момском районе;

в Сахалинской области - во всех районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера при школьных учреждениях действуют лагеря дневного пребывания, в 4 районах - этнолагеря;

в Уватском районе Тюменской области - приобретено 7 снегоходов "Буран", закуплено 3 электростанции для стойбищ, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера;

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - приобретен передвижной приемный пункт, который позволяет обеспечить доставку сырья (дикоросов, рыбы), собранного и добытого в отдаленных населенных пунктах автономного округа, и сохранить качество собранной продукции, завершено строительство цехов по переработке ягод и грибов в с.Междуречье;

в Читинской области - установлены 3 дизельных электростанции, что обеспечило гарантированное и бесперебойное электроснабжение сел Моклакан, Гуля и Средняя Олекма (Тунгиро-Олекминский район);

в Республике Хакасия - завершено строительство средней школы на 600 мест в с.Балыкса (Аскизский район);

в Республике Тыва - построен деревообрабатывающий цех, реконструирована дизельная электростанция на 200 кВт в с.Сыстыг-Хем, строятся мини-цеха по переработке ягод, грибов и орехов, забою скота и переработке мяса в с.Кунгуртуг (Тере-Хольский кожуун), а также малокомплектная школа со спортзалом;

в Приморском крае - построено 6 одноквартирных жилых домов в с.Красный Яр (Пожарский район);

в Корякском автономном округе - построена линия электропередачи протяженностью 24,21 км, осуществлена реконструкция рыбоперерабатывающей базы в с.Тымлат;

в Камчатской области - завершено строительство цехов по переработке мяса с убойным пунктом в пос. Красное;

в Ямало-Ненецком автономном округе - введена в эксплуатацию дизельная электростанция в пос.Зеленый Яр, завершено обустройство фактории "Новая Часелька" (Красноселькупский район), построен склад для фактории "Усть-Юрибей";

в Амурской области - завершено строительство школы на 192 места в с.Уркан;

в Хабаровском крае - завершено строительство первой очереди школы на 120 учебных мест в с.Сикачи-Алян, для артели "Тенкур" Амурского района и национальной общины "Найхин" Нанайского района закуплены 2 пилорамы, приобретено скороморозильное оборудование для фактории "Лумукан" в с.Тугур (Тугуро-Чумиканский район), приобретен телефонный концентратор "Системы цифровой коммутации "ЭЛ-КОМ" абонентской емкостью до 300 номеров;

в Томской области - для обеспечения занятости коренных малочисленных народов Севера в селах Парабель, Каргасок, Иванкино, Тегульдет, Белый Яр и Новошумилово закуплены холодильное оборудование и лодочные моторы, в селах Александровское, Напас, Тегульдет, Степановка закуплены 18 лодочных моторов "Ветерок" и 11 снегоходов "Буран";

в Солтонском и Красногорском районах Алтайского края - установлены 2 пилорамы;

в Чукотском автономном округе - введена в эксплуатацию школа-сад-интернат на 160 учеников в с.Канчалан;

в Магаданской области - закончена реконструкция зданий воинской части под школу-интернат на 98 мест в пос.Эвенск, закуплены холодильные и морозильные установки.

Ниже представлены общие итоги реализации действующей программы за 2002-2006 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»