МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПИСЬМО

     
от 1 февраля 2001 года N 2510/1057-01-32

     

Об улучшении обеспечения больных
наркотическими анальгетиками



Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с обеспечением больных необходимыми наркотическими лекарственными средствами, огромное количество поступающих с мест запросов по этим вопросам и просьб о разрешении увеличения установленных нормативов, жалобы от больных и их родственников на невозможность получения наркотиков в достаточном для снятия болевого синдрома количестве обуславливают необходимость принятия мер, направленных на разрешение назревшей проблемы улучшения обеспечения больных наркотическими лекарственными средствами.

Необходимо отметить, что на эту проблему обратила внимание посетившая Россию в апреле 2000 года миссия Международного комитета по контролю наркотиков (МККН) Организации Объединенных Наций. В представленном Комитетом докладе по результатам этого визита прямо указано, что "Комитет отмечает сокращение потребления наркотических средств, в том числе кодеина, морфина и тримеперидина, несмотря на высокие показатели раковых заболеваний и смертности от рака в Вашей стране. Поэтому Комитет настоятельно призывает Ваше правительство изучить современное положение в области снабжения наркотическими средствами для удовлетворения медицинских потребностей и принять необходимые меры для улучшения снабжения. В этой связи Ваше правительство, возможно, пожелает изучить, в частности, вопрос о том, нет ли в национальном законодательстве, инструкциях или процедурах, касающихся наркотиков, необоснованных ограничений, которые затрудняют прописывание, отпуск наркотических средств в лечебных целях, снабжение ими и их распространение с той же целью, с тем чтобы внести в эти документы необходимые поправки".

Этому же вопросу посвящен и ежегодный доклад МККН от 23.02.2000, в котором указывается, что среди наиболее часто встречающихся причин отсутствия опиоидов во многих странах "отмечаются излишне ограничивающие правила, сложные административные процедуры; обеспокоенность в связи с возможной утечкой препаратов и последствиями непреднамеренных ошибок; обеспокоенность в связи с возможностью непреднамеренного привыкания к наркотикам и неадекватная или недостаточная подготовка медицинского персонала". "МККН настоятельно призывает правительства всех стран обеспечить доступность наркотических препаратов, с тем чтобы больные не испытывали страданий, которых можно избежать. Однако должны быть установлены строгие процедуры контроля, с тем чтобы наркотические препараты доставлялись в больницы, к врачам и больным, а не попадали на незаконные рынки. Комитет призывает к гибкому гуманному подходу, целью которого является гарантия доступности контролируемых наркотических препаратов для медицинских целей..."

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств Минздрав России обратился к руководителям органов управления здравоохранением регионов с просьбой представить свои предложения по этим вопросам. Анализ полученных ответов показал, что необходима практически полная переработка основных нормативных документов Министерства (прежде всего приказов от 12.11.1997 N 330 и от 23.08.1999 N 328, а, возможно, и изменение самих принципов нормирования обеспечения наркотическими лекарственными средствами. Возникает необходимость изменений и некоторых документов МВД России, постановлений Правительства РФ. Поскольку указанная работа требует значительного времени, было принято решение для снятия остроты проблемы издать прилагаемые приказы, которыми увеличены нормативы потребности в наркотических анальгетиках на одну "онкологическую" койку в год; руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предоставлено право в 1,5 раза увеличивать нормативы по другим койкам; сняты ограничения в использовании неинвазивных форм наркотических анальгетиков и др.

В дальнейшем Минздрав России намерен приступить к подготовке нового основополагающего приказа, регламентирующего как порядок оборота наркотических лекарственных средств в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях, так и основные нормативы.

Поскольку при этом прежде всего будут учтены предложения регионов, в том числе с учетом практики применения приказов Минздрава России от 09.01.2001 N 2 и 3, просьба направить ваши предложения до конца текущего года.

Предложения должны содержать конкретные рекомендации, в том числе и по принципам нормирования потребности наркотических анальгетиков.

Первый заместитель министра
А.И.Вялков



Текст документа сверен по:

"Здравоохранение",

N 5, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»