ИНСТРУКЦИЯ
по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
совместного приказа МВД России и Минкультуры России от 22 апреля 2009 года N 310; 201
____________________________________________________________________
1. Настоящая Инструкция регулирует порядок организации охраны объектов, хранящих культурные ценности*, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации**, их взаимодействия с учреждениями культуры, обеспечения защиты этих объектов от преступных посягательств, установления и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, обязанности должностных лиц, а также содержит требования по оборудованию объектов культуры современными техническими средствами сигнализации и их эксплуатации.
________________
* Далее - объект, объект культуры или учреждение культуры.
** Далее - вневедомственная охрана.
2. Инструкция распространяется на все объекты культуры вне зависимости от принадлежности к государственной или негосударственной частям архивного, библиотечного и музейного фондов Российской Федерации.
3. На основании настоящей Инструкции учреждения культуры совместно с вневедомственной охраной разрабатывают инструкции о порядке осуществления охраны конкретного объекта культуры.
4. Инструкция разработана на основе Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Основ законодательства Российской Федерации "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах", Закона Российской Федерации "О библиотечном деле", Закона РСФСР "О милиции", Федерального закона "О пожарной безопасности", Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, Минкультуры России и Росархива.
5. Ответственность за сохранность культурных и материальных ценностей на объекте культуры несет его руководитель.
6. Вневедомственная охрана несет ответственность согласно договору на охрану объекта культуры.
7. Под охраной учреждений культуры в настоящей Инструкции подразумевается комплекс мер, направленных на предотвращение утрат культурных ценностей из охраняемых объектов культуры в результате хищений, разбоев, взрывов, пожаров, актов вандализма, массовых беспорядков, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций.
8. Охрана объектов культуры может осуществляться милицейскими, военизированными и сторожевыми подразделениями вневедомственной охраны*, с помощью технических средств с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны или на пункты централизованной охраны** либо сочетанием этих видов охраны.
________________
* Далее - наряд охраны.
** Далее - ПЦО.
9. В учреждении культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая служба безопасности, которая в случае охраны учреждения культуры вневедомственной охраной координирует свою деятельность с деятельностью данных подразделений.
10. Деятельность нарядов охраны объектов культуры организуется в соответствии с требованиями Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от 15 июня 1994 года N 201, Наставления по организации службы военизированных, сторожевых подразделений вневедомственной охраны, утвержденного приказом МВД России от 22 марта 1993 года N 121*, Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденного приказом МВД России от 18 января 1993 года N 17**, других нормативных правовых актов МВД России, совместных нормативных актов МВД России, Минкультуры России и Росархива, настоящей Инструкции и условиями договора на охрану объекта.
________________
* Далее - Наставления.
** Далее - Устав.
11. Для несения службы по охране объектов культуры подбираются сотрудники милиции, работники военизированной* и сторожевой охраны, прошедшие соответствующую подготовку, годные по своим моральным и деловым качествам к этой работе.
________________
* Далее - ВОХР.
12. Наряд охраны объекта культуры непосредственно подчиняется начальнику отдела (отделения) вневедомственной охраны, командиру строевого подразделения милиции*, начальнику отряда (командиру) ВОХР, начальнику сторожевого участка, объекта по линиям службы. Наряд охраны взаимодействует со службой безопасности в соответствии с инструкцией, разработанной для каждого конкретного объекта на основании настоящей Инструкции.
________________
* Далее - СПМ.
13. В целях повышения защиты охраняемых объектов согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные животные.
14. Лица, имеющие непосредственный доступ к охране культурных ценностей или к оборудованию объекта техническими средствами охраны*, сотрудники вневедомственной охраны, музеев, библиотек, архивов, проектно-монтажных организаций - предупреждаются руководством вневедомственной охраны и руководством учреждения культуры о невозможности распространения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ТСО.
________________
* Далее - ТСО.
15. Все спорные вопросы по применению ТСО на конкретных объектах решаются совместно комиссиями Главного управления вневедомственной охраны МВД России* и Министерства культуры Российской Федерации - на объектах Минкультуры, комиссиями ГУВО МВД России и режимного отдела ПО Росархива - на объектах Росархива.
________________
* Далее - ГУВО МВД России.
16. Для принятия объекта культуры под охрану его руководитель подает заявку в отдел (отделение) вневедомственной охраны о намерении заключить с ним договор на охрану.
17. С получением заявки отдел (отделение) вневедомственной охраны:
17.1. Организует работу межведомственной комиссии по проведению обследования объекта культуры на предмет технической укрепленности, оснащения его средствами охранно-пожарной сигнализации* и определения степени готовности учреждения культуры к приему под охрану.
________________
* Далее - ОПС.
17.2. Проводит сбор и оценку данных об объекте, изучает прилегающую к нему местность.
17.3. Готовит предложения по организации системы охраны и использованию различных способов несения службы, по совершенствованию технической укрепленности, обслуживанию ТСО и необходимой для этого численности личного состава и обслуживающего персонала.
17.4. Осуществляет технический надзор за соблюдением норм и требований проектно-сметной документации при оборудовании объектов культуры средствами ОПС, а также выполнением других работ, обеспечивающих безопасность объекта и предусмотренных актом обследования.
17.5. Готовит необходимую служебную документацию на охрану объекта.
17.6. Определяет порядок взаимодействия нарядов вневедомственной охраны с органами внутренних дел, территориальными органами безопасности, другими взаимодействующими органами и администрацией объекта по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
18. Для приема под охрану объекта культуры совместным приказом учреждения культуры и отдела (отделения) вневедомственной охраны назначается межведомственная комиссия. В ее состав включаются представители объекта культуры, вневедомственной охраны и Государственной противопожарной службы МВД России*, органов охраны памятников истории и культуры (если объект расположен в здании, являющемся памятником истории и культуры). В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и вышестоящих управлений (отделов) вневедомственной охраны.
________________
* Далее - ГПС.
19. Межведомственная комиссия при приеме под охрану учреждения культуры определяет:
19.1. Удаленность объекта от зоны действия ПЦО.
19.2. Общую характеристику здания и территории объекта культуры.
19.3. Соответствие технической укрепленности объекта требованиям защиты культурных ценностей исходя из результатов анализа уязвимых мест и данных экспертизы.
19.4. Состояние организации пропускного и внутриобъектового режимов на объекте и территории учреждения культуры в целом.
19.5. Пожарно-техническую характеристику объекта культуры и его территории.
19.6. Состояние технических средств связи, ОПС, их соответствие требованиям защиты культурных ценностей в помещениях и на территории, подлежащих охране.
19.7. Необходимую численность личного состава наряда охраны, а также электромонтеров по обслуживанию средств ОПС.
19.8. Конкретные обязанности учреждения культуры по формам социально-бытового обеспечения сотрудников (работников) охраны.
19.9. Сроки выставления физической охраны.
19.10. Состояние пожарной безопасности и необходимость создания на объекте подразделения ГПС.
20. По результатам работы межведомственная комиссия составляет акт по обследованию объекта культуры, подлежащего принятию под милицейскую, сторожевую, военизированную, централизованную охрану (приложение 1*) в трех экземплярах, который подписывается членами комиссии и утверждается руководителями объекта культуры и вневедомственной охраны. После утверждения данного акта один экземпляр его остается на объекте культуры, второй направляется в подразделение вневедомственной охраны, третий - в орган управления культуры соответствующего органа исполнительной власти (местного самоуправления).
________________
* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
21. На основе акта межведомственной комиссии и при условии выполнения требований к оборудованию объекта руководители учреждения культуры и вневедомственной охраны заключают договор на охрану объекта, хранящего культурные ценности, подразделением вневедомственной охраны (приложение 2)*. В случае если объект охраняется несколькими подразделениями вневедомственной охраны, то договор на условиях конкретного разделения компетенции заключается с каждым из данных подразделений отдельно.
________________
* Приложение 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
22. Договор составляется в двух экземплярах; после подписания хранится: первый на объекте, второй - в отделе (отделении) вневедомственной охраны.
23. На основании договора начальник отдела (отделения) вневедомственной охраны отдает письменный приказ об установлении охраны на объекте и закреплении личного состава наряда охраны или об организации его охраны с помощью ПЦО. Копия приказа представляется руководителю объекта культуры.
24. В случаях когда комплектование штата сотрудников милиции для охраны объекта не представляется возможным в оговоренные сроки, по согласованию сторон они могут быть продлены.
25. Об установлении (снятии) милицейской, ВОХР, сторожевой охраны составляется акт (приложение 3)*, который подписывается руководителями вневедомственной охраны и объекта культуры. Акт является основанием для производства расчетов.
________________
* Приложение 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
26. Отдел (отделение) вневедомственной охраны разрабатывает необходимую служебную документацию для наряда охраны в соответствии с наставлениями и согласовывает ее с руководителем объекта. Служебная документация хранится на посту наряда охраны (в комнате охраны).
При осуществлении отделом (отделением) вневедомственной охраны функций пожарной охраны служебная документация разрабатывается в соответствии с НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования". Кроме того, отдел (отделение) должен быть обеспечен необходимой материально-технической базой, личный состав обучен по специальной программе.
27. Отдел (отделение) вневедомственной охраны исходя из количества охраняемых помещений, времени и вида охраны, тарифа по данному виду охраны, составляет расчет стоимости и направляет его в двух экземплярах руководителю объекта для согласования и дальнейшей оплаты.
Произведенный расчет стоимости по состоянию на момент заключения договора составляет сумму договора.
28. Расчет стоимости включает:
28.1. Оплату за охрану объекта милицейским подразделением из расчета на один круглосуточный (трехсменный) пост - 7,03 единицы сотрудников милиции.
28.2. Оплату за охрану объекта военизированным подразделением из расчета на один круглосуточный (трехсменный пост) - 6,7 единицы работников ВОХР.
28.3. Оплату за охрану объекта сторожевым подразделением из расчета на один круглосуточный (трехсменный) пост - 5,01 единицы работников сторожевой охраны.
28.4. Оплату за охрану объекта с помощью ПЦО из расчета за каждый час охраны объекта.
28.5. Оплату за обслуживание технических средств ОПС из расчета на одну условную установку* (в случае если объект не подключен на ПЦО).
________________
* Одна условная установка включает: одношлейфный прибор приемно-контрольный с подключенным к нему шлейфом сигнализации, содержащим 40 контактных или вибрационных извещателей.
29. Оплата за содержание милицейского подразделения вневедомственной охраны производится на основании предварительно согласованной сметы затрат.
Смета составляется отделом (отделением) вневедомственной охраны в соответствии с Типовой сметой затрат, разрабатываемой ГУВО МВД России. Отдел (отделение) вневедомственной охраны своевременно уведомляет руководителя объекта культуры о всех нормативных правовых актах, являющихся основанием для пересмотра перечня статей и величины затрат по статьям типовой сметы.
30. Оплата за охрану объекта культуры ВОХР, сторожевыми подразделениями и с помощью ТСО взимается по экономически обоснованным тарифам за посто-час (каждый час) охраны. При установлении тарифов на охрану объектов культуры необходимо исходить из численности и стоимости содержания работников охраны, занятых на одном круглосуточном посту.