• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2001 года N 483


О федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2002-2005 годы

(с изменениями на 6 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.
____________________________________________________________________


В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 года N 483

(с изменениями на 6 сентября 2004 года)

Паспорт федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Русский
язык" на 2002-2005 годы

Основание для разработки
Программы

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 5 января 2001 года N 12-р

Государственный
заказчик

-

Федеральное агентство по образованию

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459

Основные разработчики
Программы





-

Министерство образования Российской
Федерации, Министерство по делам
федерации, национальной и миграционной
политики Российской Федерации,
Российская академия наук, Российская
академия образования, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова

Цель Программы

-

сохранение духовного, художественного,
научного и культурного достояния
России

Задачи Программы

-

развитие и распространение русского
языка как государственного языка
Российской Федерации;






развитие русского языка как
национального языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как
средства межнационального общения
народов России, государств -
участников СНГ и стран Балтии;


расширение влияния русского языка в
сфере международного общения;


обновление содержания и методов
обучения русскому языку;


усиление роли русского языка в сфере
образования;



разработка комплекса мер по пропаганде
русского языка и русской культуры с
помощью средств массовой информации

Сроки реализации
Программы

-

2002-2005 годы

Части и разделы
Программы

-

Часть I. Научно-исследовательские работы

(абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712





Разделы:

1. Русский язык как государственный
язык Российской Федерации.
Государственная политика в области
русского языка




2. Русский язык как национальный
язык русского народа, основа его
художественной литературы и духовной
культуры

3. Русский язык как мировой язык



Часть II. Прочие нужды


Разделы:



1. Подготовка и повышение
квалификации преподавателей русского
языка как иностранного


2. Организация семинаров,
конференций, совещаний, олимпиад



3. Подготовка изданий и
просветительская деятельность в
области русского языка и литературы


4. Пропаганда русского языка в
средствах массовой информации



5. Меры, направленные на сохранение
позиций русского языка в России и за
рубежом

6. Организационно-методическое сопровождение
Программы (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712)

Объемы и источники
финансирования

-

на 2002-2005 годы всего - 165180 тыс.
рублей, из них: средства федерального
бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации -
15440 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 21600 тыс. рублей


в том числе:
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы - 7090
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2940 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;


на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
10890 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1000
тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400
тыс. рублей;


предусмотрено на 2003 год 39818 тыс.
рублей, из них:
на научно-исследовательские работы - 7018
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2700 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
30000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1400
тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400
тыс. рублей;














предусмотрено на 2004-2005 годы 104982
тыс. рублей, из них:
на научно-исследовательские работы -
13182 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 5400 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 3500 тыс. рублей;
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
80000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 2000
тыс. рублей, внебюджетные средства - 9800
тыс. рублей.

(Позиция "Объемы и источники финансирования" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712

Ожидаемые результаты
реализации Программы

-

новый свод правил современного
русского языка;



разработка словарной и
грамматической кодификации русского
языка;



аналитические доклады по вопросу
функционирования русского языка как
межнационального;



разработка новых технологий обучения
русскому языку, создание нового
поколения учебников;




разработка языковых квалификационных
требований по использованию русского
языка должностными лицами и
государственными служащими;





разработка стандартов в области
контроля качества владения нормами
русского литературного языка,
подготовка типовых тестовых
материалов;






разработка документов по
международной сертификации уровней
владения русским языком в соответствии
с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО;
выпуск нового поколения
учебно-методической литературы;






создание и освоение современных
методов преподавания русского языка в
средней и высшей школе в России и в
странах ближнего и дальнего зарубежья;
получение сведений о реальной
языковой ситуации в России;



составление научного прогноза
развития межъязыковых отношений в
стране;


разработка теории языковой политики
в многонациональном государстве;



разработка законодательной базы,
регулирующей функционирование русского
языка как государственного;



издание новых образцов научной,
популярной и справочной литературы по
русскому языку;





подготовка справочников, словарей,
текстов с культурологическим
комментарием, направленных на
сохранение русской духовности в
системе образования;





подготовка вузовских программ по
современному русскому языку, его
истории, диалектологии, стилистике,
истории русского литературного языка и
культуре речи;



разработка курсов дистанционного
обучения русскому языку как
иностранному;


создание гибких моделей обучения
русскому языку как иностранному;



подготовка нового поколения
программ, учебников и учебных пособий
по русскому языку как иностранному;



создание цикла передач на
телевидении и радио, пропагандирующих
русский язык и русскую культуру;



разработка региональных программ
"Русский язык", входящих в общую
систему мероприятий.

Система организации
контроля за исполнением
Программы

-

определяется Федеральным агентством по образованию

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.

Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.

Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.

В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.

Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.

Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.

Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.

В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.

Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.

В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.

Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.

На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.

В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что, будучи национальным достоянием общества язык, должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).

2. Цель и задачи реализации Программы

Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.

Программа призвана решать задачи федерального уровня и государственного значения (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712:

развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

развитие русского языка как национального языка русского народа;

укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;

расширение влияния русского языка в сфере международного общения;

обновление содержания и методов обучения русскому языку;

усиление роли русского языка в сфере образования;

разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры.

сохранение единого культурного пространства (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712).

Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.

Опыт реализации программы по русскому языку в 1996-2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002-2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.

3. Программные мероприятия

Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды" (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712.

Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712:

русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;

русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;

русский язык как мировой язык.

Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.

Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.

На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.

Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.

В 2004-2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712):

проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712);

проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности" (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712);

организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712);

издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712);

создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712);

подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712);

оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712).

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002-2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.

Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.
(Раздел в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712

5. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Федеральным агентством по образованию - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.

Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.

Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным агентством по образованию с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.

Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.

Федеральное агентство по образованию отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712..

Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.

6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712.

Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712.

Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

Государственный заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

7. Оценка эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы будет:

улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;

обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;

внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;

повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;

создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;

усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;

создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;

возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;

разработана научно-теоретическая база энциклопедии русской словесности;

укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;

активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.

Мероприятия федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы

                   

(в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 25 ноября 2003 года N 712

(тыс. рублей)

Источник
финансирования

Объем финансирования

Ожидаемые результаты

2002-
2005

в том числе

годы -всего

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Часть I. Научно-исследовательские работы

1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка

Развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации

1. Разработка норм грамматической кодификации русского языка. Совершенствова-
ние правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации

федеральный бюджет

100

100

-

-

-

подготовка новых правил русской орфографии, орфоэпии, пунктуации и рекоменда-
ций по грамматичес-
кой кодификации русского языка

2. Анализ российского и зарубежного законодательства по вопросам языковой политики. Исследование
нормативных правовых актов по вопросам русского языка

федеральный бюджет

230

-

60

75

95

подготовка аналитичес-
ких докладов по вопросам языковой политики, комментариев к законодатель-
ным актам
стран Балтии по вопросам русского языка (по странам)

3. Исследование состояния и функционирова-
ния русского языка в субъектах Российской Федерации. Разработка языковой политики в многонациональ-
ном государстве. Проведение этносоциологи-
ческих исследований в области функционирова-
ния русского языка в условиях многоязычия

федеральный бюджет

911

265

121

230

295

составление обзоров по вопросам функциониро-
вания русского языка как межнацио-
нального; подготовка информации об уровне и качестве владения русским языком в многонацио-
нальной среде; проведение этносоциоло-
гических исследований в области взаимоотно-
шений русского языка и националь-
ных языков в Российской Федерации

4. Разработка региональных программ по русскому языку

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

2000

500

500

500

500

создание региональных программ по русскому языку

Итого


3241

865

681

805

890


в том числе:

средства федерального


1241

365

181

305

390


бюджета средства бюджетов субъектов Российской Федерации


2000

500

500

500

500


Оценка качества и уровня владения русским языком

5. Разработка языковых квалификацион-
ных требований по использованию русского языка государственны-
ми служащими

федеральный бюджет

619

140

139

150

190

подготовка требований к владению русским языком государст-
венными
служащими и практикума по культуре речи для государствен-
ных служащих

6. Разработка стандартов в области контроля качества владения русским литературным языком. Подготовка типовых тестовых материалов

федеральный бюджет

212

110

102

-

-

подготовка учебных тестовых материалов по культуре русской речи

7. Разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО

федеральный бюджет

459

-

139

135

185

подготовка концепции создания уровней тестирования русского языка как иностранного, лингводидак-
тического описания, системы требований и минимумов указанных уровней

Итого


1290

250

380

285

375


в том числе средства федерального бюджета


1290

250

380

285

375


2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры

Исследования в области русского языка и культуры речи

8. Исследования по истории русского языка, способствующие развитию русского национального самосознания

федеральный бюджет

392

50

92

110

140

подготовка научных публикаций, посвященных различным хронологи-
ческим периодам развития русского языка

Итого


392

50

92

110

140


в том числе средства федерального бюджета


392

50

92

110

140


Исследования в области художественной литературы и духовной культуры русского народа

9. Литературовед-
ческие исследования в области классической русской литературы. Обобщение опыта русской школы художественного перевода и дальнейшее ее развитие

внебюджетные средства

6000

2000

2000

2000

-

подготовка научных обзоров, статей, монографий по классической русской литературе и русской школе художествен-
ного перевода

10. Разработка информационного и программного обеспечения для формирования базы данных по русской литературе и культуре

федеральный бюджет

778

150

139

99

390

создание банка данных о русской литературе и культуре

11. Разработка культурологических комментариев к произведениям русской классической литературы

федеральный бюджет

350

-

92

70,8

187,2

создание историко-
культурологи-
ческих комментариев к произведени-
ям русской классической литературы для общеобразо-
вательных учреждений Российской Федерации

12. Разработка новых программ по современному русскому языку, его истории и диалектологии, .стилистике, истории русского литературного языка, культуре речи для высших учебных заведений

федеральный бюджет

150

150

-

-

-

формирова-
ние новых программ по современно-
му русскому языку с учетом последних достижений науки (для языковых факультетов высших учебных заведений)

Итого


7278

2300

2231

2169,8

577,2


в том числе:

средства федерального бюджета


1278

300

231

169,8

577,2


внебюджетные средства


6000

2000

2000

2000

-


Русский язык в системе среднего и высшего образования

13. Экспертиза современных концепций языкового образования в вузах и общеобразова-
тельных учреждениях в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

840

240

200

200

200

унификация концепций языкового образования в русских и националь-
ных общеобразо-
вательных учреждениях Российской Федерации

14. Экспертиза действующих и разработка эксперименталь-
ных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразова-
тельных учреждений Российской Федерации

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

4000

1000

1000

1000

1000

подготовка эксперимен-
тальных концепций учебной литературы нового поколения для общеобразо-
вательных учреждений Российской Федерации (русский язык и литература)

15. Разработка программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры

внебюджетные средства

800

150

150

150

350

формирова-
ние учебно-
методических программ преподавания русского языка и литературы в школах русской диаспоры

16. Разработка концепций языкового образования и подготовка эксперименталь-
ных образовательных программ русского языка для национальных общеобразова-
тельных учреждений России

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

4000

1000

1000

1000

1000

создание эксперимен-
тальных программ русского языка для националь-
ных общеобразо-
вательных учреждений России

17. Подготовка образовательных программ по русскому языку и литературе в соответствии с планируемым переходом
школьной образовательной системы на 12-летнее обучение

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

200

200

-

-

-

формирова-
ние новых образова-
тельных программ в области русской словесности

18. Разработка курсов дистанционного обучения русскому языку, литературе и культуре России

внебюджетные средства

2200

600

600

600

400

создание курсов дистанцион-
ного обучения русскому языку, литературе и культуре России

Итого


12040

3190

2950

2950

2950


в том числе:

средства бюджетов субъектов Российской Федерации


9040

2440

2200

2200

2200


внебюджетные средства


3000

750

750

750

750


Русский язык в средствах массовой информации

19. Научно-
методические рекомендации по русскому языку и культуре речи для работников средств массовой информации

федеральный бюджет

310

50

100

75

85

разработка научно-
методических рекоменда-
ций по совершенст-
вованию функциони-
рования русского языка в средствах массовой информации, практикума по культуре речи для работников средств массовой информации

20. Анализ влияния средств массовой информации на процесс обучения русскому языку

федеральный бюджет

280

50

70

75

85

подготовка научных публикаций по изучению тенденций влияния языка средств массовой информации на процесс обучения русскому языку

21. Использование средств массовой информации для пропаганды русского языка

федеральный бюджет

230

-

50

75

105

подготовка аналитичес-
ких обзоров состояния русскоязыч-
ных средств

и русской культуры за рубежом в условиях новой геополитической ситуации

массовой информации в странах Балтии (по странам)

Итого


820

100

220

225

275


в том числе средства федерального бюджета


820

100

220

225

275


3. Русский язык как мировой язык

Исследования в области обучения русскому языку как иностранному

22. Исследования в области функционирова-
ния русского языка и национально-
языковых процессов в государствах -участниках СНГ и странах Балтии. Русский язык в контексте интеграционных процессов в государствах -участниках СНГ и странах Балтии

федеральный бюджет

450

125

125

90

110

подготовка аналитичес-
ких обзоров и монографий по функциони-
рованию русского языка в государствах - участниках СНГ и странах Балтии

23. Разработка новых методов обучения русскому языку как иностранному, в том числе с учетом целей и задач дистанционного обучения

федеральный бюджет

500

50

60

165

225

создание дистанцион-
ных курсов по обучению русскому языку как иностранному

Итого


950

175

185

255

335


в том числе средства федерального бюджета


950

175

185

255

335


Русский язык как средство ознакомления с культурой России

24. Изучение социолингвисти-
ческого и культурологичес-
кого аспектов функционирова-
ния русского языка как языка международного общения

федеральный бюджет

110

-

-

50

60

подготовка научных публикаций по социолинг-
вистическим и культурологи-
ческим
аспектам функциони-
рования русского языка как языка международ-
ного общения (в отдельных государствах - участниках СНГ)

25. Разработка гибких моделей языкового образования в соответствии с требованиями мировых образовательных систем

федеральный бюджет

100

50

50

-

-

создание гибких моделей обучения русскому языку

26. Лингвокультуро-
логическое описание русского языка

федеральный бюджет

240

50

50

70

70

формирова-
ние лингво-
культурологи-
ческого тезауруса русского языка

Итого


450

100

100

120

130


в том числе средства федерального бюджета


450

100

100

120

130


Русский язык в системе образования иностранных граждан и соотечественников, живущих за рубежом

27. Подготовка учебно-
методических материалов по русскому языку для обучающихся за рубежом

федеральный бюджет

829

60

179

255

335

создание учебно-
методических материалов по русскому языку для детей соотечест-
венников, проживающих за рубежом, учебников по русскому языку для школ Эстонской Республики
(с эстонским языком обучения)

Итого


829

60

179

255

335


в том числе средства федерального бюджета


829

60

179

255

335


Всего по части I "Научно-
исследователь-
ские работы"


27290

7090

7018

7174,8

6007,2


в том числе:

средства федерального
бюджета


7250

1400

1568

1724,8

2557,2


средства бюджетов


11040

2940

2700

2700

2700


субъектов Российской Федерации








внебюджетные средства


9000

2750

2750

2750

750


Часть II. Прочие нужды

1. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного

28. Разработка эффективных стратегий и технологий для формирования профессиональ-
но-педагогической культуры преподавателей русского языка как иностранного

федеральный бюджет

1050

400

650

-

-

создание и внедрение инновацион-
ных форм повышения квалифика-
ции преподава-
телей русского языка как иностранного

29. Разработка инновационных технологий в обучении русскому языку как иностранному

федеральный бюджет

1024

400

624

-

-

создание комплекса программ по русскому языку как иностранному для различных категорий обучающихся на основе инновацион-
ных технологий обучения

30. Разработка гибких моделей обучения русскому языку как иностранному в разных странах с учетом конкретных условий организации учебного процесса

федеральный бюджет

1500

500

1000

-

-

создание комплектов учебно-
методических и дидактичес-
ких материалов с учетом конкретных условий организации процесса обучения русскому языку как иностранному

31. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской
Федерации)

федеральный бюджет

7850

600

250

3500

3500

организация курсов повышения квалифика-
ции для преподавате-
лей русского языка как
иностранного

32. Повышение квалификации преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах

федеральный бюджет

7500

200

300

3500

3500

организация курсов повышения квалифика-
ции для преподавате-
лей русского языка, работающих за рубежом

33. Организация курсов повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного на основе дистанционных образовательных технологий

федеральный бюджет

8000

-

-

4000

4000

организация курсов повышения квалифика-
ции преподавате-
лей русского языка как иностранного на основе дистанцион-
ных образова-
тельных технологий и их программно-
методическое сопровожде-
ние; создание нового учебно-
методическо-
го комплекса по русскому языку для 5-6 и 10-11 классов общеобразо-
вательных учреждений (электронная версия)

Итого


26924

2100

2824

11000

11000


в том числе:

средства федерального бюджета


26924

2100

2824

11000

11000


2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад

34. Проведение международных семинаров и совещаний преподавателей русского языка и литературы, работающих за рубежом

федеральный бюджет

5426

300

1526

1800

1800

проведение семинаров для преподавате-
лей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии; проведение семинара для преподавате-
лей русского языка, обучающих детей соотечествен-
ников в Федератив-
ной Республике Германия; проведение совещаний преподавате-
лей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом

35. Проведение международных конференций, семинаров по проблемам русского языка и литературы

федеральный бюджет

2100

100

-

1000

1000

проведение международ-
ных конференций по проблемам русского языка и литературы; проведение российско-
французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы

36. Проведение международного семинара (симпозиума) по проблемам правового обеспечения статуса государственных и официальных языков

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

400

-

400

-

-

обобщение зарубежного опыта в создании правовой базы для применения официальных языков во внутригосу-
дарственных и межгосудар-
ственных отношениях

37. Организация ежегодных конференций по проблемам языковой ситуации в зарубежных странах

внебюджетные средства

200

50

50

50

50

проведение конференций по проблемам языковой ситуации, публикации по итогам конференции

38. Проведение ежегодных всероссийских и

федеральный бюджет

29500

-

6000

12000

11500

проведение международ-
ных

международных олимпиад и конкурсов школьников и студентов по русскому языку

внебюджетные средства

200

50

50

50

50

олимпиад школьников по русскому языку; проведение всероссий-
ских олимпиад школьников по русскому языку;
проведение олимпиад школьников государств -участников СНГ и стран Балтии по русскому языку; проведение конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка

39. Проведение ежегодных всероссийских и международных мероприятий по русскому языку, литературе и культуре, приуроченных к Пушкинским дням (6 июня и 19 октября)

федеральный бюджет

4465

650

915

1700

1200

проведение международ-
ных и всероссий-
ских мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням

40. Проведение конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональ-
ной деятельности"

федеральный бюджет

2000

-

-

1000

1000

проведение конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессио-
нальной деятельности"

Итого

44291

1150

8941

17600

16600


в том числе:

средства федерального бюджета

43491

1050

8441

17500

16500


средства бюджетов субъектов Российской Федерации

400

-

400

-

-


внебюджетные средства

400

100

100

100

100


3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы

41. Создание банков данных
о русском языке

федеральный
бюджет

7150

600

950

2800

2800

формирова-
ние банка
данных о русском языке, его истории и современном состоянии; формирова-
ние банка данных о функциони-
ровании русского языка в субъектах Российской Федерации и за рубежом, в том числе в государствах - участниках СНГ и в странах Балтии

42. Издание словарей русского языка

федеральный бюджет

3965

1235

2730

-

-

издание и переиздание словарей русского языка


внебюджетные средства

5000

-

-

2500

2500


43. Издание двуязычных словарей (русско-
национальных, национально-
русских)

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

2000

500

500

500

500

издание двуязычных словарей (русско-
националь-
ных, национально-
русских)

44. Издание словаря языка А.С.Пушкина
(в 4 томах)

внебюджетные средства

4000

1000

1000

1000

1000

издание словаря языка А.С.Пушкина (в 4 томах)

45. Популяризация классических работ по проблемам русистики

федеральный бюджет

1200

190

1010

-

-

издание классических работ по проблемам русистики


внебюджетные средства

2000

-

-

1000

1000


46. Издание учебно-
методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом

федеральный бюджет

4000

250

750

1500

1500

издание учебно-
методической литературы по русскому языку для детей соотечест-
венников, обучающихся за рубежом (для различных ступеней
и форм обучения)

47. Издание справочных пособий, словарей, научно-популярных брошюр для работников средств массовой информации

внебюджетные средства

800

200

200

200

200

издание справочных пособий, словарей, научно-
популярных брошюр для работников средств массовой информации

Итого


30115

3975

7140

9500

9500


в том числе:

средства федерального бюджета


16315

2275

5440

4300

4300


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


2000

500

500

500

500


внебюджетные средства


11800

1200

1200

4700

4700


4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации

48. Подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы

федеральный бюджет

8995

1000

2595

2200

3200

создание теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы

Итого


8995

1000

2595

2200

3200


в том числе средства федерального бюджета


8995

1000

2595

2200

3200


5. Меры, направленные на укрепление позиций русского языка в России и за рубежом

49. Поддержка деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней

федеральный бюджет

21365

4465

10400

3250

3250

проведение международ-
ных и общероссий-
ских конференций, семинаров, совещаний, чтений по линии Международ-
ной ассоциации преподава-
телей русского языка и литературы и Общества преподава-
телей русского языка и литературы;
организа-
ционно-
техническое и информаци-
онное обеспечение их деятельности

50. Разработка системы некоммерческого распространения в государствах - участниках СНГ и странах Балтии учебно-
методической литературы по русскому языку и педагогических периодических изданий

внебюджетные средства

400

100

100

100

100

создание единого образова-
тельного пространства Российской Федерации, государств -участников СНГ и стран Балтии

51. Командирование членов научно-
координационного совета по федеральной целевой программе "Русский язык" в регионы России

средства бюджетов субъектов Российской Федерации

2000

500

500

500

500

подготовка отчетов, аналитичес-
ких справок

Итого


23765

5065

11000

3850

3850


в том числе:

средства федерального бюджета


21365

4465

10400

3250

3250


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


2000

500

500

500

500


внебюджетные средства


400

100

100

100

100


6. Организационно-методическое сопровождение Программы

52. Организационно-
методическое сопровождение, техническое и информационное обеспечение деятельности по реализации Программы

федеральный бюджет

3800

-

300

1750

1750

формирова-
ние банка данных по результатам реализации Программы, региональ-
ным программам по русскому языку, мероприяти-
ям по русскому языку и литературе, проводимым федеральны-
ми органами исполнитель-
ной власти и организация-
ми; издание ежегодных каталогов и информаци-
онных бюллетеней по Программе

Итого


3800


300

1750

1750


в том числе:

средства федерального бюджета


3800

-

300

1750

1750


Всего по части II "Прочие нужды"


137890

13290

32800

45900

45900


в том числе:

средства федерального бюджета


120890

10890

30000

40000

40000


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


4400

1000

1400

1000

1000


внебюджетные средства


12600

1400

1400

4900

4900


Всего по Программе на 2002-2005 годы


165180

20380

39818

53074,8

51907,2


в том числе:

средства федерального бюджета


128140

12290

31568

41724,8

42557,2


средства бюджетов субъектов Российской Федерации


15440

3940

4100

3700

3700


внебюджетные средства

21600

4150

4150

7650

5650




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы (с изменениями на 6 сентября 2004 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Название документа: О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2002-2005 годы (с изменениями на 6 сентября 2004 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

Номер документа: 483

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Недействующий

Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации

N 28, 09.07.2001, ст.2887

Дата принятия: 27 июня 2001

Дата начала действия: 27 июня 2001
Дата редакции: 06 сентября 2004
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах