• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 10 мая 2001 года N 18-2-04/800-М331


[О применении конфискации алкогольной продукции]

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело запрос Управления МНС России по Московской области от 13.03.2001 N 19-15/111 и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 08.07.99 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" наложение административного взыскания в виде конфискации у нарушителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствующих таре и(или) упаковке, а также оборудования и сырья, находившихся у него на законных основаниях, относится к компетенции районных судов (мировых судей).

Имеющаяся в данном Федеральном законе ссылка "на законных основаниях" позволяет сделать следующие выводы.

Как следует из мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.12.98 N 201-О, закрепленные в статье 35 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются в отношении лишь того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях и которым они, следовательно, могут в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться.

Вместе с тем эти гарантии не распространяются на имущество, распоряжение которым запрещено или противоправно по каким-либо причинам.

Согласно пункту 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает специальные условия осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, наличие у юридического лица лицензии), при несоблюдении которых указанная продукция считается находящейся у ее владельца на незаконном основании.

В этом случае этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, являющиеся объектами административного правонарушения, могут быть изъяты из оборота и в дальнейшем конфискованы во внесудебном (административном) порядке на основании постановления по делу об административном правонарушении, принимаемого уполномоченными руководящими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статье 23 Федерального закона от 08.07.99 N 143-ФЗ в течение десяти дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых вынесено постановление, вправе обжаловать указанное постановление вышестоящему должностному лицу либо в суд.

При этом в силу статьи 24 вышеназванного Федерального закона в случае подачи жалобы или принесения протеста на постановление о наложении административного взыскания указанное постановление вступает в силу с момента вынесения не отменяющего его решения по жалобе или протесту.

Таким образом, при несогласии собственника с решением о конфискации его имущества в административном порядке постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в суде. При таких обстоятельствах реальное исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде конфискации, то есть фактическое обращение имущества в собственность государства, возможно лишь на основании судебного акта, с вынесением которого конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

Кроме того, в случае если оборудование и сырье, являющиеся непосредственным орудием административного правонарушения, принадлежат правонарушителю (например, собственнику) на законном основании, то их безвозмездное изъятие (конфискация) возможно в силу статьи 35 Конституции Российской Федерации и пункта 3 статьи 13 указанного Федерального закона только на основании решения судов.

Учитывая вышеизложенное, уполномоченные должностные лица налоговых органов вправе по подведомственным налоговым органам статьям вышеназванного Федерального закона налагать административные взыскания в виде штрафа, а также конфискации у нарушителя продукции, оборудования и сырья, находившихся у него на незаконных основаниях, путем вынесения постановления по делу об административном правонарушении либо направлять соответствующие материалы в суд для принятия им соответствующего решения.

При этом следует иметь в виду, что в случае вынесения руководителем налогового органа постановления по делу об административном правонарушении о наложении административного взыскания в виде штрафа и направления по тому же составу административного правонарушения материалов в районный суд для принятия им решения о наложении административного взыскания в виде конфискации, судом может быть вынесено определение о прекращении производства по делу со ссылкой на пункт 8 статьи 227 КоАП РСФСР в связи с наличием по данному факту правонарушения и в отношении того же лица постановления налогового органа о наложении административного взыскания в виде штрафа.

Что касается применения налоговыми органами мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Федеральным законом от 08.07.99 N 143-ФЗ, то в соответствии с пунктом 1 статьи 16 данного Федерального закона при выявлении административных правонарушений административное задержание законного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов осуществляются должностными лицами органов внутренних дел или органов налоговой полиции.

В связи с изложенным при проведении проверок соблюдения законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо согласовывать действия налоговых органов, органов внутренних дел и органов налоговой полиции либо путем проведения совместных проверок, либо путем проведения проверок налоговыми органами с участием представителей органов внутренних дел или налоговой полиции, либо путем вызова данных представителей в оперативном порядке на место проведения проверки в случае необходимости проведения изъятия этилового спирта и алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 244 КоАП РСФСР в случае изъятия вещей и документов об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, а изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, то есть в местах, определяемых органами внутренних дел или органами налоговой полиции.

Кроме того, пунктом 2 статьи 16 вышеназванного Федерального закона предусмотрен порядок направления на переработку либо уничтожение изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании решений уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел или органов налоговой полиции.

Таким образом, в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции как налоговых органов, так и органов внутренних дел (налоговой полиции), протокол об административном правонарушении со всеми материалами дела, в том числе и протоколом об изъятии алкогольной продукции, может быть направлен на рассмотрение в данные органы.

Заместитель министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
В.А.Павлов


Текст документа сверен по:
"Нормативные акты для бухгалтера",
N 12, от 22 июня 2001 года

О применении конфискации алкогольной продукции

Название документа: О применении конфискации алкогольной продукции

Номер документа: 18-2-04/800-М331

Вид документа: Письмо МНС России

Принявший орган: МНС России

Статус: Действующий

Опубликован: Нормативные акты для бухгалтера

N 12, 22.06.2001

Дата принятия: 10 мая 2001

Дата начала действия: 10 мая 2001
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах