Действующий

О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы

ПЕРЕЧЕНЬ
 мероприятий по программе развития системы непрерывного
 педагогического образования в России на 2001-2010 гг.

1

2

3

4

5

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки реали-

зации

Финан-

сиро-

вание (тыс. руб.)

Планируемый результат

I. Совершенствование содержания и обеспечение качества педагогического образования

1.1. Комплексное исследование действующих государственных образовательных стандартов и программ всех уровней и их реализации в системе педагогического образования.


Разработка профессиональных образовательных программ для получения дополнительных педагогических квалификаций.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты

2001- 2002





2001- 2005





2001- 2002






2001- 2004

1100






600






6000







7200

Функционально-
деятельностная модель педагога для образовательных учреждений различных видов, типов, форм, ступеней и уровней образования.

Мониторинг реализации ГОС в образовательных учреждениях педагогического образования. Методические рекомендации по оптимизации реализации ГОС.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки педагогических кадров в системе послевузовского и дополнительного педагогического образования.

Преемственные профессиональные образовательные программы среднего, высшего и послевузовского педагогического образования.
Перечень профессиональных образовательных программ для получения дополнительных педагогических квалификаций.

1.2. Теоретическое обоснование формирования федеральных и национально-региональных компонентов основных профессиональных образовательных программ системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты.

2001- 2002

1200

Рекомендации по разработке согласованных федеральных и национально-региональных компонентов основных профессиональных образовательных программ системы непрерывного педагогического образования.

1.3. Разработка воспитательного компонента ГОС и рекомендаций по обеспечению условий его реализации на всех ступенях и уровнях педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты

2001- 2003





2001- 2002

2000






400

Воспитательный компонент профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования.

Рекомендации по организации воспитывающей и развивающей среды в образовательных учреждениях системы непрерывного педагогического образования.

1.4. Разработка дидактических основ организации преемственного учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты.

2001- 2002





2001- 2002




2001- 2002






2001- 2005

500






500





500







1200

Дидактические основы организации учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного педагогического образования.

Программы учебных, педагогических и производственных, включая научно-исследовательские и др. виды практики;

Рекомендации по совершенствованию организации и проведения итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений педагогического профиля.

Учебно-методическое сопровождение ГОС среднего, высшего и послевузовского педагогического образования.

1.5. Разработка научного и учебно-методического обеспечения дистанционного образования в системе педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001- 2005




2001- 2003







2001- 2005

10000





10000








7000

Научное и учебно-методическое обеспечение дистанционного образования в системе педагогического образования.

Обучающие системы и компьютерные программы по специальностям высшего педагогического образования, включая формат и содержание контроля знаний и умений для дистанционных форм обучения.

Базы данных научного, учебно-методического обеспечения и обучающих программ дистанционных форм для всех уровней и ступеней педагогического образования.

1.6. Сравнительно-
сопоставительное изучение отечественного и зарубежного опыта по созданию систем контроля качества подготовки педагогических кадров.

Разработка научно-методического обеспечения контроля качества подготовки педагогических кадров на всех уровнях педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты и организации.

2001- 2002



2002- 2003





2001- 2005

800




800






4000

Аналитический отчет по международной практике сертификации педагогического образования.

Рекомендации по созданию научно-практического инструментария и использованию его для контроля качества подготовки педагогических кадров.

Научно-практический инструментарий контроля качества подготовки педагогических кадров, измерители, контрольно-тестовые задания, анкеты и другие материалы комплексной оценки качества подготовки педагогических кадров на всех уровнях профессионального образования.

1.7. Разработка научного и учебно-методического обеспечения различных форм, включая дистанционные, довузовской подготовки молодежи, ориентированной на педагогические профессии, из сел и малых городов Российской Федерации.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты и организации

2001- 2002







2001- 2003

2000








2800

Научное и учебно-методическое обеспечение довузовской подготовки молодежи, ориентированной на педагогические профессии, из сел и малых городов Российской Федерации.

Компьютерные обучающие системы и программы, включая формат и содержание контроля знаний и умений, для дистанционной формы довузовской подготовки молодежи, ориентированной на педагогические профессии, из сел и малых городов Российской Федерации.

1.8. Разработка научного и научно-методического обеспечения информатизации системы непрерывного педагогического образования.







Создание информационных технологий управления системой непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты и организации.

Ежегодно



2001- 2005





2001- 2003



2001- 2005




2001- 2003

3000



10000






10000




500





1500

Формирование баз данных системы непрерывного педагогического образования.

Преемственные компьютерные обучающие программы по дисциплинам и курсам предметной и психолого-педагогической подготовки.

Электронные учебники и учебные пособия для системы непрерывного педагогического образования.

Предложения по ресурсному обеспечению информационных технологий управления системой непрерывного педагогического образования

Информационные технологии управления системой непрерывного педагогического образования.

1.9. Создание ресурсного, научного и методического обеспечения информатизации библиотечной сети системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001- 2003






Ежегодно







Ежегодно

500







2500







2500

Научное, учебно-методическое и программное обеспечение функционирования единой информационной библиотечной сети системы непрерывного педагогического образования.

Электронная библиотека научно-исследовательских работ (диссертаций, научных отчетов, авторефератов, монографий) по психолого-педагогической тематике.

Электронный каталог учебной, учебно-методической, научной и другой литературы, выпускаемой в учреждениях системы непрерывного педагогического образования.

1.10. Сопоставление стандартов, программ, УМК для старших классов школы с требованиями к уровню знаний и содержанию базовой подготовки в средних и высших педагогических учреждениях.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения среднего и высшего педагогического образования.

2001- 2002

2003

400

2000

Аналитический отчет.
Преемственные учебники и учебные пособия для всех уровней образования.

II. Ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений педагогического образования

2.1. Анализ состояния ресурсного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений среднего и высшего педагогического образования и подготовка предложений, связанных с их переоснащением.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Ежегодно











В течение всего периода








2001-

2003

1000











350000










1000

Предложения о корректировке лимита государственных инвестиций на мероприятия по развитию ресурсной, материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

Создание в образовательных учреждениях высшего педагогического образования ресурсной, материально-технической и учебно-методической базы, соответствующей ГОС высшего педагогического образования, на основе целевых государственных инвестиций.

Мониторинг материально-технического, научно-методического и информационного обеспечения сети учреждений системы непрерывного педагогического образования.

2.2. Анализ состояния кадрового обеспечения образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования.
Разработка перспективных планов поддержки кадрового потенциала образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования и органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Разработка перспективных планов, образовательных программ и научно-методического обеспечения подготовки педагогических кадров для системы переподготовки и повышения квалификации работников среднего и высшего образования.

Минтруд России, Минобразование России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

Ежегодно







Ежегодно





2001- 2003










2001- 2004






Ежегодно

1500







1500





3000











6000







500

База данных по кадровому потенциалу педагогических вузов и кафедр педагогики, психологии, теории и методики преподавания (по дисциплинам) высший учебных заведений.

Мониторинг состояния кадрового обеспечения образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования.

Преемственные образовательные программы высшего и послевузовского педагогического образования; программы вступительных экзаменов в аспирантуру, программы квалификационных испытаний в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Научное и учебно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений высшего и послевузовского педагогического образования.

Предложения, касающиеся корректировки лимита государственных инвестиций на мероприятия по поддержке и развитию кадрового потенциала образовательных учреждений педагогического образования и органов управления образованием.

2.3. Совершенствование нормативно-правовой базы педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, научно-

исследовательские институты и организации, Минюст России и Минтруд России

2001- 2005

2001- 2002


















2001- 2002

500


800



















500

Перечень номенклатуры педагогических должностей.

Предложения о совершенствовании:

- механизма закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях городской и сельской местности;

- единой тарифной сетки по оплате труда работников разных уровней и ступеней педагогического образования;

- государственного стипендиального обеспечения в образовательных учреждениях;

- квалификационных характеристик педагогических кадров малокомплектной и сельской школы.

Предложения о должностном статусе и оплате труда специалистов со средним профессиональным образованием повышенного уровня, бакалавров, магистров.

2.4. Совершенствование нормативно-правовых основ и механизмов финансирования экспериментальной работы в учреждениях и организациях педагогического образования.

Министерство образования, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001- 2002




Ежегодно







2001- 2002





Ежегодно

500





500







800






5000

Рекомендации по организации и финансированию экспериментальной работы в УНПК.

Предложения о корректировке лимита государственных инвестиций в организацию и финансирование экспериментальной работы в УНПК.

Рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов в учреждениях педагогического образования.

Всероссийское периодическое издание лучших научно-исследовательских работ обучающихся в учреждениях системы непрерывного педагогического образования.

2.5. Обобщение опыта создания и анализ эффективности деятельности УНПК педагогического образования.

Разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей преемственность разных уровней и ступеней педагогического образования и регламентирующей деятельность учебно-научно-
педагогических комплексов.

Минобразование России, Минюст России, Минтруд России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, НИИ.

2001- 2002







2001- 2002

Ежегодно







2001- 2002

1500








800

2000







500

Рекомендации органам управления образования субъектов Российской Федерациипо созданию и совершенствованию организации деятельности УНПК педагогического образования.

Типовое положение об УНПК.

Предложения о корректировке лимита государственных инвестиций на мероприятия по материально-техническому и научно-методическому обеспечению УНПК.

Предложения об организации и проведении лицензирования, аккредитации и аттестации УНПК.

III Совершенствование управления системой непрерывного педагогического образования

3.1. Диагностика состояния и разработка предложений, связанных с развитием и совершенствованием управления системой непрерывного педагогического образования.

Минобразование России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

1 раз в 3 года






















Ежегодно




Ежегодно

3000





1400






1000










1000




1000

Мониторинг эффективности управления реализацией государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Мониторинг кадрового потенциала административно-
управленческого персонала и органов управления образованием.

Мониторинг материально-технического и научно-методического обеспечения органов управления образованием.
Рекомендации по развитию и совершенствованию управления системой непрерывного педагогического образования.

Рейтинг образовательных учреждений всех уровней и ступеней системы непрерывного педагогического образования.

Рекомендации по упорядочению и развитию сети образовательных учреждений педагогического профиля.

3.2. Анализ рынка образовательных услуг и разработка предложений о формировании заказа на подготовку специалистов в системе непрерывного педагогического образования.

Минобразование России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, НИИ.

Ежегодно

4000

Мониторинг рынка образовательных услуг.
Предложения, касающиеся оптимизации объемов подготовки кадров для сети педагогического и профессионально-
педагогического образования всех форм обучения.

3.3. Анализ эффективности взаимодействия и разработка предложений о совершенствовании координации деятельности органов государственной власти и органов управления образованием, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и государственных объединений в системе непрерывного педагогического образования.

Минобразование России, Минюст России, Минтруд России, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001- 2002

400

Предложения о совершенствовании механизма государственного регулирования трудоустройства выпускников учебных заведений педагогического образования.

3.4. Анализ деятельности государственно-
общественных органов управления, общественных объединений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, общественно-

государственные и общественные объединения и организации системы непрерывного педагогического образования (Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, УМО, Совет ректоров педвузов, Совет директоров ссузов, Совет директоров ИПК) и др.

Ежегодно

500









500








9000

Предложения об оптимизации деятельности государственно-общественных органов управления, общественных объединений и организаций системы непрерывного педагогического образования и развитии форм социального партнерства.

Разработка нормативно-правовой базы для инвестиций в деятельность общественно-государственных объединений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

Поддержка деятельности государственно-общественных организаций и объединений на конкурсной основе.

IV. Организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации

4.1. Организация и проведение всероссийского совещания работников системы непрерывного педагогического образования по вопросам реализации программы развития педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, Советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

Один раз в два года

600

Материалы совещания.

4.2. Организация и проведение всероссийской научно-практической конференции по обсуждению концепции непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2002

750

Общественная экспертиза документов по непрерывному педагогическому образованию
Концепция развития непрерывного педагогического образования.
Публикация материалов.

4.3. Организация и проведение ежегодных конференций по актуальным проблемам педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001-2010

3500

Координация деятельности образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования.

4.4. Организация и проведение конкурса молодых ученых-преподавателей образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001-2010

4500

Повышение уровня квалификации педагогических кадров, педагогического мастерства и престижа педагогической профессии.
Положение о конкурсе молодых ученых-преподавателей.

4.5. Организация и проведение олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций студентов и слушателей системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001-2010

4500

Повышение уровня квалификации педагогических кадров, педагогического мастерства и престижа педагогической профессии.
Публикация материалов.

4.6. Организация и проведение международного конгресса по проблемам оценки качества подготовки педагогических кадров.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2003

1200

Сборник материалов.
Общественная экспертиза проекта комплексной оценки качества подготовки педагогических кадров.

4.7. Организация и проведение симпозиума по проблемам информатизации педагогического образования и дистанционных форм обучения.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2004

1100

Материалы симпозиума.
Презентация программ и моделей дистанционного образования в системе педагогического образования.
Создание банка данных по информационным технологиям обучения в системе педагогического образования.

4.8. Организация и проведение научно-практической конференции по разработке региональных программ развития педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001

300

Презентация региональных программ научных исследований в области педагогического образования.
Обобщение опыта разработки региональных программ развития педагогического образования.
Рекомендации по совершенствованию региональных научных программ развития педагогического образования.

4.9. Организация и проведение ежегодных семинаров руководителей образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования: руководителей органов управления образованием всех уровней, деканов, заведующих кафедрами.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001-2010

5000

Программы повышения квалификации.
Повышение квалификации педагогических кадров.
Методические материалы и рекомендации.

V. Подготовка изданий для системы непрерывного педагогического образования и освещение вопросов педагогического образования в СМИ

5.1. Формирование программы выпуска учебной литературы для системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001-2010

10000

Программа учебной литературы для системы непрерывного педагогического образования с грифом Министерства образования Российской Федерации.

5.2. Проведение конкурсов учебников, учебных пособий, образовательных технологий для системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования.

2001-2010

10000

Положение о конкурсе учебников, учебных пособий, образовательных технологий.
Конкурсы учебников, учебных пособий, образовательных технологий.
Повышение качества научно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5.3. Издание учебников и учебных пособий, диагностических материалов и научно-методического сопровождения для различных форм обучения, включая дистанционное, для системы непрерывного педагогического образования.

Министерство образования Российской Федерации, ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования, МПТР России.

2001-2010

100000

Учебники, учебные пособия для системы непрерывного педагогического образования.

5.4. Разработка и подготовка к переизданию серии отечественных учебников "Педагогическая классика"

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, издательства.

2001-2010

100000

Учебники, пособия серии "Педагогическая классика"

5.5. Издание научно-методического сопровождения национально-региональной составляющей государственных образовательных стандартов всех уровней педагогического образования.

Региональные министерства и управления образования Российской Федерации, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

1000000

* Учебники, учебные пособия для системы непрерывного педагогического образования.

5.6. Поддержка профессиональных периодических изданий системы непрерывного педагогического образования. Освещение хода реализации Программы развития педагогического образования в СМИ.

Министерство образования Российской Федерации, Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, учебно-методические объединения, советы директоров ссузов и ИПК, образовательные учреждения и организации системы непрерывного педагогического образования

2001-2010

10000

Периодические издания.
Обобщение и популяризация опыта в системе педагогического образования.
Координация деятельности субъектов системы непрерывного педагогического образования.
Повышение социального статуса педагогического образования.

5.7. Обеспечение функционирования коллекторов учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и оборудования, книгораспределительной сети системы непрерывного педагогического образования за счет средств бюджетов всех уровней.

  

2001-2010

24000 (12000 - феде-
ральный бюджет, 12000 - регио-
нальный бюджет)

  



Текст документа сверен по:
файл - рассылка Минобразования