Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 18 января 1988 года N 16

     

Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствовании системы трудоустройства и усилении социальных гарантий для трудящихся

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.91 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" нормы бывшего СССР применяются на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации.

Настоящее постановление применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о занятости населения, в частности Закону Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

_________________________________________________________________     



ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС в постановлении от 22 декабря 1987 года N 1457 отметили, что в Советском Союзе право на труд является важнейшим завоеванием народа и неоспоримым преимуществом социализма. Каждому гражданину гарантируется работа в соответствии с профессиональной подготовкой, образованием, призванием, индивидуальными способностями. Учитываются при этом и потребности народного хозяйства.

Партия и государство проявляют постоянную заботу об эффективном использовании трудовых ресурсов, повышении роли и авторитета добросовестного и творческого труда рабочих, колхозников, интеллигенции. С этим неразрывно связаны крупные политические и социально-экономические достижения нашего общества, утверждение нового образа жизни людей.

В отличие от капитализма, с присущей ему постоянной безработицей, социализм реально обеспечивает полную занятость населения, предоставляет неограниченные возможности для приложения труда и раскрытия способностей каждого труженика. Советские законы надежно защищают права граждан на труд, образование, оберегают и укрепляют их социальные гарантии.

В постановлении отмечается, что в стране создан огромный производственный потенциал. В крупных масштабах ведутся реконструкция и техническое перевооружение предприятий, строительство объектов, особенно в районах нового хозяйственного освоения. Высокими темпами развиваются отрасли, определяющие научно-технический прогресс. Одновременно крупномасштабные задачи решаются в непроизводственной сфере. На качественно новый уровень должны подняться наука, культура, просвещение, здравоохранение, что требует ускоренного развития их материально-технической базы. Эти прогрессивные структурные сдвиги в народном хозяйстве вызывают объективную необходимость коренного улучшения использования трудовых ресурсов, их перераспределения между сферами и отраслями экономики, регионами, предприятиями и организациями непрерывного повышения квалификации кадров.

Вместе с тем, как указывается в постановлении, имеющиеся в стране трудовые ресурсы и производственный аппарат используются еще неэффективно. Многие предприятия работают в одну смену. Народное хозяйство несет значительные потери из-за неритмичности производства, серьезных недостатков в организации труда, разного рода отвлечений работников от основной деятельности. Это приводит к содержанию на предприятиях излишней численности, сдерживает рост производительности труда и порождает искусственный дефицит кадров. На экономике страны отрицательно сказываются также большие перерывы в трудовой деятельности рабочих и служащих, связанные с изменением их места работы. Партийные, советские, хозяйственные и профсоюзные органы недостаточно занимаются вопросами рационального использования трудовых ресурсов. Слабую роль в этом деле играют органы по  труду и социальным вопросам. Во многих городах и районах до сих пор не создана служба трудоустройства. Неудовлетворительно поставлены профориентация населения, информация его о свободных рабочих местах и вакантных должностях. Нередко трудящиеся испытывают трудности с подбором места работы.

Ускорение научно-технического прогресса, переход к интенсивной экономике, радикальная реформа управления народным хозяйством, совершенствование организационных структур министерств, ведомств, объединений и предприятий  повышают требования к обеспечению эффективной занятости населения и совершенствованию  системы трудоустройства высвобождаемых работников. Все трудящиеся должны быть уверены, что им реально гарантируется право на труд. В то же время каждый рабочий, специалист и служащий обязан трудиться по-настоящему, с полной отдачей, дорожить своей работой, постоянно утверждать себя в коллективе добросовестным, высокопроизводительным трудом, повышать квалификацию и профессиональное мастерство, ценить социальные гарантии, предоставленные государством. Хорошая работа должна быть нормой для каждого советского труженика.

Во исполнение постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 года N 1457 Совет Министров РСФСР

постановляет:

1. Считать важнейшей политической, социальной и экономической задачей в новых условиях хозяйствования неукоснительную реализацию гарантированного Конституцией СССР права граждан на труд как неотъемлемую часть активной социальной политики.

Руководствуясь установками XXVII съезда партии и решениями январского и июньского (1987 года) Пленумов ЦК КПСС по перестройке управления экономикой, обеспечить эффективную занятость населения во всех отраслях народного хозяйства и регионах республики, постоянно совершенствовать систему трудоустройства, расширить социальные гарантии для работников, высвобождаемых с предприятий, из организаций и учреждений.

2. Советским и хозяйственным органам осуществить комплекс организационных, социальных, экономических и правовых мер по кардинальному улучшению использования трудовых ресурсов, созданию целостной общегосударственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения.

Решать вопросы, связанные с высвобождением, переобучением и трудоустройством работников, в строгом соответствии с трудовым законодательством и Законом СССР о государственном предприятии (объединении), на демократической основе, в обстановке широкой гласности, при непосредственном и активном участии трудовых коллективов. Проявлять внимание к высвобождаемым работникам, особенно к женщинам и молодежи, всесторонне учитывать интересы различных категорий трудящихся.

I. Об обеспечении эффективной занятости
 трудоспособного населения

3. Руководителям объединений, предприятий, организаций и учреждений обеспечивать необходимые условия для высокопроизводительного труда всех работников, добиваться укрепления порядка на производстве, повысить требовательность к нарушителям трудовой дисциплины, лодырям и летунам, утверждать атмосферу непримиримости коллектива к недобросовестному отношению к труду, общественному долгу. Поднять роль аттестации руководителей и специалистов при оценке качества их труда.

В ходе проведения организационно-технических мероприятий с учетом аттестации и рационализации рабочих мест и высвобождения в связи с этим работников обеспечивать их трудоустройство прежде всего внутри предприятия, добиваясь увеличения выпуска необходимой народному хозяйству продукции высокого качества, эффективного использования созданного производственного потенциала на основе введения многосменного режима работы оборудования, в первую очередь уникального и дорогостоящего.

Особое внимание уделять своевременному комплектованию кадрами вновь вводимых в действие объектов. Переводить высвобождаемых работников в подразделения, осуществляющие работы хозяйственным способом по реконструкции и техническому перевооружению производства, строительству жилья и объектов социально-культурного назначения.

Считать одним из важнейших направлений этой работы активное использование труда высвобождаемых работников для увеличения производства товаров народного потребления, расширения платных услуг для работников данного предприятия и населения, развития подсобных сельских хозяйств.

Расширять возможности для работы женщин, имеющих детей, и лиц с ограниченной трудоспособностью, по их желанию, на условиях неполного рабочего дня (недели), а также по гибкому графику или на дому.

Осуществлять подготовку и переподготовку высвобождаемых работников по необходимым профессиям и специальностям на собственной учебно-курсовой базе или по договорам с профессионально-техническими училищами, высшими и средними специальными учебными заведениями, а также с объединениями, предприятиями и организациями.

ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС, учитывая повышенные требования к профессиональной подготовке кадров в условиях ускорения научно-технического прогресса и интенсификации производства, разрешили руководителям объединений, предприятий и организаций использовать специалистов с высшим образованием, с их согласия, в качестве рабочих на отдельных наиболее сложных, уникальных и ответственных видах работ, требующих высокой квалификации и специальной подготовки.

4. Довести до сведения, что ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС постановлением от 22 декабря 1987 года N 1457 признали необходимым повысить роль местных Советов народных депутатов, органов по труду и социальным вопросам, совета профессиональных союзов в обеспечении эффективной занятости населения. От их умелой и оперативной работы с трудовыми коллективами предприятий, организаций и учреждений в значительной степени зависят своевременное трудоустройство высвобождаемых работников, их профессиональная ориентация и переобучение, а также сбалансированность рабочих мест с рабочей силой в городе, районе.

В этих целях исполкомам местных Советов народных депутатов:

максимально использовать имеющиеся трудовые ресурсы для комплексного развития отраслей производственной сферы, повышения эффективности основных фондов и капитальных вложений;

укреплять и расширять сферу обслуживания населения, осуществлять планомерное и целенаправленное перераспределение высвобождаемых работников на предприятия и в организации этой сферы, обеспечивая ее ускоренное развитие, а также наиболее полное удовлетворение потребностей населения в жилье, платных услугах, товарах народного потребления. Последовательно добиваться увеличения вклада непроизводственных отраслей в развитие народного хозяйства.

ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС установили, что в исключительных случаях, в целях более организованного трудоустройства высвобождаемых работников исполкомы местных Советов народных депутатов могут переносить с согласия трудовых коллективов сроки высвобождения работников с предприятий, из организаций и учреждений.

5. Считать одним из важных направлений использования труда высвобождаемых с предприятий, из организаций и учреждений работников вовлечение их в кооперативы, а также содействие индивидуальной трудовой деятельности.

Министерствам и ведомствам РСФСР, хозяйственным руководителям обратить особое внимание на создание при предприятиях, организациях и учреждениях кооперативов по производству товаров народного потребления и оказанию различных услуг населению. Всемерно содействовать их развитию, предоставлять кооперативам в установленном порядке помещения, оборудование, транспорт, сырье и материалы.

Исполкомам местных Советов народных депутатов, исходя из конкретных потребностей в товарах и услугах и наличия незанятого населения в регионе, активизировать работу по созданию кооперативов в сфере общественного питания и бытового обслуживания, производства товаров народного потребления, изделий из местных материалов, заготовки и переработки вторичного сырья.

6. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Госплану РСФСР, Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, министерствам и ведомствам РСФСР предусматривать в проектах планов экономического и социального развития автономных республик, краев, областей и отдельных районов на 1989-1990 и последующие годы размещение в малых городах, рабочих поселках и в сельской местности небольших специализированных предприятий, филиалов и цехов, прежде всего связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством изделий из местного сырья. Добиваться, чтобы сельскохозяйственные предприятия располагали, как правило, собственными мощностями по переработке и хранению продукции.

В целях рационального использования трудовых ресурсов на селе, особенно в межсезонный период, и дополнительного выпуска продукции шире развивать в колхозах и совхозах промыслы и подсобные промышленные производства в первую очередь для изготовления товаров народного потребления и продукции на собственные нужды, а также другим предприятиям и организациям по договорам с ними и заказам населения.

Расширять применение новых прогрессивных форм подряда на индивидуальных, семейных и кооперативных началах с передачей в аренду земельных участков, производственных зданий и сооружений, оборудования и техники.

7. Министерствам и ведомствам РСФСР с участием профсоюзных органов, исходя из перспектив развития отрасли, реконструкции, технического перевооружения производства, ввода в действие новых мощностей, внедрения прогрессивной техники и технологии, развития производственной инфраструктуры, определять возможности высвобождения работников с учетом их профессионального состава, заблаговременно, на плановой основе предусматривать меры по их дальнейшему трудоустройству.

Оказывать предприятиям практическую помощь в эффективном использовании этих работников непосредственно в отрасли, создавать условия для направления их на стройки и предприятия, расположенные в районах нового хозяйственного освоения, укрепления отстающих производств квалифицированными рабочими и специалистами.

Считать одним из главных направлений деятельности министерств и ведомств РСФСР организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в масштабе отрасли.

8. Министерствам и ведомствам РСФСР, Cоветам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, местным органам по труду и социальным вопросам всемерно содействовать высвобождаемым работникам в осуществлении, по их желанию, переезда на работу в другие регионы республики, прежде всего, в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземной зоны РСФСР, в порядке внутриотраслевого перевода, организованного набора, общественного призыва и сельскохозяйственного переселения, с предоставлением этим работникам соответствующих гарантий и компенсаций.

Руководителям объединений, предприятий и организаций, местным органам, министерствам и ведомствам РСФСР создавать необходимые условия для закрепления прибывших работников, рационального использования труда каждого человека, проявлять заботу о создании для них надлежащих жилищных и других социально-бытовых условий, содействовать трудоустройству членов их семей.

9. Учитывая особое значение планомерного и организованного проведения работы по перестройке структур союзных, республиканских и других органов управления, расположенных в г.Москве, министерствам и ведомствам РСФСР, Московскому горисполкому и Московскому облисполкому разработать и осуществить комплекс дополнительных мер по трудоустройству высвобождаемых из органов управления работников, имея в виду:

обеспечить в первую очередь квалифицированными кадрами вновь создаваемые государственные производственные объединения, а также действующие научно-производственные и производственные объединения, предприятия соответствующих отраслей,  расположенные в г.Москве и Московской области;

использовать возможности трудоустройства высвобождаемых работников на предприятиях и в организациях других однородных отраслей, в максимальной степени учитывая при этом профессиональные знания и производственный опыт каждого;

направлять высвобождаемых работников, с их согласия, на укрепление ведущих производственных участков на предприятиях и в организациях других peгионов страны;

шире практиковать направление высвобождаемых работников на предприятия сферы услуг, способствовать созданию кооперативов;

организовать при необходимости переподготовку и повышение квалификации высвобождаемых работников органов управления с учетом нового профиля их трудовой деятельности.

ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС поручили Московскому горисполкому и Московскому облисполкому совместно с министерствами и ведомствами paccмотреть вопрос о возможности ограничения в 1988-1990 годах направления выпускников высших учебных заведений на предприятия, в организации  и учреждения, расположенные в г.Москве и Московской области.

10. Довести до сведения, что ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС постановлением от 22 декабря 1987 года N 1457:

в целях дальнейшего совершенствования подбора, расстановки и обновления кадров, правильного сочетания опытных и молодых работников признали необходимым улучшить использование труда рабочих и служащих, достигших пенсионного возраста, на предприятиях, в организациях, учреждениях, министерствах, ведомствах и других органах управления;

признали целесообразным предоставить право администрации совместно с профсоюзным комитетом сохранять трудовые отношения с рабочими и служащими, достигшими пенсионного возраста, если они работают добросовестно, с полной отдачей, имеют высокие результаты труда и пользуются заслуженным авторитетом в коллективе. С другими работниками, достигшими пенсионного возраста и имеющими необходимый стаж для назначения полной пенсии, продолжать трудовые отношения по coглашению сторон путем заключения (перезаключения) срочного трудового договора (на срок до 2 лет) либо прекращать их по инициативе администрации с согласия профсоюзного комитета;

установили, что настоящий порядок увольнения лиц, достигших пенсионного возраста, не распространяется на работников, избранных на должности трудовым коллективом, а также на лиц, в отношении которых законодательством установлен иной порядок освобождения от работы по возрасту.

II. О предоставлении льгот и компенсаций
высвобождаемым работникам

11. Проявлять заботу о трудоустройстве высвобождаемых работников, с тем чтобы свести к минимуму возможные перерывы в работе, временные потери в заработной плате и другие затруднения в связи с изменениями в трудовой деятельности. В этиx целях всесторонне использовать предусмотренные законодательством социальные гарантии для трудящихся.

ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС:

а) обязали администрацию предприятий, организаций и учреждений, профсоюзные комитеты совместно с советами трудовых коллективов рассматривать каждую кандидатуру на высвобождение в отдельности, на основе широкой гласности. При этом информировать работников о возможности трудоустройства, переподготовки и обучения новым профессиям, специальностям, а также о действующих льготах и компенсациях.

Установили, что о предстоящем высвобождении работник предупреждается не позднее чем за 2 месяца. Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата администрация предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в организации, учреждении. Если работнику предоставляется работа на том же предприятии, в организации, учреждении, то ему устанавливаются условия оплаты труда, льготы и компенсации по новой работе в соответствии с действующим законодательством;

б) предусмотрели, что при отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа рабочего или служащего от перевода на другую работу на том же предприятии, в организации, учреждении работник, по своему усмотрению, обращается за содействием в орган по трудоустройству либо трудоустраивается самостоятельно. Одновременно администрация доводит до сведения органа по трудоустройству о предстоящем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда. Орган по трудоустройству предлагает рабочему или служащему работу в той же или другой местности по его профессии, специальности, квалификации, а при ее отсутствии осуществляет подбор другой работы с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей. При необходимости работник может быть направлен, с его согласия, на обучение новой профессии (специальности) с последующим предоставлением ему работы;

в) установили, что работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения с учетом выплаты месячного выходного пособия;

сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник заблаговременно (в 2-недельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»