МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 мая 2001 года N 144

Об объявлении решения совместного заседания коллегии
Министерства юстиции Российской Федерации и Коллегии
по безопасности при полномочном представителе Президента
Российской Федерации в Уральском федеральном округе

Приказываю:

1. Объявить для руководства и исполнения решение совместного заседания коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации и Уральском федеральном округе "О проблемах деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и мерах по их устранению с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа" (прилагается).

2. Организационно-контрольному управлению Министерства юстиции Российской Федерации (И.К.Сулоев), Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (В.У.Ялунин) организовать публикацию решения совместного заседания коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе "О проблемах деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и мерах по их устранению с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа" в ведомственных изданиях Министерства юстиции Российской Федерации.

3. Федеральному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (С.Д.Минин) обеспечить координацию деятельности территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа по организации исполнения решения коллегий.

4. Руководителям территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации:

внести изменения в планы работ с учетом прилагаемого решения коллегий;

по итогам 2001 года доложить о ходе выполнения решения коллегий.

5. Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (В.У.Ялунин), Организационно-контрольному управлению Министерства юстиции Российской Федерации (И.К.Сулоев), Федеральному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (С.Д.Минин) учитывать результаты работы по выполнению решения совместного заседания коллегии при инспекторских проверках территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

6. С решением совместного заседания коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе ознакомить руководящий состав центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Ю.И.Калинина.

   Министр
Ю.Чайка

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 11 мая 2001 года N 144

РЕШЕНИЕ
совместного заседания Коллегии Министерства юстиции
Российской Федерации и Коллегии по безопасности при
полномочном представителе президента Российской
Федерации в уральском федеральном округе

18 апреля 2001 года

О проблемах деятельности органов и учреждений уголовно-
исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации и мерах по их устранению с участием органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
уральского Федерального округа

Совместное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе отмечает, что территориальными органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - УИС) установлены деловые отношения с полномочным представителем Президента Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Уральском федеральном округе.

Взаимодействие с федеральными и региональными органами власти и вопросах реформирования пенитенциарной системы, государственной поддержки органов и учреждений УИС стало приобретать систематический характер благодаря повышенному вниманию к проблемам пенитенциарных органов со стороны Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Руководствуясь указами Президента Российской Федерации о поэтапном реформировании УИС, положениями и выводами, изложенными в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации проводит значительную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы УИС. Только в 2000-2001 годах принято 4 федеральных закона, касающихся деятельности УИС.

В марте 2001 года принят федеральный закон, согласно которому вносятся принципиальные изменения в Уголовное, Уголовно-процессуальное и Уголовно-исполнительное законодательства. Созданы благоприятные условия для ускорения реформирования системы, корректировки уголовной и уголовно-исполнительной политики государства в сторону ее гуманизации, соблюдения законных прав граждан, предпосылки к значительному сокращению расходов федерального бюджета за счет поэтапного снижения численности осужденных и арестованных на 200 тыс. человек.

Принято постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В ходе исполнения акта амнистии освобождено от наказания в виде лишения свободы 206 тыс. человек.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации проведены проверки целесообразности применения такой меры пресечения, как заключение под стражу.

Эти и другие меры, предпринятые на федеральном уровне, позволили впервые за последние годы сократить численность контингента в СИЗО и исправительных колониях более чем на 100 тыс. человек.

Принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам льготного налогообложения и финансирования подразделений, уточнения состава учреждений и организаций, входящих в УИС, повышения социальной защищенности отдельных категорий персонала.

Министерство юстиции Российской Федерации включено в число государственных заказчиков федеральной целевой программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в России на 1998-2004 годы". Осуществляются мероприятия по внедрению современных методов лечения социально опасных болезней, создаются медицинские и лечебно-диагностические центры.

Подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений по вопросам реструктуризации и списания с подразделений УИС задолженностей федеральному бюджету, неприменения к предприятиям УИС процедуры банкротства, размещения на предприятиях УИС государственного заказа и ряд других нормативных актов.

Активизировалась работа по оказанию государственной поддержки органам и учреждениям УИС на уровне федеральных округов.

В субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа приняты законодательные и иные нормативные акты, реализуются региональные программы, направленные на совместное решение проблемы трудовой занятости осужденных к лишению свободы, профилактику и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфекции, стабилизацию положения дел в следственных изоляторах, социальную реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказание финансовой и иной помощи учреждениям УИС.

Объем целевой финансовой помощи, оказанной учреждениям УИС субъектами Российской Федерации Уральского федерального округа в 2000 году, составил более 100 млн. рублей. Значительные финансовые средства выделялись администрациями Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также Курганской области.

В соответствии с утвержденными региональными бюджетами в 2000 году предприятиями УИС Уральского федерального округа в результате освобождения от уплаты отдельных налогов в местные бюджеты получено 10,8 млн. рублей. Предприятиям ГУИН Минюста России по Свердловской области и УИН Минюста России по Курганской области реструктуризировано и списано задолженности в местные бюджеты на сумму 7,5 млн. рублей.

Начато строительство трех следственных изоляторов в Свердловской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Создано 19 помещений, функционирующих в режиме СИЗО, на 2440 мест. В следственных изоляторах введено дополнительно 550 мест, в исправительных колониях - 5160 мест.

Во взаимодействии с администрацией полномочного представителя Президента Российской Федерации и руководителями субъектов Федерации Уральского федерального округа решаются вопросы обеспечения социально-правовых гарантий сотрудников УИС.

Проводится большая работа по усилению социальной защищенности участников контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе. В Челябинской и Свердловской областях приняты и реализуются соответствующие нормативные акты и целевые программы.

Улучшилось взаимодействие с правоохранительными органами Уральского федерального округа. По информации из органов УИС, в 2000 году раскрыто 12,8 тыс. преступлений, что на 33% больше, чем в 1999 году.

В результате принимаемых совместно с органами государственной власти мер наметилось улучшение в вопросах размещения осужденных и подследственных в учреждениях УИС Уральского федерального округа, улучшения питания, медицинского обслуживания спецконтингента, организации трудовой занятости осужденных, стабилизации финансового положения органов и учреждений, социальной реабилитации лиц, отбывших наказание. Это оказывает положительное влияние на состояние правопорядка и криминогенную обстановку на территории Уральского федерального округа.

В то же время на эффективность проводимой органами и учреждениями УИС во взаимодействии с органами исполнительной власти Уральского федерального округа работы по поддержанию правопорядка в местах лишения свободы, созданию надлежащих условий содержания и медицинского обслуживания спецконтингента, стабилизации финансового состояния органов и учреждении оказывает влияние ряд нерешенных вопросов.

Следственные изоляторы Уральского федерального округа на протяжении последних лет работают в сложных условиях из-за значительного (182,3%) их переполнения. Усугубляют ситуацию нарушения судебными органами сроков содержания лиц, ожидающих рассмотрения уголовных дел в судах первой инстанции.

Снизилась активность работы по проведению совместных с органами прокуратуры проверок целесообразности применения меры пресечения - заключения под стражу. В 2000 году из СИЗО Уральского федерального округа в связи с изменением меры пресечения, оправдательными приговорами либо применением наказания без изоляции от общества освобождено 11377 человек (или каждый пятый из арестованных). Наибольшая доля освобожденных из СИЗО приходится на следственные изоляторы Курганской, Челябинской и Свердловской областей.

Недостаточно эффективно налажено взаимодействие органов здравоохранения с подразделениями УИС в борьбе с социально опасными болезнями. В учреждениях УИС Уральского федерального округа содержится около 10 тыс. человек больных туберкулезом, что составляет почти третью часть от общего числа таких больных в регионе. В следственные изоляторы ежегодно поступает около 5 тыс. человек уже больных туберкулезом. Количество ВИЧ-инфицированных, поступивших в учреждения УИС, увеличилось почти в 20 раз. Все ВИЧ-инфицированные выявлены при поступлении в следственные изоляторы, 98% из них являются жителями Уральского федерального округа. Практически четверть из них по окончании расследования уголовных дел освобождается из-под стражи.

Слабо используются возможности привлечения промышленного потенциала исправительных учреждений для обеспечения нужд организаций и хозяйствующих субъектов Уральского федерального округа. В исправительных учреждениях Уральского федерального округа более 10 тыс. осужденных не заняты трудом из-за отсутствия работы. Увеличивается количество осужденных, не имеющих специальности. Неполная трудовая занятость осужденных затрудняет их социальную реабилитацию после освобождения из мест лишения свободы.

Из-за отсутствия в 50% исправительных учреждений условий для получения осужденными основного (общего) и начального профессионального образования в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе в 2000 году освободилось без специальности 1397 и 236 человек соответственно.

Не выполняется постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235 по передаче жилья и объектов соцкультбыта с баланса органов и учреждений УИС на баланс муниципальных образований. В результате учреждения УИС несут неоправданные затраты. На содержание объектов социально-бытовой сферы в прошлом году предприятия УИС Уральского федерального округа затратили свыше 35,7 млн. рублей.

Имеют место случаи нарушения прав и социальных гарантий личного состава УИС.

В Курганской области и районах дислокации Тавдинского управления лесных исправительных учреждений (Свердловская область) отмечены случаи отказов в предоставлении медицинских услуг сотрудникам УИС и учреждениях государственного здравоохранения, нарушения прав сотрудников системы на бесплатный проезд городским и пригородным транспортом. Постановлением администрации г. Кургана для сотрудников УИС отменена 50-процентная скидка для содержания детей в дошкольных учреждениях.

Остро стоит жилищная проблема. Всего по Уральскому федеральному округу нуждается в улучшении жилищных условий более 5 тыс. сотрудников.

Анализ положения дел в подразделениях УИС в Уральском федеральном округе показал, что, несмотря на положительные тенденции процесса реформирования системы, имеются значительные проблемы, которые могут быть решены только с помощью регионов.

КОЛЛЕГИИ РЕШИЛИ:

1. Руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, расположенных в Уральском федеральном округе:

1.1. В развитие федеральных программ по строительству, реконструкции СИЗО и тюрем, жилья для персонала, борьбе с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией в местах лишения свободы, содействию трудовой занятости осужденных откорректировать совместно с соответствующими органами исполнительной власти региональные целевые программы и внести их на утверждение губернаторам (главам администраций) субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа:

по строительству, реконструкции СИЗО и тюрем, жилья для персонала (Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа);

по борьбе с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией в местах лишения свободы (Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Тавдинское и Уральское управления лесных исправительных учреждений);

по содействию трудовой занятости осужденных (Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Тавдинское и Уральское управления лесных исправительных учреждений).

1.2. Обеспечить освоение выделенных в 2001 году государственных инвестиций согласно титульным спискам строек и ввести в эксплуатацию:

по Свердловской области - ИТСО в СИЗО-8, надстройки второго этажа лечебного корпуса ЛИУ-51;

по Челябинской области - инженерные сети СИЗО-1, котельную СТ-4, 64-квартирный жилой дом;

по Курганской области - баню-санпропускник с прачечной в ЛИУ-З, жилые дома площадью 540 кв. метров для ИК-6;

по Уральскому управлению лесных исправительных учреждений - жилые дома площадью 423 кв. метров.

1.3. Совместно с местными органами исполнительной власти за счет собственных, привлеченных и средств из федерального бюджета провести следующую работу:

по Свердловской области - ввести в эксплуатацию помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов в ИК-54 на 150 мест, ИК-53 на 200 мест, ИК-47 на 200 мест, жилые дома площадью 3000 кв. метров, первую очередь ИК-66 на 600 мест, административно-бытовой корпус и здание поликлиники и военно-врачебной комиссии;

по Челябинской области - завершить капитальный ремонт основного ограждения ИК-9, столовой в ИК-11, питомника служебных собак ОСН, овощехранилища ИК-24, а также ввести в эксплуатацию баню в ИК-10, водоснабжение ИК-25, электроснабжение ИК-11, теплотрассу в ИК-2 и ИК-З, общежитие для малосемейных сотрудников ИК-18, здание управления конвоирования, спортзал ВК;

по Курганской области - завершить капитальный ремонт здания архива УИН, мастерских ЦИТО и вооружения, общежитий четырех отрядов ИК-6, санпропускника ВК, туберкулезного отделения ИК-1, режимного корпуса на 390 мест СИЗО-1, базы ОСН и отдела конвоирования, а также создать участки для ВИЧ-инфицированных при ИК-2, ИК-5, ВК;

по Тюменской области - ввести в эксплуатацию поликлинику УИН, котельную ИК-2 и административное здание СИЗО-4;

по Ямало-Ненецкому автономному округу - в ИК-8 (г.Лабытнанги) ввести в эксплуатацию помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора на 150 мест.

1.4. Подготовить и представить губернаторам, главам администраций, в органы местного самоуправления предложения по:

передаче объектов социально-культурного и коммунального назначения, находящихся на балансе подразделений УИС, в том числе:

Курганская область - 81 жилой дом;

Свердловская область - 6 объектов, включая 2 жилых дома;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»