Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 27 апреля 2001 года N ВТ-6-04/349


О платежах за пользование водными объектами

____________________________________________________________________
Отменяется в соответствии
с письмом Минюста России от 02.10.2001 N 07/9687-АК
на основании письма МНС России от 18.10.2001 N ВТ-6-21/794@.
____________________________________________________________________



Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет согласованные с Министерством финансов Российской Федерации Разъяснения по отдельным вопросам исчисления и уплаты платежей за пользование водными объектами.

Настоящие Разъяснения разработаны во исполнение пункта 5 решения Коллегии МНС России от 9 августа 2000 года (протокол N 9) в целях обеспечения единого методологического подхода к решению наиболее часто повторяющихся в практике работы налоговых органов проблемных вопросов и устранения неправомерных и противоречивых (в том числе по разным регионам) толкований норм действующего законодательства о налогах и сборах.

Прошу довести настоящие Разъяснения до нижестоящих налоговых органов для применения в практической работе.

Государственный советник
налоговой службы I ранга
B.В.Тихомиров



СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

М.А.Моторин



Приложение к
письму МНС России
от 27.04.2001 N ВТ-6-04/349


Разъяснения
по отдельным вопросам исчисления и уплаты платежей
 за пользование водными объектами

          

1. О порядке представления деклараций по плате за пользование водными объектами,
в том числе при водопользовании не по месту  нахождения налогоплательщика
и при незначительных суммах платы


В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (редакция от 30.03.99) отчетный период по плате за пользование водными объектами устанавливается:

- для предпринимателей, малых предприятий и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал;

- для остальных налогоплательщиков - каждый календарный месяц.

Согласно пункту 20 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" (в редакции приказа МНС России от 13.04.99 N ГБ-3-04/95) по истечении каждого отчетного периода налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации (своего нахождения) налоговую декларацию по плате за пользование водными объектами, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

В соответствии со статьей 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации.

Карточки лицевых счетов по уровням бюджетов ведутся налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика и месту пользования водными объектами. При этом по месту нахождения налогоплательщика в лицевом счете отражаются суммы платы по федеральному бюджету, а по месту пользования - суммы платы по бюджетам субъекта Российской Федерации и местным бюджетам.

Предложения территориальных налоговых органов по данному вопросу будут по возможности учтены при разработке соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

2. О платежах при пользовании акваторией  водного объекта
для размещения  плавательных средств


В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, в том числе в целях использования акватории водных объектов для размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений.

К плавательным средствам относятся все суда (грузовые, специальные, пассажирские, включая суда на подводных крыльях и воздушной подушке, служебно-вспомогательные, буксирные и рейдово-маневренные, а также несамоходные суда, плоты и т.д.), которые или находятся на балансе организации (пароходства, компании), или используются по договору аренды или безвозмездного пользования.

Ставка платы за используемую акваторию установлена за 1 км в тыс. руб. в год. Следовательно, сумма платы рассчитывается за площадь выделенной для использования акватории и не зависит от количества месяцев ее использования. Плата за используемую акваторию в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" вносится поквартально равными долями, то есть в размере 25% (четвертая часть) за каждый квартал.

За одну и ту же акваторию плата дважды не взимается. Налогоплательщиком признается только тот водопользователь, которому данная акватория предоставлена в пользование.

Наличие у организации акта о праве постоянного, бессрочного пользования землей, включая водную акваторию, не является основанием для взимания платы за пользование водными объектами. Основанием является, как указано выше, подлежащее лицензированию пользование водными объектами.

Контроль за достоверностью исходных данных для расчета платы, в том числе условий, устанавливающих размер и порядок внесения платы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" соответствующими органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР России) и других министерств и ведомств в пределах их компетенции.

МПР России разработаны и направлены в территориальные органы (письмо от 04.12.98 N 23-02/190) Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями, которые при необходимости могут использоваться налоговыми органами для определения (контроля) площади акватории, используемой налогоплательщиками.

Согласно статье 49 Водного кодекса Российской Федерации сведения о пространственных границах (координатах) предоставляемого в пользование водного объекта должны содержаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке территориальными органами МПР России.

Площадь акватории, используемая водопользователем, до получения им лицензии на водопользование принимается налоговым органом по данным самого налогоплательщика. При этом необходимо направить соответствующий запрос в органы МПР России с просьбой определить или подтвердить данные, представленные налогоплательщиком.

В случае расхождения с данными о площади акватории, представленными ранее налогоплательщиками и указанными в выданных лицензиях, налогоплательщики обязаны внести соответствующие изменения в представленные ранее декларации и уплатить выявившуюся сумму недоимки.

Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" не предусмотрено освобождение от данной платы бюджетных организаций, имеющих на балансе плавательные средства и занимающих акваторию водного объекта для их размещения (стоянки). При этом платежи осуществляются за счет сметы расходов на содержание бюджетных организаций.

Согласно статье 27 Водного кодекса Российской Федерации для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты. Для осуществления предпринимательской деятельности водопользователь-гражданин вправе использовать водные объекты только после получения соответствующей лицензии на водопользование.

Таким образом, например, частное лицо, имеющее в собственности теплоход, не является налогоплательщиком по плате за пользование водными объектами только в случае использования теплохода исключительно для собственных непроизводственных нужд.

3. О платежах при пользовании акваторией
 водного объекта при добыче полезных ископаемых,
 в том числе в водоохранной части реки


В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых.

Следовательно, организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых (гидронамывного песка и др.), обязаны получить в установленном порядке лицензию на водопользование, в которой указываются сведения о пространственных границах (координатах) предоставляемого в пользование водного объекта.

Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или условными границами. То есть, нет разграничения акватории на водоохранную или неводоохранную части.

Если добыча полезных ископаемых производится с использованием обособленных водных объектов, то в соответствии со статьей 122 Водного кодекса Российской Федерации плата за обособленные водные объекты взимается в порядке, предусматриваемом Федеральным законом "О плате за землю".

При этом необходимо заключение органов МПР России о том, что созданный предприятием карьер, заполненный водой, является обособленным водным объектом.

4. Об использовании акватории водных объектов для рыбоводства,
плавания на  маломерных судах и сплаве леса с применением судовой тяги


В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается использование акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ.

Кроме того, перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.10.98 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами".

Следовательно, не является объектом платы использование акватории водного объекта для рыбоводства, плаванья на маломерных судах и лесосплава с применением судовой тяги.

При этом организации, осуществляющие деятельность в области рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов, являются налогоплательщиками за пользование водными объектами для сброса сточных вод.

Лесосплав с применением судовой тяги относится к перевозочной деятельности судоходства, на осуществление которой выдается отдельная лицензия.

5. О плате за пользование водными объектами
при эксплуатации подводных сооружений


В соответствии с пунктом 2.3 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" налогоплательщиками платы за пользование водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод являются в том числе организации и индивидуальные предприниматели, использующие акваторию водных объектов для эксплуатации надводных и подводных объектов, установок, сооружений, коммуникаций, зданий и оборудования (кроме сооружений и объектов для защиты от вредного воздействия вод).

При эксплуатации подводных сооружений (газопроводы, нефтепроводы, кабели и т.п.), в том числе проложенных ниже уровня дна водного объекта в земляных траншеях, необходимо получить соответствующую лицензию на водопользование (независимо от времени возведения подводных сооружений) в специально уполномоченном государственном органе управления использованием и охраной водного фонда.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является МПР России.

Лицензия выдается на акваторию, занимаемую подводными сооружениями с учетом охранных зон. Для определения площади акватории, используемой налогоплательщиками, налоговые органы могут использовать указанные выше Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями.

Таким образом, организации, осуществляющие эксплуатацию подводных сооружений, являются налогоплательщиками за использование акватории водных объектов и обязаны получить в установленном порядке соответствующие лицензии.     

     

6. О плате при сбросе сточных вод в водные объекты,
в том числе принятых от других организаций и ливневых стоков


В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" объектом налогообложения признается осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

При этом необходимо иметь в виду, что водопользователем является та организация, которая производит непосредственный сброс сточных вод в водные объекты с применением технических средств или устройств (открытые или закрытые коллекторы и другие водосточные системы).

Согласно пункту 17 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" при сбросе в водный объект сточных вод налогоплательщик вносит плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые в систему канализации от других абонентов.

Контроль за достоверностью исходных данных для расчета платы при сбросе сточных вод, как отмечалось выше, возложен на соответствующие органы МПР России и других министерств и ведомств в пределах их компетенции.

В случае обоснованных предположений (в том числе на основе иных физических показателей деятельности налогоплательщика) о недостоверности данных о фактическом сбросе сточных вод, указанных в декларациях, налоговым органам рекомендуется направлять мотивированный запрос в соответствующие органы МПР России с просьбой подтвердить данные, представленные налогоплательщиком.

Лимиты на объем сброса сточных вод устанавливаются, так же как и лимиты водопотребления, территориальными органами MПP России. Ими же осуществляется контроль за содержанием вредных веществ в сбрасываемой воде.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории.

Вода, поступающая с загрязненной территории, включает в себя и ливневые стоки, расчет объемов которых производится в соответствии с Временными рекомендациями по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты, разработанными ВНИИ "ВОДГЕО" Госстроя СССР и ВНИИВО Минводхоза СССР в 1982 году и действующими по настоящее время. По информации МПР России, новые методики оценки поверхностного водостока в настоящее время пока не разработаны.

Лимиты на ливневые стоки не устанавливаются, но в приложении к лицензии на водопользование указывается, что к ним предъявляются те же требования по их качеству при сбросе в водный объект, что и к промышленным и бытовым сточным водам.

Таким образом, сброс ливневых (талых) сточных вод является объектом налогообложения при пользовании водными объектами. При этом налогоплательщики вносят плату в соответствии с установленными ставками за весь объем ливневых (талых) стоков, поступающих в водные объекты через отдельные или общие коллекторы.

Не является объектом налогообложения по плате за пользование водными объектами сброс сточных вод на рельеф местности. При этом необходимо заключение территориальных органов МПР России о том, что сточная вода, сбрасываемая на рельеф местности, не попадает в дальнейшем в водные объекты.

7. О плате за сброс сточных вод из  рыбоводных прудов
и плате за загрязнение окружающей природной среды
при сбросе загрязненных сточных вод


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»