ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАЯВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2001 года

     

Об экономической политике на 2001 год
и некоторых аспектах стратегии на
среднесрочную перспективу

Одобрено
Правительством
Российской Федерации
13 апреля 2001 года

Советом директоров
Центрального банка
Российской Федерации
6 апреля 2001 года

I. Введение

1. В 1999-2000 годах происходило постепенное восстановление экономики после финансово-экономического кризиса 1998 года. Это явилось следствием значительного улучшения конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке, проведения взвешенной макроэкономической политики и благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. Валовой внутренний продукт (ВВП) в реальном выражении увеличился в 2000 году на 7,7 процента, возросло положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса, которое составило более 17 процентов ВВП, произошел существенный рост валовых международных резервов, инфляция снизилась до 20 процентов. Значительный объем бюджетных доходов привел к образованию первичного профицита федерального бюджета в размере 5 процентов ВВП. В то же время в последние месяцы 2000 года произошло замедление темпов экономического роста. Несмотря на снижение уровня инфляции в 2000 году, ее темпы в первые месяцы 2001 года повысились.

2. Относительно высокие цены на энергоносители на мировом рынке оказывают благоприятное воздействие на экономику, однако обеспечение экономического роста и макроэкономической стабильности требует принятия мер по улучшению инвестиционного климата, неотложного проведения структурных реформ. Правительство Российской Федерации разработало комплексную программу социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу (далее именуется - Комплексная программа) и план действий на период до конца 2001 года и на среднесрочную перспективу. Стратегической задачей социально-экономического развития является обеспечение значительного повышения доходов на душу населения, снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения. Комплексная программа предусматривает осуществление мер по следующим основным направлениям:

а) укрепление макроэкономической стабильности;

б) создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата;

в) осуществление структурных и институциональных преобразований в экономике;

г) повышение эффективности системы социальной поддержки.

3. Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста, замедление темпов инфляции и снижение зависимости экономики от конъюнктурных факторов.

4. Правительство Российской Федерации и Банк России считают, что основными элементами улучшения инвестиционного климата являются укрепление и защита прав частной собственности, сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность и развитие финансовых рынков и институтов. Ключевыми моментами в этой области будут введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации, совершенствование законодательства о банкротстве, антимонопольного законодательства, снижение барьеров для инвестирования в экономику, продолжение процесса приватизации государственных предприятий. Принципиально важным для этого является обеспечение безусловного исполнения законов и укрепление судебных институтов.

5. В промышленности будет проведена реформа естественных монополий путем их реструктуризации, развития конкуренции и повышения эффективности государственного регулирования. Будет ускорен процесс реструктуризации неконкурентоспособных предприятий (особенно в государственном секторе), получающих прямую или косвенную поддержку бюджетов разных уровней.

6. В области социальной политики Правительство Российской Федерации намерено усовершенствовать адресное направление средств на социальную защиту за счет перехода от скрытых субсидий и льгот для отдельных категорий граждан к поддержке на основе анализа нуждаемости. Предстоит усовершенствовать выделение средств на нужды образования и здравоохранения в целях обеспечения базового набора услуг, а также предоставление инвестиционных ресурсов в эти отрасли.

7. Предусмотренные в настоящем Заявлении меры экономической политики являются составной частью экономической стратегии Правительства Российской Федерации и Банка России, направленной на обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности. К указанным мерам относятся сохранение взвешенной налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, проведение комплексной реформы налогово-бюджетной сферы, дальнейшее осуществление реформ в банковском секторе, решение проблемы неплатежей. Кроме того, Правительство Российской Федерации и Банк России намерены обеспечить большую информационную открытость своей деятельности.

II. Макроэкономическая стратегия

     

А. Среднесрочная стратегия

     

8. Правительство Российской Федерации и Банк России считают, что выполнение Комплексной программы позволит обеспечить устойчивое экономическое развитие на среднесрочный период, рост реального ВВП в среднем на 4-5 процентов в год, снижение темпов инфляции до 7-8 процентов. Экономический рост должен обеспечиваться за счет частных инвестиций, объем которых будет возрастать в результате проведения структурных реформ и улучшения инвестиционного климата при существенном росте расходов на конечное потребление в домашних хозяйствах по мере повышения производительности труда и роста реальных доходов. С увеличением объема инвестиций и импорта положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса постепенно сократится (что отчасти будет отражением некоторого дальнейшего укрепления рубля в реальном выражении), однако состояние платежного баланса должно остаться сильным по мере увеличения прямых иностранных инвестиций, уменьшения оттока частного капитала и постепенного восстановления доступа на международные рынки капитала. Это позволит продолжить увеличение валовых международных резервов и обеспечить выполнение обязательств перед иностранными кредиторами.

9. В целях уменьшения долгового бремени России, укрепления устойчивости в налогово-бюджетной сфере и обеспечения платежей по государственному внешнему долгу Правительство Российской Федерации будет осуществлять в среднесрочной перспективе сбалансированную бюджетную политику, учитывающую уменьшение налоговой нагрузки на экономику и связанное с этим сокращение государственных доходов, а также выделение дополнительных ресурсов на проведение реформ, включая расходы на социальное обеспечение. Для этого потребуются упорядочение расходов по обязательствам государства, расходов в приоритетных областях экономики, а также реализация мер по увеличению доходов бюджета за счет повышения собираемости налоговых платежей. Правительство Российской Федерации продолжит работу по созданию более эффективной и прозрачной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Выполнение этих мер позволит повысить устойчивость налогово-бюджетной сферы, обеспечить выполнение в полном объеме обязательств перед кредиторами в среднесрочной перспективе и их постепенное сокращение.

10. При формировании экономической политики на среднесрочную перспективу Правительство Российской Федерации и Банк России учитывают различные факторы, влияющие на ход экономического развития. В частности, изменение цен на мировом рынке на экспортные товары Российской Федерации, значительная часть которых является сырьевыми ресурсами, оказывает непосредственное влияние на параметры бюджета и платежного баланса.

Наиболее сложным в части обеспечения финансовой сбалансированности и реализации бюджетной политики станет 2003 год, на который приходятся значительные объемы платежей по государственному внешнему долгу.

Б. Меры макроэкономической и
финансовой политики в 2001 году

11. Основной целью экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России в 2001 году является создание условий для сохранения благоприятных тенденций в производственной и финансовой сфере. Основными целями в области экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России являются:

а) достижение роста ВВП в реальном выражении на 4 процента;

б) снижение инфляции до 14 процентов к концу 2001 года (декабрь к декабрю);

в) увеличение чистых международных резервов на 9 млрд.долларов США и достижение к концу 2001 года величины валовых международных резервов, эквивалентной примерно 6 месяцам импорта.

Налогово-бюджетная политика

12. Бюджетная политика предусматривает проведение реформы налоговой системы, совершенствование политики бюджетных расходов и межбюджетных отношений, сокращение нефинансируемых федеральных мандатов. Федеральный бюджет на 2001 год с учетом принятых поправок предусматривает первичный профицит на уровне 4 процента ВВП. В 2001 году Правительство Российской Федерации обеспечит в полном объеме выплаты по государственному внешнему долгу и продолжит консультации с официальными и другими кредиторами по урегулированию внешней задолженности бывшего СССР.

13. Налоговая реформа, начатая в середине 2000 года, предусматривает снижение налогового бремени, сокращение числа налогов, упрощение налоговой системы. С учетом прогнозируемой динамики макроэкономических показателей это может привести к снижению доходов расширенного правительства на 3-4 процента ВВП в 2001 году. Однако реализация налоговой реформы позволит повысить собираемость налогов, стимулировать вывод доходов из теневого сектора экономики, что минимизирует сокращение доходов бюджетной системы.

14. Произойдет увеличение доли расходов федерального бюджета в консолидированном бюджете, что отчасти объясняется увеличением финансовой помощи регионам для компенсации сокращения их собственных доходов и финансирования не обеспеченных финансовыми ресурсами их расходных обязательств. Доля других непроцентных расходов федерального бюджета в ВВП в целом не претерпит изменения по сравнению с 2000 годом.

15. Основное сокращение доходов произойдет на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации, что в целях сохранения сбалансированности этих бюджетов потребует совершенствования структуры их расходов. Предполагается, что расходы региональных бюджетов могут сократиться на 2 процента ВВП.

В то же время ожидается, что в 2001 году сокращение расходной части региональных бюджетов будет осуществлено за счет повышения доли оплаты населением затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства, а также сокращения расходов региональных дорожных фондов. В свою очередь, принимаемые Правительством Российской Федерации меры по совершенствованию межбюджетных отношений позволят перераспределить ресурсы федерального бюджета в пользу дотационных регионов, обеспечить сбалансированность их бюджетов и предотвратить образование кредиторской задолженности.

Денежно-кредитная политика и политика в области валютного курса

16. Меры в области денежно-кредитной политики и политики в области валютного курса будут направлены на снижение инфляции. Дальнейшее умеренное повышение реального курса рубля отвечает задачам экономического роста в среднесрочной перспективе. В то же время значительное укрепление реального курса может стать угрозой для устойчивости экономического роста. Банк России будет проводить интервенции на валютном рынке для сглаживания колебаний валютного курса при одновременном накоплении чистых международных резервов. Принимая во внимание оценку Правительством Российской Федерации и Банком России повышения спроса на деньги, эти интервенции будут частично стерилизованы для обеспечения предполагаемой динамики денежной базы. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России будут отслеживать динамику инфляции и денежной базы и принимать необходимые меры, направленные на достижение уровня инфляции, предусмотренного в Комплексной программе.

17. Реализация денежно-кредитной политики будет осложняться сочетанием относительно сильного платежного баланса с неопределенностью в отношении устойчивости восстановления спроса на деньги. В случае более благоприятной динамики платежного баланса, нарастания давления на рубль в сторону повышения его курса, Банк России проведет необходимую стерилизацию в целях сдерживания роста денежной базы за счет использования имеющихся у него рыночных инструментов. Однако в связи с ограниченными возможностями Банка России использовать такие инструменты может потребоваться участие Правительства Российской Федерации в решении этой проблемы путем размещения на счетах Банка России части дополнительных доходов бюджета.

18. В целях повышения эффективности проводимой Банком России денежно-кредитной политики Правительство Российской Федерации совместно с Банком России будут добиваться принятия законодательных поправок, освобождающих Банк России от уплаты налогов при выпуске облигаций. В целях устранения оставшихся ограничений по выпуску этих облигаций (в том числе в части объема и срока их выпуска) к концу июня 2001 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - Государственная Дума) будут внесены предложения по изменению федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О рынке ценных бумаг". Банк России будет в дальнейшем прибегать к увеличению норматива обязательных резервных требований только в исключительных случаях.

19. Правительство Российской Федерации намерено урегулировать свои финансовые отношения с Банком России, что позволит повысить эффективность проводимой денежно-кредитной политики. На основе финансовой отчетности Банка России за 1999 год, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), за исключением стандартов по консолидации и гиперинфляции, в целях обеспечения адекватной капитализации Банка России Правительство Российской Федерации при необходимости переоформит достаточную часть своего долга Банку России в инструменты с рыночной процентной ставкой, процентные платежи по которым будут ежегодно предусматриваться в федеральном бюджете, начиная с бюджета на 2002 год. Банк России будет продолжать обеспечивать надлежащую прозрачность своей деятельности, приступит к осуществлению плана выхода из состава акционеров российских загранбанков.

Платежный баланс, валютное регулирование и внешняя торговля

20. В 2001 году прогнозируется сохранение сильного платежного баланса. Положительное сальдо счета текущих операций достигло в 2000 году наиболее высокого уровня, составив более 17 процентов ВВП, однако в 2001 году ожидается его снижение примерно до 12 процентов ВВП. Это связано как с прогнозируемым снижением цен на энергоносители, продолжающимся восстановлением объема импорта, так и с замедлением темпов роста неэнергетического экспорта. Вместе с этим отток частного капитала должен несколько снизиться по мере роста доверия к проводимой экономической политике и улучшения инвестиционного климата.

21. Правительство Российской Федерации и Банк России не будут вводить новых ограничений в области валютного регулирования и внешней торговли. Правительство Российской Федерации подготовило проект федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", направленный на предотвращение незаконных финансовых операций, и внесет его в апреле 2001 года в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации будет стремиться обеспечить его принятие до конца июня 2001 года. Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат сотрудничество со Специальной финансовой комиссией по проблемам отмывания денег (FАТF).

22. В области внешней торговли Правительство Российской Федерации будет осуществлять подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для этого Правительство Российской Федерации продолжило унификацию и снижение импортных тарифов, упорядочение предоставленных льгот. Количество ставок тарифов было сокращено с семи до четырех. Уточненные предложения в области дальнейшей либерализации таможенных тарифов будут подготовлены к сентябрю 2001 года.

III. Структурные преобразования в целях
укрепления стабильности в среднесрочной перспективе

23. Проводимые в 2001 году структурные преобразования будут осуществляться по следующим ключевым направлениям: реформирование налогово-бюджетной сферы, банковского сектора и осуществление мер по решению проблемы неплатежей. Будет продолжена работа по повышению информационной открытости и совершенствованию управления.

А. Реформа налогово-бюджетной сферы

24. В предыдущие годы недостатки бюджетного планирования и системы налогообложения на различных уровнях бюджетной системы приводили к принятию нереальных обязательств в области расходов, нестабильному и неравномерному сбору налогов, несовершенному контролю за использованием бюджетных средств. Комплексная программа предполагает принятие широкомасштабных мер, направленных на преодоление указанных недостатков, в частности продолжение реформы системы налогообложения, рационализацию бюджетных расходов, включая проведение анализа эффективности государственных расходов и ликвидацию расходных обязательств, не обеспеченных бюджетным финансированием.

Приоритетные задачи на 2001 год

25. Приоритетными задачами по реформированию налогово-бюджетной системы являются:

а) принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на прибыль;

б) дальнейшее совершенствование положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации;

в) осуществление мер по улучшению налогового администрирования;

г) ликвидация расходных обязательств федерального бюджета, нет обеспеченных источниками финансирования;

д) преимущественное направление средств федерального бюджета на решение приоритетных задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

е) устранение несоответствия между различными уровнями законодательного закрепления расходных обязательств и фактическим осуществлением расходов;

ж) ликвидация кредиторской задолженности федерального бюджета;

з) завершение формирования системы федерального казначейства и создание условий для исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации через систему казначейств;

и) оптимизация списка бюджетных организаций и получателей бюджетных средств;

к) обеспечение информационной открытости бюджетов всех уровней и хода их исполнения.

Налоговая политика и администрирование

26. В 2001 году будет продолжено реформирование налоговой системы. Принятие части второй Налогового кодекса Российской Федерации является важным элементом налоговой реформы, направленным на стимулирование экономического роста. С 1 января 2001 года вступили в действие четыре главы Налогового кодекса, посвященные порядку взимания н лога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, подоходного налога и единого социального налога. Указанные главы обеспечивают расширение облагаемой базы НДС и ликвидацию ряда необоснованных льгот; переход к взиманию НДС и акцизов на неэнергетические товары и услуги по принципу страны назначения, повышение специфических акцизных ставок; введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов; сокращение взносов на социальное страхование с 39,5 до 35,6 процента от фонда заработной платы. Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусматривает также сокращение налогов оборота, которые планируется ликвидировать в 2003 году. Правительство Российской Федерации намерено внести в Государственную Думу проект закона о внесении в налоговое законодательство изменений, предусматривающих с 1 января 2003 года исчисление НДС и основных видов акцизов по методу начисления.

27. В первой половине 2001 года Правительство Российской Федерации приложит усилия, направлена на принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге прибыль, которая предусматривает принятие к вычету всех обоснованных производственных затрат, перенос убытков на последующий десятилетний период и постепенную ликвидацию различных льгот и освобождений, включая льготу по инвестициям.

28. В 2001 году предполагается принять поправки к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление налоговым органам право взимать в соответствии с установленным порядком штрафы без обращения в суд (в случае, если налогоплательщик не оспаривает требования налоговых органов об уплате штрафа); ликвидацию возможности преднамеренного направления налогоплательщиками платежей через неплатежеспособные банки и увеличение возможностей налоговых органов в борьбе с уклонением от уплаты налогов при помощи трансфертного ценообразования и других операций, проводимых заинтересованными сторонами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»