МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2000 года N 218
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.99 N 620 и на основании Методических указаний по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенных в действие директивой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.04.2000 N 33-860-14, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации разработаны "Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли" (прилагается).
В целях обеспечения единого подхода к созданию, оснащению и организации деятельности гражданских организаций гражданской обороны (формирований)
приказываю:
1. Руководителям департаментов, начальникам управлений, руководителям организаций принять Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли к руководству и исполнению.
2. Руководителям организаций:
2.1. Создание гражданских организаций гражданской обороны, их оснащение и организацию деятельности привести в соответствие с Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны в организациях отрасли.
2.2. Информацию о работе по созданию гражданских организаций гражданской обороны с перечислением созданных формирований и характеристикой их оснащенности представлять в ежегодных докладах о состоянии гражданской обороны организаций.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по связи и информатизации Островского Э.Г.
Министр Российской Федерации
по связи и информатизации
Л.Д.Рейман
Приложение
к приказу Минсвязи России
от 22.12.2000 N 218
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по созданию гражданских организаций
гражданской обороны в организациях отрасли
I. Общие положения
В настоящих Методических указаниях изложены принципы создания, организационно-штатная структура и предназначение гражданских организаций гражданской обороны, порядок их комплектования личным составом и оснащения техникой и имуществом. Методические указания должны применяться творчески с учетом особенностей местных условий и организаций отрасли.
1. Гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Формирования подразделяются:
по подчиненности - на территориальные и объектовые;
по предназначению - на формирования общего назначения и формирования служб гражданской обороны.
3. Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, по согласованию с этими органами. Они применяются для выполнения мероприятий гражданской обороны в интересах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, наращивания группировки сил гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны.
4. Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы.
Объектовые формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ и в других организациях.
5. Формирования общего назначения предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления. К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).
6. Формирования служб гражданской обороны создаются службами гражданской обороны и предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач гражданской обороны.
Формирования общего назначения
7. Сводная команда (группа) является основным формированием общего назначения и предназначается для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
8. Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.
9. Спасательная команда (группа) предназначается для ведения аварийно-спасательных работ.
Формирования служб гражданской обороны
10. К формированиям служб гражданской обороны относятся:
разведывательные команды, группы и звенья; посты радиационного и химического наблюдения; команды, группы и звенья связи; медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты; противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья; инженерные команды, группы; аварийно-технические команды, группы; команды, группы, станции радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки; автомобильные и автотранспортные колонны; команды и группы охраны общественного порядка; подразделения общественного питания (подвижные пункты питания); подразделения торговли продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения); подразделения торговли промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения); подвижные автозаправочные станции; группы, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов; подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы; бригады, команды по защите сельскохозяйственных животных; команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений.
В зависимости от местных условий и при наличии базы по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях по согласованию с организациями могут создаваться формирования других служб.
Территориальные формирования
11. К территориальным формированиям относятся формирования общего назначения (сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ), а также формирования служб гражданской обороны (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований служб, создаваемые в зависимости от местных условий).
12. Базой для создания территориальных формирований общего назначения, как правило, являются организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
Базой для создания территориальных формирований служб гражданской обороны являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.
В созданных по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления службах оповещения и связи могут создаваться территориальные формирования - команды связи.
Объектовые формирования
13. Объектовые формирования состоят из формирований общего назначения и формирований служб гражданской обороны, создаваемых в организациях.
14. Основным формированием, создаваемым организациями связи, является формирование общего назначения - спасательная группа.
Кроме формирования общего назначения в организациях связи могут создаваться формирования службы оповещения и связи гражданской обороны:
команды, группы и звенья связи - для обеспечения связью начальников гражданской обороны, органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;
санитарные посты - для оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения;
противопожарные отделения для локализации и тушения пожаров на объектах связи;
звенья охраны общественного порядка - для поддержания общественного порядка на объектах связи;
звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий).
15. В организациях электросвязи для выполнения работ по восстановлению сетей связи и решению задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях создаются аварийно-восстановительные команды (группы) в зависимости от наличия базы и решаемых задач.
16. В образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования для решения задач гражданской обороны создаются объектовые формирования (спасательные группы), а также формирования службы оповещения и связи гражданской обороны (противопожарные, медицинские, связи и др.).
17. Часть формирований решением соответствующего начальника гражданской обороны может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и выполнения других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.
II. Комплектование формирований личным составом
18. Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.
Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее и высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
В состав объектовых формирований зачисление трудоспособных граждан производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных - совместным приказом соответствующего начальника гражданской обороны и начальника гражданской обороны организации.
Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Организации отрасли, создающие формирования, определяются Минсвязи России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых эти организации располагаются.
Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.
20. Расчеты потребности в формированиях:
а) разрабатываются для:
территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;
медицинских формирований - органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по согласованию с соответствующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
объектовых формирований - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;
б) утверждаются для:
территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны - соответствующими начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
объектовых формирований - начальниками гражданской обороны организаций, на базе которых создаются формирования.
Примерный расчет создания территориальных и объектовых формирований представлен в приложениях 1 и 2.
III. Обеспечение формирований техникой и имуществом
21. Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.
Обеспечение формирований техникой и имуществом согласно предусмотренным штатным перечням осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.
Закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.
IV. Разработка штатных перечней формирований,
норм их оснащения и учет формирований
22. Штатные перечни и нормы оснащения формирований разрабатываются для:
территориальных формирований (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых создаются эти формирования и утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
объектовых формирований - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской бороны, и утверждаются руководителями этих организаций.
Штатные перечни и нормы оснащения формирований до утверждения согласовываются с соответствующими вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, а территориальных формирований - и с организациями, на базе которых они создаются.
23. Организационная структура формирований может уточняться лицами, которым предоставлено право утверждения штатных перечней, в зависимости от местных условий, структуры организаций, особенностей производства, рода деятельности, наличия транспорта, техники и имущества, численности рабочих, служащих и учащихся, подлежащих зачислению в формирования. При этом не должны изменяться предназначение и объем задач, возлагаемые на формирования.