МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2000 года N 24-52-206/10
В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 28 декабря 1999 года N 25 "О состоянии и перспективах развития магистратуры в России", на основании приказа Министерства от 22 февраля 2000 года N 532 п.2, уточняем порядок открытия магистерской подготовки в вузах Российской Федерации, установленный постановлением Госкомвуза России от 10 августа 1993 года N 42 "Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации" (Бюллетень Госкомвуза России, 1993, N 9).
1. Лицензирование магистерских программ в вузе осуществляется приказом Минобразования России о лицензировании вуза по направлениям подготовки магистров по заявлению учредителя вуза*.
________________
* Для вузов, подведомственных Минобразованию России, заявление подписывает ректор.
Заявление оформляется по форме N 1 приложения 1 приказа Госкомвуза России от 7 февраля 1994 года N 108** и направляется в Минобразование России (Управление лицензирования, аккредитации и аттестации). В заявлении указываются коды и наименования лицензируемых направлений подготовки магистров, а также коды и наименования магистерских программ.
________________
** См.: Бюллетень Госкомвуза России, 1994, N 4 - 5, с.7.
К заявлению прилагается выписка из решения ученого совета вуза о введении магистерской подготовки по направлению магистерских программ.
По каждой магистерской программе дополнительно представляются:
- аннотация, включающая в себя характеристику научно-исследовательской деятельности вуза по тематике магистерской программы, сведения о научном руководителе;
- разработанный вузом рабочий учебный план 6-летней подготовки магистров, состоящий из учебных планов подготовки бакалавров по направлению - 4 года и специализированной подготовки магистров - 2 года;
- сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и оборудованием по форме N 4 приложения 1 приказа Госкомвуза России от 7 февраля 1994 года N 108;
- сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса по форме N 5 приложения 1 приказа Госкомвуза России от 7 февраля 1994 года N 108.
2. При разработке рабочих учебных планов подготовки магистров вузом следует обратить внимание на создание условий, необходимых для выполнения требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".
3. Срок представления материалов на введение и лицензирование магистерских программ устанавливается с 1 октября по 1 января каждого учебного года.
4. Лицензионная экспертиза вузов на право образовательной деятельности по программам магистерской подготовки осуществляется экспертной комиссией, в состав которой включаются представители региональных советов ректоров вузов, администрации субъектов Федерации, заинтересованных министерств и ведомств, а также учебно-методического объединения вузов по соответствующему направлению подготовки.
5. Считать утратившими силу письма Госкомвуза России от 20 февраля 1996 года N 16-34-041/18 "О порядке введения и лицензирования магистерских образовательных профессиональных программ" и от 23 сентября 1994 года N 10-36-322ин/12 "О порядке подготовки заключения УМО при введении магистерских профессиональных образовательных программ".
Министр В.Филиппов
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра образования
Российской Федерации
В.Шадриков
7 июля 2000 года
ТРЕБОВАНИЯ
к минимальной оснащенности и минимальной
обеспеченности образовательного процесса высших
учебных заведений, реализующих основные
образовательные программы магистерской подготовки
В целях обеспечения качества подготовки магистров, руководствуясь ст.28 Федерального закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, ст.6 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и пп.67 п.4 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 258, в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 28 декабря 1999 года N 25 "О состоянии и перспективах развития магистратуры в России" и на основании приказа Минобразования России от 22 февраля 2000 года N 532 п.2, утверждаю настоящие требования к условиям осуществления образовательной деятельности высшими учебными заведениями, реализующими программы магистерской подготовки.
Магистерская подготовка открывается приказами Минобразования России о лицензировании по направлениям подготовки бакалавров и магистров, утвержденным приказом Минобразования России от 2 марта 2000 года N 686, с указанием кодов и наименований магистерских программ, входящих в аннотированный перечень магистерских программ. Аннотированные перечни магистерских программ установлены государственными образовательными стандартами подготовки магистров по соответствующему направлению и могут быть изменены и дополнены в установленном порядке. Направление подготовки магистров вносится в приложение к лицензии вуза.
1. Общие требования к высшему учебному заведению
1.1. Наличие государственной аккредитации по соответствующему направлению подготовки бакалавров.
1.2. Соответствие профиля подготовки магистров тематике научных исследований вуза.
Руководители магистерских программ и руководители студентов-магистрантов должны иметь публикации в отечественных и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов и пр. по профилю магистерской подготовки.
1.3. Наличие в вузе специальностей аспирантуры, соответствующих профилю магистерской подготовки.
1.4. Наличие изданных учебных и (или) учебно-методических материалов, подготовленных руководителями магистерских программ и руководителями студентов-магистрантов.
2. Требования к минимальной оснащенности высших учебных
заведений и оборудованию учебных помещений
2.1. Наличие необходимой учебно-материальной базы, обеспечивающей проведение теоретического обучения, лабораторных практикумов, научно-исследовательской работы студентов, а также подготовку выпускной квалификационной работы, предусмотренных государственными образовательными стандартами и примерными учебными планами специализированной подготовки магистров.
2.2. Наличие договоров между вузом и предприятиями, учреждениями или организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения или организации предоставляют места для прохождения практики студентов, если это предусмотрено государственными образовательными стандартами.
3. Требования к образовательному цензу педагогических
работников и укомплектованности штатов
3.1. Научное руководство магистерской программой должно осуществляться штатным* профессором, доктором наук соответствующего профиля, имеющим стаж работы в вузах не менее трех лет.
________________
* Под штатным преподавателем понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых лицензируемое учреждение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки.
3.2. Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание. Одновременно руководство может осуществляться не более чем пятью студентами-магистрантами.
Руководители студентов-магистрантов должны преподавать дисциплины, включенные в программу специализированной подготовки магистров.
3.3. Реализация образовательной программы подготовки магистров должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и соответствующую квалификацию, ведущими научно-исследовательскую и научно-методическую работу по профилю магистерской программы.
3.4. Преподаватели, имеющие ученую степень и ученое звание, должны составлять не менее 70% от общей численности профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего программу специализированной подготовки магистров.
3.5. Преподаватели с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора, привлекаемые к образовательному процессу по основной образовательной программе, должны составлять не менее 20%. При этом общее число штатных преподавателей - докторов наук, профессоров соответствующего профиля по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин, входящих в заключительную двухлетнюю программу специализированной подготовки магистров, должно составлять не менее трех.
Должности, на которые привлекаются доктора наук, профессора, могут замещаться штатными совместителями*, выполняющими в сумме полную учебную нагрузку.
________________
* Под штатными совместителями понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых лицензируемое учреждение не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной нагрузки (не менее 0,25 ставки), прошедшие конкурсный отбор и утвержденные в должности приказом руководителя вуза на основе заключенного контракта сроком не менее 3 лет.
4. Требования к методическому и информационному обеспечению
4.1. Соответствие рабочих учебных планов лицензируемых магистерских программ требованиям государственных образовательных стандартов, примерному учебному плану специализированной подготовки магистров и аннотированному перечню магистерских программ.
4.2. Наличие условий в вузе, необходимых для выполнения магистрантом требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения ими дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".
4.3. Наличие общих внутривузовских требований к магистерской подготовке, соответствующих Положению о магистратуре.
4.4. Наличие рабочих программ учебных дисциплин магистерской программы.
4.5. Обеспеченность обучающихся учебной и учебно-методической литературой, указанной в учебной программе дисциплины в качестве основной и дополнительной, по всем дисциплинам образовательных программ.
Обеспечение доступа к справочной, научной литературе, в том числе монографической, периодическим научным изданиям по профилю магистерской подготовки.
4.6. Наличие информационных баз данных, в том числе библиографических, по профилю магистерской подготовки и возможности выхода в национальные и международные информационные сети.
Предлагаю применять настоящие требования в качестве примерных при проведении лицензионной экспертизы высших учебных заведений по программам магистерской подготовки.
Текст документа сверен по:
"Бюллетень Министерства образования"
N 1, 2001 год