МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 19 января 2001 года N ВБ-6-26/48


О применении законодательства о едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности



Во исполнение пункта 5.1 Протокола решения коллегии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.08.2000 N 10-1 "О работе налоговых органов по применению законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности и мерах по ее совершенствованию" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для использования в работе Обзор ответов по наиболее часто встречающимся в переписке вопросам по указанному налогу, подготовленный Межрегиональной инспекцией МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг.

Государственный советник
налоговой службы I ранга
В.И.Берестовой

     

Приложение
письму Министерства РФ по налогам и сборам
от 19 января 23001 года  N ВБ-6-26/48

ОБЗОР
ответов на вопросы по налогообложению организаций
единым налогом на вмененный доход

1. Вопрос:

1. Аптеки реализуют в розницу продукцию собственного производства (очковую оптику), а также готовую продукцию, поступающую в данную организацию.

2. Аптеки помимо продажи готовых лекарственных средств населению осуществляют их реализацию также больницам, поликлиникам и другим подобным организациям по безналичному расчету.

Какие из указанных видов деятельности следует привлекать к налогообложению единым налогом на вмененный доход?

Ответ:

1. Статьей 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон) определены виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на уплату единого налога, к которым относится в том числе и розничная торговля, осуществляемая через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17) изготовление очковой оптики следует относить к услугам по индивидуальному приготовлению и ремонту изделий очковой оптики.

Данный вид деятельности не нашел отражения в вышеуказанной статье Федерального закона, в связи с чем к нему применяется общеустановленный порядок налогообложения.

В случае продажи очковой оптики, не изготовленной указанной организацией, а поступившей в виде готового товара для дальнейшей реализации в розницу, организации обязаны обеспечить раздельный учет доходов и расходов и уплачивать единый налог по этому виду деятельности.

2. В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По договору поставки (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации) продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным пользованием.

В связи с этим деятельность аптек по реализации готовых форм медицинских препаратов следует рассматривать как розничную торговлю, подлежащую налогообложению, согласно Федеральному закону, исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, если данные медицинские препараты реализуются для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

При отнесении реализации медицинских товаров юридическим лицам (поликлиникам, больницам и иным медицинским организациям) к розничной или оптовой торговле для целей применения законодательства о едином налоге на вмененный доход следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.97 N 18, исходя из которых реализацию аптеками лекарственных средств юридическим лицам (поликлиникам, больницам и иным медицинским организациям) следует рассматривать как розничную торговлю, подпадающую под действие Федерального закона, если данный товар приобретается указанными организациями для целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. При этом не имеет значения форма расчета за указанный товар.

2. Вопрос:

Должны ли плательщики единого налога на вмененный доход уплачивать платежи за пользование природными ресурсами, в том числе плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов?

     Ответ:

В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами.

Согласно статье 1 Федерального закона со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением девяти видов платежей, перечисленных в названной статье. Плата за пользование природными ресурсами не включена в перечень девяти видов платежей, взимание которых сохраняется с введением единого налога на вмененный доход.

В соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в состав платежей за пользование природными ресурсами (код 1050000) включается плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Следовательно, после введения единого налога на вмененный доход нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не имеется законных оснований для взимания с плательщиков единого налога платежей за пользование природными ресурсами, в том числе и платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

3. Вопрос:

Должны ли переводиться на уплату единого налога на вмененный доход организации, одним из видов деятельности которых является ремонт бытовой техники и оказание услуг по предоставлению автостоянок, если объем выручки по данным видам деятельности не превышает 5%?

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, обязаны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с федеральным законодательством о едином налоге на вмененный доход.

Согласно подпунктам 2 и 11 пункта 1 статьи 3 Федерального закона услуги, связанные с ремонтом бытовой техники, и услуги автостоянки включены в перечень услуг, облагаемых единым налогом на вмененный доход.

Исходя из вышеизложенного, независимо от размера выручки, полученной от оказания данных услуг, организации обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход по указанным видам деятельности.

     4. Вопрос:

Включается ли в торговую площадь магазина, взятую за физический показатель при определении базовой доходности в розничной торговле, площадь демонстрационного зала и складских помещений?

     Ответ:
     

Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля", введенному в действие Госстандартом России с 01.01.2000, торговая площадь магазина - часть площади магазина, включающая площади торгового зала (специально оборудованной основной части торгового помещения магазина, предназначенной для демонстрации товаров и обслуживания покупателей) и площадь помещения для оказания услуг.

Не включаются в торговую площадь магазина площадь складских и офисных помещений, площадь торгового зала, или их часть (в случае если указанные площади или их часть не используются для осуществления торговли), коридоров, санитарных комнат и комнат отдыха, площадь, сданная в аренду (субаренду).

Исходя из вышесказанного, в расчет суммы единого налога не включается площадь складских помещений, не используемых для торговли. Площадь же демонстрационных залов при исчислении единого налога должна учитываться.

5. Вопрос:

Организация приобретает товар у продавца, имеющего лицензию на осуществление предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

К какому виду торговли (оптовая или розничная) следует относить данный вид предпринимательской деятельности?

     Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона к уплате единого налога привлекаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.

При определении понятий розничной и оптовой торговли для целей применения законодательства о едином налоге на вмененный доход следует руководствоваться нормами гражданского законодательства Российской Федерации, а также изданными в соответствии с ними иными правовыми актами.

Исходя из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.

Учитывая изложенное, а также разъяснения пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.97 N 18, в случае приобретения товаров для целей обеспечения своей деятельности (не для целей их дальнейшей реализации) у продавца, осуществляющего продажу в розницу, данный вид предпринимательской деятельности следует рассматривать как розничную торговлю и, соответственно, подпадающий под действие Федерального закона.

6. Вопрос:

Подпадает ли деятельность организаций-комиссионеров в части реализации товаров через розничную торговлю по договору комиссии под действие Федерального закона?

Ответ:
     
     Статья 3 Федерального закона
определяет перечень плательщиков единого налога и сферы предпринимательской деятельности, переводимые на уплату единого налога на вмененный доход.

Согласно положениям данной статьи на уплату единого налога переводятся юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.

При отнесении деятельности, осуществляемой организацией, к розничной торговле необходимо руководствоваться статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По договору комиссии в соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом ответственность по сделкам по продаже товаров несет комиссионер и права по ним переходят к комиссионеру.

В связи с изложенным организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, переводятся на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.

При этом объектом налогообложения является вознаграждение, полученное комиссионером по договору комиссии.

     7. Вопрос:

Организация производит и самостоятельно реализует продукцию собственного производства через свое структурное подразделение (магазин). Наряду с реализацией продукции собственного производства в магазине осуществляется реализация покупных товаров. Будет ли в этом случае организация являться плательщиком единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по реализации продукции собственного производства?

Ответ:

В соответствии со статьей 3 Федерального закона плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных данной статьей сферах, в том числе и в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли.

Деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности. При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.

Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности, реализующие наряду с приобретенными товарами продукцию собственного производства, извлекают доходы от двух разных видов деятельности, результаты от занятия которыми в соответствии с действующим законодательством подлежат раздельному учету и налогообложению.

Юридические лица будут являться плательщиками единого налога на вмененный доход только в части доходов от реализации приобретенных со стороны товаров. Доходы, извлекаемые юридическими лицами от реализации продукции собственного производства, не подпадают под действие Федерального закона и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

8. Вопрос:

Организация осуществляет вид деятельности, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход. Однако данная деятельность является не систематической, а носит временный характер.

Будет ли в указанном случае организация являться плательщиком единого налога на вмененный доход?

Ответ:

Федеральный закон определяет порядок установления и введения в действие указанного единого налога.

Согласно статье 1 Федерального закона единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Указанные нормативные правовые акты определяют конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом.

Исходя из содержания статьи 3 Федерального закона, плательщиками единого налога являются организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в зависимости от ее вида.

Таким образом, после принятия законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативного правового акта о введении на своей территории единого налога на вмененный доход переход на уплату указанного налога организациями, осуществляющими виды деятельности, определенные этим нормативным правовым актом, является обязательным независимо от того, носит ли такая деятельность постоянный или разовый характер.

9. Вопрос:

Должны ли были плательщики единого налога на вмененный доход уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 процента от выплат в пользу физических лиц в 2000 году?

Ответ:
     

В соответствии со статьей 1 Федерального закона с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются, в частности, платежи в государственные внебюджетные фонды. Согласно статье 3 Федерального закона плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных данной статьей сферах. При этом в случае осуществления плательщиками единого налога на вмененный доход видов деятельности, не подпадающих под действие Федерального закона, исчисление и уплата налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды по этим видам деятельности производятся в общеустановленном порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»