Государственный таможенный комитет Российской Федерации
КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА

РЕШЕНИЕ

от 22 декабря 2000 года

     

О Концепции правового обеспечения деятельности
 таможенных органов Российской Федерации и Программе
ее реализации на 2001-2003 годы



Заслушав и обсудив доклад статс-секретаря - заместителя председателя ГТК России Ю.Ф.Азарова о Концепции правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации и Программе ее реализации на 2001-2003 годы, являющейся составной частью Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 годы, коллегия отмечает в целом положительные тенденции в создании и совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности таможенных органов, обновлении, систематизации и кодификации таможенного законодательства. Установлено более тесное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. ГТК России активно участвует в реализации планов законопроектных работ Правительства Российской Федерации. Более эффективно осуществляется защита интересов государства и таможенных органов Российской Федерации в судах. Приняты меры по приведению нормативно-правовых актов ГТК России в соответствие с законодательством Российской Федерации. Отлаживается механизм взаимодействия ГТК России с Министерством России по вопросам регистрации ведомственных нормативно-правовых актов. Совершенствуется организация ведомственного контроля за соблюдением законодательства в таможенном деле, реализуются меры по улучшению качества рассмотрения жалоб на решения, действия и бездействие таможенных органов и их должностных лиц.

Вместе с тем, деятельность ГТК России по организации правовой работы в таможенных органах отстает от требований Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Одна из главных причин в отсутствии концептуального подхода к определению основных направлений правовой работы, четкой системы организации качественного и эффективного применения правовых норм, действующих в сфере таможенного дела. Структурными подразделениями ГТК России недостаточно осуществляется мониторинг потребности таможенных органов, организаций околотаможенной  инфраструктуры и участников ВЭД в совершенствовании нормативно-правовой базы.

Это ведет к замедлению нормотворческого процесса, несвоевременному устранению пробелов в законодательной и ведомственной нормативно-правовой базе, и, как результат, нарушениям и злоупотреблениям, уклонению от таможенного контроля и таможенного оформления, от уплаты таможенных платежей.

Не использованы все резервы в реализации международных договоров Российской Федерации в таможенной сфере, своевременной подготовке и издании актов ГТК России, разъясняющих положения международных договоров, их применение при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Требует усиления взаимодействие ГТК России с органами судебной власти. Пока не выстроена эффективная система защиты интересов таможенных органов в судах, не обеспечена унификация судебной практики по категориям судебных дел. Слабо обобщается правоприменительная и судебная практика, мало выпускается методических рекомендаций.

Руководители ряда таможенных органов не уделяют должного внимания работе юридических служб, не создают надлежащих условий для исполнения возложенных на них задач и функций. Имеют место факты непродуманного подхода к сокращению штатной численности юридических отделов. Так, в 1999 -2000 годах юридическая служба таможенных органов в Уральском регионе была сокращена на 11 штатных единиц (на 18,6%). При этом нагрузка на сотрудников за этот же период только по участию в судебных заседаниях возросла в 1,5 раза (с 1998 года - в 3,5 раза).

Правовые методы работы нередко подменяются административными, что приводит к ошибочным решениям и многочисленным жалобам участников внешнеэкономической деятельности и граждан, актам реагирования органов прокуратуры, негативной судебной практике, большим судебным издержкам. Так, за 9 месяцев 2000 года в судах рассмотрено более 90 исков к таможенным органам о возмещении убытков на общую сумму около 350 млн. руб. Наиболее крупные иски предъявлены к Новороссийской, Петрозаводской, Кузбасской, Таганрогской, Владивостокской, Оренбугрской, Северо-Западной оперативной таможням. По всем из них решения приняты не в пользу таможенных органов.

Проведенные проверки законности решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов, свидетельствуют об отсутствии системности, координации действий в этом направлении со стороны ГТК России и региональных таможенных управлений. Результаты рассмотрения жалоб не обобщаются, анализ нарушений таможенного законодательства до таможенных органов зачастую не доводится, что ведет к рецидиву нарушений. Меры по устранению этих причин и условий не принимаются, сотрудники, виновные в допущенных ошибках, к ответственности, как правило, не привлекаются.

Часто допускаются поспешные правовые решения в кадровых вопросах. Как итог, каждое третье решение по трудовым спорам принимается не в пользу таможенных органов. Так с мая 1998 по март 2000 года судами из 213 исков бывших сотрудников о восстановлении на службе удовлетворено 74 по основаниям незаконного увольнения.

Слабо налажена работа таможенных органов по информированию и консультированию по таможенным вопросам, что ведет к многочисленным обращениям в ГТК России, Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, другие инстанции.

Коллегия ГТК России

решила:

1. Концепцию правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на 2001-2003 годы и Программу ее реализации одобрить (приложения 1.1; 1.2).*

________________

* Текст приложений в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

Считать основной задачей ГТК России на ближайшие три года в части правового обеспечения деятельности таможенных органов принятие новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации и на его основе создание качественно новой, современной, отвечающей международным стандартам нормативной правовой базы таможенного дела в Российской Федерации, призванной улучшить качество и полноту таможенного контроля и таможенного оформления, способствовать развитию российского предпринимательства.

2. Правовому управлению (С.И. Истомин), Управлению контроля соблюдения законодательства в таможенном деле (А.В. Константинов) совместно с другими управлениями ГТК России, региональными таможенными управлениями и таможнями принять меры по качественному улучшению правового обеспечения деятельности всех звеньев таможенных органов от ГТК России до таможенного поста. Особое внимание уделить повышению правовой культуры кадров, усилению ведомственного контроля за соблюдением законности в работе таможенных органов.

До 1 марта 2001 года разработать и принять программы, планы мероприятий региональных таможенных управлений и таможен по реализации Концепции и Программы ГТК России на 2001-2003 годы, направленные на совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органов.

3.Начальникам структурных подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен обеспечить систематическое представление в Правовое управление предложений о приведении нормативно-правовой базы ГТК России в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Правовому управлению (С.И. Истомин), Управлению по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти (С.Г.Маленко) обеспечить постоянный мониторинг эффективности исполнения и полноты реализации законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в целях своевременного дополнения, изменения или отмены законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов.



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»