ЗАЯВЛЕНИЕ
Председателя Правительства Российской Федерации
и Премьер-министра Королевства Норвегия

Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Норвегия,

опираясь на вековые традиции мира, дружбы и добрососедства, культурную и географическую близость;

приветствуя значительный прогресс, достигнутый в развитии двусторонних отношений за последние годы;

рассматривая их дальнейшее укрепление в качестве важной составляющей расширяющегося взаимодействия равноправных и суверенных государств в свободной от дискриминации и разделительных линий Европе;

придавая особое значение участию в многостороннем сотрудничестве на Севере Европы и в Арктике в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона, Совета государств Балтийского моря, Арктического Совета и "Северного измерения" Европейского Союза и подчеркивая взаимную готовность содействовать развитию этой региональной системы взаимодействия в прочный элемент европейской архитектуры;

руководствуясь обязательствами по Уставу ООН, принципами и нормами, закрепленными в стамбульской Хартии европейской безопасности 1999 года и других документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Уставом Совета Европы, Основополагающим актом "Россия - НАТО" 1997 года, положениями Декларации об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия, подписанной в Осло 26 марта 1996 года;

заявляют:

1. РОССИЯ И НОРВЕГИЯ - СОСЕДИ НА СЕВЕРЕ.
КОНТАКТЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Между Россией и Норвегией установились тесные политические контакты. Свидетельством этого является регулярный обмен визитами на уровне руководства обеих стран. Визит в Норвегию Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в 1996 году и визит в Россию Их Величеств Короля и Королевы в 1998 году дали важные импульсы дальнейшему развитию отношений. Его Величество Король Харальд V пригласил Президента Российской Федерации В.В.Путина посетить Норвегию. Президент России с благодарностью принял это приглашение.

Стороны приветствуют состоявшиеся в последнее время контакты и обмены визитами на высоком правительственном уровне, будут развивать их и далее. Стороны также приветствуют укрепление связей между Федеральным собранием Российской Федерации и Стортингом Норвегии.

Стороны с удовлетворением отмечают, что наряду с контактами между центральными властями двух стран продолжает расширяться сотрудничество между региональными и местными органами власти, в том числе в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря. Стороны придают большое значение укреплению и дальнейшему развитию региональных и местных механизмов сотрудничества, которые вносят важный вклад в укрепление доверия и взаимопонимания.

Стороны отмечают важное значение традиционного и доброго взаимодействия России и Норвегии на архипелаге Шпицберген в соответствии с Договором о Шпицбергене 1920 года.

Стороны считают "Северное измерение" Европейского Союза важным инструментом в процессе европейской интеграции, который может способствовать укреплению основ безопасности, стабильности и практического сотрудничества, концентрируя усилия на решении проблем устойчивого экономического и социального развития, охраны окружающей среды, борьбы с организованной преступностью, распространением инфекционных заболеваний и прочих аспектах, требующих общерегионального взаимодействия.

Россия и Норвегия стремятся к активному плодотворному сотрудничеству в рамках международных организаций, рассматривая как реальные имеющиеся возможности для его дальнейшего укрепления.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Экономическое развитие, в том числе в сопредельных районах по обе стороны общей границы, имеет большое значение для улучшения благосостояния и стабильности в наших странах. Обе стороны будут предпринимать все необходимые шаги для содействия проектам и инициативам, служащим этим целям, включая меры государственной поддержки. Стороны с удовлетворением отмечают позитивное развитие торговли между Россией и Норвегией. Норвегия приветствует утвержденную Правительством России Программу социально экономического развития Российской Федерации до 2010 года и ожидает, что ее реализация будет стимулировать инвестиционную активность норвежских предприятий в России.

Стороны подчеркивают значение взаимодействия в рамках Межправительственной российско-норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Важно поддерживать регулярный диалог, нацеленный прежде всего на выявление новых перспективных областей экономического сотрудничества между двумя странами.

Россия и Норвегия будут создавать условия для дальнейшего развития сотрудничества в торгово-экономической сфере в регионе Баренцева моря путем совершенствования как законодательства, так и инфраструктуры. Конкретным шагом в этом направлении является сотрудничество между двумя странами по строительству на российско-норвежской границе нового международного автомобильного пункта пропуска "Борисоглебск".

Стороны отмечают важность расширяющегося сотрудничества в сфере телекоммуникаций и будут стремиться к скорейшему заключению соглашения о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи. Стороны также согласны в необходимости ускорения переговоров по новым двусторонним соглашениям о воздушном и автомобильном сообщении. Они удовлетворены прогрессом, достигнутым в развитии сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом транспортном регионе.

Стороны надеются на прием России в ближайшем будущем во Всемирную торговую организацию (ВТО). В качестве председателя рабочей группы по переговорам России с ВТО Норвегия играет видную и активную роль в этой работе и будет содействовать положительному продвижению на переговорах по этому вопросу.

3. ЭНЕРГЕТИКА

Россия и Норвегия являются лидерами в сфере производства энергоносителей в Европе. Стороны считают приоритетной целью ускоренный переход от активного диалога по энергетическим вопросам к масштабному взаимовыгодному сотрудничеству.

Такой диалог между министрами энергетики и другими компетентными ведомствами и организациями Сторон имеет место в рамках Российско-Норвежского форума по вопросам энергетики и охраны окружающей среды, под эгидой которого осуществляются совместные проекты и работы в области энергоэффективности, управления и оценки углеводородных ресурсов.

Россия и Норвегия как ведущие производители и экспортеры нефти и газа в Европе заинтересованы в продолжении взаимодействия как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций.

Стороны будут стремиться использовать опыт норвежских нефтегазовых компаний в разработке углеводородных месторождений на континентальном шельфе. С удовлетворением отмечается, что норвежские интересы уже активно вовлечены в конкретные проекты, такие как освоение Харьягинского и Штокманского месторождений.

Начало разработки Тимано-Печорской нефтеносной провинции будет способствовать укреплению взаимодействия российских и норвежских компаний, в том числе в сфере инвестиций. Одновременно Стороны готовы к совместным природоохранным мероприятиям по предотвращению нефтяных загрязнений, в частности, в связи с возможной транспортировкой нефти морским путем через Печорское и Баренцево моря и вдоль побережья Норвегии. Соответствующие власти наших стран оценят возможности более тесного сотрудничества в этой области.

Россия и Норвегия примут активное участие в реализации проектов энергетического сотрудничества в Балтийском регионе.

4. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Стороны подчеркивают значение дальнейшего продолжения и развития широкого сотрудничества в области охраны окружающей среды, прежде всего в районах Крайнего Севера, используя в этих целях также преимущества общерегиональных организаций.

Стороны придают особое значение сотрудничеству в проведении долгосрочного мониторинга окружающей среды, который может заложить основу для определения приоритетных защитных мер и обогатить знания об изменениях в состоянии окружающей морской среды Севера.

Россия и Норвегия уделяют большое внимание также сотрудничеству в рамках Арктического Совета, в частности, в вопросах охраны уязвимой окружающей среды северных регионов.

Стороны будут содействовать положительному решению вопроса о модернизации комбината "Печенганикель". Реализация этого проекта станет убедительным примером действенности нашего сотрудничества в деле оздоровления экологической обстановки без ущерба для занятости местного населения.

Россия и Норвегия выступают за расширение сотрудничества в области обращения с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами, в том числе с атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота Российской Федерации. Такое сотрудничество станет существенным вкладом в охрану окружающей среды на Севере. В этой связи важное значение имеет успешная реализация двустороннего межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота в северном регионе, и повышении ядерной и радиационной безопасности от 28 мая 1998 года.

Россия и Норвегия приветствуют содействие других стран в улучшении экологического состояния на Севере России, в первую очередь по решению проблем, связанных с выведенными из эксплуатации атомными подводными лодками. Они будут стремиться к скорейшему завершению переговоров по заключению многостороннего соглашения по ядерноэкологической программе в Российской Федерации (МНЭПР) и призывают участников переговоров по МНЭПР решить остающиеся вопросы в духе взаимоприемлемости. В этой связи Стороны подчеркивают значение дальнейшего развития военного сотрудничества в области охраны окружающей среды в северных регионах между Россией, Норвегией и США на базе трехстороннего Соглашения о военно-экологическом сотрудничестве в Арктике (АМЕК).

5. УПРАВЛЕНИЕ МОРСКИМИ БИОРЕСУРСАМИ, РЫБОЛОВСТВО

С соответствии с двусторонними межправительственными Соглашениями о сотрудничестве и взаимных отношениях в области рыболовства от 11 апреля 1975 года и от 15 октября 1976 года Стороны несут общую ответственность за обеспечение рационального управления богатыми рыбными ресурсами в морских районах, покрываемых этими соглашениями, что имеет решающее значение для обеспечения жизнедеятельности, занятости и продовольственной безопасности населения прибрежных районов наших стран. Россия и Норвегия на протяжении десятилетий тесно и плодотворно сотрудничают в области рыболовства и морских исследований. Стороны заявляют о необходимости заботиться о том, чтобы это сотрудничество и впредь развивалось на двусторонней взаимовыгодной основе.

Россия и Норвегия будут стремиться к эффективному сотрудничеству в проведении исследовательских рейсов в Баренцевом море, в том числе в вопросах выдачи документов на доступ в этих целях.

6. РАЗГРАНИЧЕНИЕ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Правительства обеих стран согласны с важностью дальнейшего продвижения к решению вопроса о разграничении в Баренцевом море.

Очередная встреча должностных лиц для обсуждения разграничения в Баренцевом море состоялась в Осло 6 сентября 2000 года. Было отмечено, что процесс определения согласованных геодезических данных и соответствующей методологии, инициированный в 1998 году, близок к завершению. Это будет создавать условия для обмена малыми взаимно сбалансированными встречными шагами с целью достижения соглашения по разграничению в Баренцевом море.

Условлено вести дальнейшее обсуждение этого вопроса на основе всеобъемлющего подхода, включающего различные аспекты разграничения, например, рыболовство и возможное сотрудничество в нефтегазовой области.

Следующий раунд переговоров состоится в Москве в конце этого начале будущего года.

7. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ, СПАСАНИЯ

Россия и Норвегия намерены широко сотрудничать в вопросах предотвращения серьезных аварий, в том числе на ядерных объектах, оповещения о них, а также совершенствования взаимодействия в проведении поисково-спасательных операций.

Сотрудничество, установившееся после катастрофы атомной подводной лодки "Курск", свидетельствует о духе добрососедства, характерного для отношений между нашими двумя народами. Случившееся является напоминанием о необходимости тесного сотрудничества в области безопасности как гражданского, так и военного мореплавания. Устранение угрозы здоровью людей, нанесения ущерба окружающей среде и природным ресурсам, в частности, морским биоресурсам, в результате катастроф, в том числе на ядерных объектах, является общим делом для наших стран.

Стороны предпримут конкретные меры по усовершенствованию порядка раннего оповещения, обеспечению оперативного обмена информацией и задействованию имеющихся поисково-спасательных средств, проведению регулярных совместных учений.

Стороны ссылаются в этой связи на Меморандум о понимании, который будет подписан сегодня, где подчеркивается их готовность к дальнейшему совершенствованию сотрудничества в проведении спасательных операций на суше и море.

Компетентные российские и норвежские органы власти будут направлять представителей в морские спасательные службы другой Стороны и принимать представителей морских спасательных служб другой Стороны в соответствующих штабах своей страны. Кроме того, они выступают за учреждение совместной рабочей группы для рассмотрения вопросов, связанных с оповещением и проведением спасательных операций в Баренцевом море.

Стороны согласились начать экспертные консультации об организации российско-норвежской системы мониторинга радиационной ситуации в районе затопления "Курска".

8. СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЮСТИЦИИ И ПО ЛИНИИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Стороны считают необходимым продолжать и всемерно укреплять сотрудничество в сфере юстиции и в правоохранительной области, уделяя особое внимание вопросам взаимодействия в борьбе с тяжкими преступлениями и организованной преступностью, в частности, на основе Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. Особо отмечается плодотворность взаимодействия правоохранительных органов России и Норвегии в рамках Группы личных представителей глав правительств стран Совета государств Балтийского моря по борьбе с организованной преступностью, где наши государства являются сокоординаторами сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом автотранспортных средств. Кроме того, Норвегия намерена продолжить свое участие в проекте Совета Европы по оказанию помощи пенитенциарной системе России.

Российские и норвежские пограничные службы успешно взаимодействуют в вопросах, касающихся нашей общей границы на Севере. Они намерены углублять это сотрудничество.

9. СВЯЗИ В ВОЕННОЙ ОБЛАСТИ

Стороны с удовлетворением отмечают взаимное стремление к расширению и углублению сотрудничества в военной области. Визит министра обороны Норвегии в Россию даст возможность подробно обсудить пути его организации. Необходимо долгосрочное планирование мероприятий, предусматривающее, в частности, регулярные контакты и обмены визитами на высоком уровне, включая ежегодные встречи министров обороны, представителей генеральных штабов, а также возобновление ежегодных консультаций должностных лиц военных ведомств двух стран.

В этой связи Стороны планируют до конца 2000 года подписать план мероприятий по развитию сотрудничества между Вооруженными Силами России и Норвегии.

Стороны также будут стремиться расширять сотрудничество в рамках существующих двусторонних оперативных учений по спасанию людей, терпящих бедствие на море, с возможным подключением к участию в них представителей Вооруженных Сил обеих стран.

10. ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА,
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Культура

Исторические связи между нашими странами и народами способствовали упрочению культурных обменов. Тесные контакты, характерные для приграничных районов России и Норвегии, привели к общению людей через государственные границы и формированию на этой основе культурной общности. Эта общность ныне углубляется путем активного культурного сотрудничества. Россия и Норвегия придают большое значение развитию человеческих контактов на региональном уровне, а также сохранению культурного наследия коренных народов.

Важную роль в этой связи признана сыграть бессрочная Программа двустороннего сотрудничества в области культуры, образования и научных исследований, подписанная в Москве 25 сентября 2000 года.

Первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин в 1998 году выдвинул инициативу проведения под патронажем глав государств широкомасштабной выставки, посвященной историческим и культурным связям России и Норвегии. Эта инициатива была доброжелательно встречена в Норвегии. Стороны осознают большое политическое и культурное значение этого уникального проекта и расценивают работу над ним как приоритетную задачу. Проведение выставки в Осло в 2004 году и в Санкт-Петербурге в 2005 году, приуроченной к 100-летию установления дипломатических отношений между нашими странами, станет крупным событием в области двусторонних культурных связей.

Здравоохранение

Стороны выражают удовлетворение оживлением в последние годы двустороннего сотрудничества в области здравоохранения, особенно между Северо-Западом России и Северной Норвегией, которое осуществляется на базе двустороннего межведомственного Соглашения о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки от 1994 года и Программы от 1999 года. Важно обеспечить возможности для его дальнейшего развития, в том числе в рамках Программы здравоохранения для Баренцева региона, принятой на сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона весной 1999 года.

Стороны полностью поддерживают решение встречи Совета государств Балтийского моря в Холдинге о создании Группы личных представителей глав правительств для разработки плана по борьбе с инфекционными заболеваниями в Балтийском регионе. Стороны удовлетворены ходом осуществляемой работы. Они ожидают доклада, который должен быть представлен в конце 2000 года, и готовы следовать его рекомендациям.

Образование и научные исследования

Образование и научные исследования являются еще одним перспективным направлением сотрудничества. Стороны придают важное значение реализации договоренностей, зафиксированных в Совместном заявлении глав Правительств Российской Федерации и Королевства Норвегия о сотрудничестве в области подготовки государственных служащих и руководителей предприятий от 28 мая 1999 года.

Стороны будут принимать меры к активизации деятельности Рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству, созданной в рамках двустороннего межправительственного Соглашения о научно-техническом сотрудничестве от 26 мая 1998 года.

Контакты по молодежной линии

Контакты и обмены между представителями молодежи двух стран важный вклад в укрепление традиционных добрососедских уз. Стороны будут уделять должное внимание развитию двустороннего сотрудничества в этой сфере, которое дополнит молодежные программы Совета Баренцева/Евроарктического региона. Важную роль в этом деле призвана сыграть конференция министров, ответственных за молодежную политику, проведение которой планируется в Норвегии весной 2001 года.

Россия и Норвегия убеждены в том, что настоящее Заявление, наряду с Декларацией об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия 1996 года, даст важный импульс двустороннему сотрудничеству, расширит его рамки и послужит дальнейшему укреплению климата добрососедства между российским и норвежским народами в XXI веке.

(Подписи)


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»