Недействующий

     

РОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И
ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

от 4 декабря 1997 года


По федеральному железнодорожному транспорту
на 1998 - 2000 годы

_________________________________________________________________
Утратило силу с 31 декабря 2000 года в связи
с окончанием срока действия - см. раздел VII настоящего соглашения
_________________________________________________________________

   

Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых тарифных соглашений.

Соглашение направлено на обеспечение стабильной работы федерального железнодорожного транспорта, удовлетворение потребностей экономики государства в перевозках, создание социально-экономических условий для производительного труда, повышения жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли и определяет для них социально-экономические и правовые гарантии в условиях экономической реформы.

Сторонами, заключившими между собой настоящее Соглашение, являются:

от работников железных дорог, других предприятий, учреждений и организаций федерального железнодорожного транспорта - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей (Общероссийский профсоюз - далее по тексту - профсоюз) в соответствии с уставом профсоюза;

от работодателей - уполномоченное работодателями Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее по тексту - МПС России);

участник Соглашения - Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Соглашение:

- распространяется на работников и работодателей, уполномочивших участников Соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на освобожденных выборных и штатных профсоюзных работников;

- является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между сторонами, его нормы обязательны для применения;

- является основой для заключения коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров (контрактов) и не ограничивает права Сторон в расширении социальных гарантий и льгот при наличии собственных средств для их обеспечения.

Стороны признают, что стабильная работа железнодорожного транспорта и благополучие его тружеников в значительной степени взаимосвязаны. Стороны заинтересованы в создании и поддержке гармоничных отношений, атмосферы взаимопонимания и доверия на всех уровнях.              

 

Раздел I. Стороны договорились:   

1. В ходе осуществления экономических преобразований в стране и в целях устойчивого функционирования федерального железнодорожного транспорта, как приоритетного направления развития экономики, постоянно проводить работу с федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации по решению вопросов:

- обеспечения своевременной индексации тарифов на перевозки в установленном Правительством Российской Федерации порядке с учетом повышения эффективности работы и снижения трудоемкости работ на федеральном железнодорожном транспорте;

- возмещения убытков от перевозок пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами;

- выделения федеральному железнодорожному транспорту бюджетных ассигнований на финансирование строительства важнейших объектов, имеющих общегосударственное значение, на приобретение подвижного состава для пассажирских перевозок, а также на строительство жилья для работников учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год;

- принятия мер, направленных на стабилизацию финансового положения железнодорожного транспорта, при необходимости предоставления отсрочки платежей в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выделения средств на строительство жилья для переселения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.95 N 700 железнодорожников и членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с падением объемов перевозок, реорганизацией структуры управления отрасли, увольнением в связи с уходом на пенсию;

- финансирования из федерального бюджета учреждений и организаций образования, здравоохранения и культуры системы МПС России в соответствии с порядком, определенным законодательством Российской Федерации;

- сохранения единой отраслевой системы медицинского обеспечения и профессионального образования;

- возмещения за счет виновных сторон ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям и организациям федерального железнодорожного транспорта вследствие забастовок, конфликтов и других, не зависящих от железнодорожников причин.

Считать необходимым при заключении железными дорогами договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение средств из местных бюджетов для доведения размера оплаты труда работников учреждений и организаций бюджетной сферы отрасли до уровня оплаты труда в соответствующих территориальных бюджетных учреждениях, а также предоставление льгот по налогообложению.

2. Индексировать заработную плату работников железнодорожного транспорта (кроме работников учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании) на уровне роста цен на потребительские товары и услуги.

МПС России и ЦК профсоюза ежеквартально на основании данных Госкомстата России о росте цен на потребительские товары и услуги определяют размер индексации заработной платы и размер тарифной ставки рабочего первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки (по первой строке ОЕТС).

В первом квартале 1998 года размер индексации заработной платы определяется на основании данных Госкомстата России о годовом росте цен на потребительские товары и услуги и с учетом произведенного повышения заработной платы за 1997 год по условиям Соглашения.

Во втором и последующих кварталах 1998 года индексировать заработную плату в зависимости от роста потребительских цен нарастающим итогом с начала года к расчетному ее уровню, исчисленному по росту цен на потребительские товары и услуги за период январь - декабрь 1997 года, с учетом региональных колебаний.

Применять указанный механизм индексации заработной платы в течение всего периода действия настоящего Соглашения.

Индексация заработной платы работников организаций и учреждений бюджетной сферы производится в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством Российской Федерации.

3. Предоставлять всем работникам федерального железнодорожного транспорта и членам их семей, находящимся на иждивении, право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому билету в купейном вагоне пассажирских поездов и бесплатного проезда по годовому билету в пригородном сообщении на расстояние до 150 км. Сохранить за железнодорожниками, проработавшими на предприятиях, учреждениях и организациях железнодорожного транспорта не менее 20 лет, при уходе на пенсию с железнодорожного транспорта право бесплатного проезда по годовому билету в пригородном сообщении на расстояние до 150 км и разовому билету прямого сообщения для проезда по личным надобностям в купейном вагоне пассажирского поезда.

4. Льготы и гарантии, предусмотренные настоящим Соглашением, могут уточняться, по договоренности Сторон, при изменении финансово-экономического положения в отрасли.

Раздел II. Министерство путей сообщения Российской Федерации совместно
с администрацией предприятий, учреждений и организаций федерального
железнодорожного транспорта обязуются   

5. Обеспечить в течение I квартала заключение коллективных договоров в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и настоящим Соглашением.      

 В сфере оплаты труда и рабочего времени

6. Применять в качестве минимальных гарантий оплаты труда основных профессионально-квалификационных групп работников железнодорожного транспорта, при соблюдении установленной законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени и выполнении работниками трудовых обязанностей (норм труда), единые отраслевые тарифные ставки и оклады, устанавливаемые МПС России по согласованию с ЦК профсоюза.

Для работников основной деятельности железных дорог тарифные ставки и оклады определять исходя из отраслевой тарифной ставки рабочего первого разряда (минимальной оплаты труда), устанавливаемой МПС России и ЦК профсоюза, и тарифных коэффициентов, утвержденных приказом МПС России.

Завершить в 1998 году переход на новые условия оплаты труда на основе Отраслевой единой тарифной сетки для всех работников производственной сферы федерального железнодорожного транспорта.

По результатам аттестации рабочих мест и в соответствии с отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда устанавливать доплаты к тарифным ставкам и окладам работников, занятых на этих работах.

Производить тарификацию и присвоение квалификационных разрядов рабочим по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих.

Разряды для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих по отраслевой тарифной сетке устанавливать в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих федерального железнодорожного транспорта, согласованных с ЦК профсоюза.

Пересмотр норм трудовых затрат, изменение условий оплаты труда производить на основе технико-экономических обоснований с обязательным согласованием с соответствующим выборным профсоюзным органом и извещением работников, которых касаются изменения, не менее чем за два месяца до их введения.

Обеспечить выплату заработной платы в соответствии со сроками, определенными коллективными договорами. В случае задержки ее выплаты в установленные сроки возмещать потери в связи с инфляцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Регулировать продолжительность рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального железнодорожного транспорта, работа которых связана с непрерывностью перевозочного процесса, безопасностью движения поездов и обслуживанием пассажиров, постоянным выполнением трудовых обязанностей в пути и разъездах в пределах обслуживаемых участков, в соответствии с особенностями, утвержденными МПС России по согласованию с ЦК профсоюза.

8. Предоставлять работникам дополнительный отпуск за работу во вредных условиях, согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, сверх отпуска продолжительностью 24 рабочих дня.

Работникам учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, указанная льгота предоставляется за счет экономии фонда оплаты труда по смете расходов на их содержание, средств шефской помощи железных дорог, отделений железных дорог и других предприятий, а также других поступлений без привлечения дополнительных бюджетных ассигнований.

9. До принятия законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия предоставления дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, предоставлять бригадирам на текущем содержании и ремонте пути, старшим мастерам и мастерам, связанным с текущим ремонтом локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу, текущим содержанием и ремонтом пути и искусственных сооружений, старшим электромеханикам и электромеханикам, электромонтерам дистанций сигнализации и связи и электроснабжения, не несущим сменных дежурств, привлекаемым к устранению неисправностей во внеурочное время в отдельные дни, машинистам - инструкторам локомотивных бригад, имеющим прикрепленные бригады, отпуск за ненормированный рабочий день сверх отпуска продолжительностью 24 рабочих дня.

Конкретная продолжительность дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день определяется коллективными договорами.

10. Применять единый порядок возмещения расходов работникам федерального железнодорожного транспорта, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков.

Возмещать расходы железнодорожникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, за сутки, а машинистам и помощникам машинистов локомотивов в поездном движении - за поездку (туда и обратно) в размере установленных в Российской Федерации норм суточных при служебных командировках.

11. В целях закрепления квалифицированных кадров производить работникам основной деятельности железных дорог, промышленных предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта ежемесячную выплату вознаграждения за выслугу лет (вместо выплаты единовременного вознаграждения один раз в год) с сохранением в отрасли (в соответствии с Постановлением от 9 февраля 1978 года N 128) порядка исчисления стажа работы и определения других условий выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения за выслугу лет устанавливается в зависимости от стажа непрерывной работы работника, дающего право на получение вознаграждения, в следующих размерах (долях) месячной тарифной ставки (оклада):

от 1 до 3 лет - 5 процентов

свыше 3 лет - 8 процентов

свыше 5 лет - 10 процентов

свыше 10 лет - 15 процентов

свыше 15 лет - 20 процентов

свыше 20 лет - 25 процентов

свыше 25 лет - 30 процентов.

12. Предусматривать в коллективных договорах железных дорог, отделений железных дорог, предприятий, учреждений и организаций поощрение (в том числе выплату премий, вознаграждений) работников здравоохранения, народного образования, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и физкультурно-спортивных клубов, а также доплат по договоренности сторон при условии выполнения ими взятых на себя обязательств.

13. Производить выплату вознаграждения за выслугу лет, установленную для работников предприятий основной деятельности, работникам домоуправлений. Выплачивать указанное вознаграждение за счет средств железных дорог.

В сфере обеспечения занятости и социальной защиты
высвобождаемых работников

14. В целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с приведением численности работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях к объемам выполняемых работ, реформированием отрасли, совершенствованием технологических процессов, пересмотром норм трудовых затрат, обеспечивать следующие меры по поддержанию занятости железнодорожников и их социальной защите:

- в соответствии с утвержденными 3 октября 1997 года коллегией МПС России и Президиумом ЦК профсоюза Основными направлениями программы занятости работников железнодорожного транспорта на 1998 - 2000 годы с учетом прогнозов объема перевозок, работ, рынка труда разработать и утвердить по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами программы по обеспечению занятости работников на железных дорогах, отделениях железных дорог, предприятиях, учреждениях и организациях федерального железнодорожного транспорта;

- создавать новые рабочие места в сфере транспортных работ и услуг, сервиса перевозок, в маркетинговой, страховой, подсобно-вспомогательной и других видах деятельности железных дорог, предприятий, учреждений, организаций отрасли.

15. Уменьшение численности работающих в отрасли осуществлять, в первую очередь, за счет мероприятий внутреннего характера:

- естественного оттока кадров и временного ограничения их приема;

- упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри предприятий, учреждений и организаций на освободившиеся рабочие места;

- развития временной и сезонной занятости работников;

- применения, как временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, отпусков без сохранения заработной платы и т.п.) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

- внутриотраслевого перемещения, переезда на новое место работы с предоставлением жилья или условий льготного его приобретения, оплатой проезда работников и членов их семей и других льгот (по договоренности сторон);

- создания кадрового резерва работников ведущих профессий с временным использованием их на других работах с доплатой в течение этого периода, но не более шести месяцев, до среднего заработка по прежней работе и обеспечением условий для поддержания их профессионального уровня;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»