ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 20 октября 2000 года N 113/1176-3

     

О Комплексе мер по повышению
профессиональной подготовки организаторов
 выборов и референдумов и правовому обучению
избирателей в Российской Федерации
на 2000-2005 годы



В целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, совершенствования системы правового обучения участников избирательного процесса, а также оказания содействия избирательным комиссиям в повышении профессионального уровня организаторов выборов и референдумов, на основании статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить согласованный с федеральными органами исполнительной власти Комплекс мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы (прилагается).

2. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации разработать региональные мероприятия по правовому обучению избирателей и организаторов выборов и референдумов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий по правовому обучению избирателей и организаторов выборов и референдумов.

4. Возложить на Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (Ю.А.Веденеев) функции головного исполнителя Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы.

5. Направить настоящее постановление в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и государственные органы власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятий Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы.

6. Контроль за выполнением Комплекса мер возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П.Ищенко и заместителя руководителя Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - руководителя Секретариата В.А.Климова.

7. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
 избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков


Секретарь Центральной
 избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Центральной
 избирательной комиссии
 Российской Федерации
от 20 октября 2000 года N 113/1176-3


КОМПЛЕКС МЕР
по повышению профессиональной
 подготовки организаторов выборов
 и референдумов и правовому обучению
избирателей в Российской Федерации
на 2000-2005 годы*

____________

*Согласован с федеральными органами исполнительной власти.     

1. Общие положения


Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.862) была одобрена Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (далее - Федеральная программа), включающая перечень мероприятий на 1995-1999 годы. Выполнение Федеральной программы обеспечивали Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) и Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России (далее - РЦОИТ), созданный в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года N 558-рп.

Федеральная программа охватывала все категории субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, политические общественные объединения, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, средства массовой информации и так далее. В осуществлении мероприятий Федеральной программы участвовали федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, просветительские организации, ведущие образовательные и исследовательские центры страны.

Реализация Федеральной программы подтвердила не только своевременность и необходимость ее создания и осуществления, но и перспективность ее продолжения на новом этапе развития демократии в нашей стране.

В 1995-1999 годах были заложены законодательные, административные, информационные и научные основы современной, отвечающей требованиям международных стандартов, избирательной системы Российской Федерации.

В связи с завершением мероприятий Федеральной программы возникает объективная потребность в принятии и реализации Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы (далее - Комплекс мер), учитывающего практический опыт прошедших избирательных кампаний.

2. Цели, основные направления, задачи


Основной целью Комплекса мер является содействие развитию современной избирательной политики, ориентированной на последовательную реализацию прав и свобод граждан, отвечающей требованиям демократических избирательных стандартов.

Комплекс мер включает следующие основные направления:

повышение уровня профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий Российской Федерации;

правовое обучение различных категорий участников избирательного процесса;

правовое просвещение избирателей;

создание эффективной информационно-аналитической и образовательной избирательной инфраструктуры в Российской Федерации.

Последовательное повышение правовой культуры участников избирательного процесса предполагает решение следующих задач:

формирование адекватных представлений об избирательном праве у участников избирательного процесса;

оказание систематической научно-методической и практической помощи избирателям, организаторам выборов, иным участникам избирательного процесса;

организация целевой подготовки высококвалифицированных специалистов в области избирательного права;

нормативное и организационное обеспечение избирательных прав граждан в условиях полного общественного доверия к выборам и референдумам как формам народовластия;

образование консультативной сети по работе с политическими общественными объединениями, кандидатами на выборные должности, их доверенными лицами, наблюдателями, инициаторами проведения референдумов и средствами массовой информации.

В реализации Комплекса мер принимают участие федеральные органы исполнительной власти, государственные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, избирательные комиссии всех уровней, научные и просветительские организации, специалисты в области связей с общественностью, проведения выборов и референдумов.

Комплекс мер призван стать органичной частью общей системы политических, административных, правовых мероприятий, направленных на дальнейшее углубление демократических преобразований институтов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

3. Повышение профессиональной подготовки
 кадров избирательных комиссий


Подготовка специалистов по организации и проведению выборов и референдумов является важнейшим направлением государственной кадровой политики на современном этапе.

Становление системы избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и муниципальных органов выдвигает на передний план проблему их кадрового обеспечения специалистами в области правоприменительной деятельности в избирательном процессе, финансовых и контрольно-ревизионных служб, а также постоянного совершенствования законодательства в области избирательного права и практики его применения.

Принимая во внимание высокую интенсивность проведения региональных и муниципальных выборов, важно организовать постоянное обучение кадров избирательных комиссий различных уровней, в том числе юридических консультантов, специалистов в области избирательных технологий, системных администраторов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", руководителей и специалистов финансовых и контрольно-ревизионных служб.

Правовая подготовка указанных категорий специалистов включает обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права.

В ходе обучения предстоит активно привлекать организаторов выборов к участию в законопроектной работе в области избирательного права.

Следует более глубоко осмыслить организационно-управленческие формы деятельности избирательных комиссий, современные методы управления избирательным процессом, особенно в критических и нестандартных ситуациях, освоить навыки принятия оперативных административных решений в условиях дефицита времени на осуществление тех или иных избирательных действий.

Существенное место в процессе обучения отводится анализу правонарушающих избирательных технологий на стадии сбора подписей граждан, предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, более широкому применению Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" во всех сферах деятельности избирательных комиссий.

Перспективным является изучение зарубежного опыта организации и проведения избирательных кампаний. Принципиально важно усвоить модели тех избирательных стандартов и процедур, которые, исходя из реальных условий действующей избирательной системы, могут быть использованы в нашей стране.

Обучение должно охватить кадры избирательных комиссий следующих уровней:

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

окружные избирательные комиссии;

территориальные и участковые избирательные комиссии.

Обучение специалистов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации проводится в форме подготовки и переподготовки кадров в системе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее региональных центрах кадровой подготовки и соответствующих институтах.

Необходимые специализированные программы и методики обучения разрабатывает РЦОИТ в сотрудничестве с Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации. Программы обучения строятся на основе сочетания теории и практики избирательного процесса и предусматривают проведение анализа проблемных ситуаций, тренингов, дискуссий, семинаров и "круглых столов".

Обучение специалистов на уровне окружных избирательных комиссий проводится в форме подготовки кадров в региональных центрах кадровой подготовки и соответствующих институтах. Основной акцент должен быть сделан на изучении законодательства в области избирательного права и правоприменительной практики, особенно судебной.

Основная форма обучения - периодические региональные и межрегиональные семинары, проводимые по программам, разработанным РЦОИТ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Обучение членов территориальных и участковых избирательных комиссий организуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации на кустовых (районных, городских) семинарах и курсах повышения квалификации, проводимых на базе ведущих региональных образовательных учреждений.

Реализация данного раздела Комплекса мер позволит повысить профессиональный уровень кадров избирательных комиссий, что является необходимым условием качественной подготовки и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.


4. Повышение правовой культуры
 представителей политических общественных
 объединений, кандидатов, их доверенных
 лиц, наблюдателей


Практика федеральных и региональных выборов 1995-2000 годов свидетельствует о необходимости внимательного отношения к повышению правовой культуры представителей политических общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей.

Основная задача, связанная с формированием культуры ответственного и профессионального участия данной категории лиц в избирательном процессе, состоит в организации системы их подготовки на базе современных учебно-информационных технологий по овладению знаниями законодательства в области избирательного права, практическими навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.

Обучение проводится РЦОИТ по разработанным программам, содержащим политико-правовые, экспортно-аналитические и технологические направления.

В этих целях организуются постоянно действующий семинар и учебные курсы, проводятся регулярные юридические консультации.

В процессе обучения формируются навыки общения с избирателями, избирательными комиссиями, представителями средств массовой информации, политическими конкурентами на выборах.

Для реализации данного раздела Комплекса мер предусматривается издание учебных и методических пособий.

Проведение выборов обеспечивается общественным контролем за соблюдением норм закона в ходе голосования, подсчета голосов избирателей, определения результатов волеизъявления избирателей, оформления соответствующих документов. В этом процессе участвует значительное число наблюдателей, назначаемых кандидатами, общественными объединениями, правовое обучение которых также предусмотрено Комплексом мер.

5. Правовое просвещение избирателей


Через правовое просвещение избирателей решается задача включения в избирательный процесс различных групп населения.

Принимая во внимание, что с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, ведущее место в процессе правового просвещения избирателей занимает подготовка молодежи к участию в избирательном процессе.

Процесс правового просвещения избирателей осуществляется в следующих формах:

общее правовое образование в школах и высших учебных заведениях;

правовое просвещение путем создания специальных учебно-образовательных, издательских и информационно-тематических проектов.

Наиболее удачные с точки зрения содержания и технологий проекты должны широко внедряться в практику.

6. Средства массовой информации
 и правовое обучение

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»