Действующий

О соответствии избирательного законодательства ряда субъектов Российской Федерации федеральному законодательству

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2000 года N 110/1163-3


О соответствии избирательного законодательства ряда субъектов
Российской Федерации федеральному законодательству

Заслушав сообщение Секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.Застрожной, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что в субъектах Российской Федерации в последнее время активизировался процесс внесения изменений в региональное законодательство о выборах и референдумах и приведения его в соответствие с федеральным законодательством.

Вместе с тем Центральная избирательная комиссия Российской Федерации полагает, что имеющиеся в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации несоответствия действующему федеральному законодательству о выборах существенно затрудняют процесс реализации избирателями своего конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с истечением до конца 2000 года полномочий органов государственной власти в 38 субъектах Российской Федерации.

Состояние законодательного регулирования выборов в Республике Дагестан, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Владимирской, Курганской, Новосибирской областях, городе Санкт-Петербурге, Таймырском (Долгано-Ненецком), Ханты-Мансийском автономных округах и некоторых других субъектах Российской Федерации вызывает серьезные замечания. Нормативные правовые акты указанных субъектов Российской Федерации требуют доработки и незамедлительного приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

До настоящего времени конституции и законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат такие ограничения пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как достижение определенного возраста, продолжительность проживания на территории региона, обязательное владение государственными языками субъекта Российской Федерации (конституции Республики Татарстан, Республики Ингушетия).

Наиболее часто нарушения федеральных избирательных стандартов в региональных актах о выборах допускаются при установлении порядка назначения выборов, формирования избирательных комиссий, проведения предвыборной агитации, подведения итогов голосования, определения результатов выборов. Нередко закрепляется возможность сокращения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления при назначении очередных выборов, а также сроков выдвижения кандидатов, не соблюдается постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 2000 года N 4-П при проведении выборов по многомандатным избирательным округам.

В законах ряда субъектов Российской Федерации (Удмуртская Республика, Краснодарский край) содержатся нормы, при применении которых выборы могут оказаться безрезультатными и носить перманентный характер.

В некоторых региональных законодательных актах о выборах имеются положения, грубо нарушающие важнейшие правила проведения выборов, установленные федеральным законодательством. Например, в Избирательном кодексе Владимирской области, принятом в июне текущего года, есть норма, допускающая перенос дня голосования на избирательном участке по решению вышестоящей избирательной комиссии на ближайший выходной.

Прошедшие избирательные кампании показали, что несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному значительно затрудняет их проведение. Так, законы, по которым в 1999 году проводились выборы в Государственный Совет и в органы местного самоуправления Республики Татарстан одновременно с федеральными выборами, содержали многочисленные противоречия Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случаях несоответствия норм региональных законов Федеральному закону Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан приходилось применять нормы Федерального закона. Это создавало определенные трудности, поскольку в Федеральном законе избирательные действия и процедуры закреплены не в полном объеме, необходимом для проведения различных видов региональных выборов.

Указанные и иные несоответствия и противоречия в избирательном законодательстве могут повлечь нарушения избирательных прав граждан и поставить в сложное положение избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Вместе с тем многочисленные несоответствия Федеральному закону, которые содержит региональная правовая база, свидетельствуют о недостаточном использовании полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в том числе права законодательной инициативы.

Эффективность работы по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным в некоторых случаях снижается из-за отсутствия надлежащего взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и другими полномочными органами.

Следует отметить, что процесс совершенствования регионального избирательного законодательства в ряде случаев осложняется некоторыми недостатками федерального законодательства, требующими внесения изменений и дополнений с учетом опыта прошедших избирательных кампаний.

Руководствуясь пунктом "в" статьи 71, подпунктом "а" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и пунктом 7 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Обратить особое внимание органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации на необходимость формирования надлежащей правовой базы для проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, приведения действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о выборах в соответствие с федеральным законодательством при участии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, других полномочных органов.

2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации обеспечить строгое соблюдение избирательных прав граждан в ходе проводимых выборов, руководствоваться федеральным законодательством о выборах в случае несоответствия закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.

3. Членам ЦИК России, взаимодействующим с избирательными комиссиями и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, совместно с работниками Аппарата ЦИК России усилить контроль за соблюдением требований федерального законодательства в ходе проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оперативно реагировать на проблемы, связанные с нарушениями избирательных прав граждан.

4. Направить настоящее постановление и записку о состоянии избирательного законодательства субъектов Российской Федерации и его соответствии федеральному законодательству (прилагается) полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, руководителям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации для информирования и принятия мер в соответствии с федеральным законодательством.

5. Возложить контроль за выполнением настоящего постановления на Секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.Застрожную.

6. Опубликовать настоящее постановление и записку в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и направить в "Российскую газету", "Парламентскую газету".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная