Недействующий

Рекомендация о роли кооперативов в экономическом и социальном развитии развивающихся стран (настоящая Рекомендация заменена рекомендацией МОТ от 20.06.2002 N 193)

III. Методы осуществления политики в области кооперации

A. Законодательство

10. Должны быть приняты все надлежащие меры, включая консультации с существующими кооперативами, с целью:

a) выявления и устранения положений национального законодательства, например, в отношении налогообложения, предоставления разрешений и квот, которые могут привести к несправедливому ограничению развития кооперативов ввиду того, что они носят дискриминационный характер, или ввиду того, что они не учитывают ни самой природы кооперативов, ни специфических правил, которые регулируют их деятельность;

b) избежания включения таких положений в законодательство в будущем;

c) приспособления фискального законодательства к специфическим условиям кооперативов.

11. Должно существовать законодательство, специально относящееся к созданию и деятельности кооперативов и предусматривающее защиту их права функционировать по крайней мере на равных условиях с другими формами предприятий. Это законодательство должно предпочтительно применяться ко всем видам кооперативов.

12. 1) Такое законодательство должно содержать по крайней мере:

a) определение или описание кооператива с указанием его основных характеристик, а именно: что он является ассоциацией людей, которые добровольно объединились для достижения общих целей с помощью образования демократически контролируемой организации, делающих равный вклад в создание необходимого капитала и разделяющих справедливую долю риска и выгод предприятия, в деятельности которого активно участвуют все члены;

b) описание целей кооператива и процедуры его создания, регистрации, изменения его устава и его роспуска;

c) условия вступления, такие как максимальный размер паевого взноса и в надлежащих случаях размер вступительного взноса и рассрочка для внесения полного паевого взноса, а также права и обязанности челнов, определяемые в уставах кооперативов;

d) методы руководства, управления и внутренней проверки отчетности кооперативов, а также порядок создания и работы компетентных органов кооперативов;

e) охрана имени "кооператив";

f) механизм для проведения посторонней ревизии и руководства кооперативами и для применения законодательства.

2) Процедуры, предусмотренные таким законодательством, в особенности процедуры регистрации, должны быть возможно более простыми, чтобы не препятствовать созданию и развитию кооперативов.

13. Законодательство о кооперативах должно обеспечивать им право создавать федерации кооперативных организаций.

B. Образование и обучение

14. Должны быть приняты меры с целью наиболее широкого распространения среди населения развивающихся стран знаний в отношении принципов, методов, возможностей и пределов применимости кооперативов.

15. С этой целью надлежащее обучение должно проводиться не только в кооперативных школах и колледжах и других специализированных учебных центрах, но также и в таких учебных заведениях, как:

a) университеты и высшие учебные заведения;

b) педагогические училища;

c) сельскохозяйственные школы, другие профессиональные учебные заведения и центры рабочего образования;

d) средние школы;

e) начальные школы.

16. 1) В целях содействия получению практического опыта в отношении принципов и методов кооперации следует поощрять создание и деятельность школьных и студенческих кооперативов в школах и колледжах.

2) Точно так же организации трудящихся и ассоциации кустарей должны поощряться и получать помощь в осуществлении планов развития кооперативов.

17. Должны быть приняты меры прежде всего на местном уровне, позволяющие взрослому населению знакомиться с принципами, методами и возможностями кооперативов.

18. Необходимо полностью использовать такие средства обучения, как учебники, лекции, семинары, учебные и дискуссионные группы, поездки инструкторов, посещения с соответствующими объяснениями кооперативных предприятий, пресса, кино, радио, телевидение и все другие средства массовой связи. Все это должно быть приспособлено к конкретным условиям каждой страны.

19. 1) Следует предусмотреть как соответствующее техническое обучение, так и обучение в области принципов и методов кооперации лиц, которые станут должностными лицами и служащими кооперативов, а также их консультантами и пропагандистами, а в соответствующих случаях и лиц, которые уже выполняют эти функции.

2) Когда существующие средства недостаточны, следует создавать специализированные училища или школы, с тем чтобы такое обучение проводилось на учебном материале, приспособленном к потребностям страны, инструкторами - специалистами или руководителями кооперативного движения; если не могут быть созданы такие специализированные учебные заведения, то должны быть предусмотрены специальные курсы обучения в области кооперации либо на заочной основе, либо, например, в училищах, готовящих работников в области счетоводства, администрации или торговли.

3) использование специальных программ практического обучения должно явиться одним из средств просвещения и основной и дальнейшей подготовки членов кооперативов; эти программы должны принимать во внимание местные культурные условия и необходимость распространения грамотности и знаний элементарной арифметики.