МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

     
от 21 февраля 2000 года N 515

     

О реализации решения коллегии от 8 февраля 2000 года
N 3/2



В соответствии с решением коллегии от 8 февраля 2000 года N 3/2 "О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000-2001 годах"

приказываю:

1. Одобрить прилагаемый план мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Минобразования России (далее - Служба).

2. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М.Никитину) предусмотреть в 2000/2001 учебном году разработку программ повышения квалификации заведующих кафедрами психологии и практической психологии учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, руководителей и специалистов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).

3. Рекомендовать оргкомитету всероссийского конкурса "Учитель года России" включить начиная с 2000 года дополнительную номинацию "Психолог года".

4. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):

4.1. Содействовать внедрению научно-методических разработок ведущих институтов РАО в практику образования и до 01.11.2000 разработать механизмы эффективной помощи развитию Службы в субъектах РФ.

4.2. Совместно с Управлением прогнозирования и развития системы образования (В.М.Зуевым) разработать в срок до 01.06.2000 предложения в области формирования системы образовательной статистики и мониторинга системы образования для анализа и оценки деятельности Службы.

4.3. Представить до 01.04.2000 в оргкомитет всероссийского конкурса "Учитель года России" рекомендации, обеспечивающие оценку деятельности педагогов-психологов при выдвижении на звание "Психолог года".

4.4. Совместно с Управлением региональной образовательной политики (Е.С.Гальсковым) в срок до 31.03.2000 подготовить информационное письмо в органы управления образованием субъектов РФ об условиях участия в конкурсе на звание "Психолог года".

4.5. Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования разработать до 01.09.2000 план-проспект программ повышения квалификации и условий их реализации для руководителей и специалистов ППМС-центров.

5. Управлению специального образования совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой), Департаментом общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой) до 01.04.2000 подготовить письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в котором рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

- принять необходимые меры по развитию деятельности Службы в системе образования России;

- содействовать расширению финансирования и материально-техническому обеспечению деятельности всех звеньев Службы;

- повысить ответственность соответствующих структур управлений образованием (муниципальных, региональных) за деятельность специалистов Службы;

- содействовать созданию региональных и муниципальных методических объединений педагогов-психологов, проведению региональных, муниципальных мероприятий (конкурсы, смотры, конференции и т.д.), целью которых является оказание психологической помощи всем субъектам образовательного пространства;

- рекомендовать руководителям образовательных учреждений вводить в штатное расписание должность педагога-психолога;

- обратить особое внимание на развитие структурных элементов Службы в сельских школах и содействовать их программно-методическому и материально-техническому оснащению.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных.

Министр
В.М.Филиппов


     

Приложение
к приказу Минобразования России
от 21.02.2000 N 515

     
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по развитию службы практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации
в 2000-2001 годах

N

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Цели

1

2

3

4

5

1

Рабочее совещание представителей УМО по психологии с представителями службы практической психологии Минобразования России

I-II кварталы 2000 года

УСО Минобразования России

УМО по психологии

Координация действий УМО по психологии с представителями службы практической психологии образования для учета и внедрения передового опыта подготовки психологических кадров. Подготовка предложений в образовательные стандарты высшей школы

2

Рабочее совещание ответственных за службу практической психологии в органах управления образованием субъектов РФ

Ноябрь 2000 года

УСО Минобразования России

Определение действующих моделей службы практической психологии и анализ наиболее перспективных ее моделей в регионах Российской Федерации

3

Нормативное и правовое обеспечение деятельности ППМС-центров как одного из звеньев службы практической психологии

Декабрь 2000 года

ВНИК на базе НМЦ "ДАР" им.Л.С.Выготского

Разработка методических рекомендаций по нормативным и правовым вопросам организации деятельности ППМС-центров в системе образования

4

Организация и проведение мониторинга службы практической психологии на базе научных разработок:



Анализ состояния, научно-методического и материально-технического обеспечения службы практической психологии, совершенствование механизмов взаимодействия ее различных звеньев

4.1

Разработка концепции мониторинга

Май 2000 года

Минобразование России

НМЦ "ДАР" им.Л.С.Выготского


4.2

Апробация методики проведения мониторинга на экспериментальной площадке Московской области

Июнь 2000 года

НМЦ "ДАР" им.Л.С.Выготского


4.3

Проведение мониторинга службы практической психологии в системе Минобразования России

Март 2001 года

Минобразование России

НМЦ "ДАР" им.Л.С.Выготского


5

Подготовка и обоснование проведения конкурса на лучший пакет диагностических методик в системе образования:


УСО Минобразования России

Психологический институт РАО

Факультет психологии МГУ им.М.В.Ломоносова

Выявление и анализ стандартизованного пакета диагностических методик с целью формирования "базисного компонента" методического обеспечения деятельности специалистов службы практической психологии для обеспечения сопоставимости

5.1

Подготовка и разработка требований к организации конкурса

Декабрь 2000 года


результатов диагностического обследования детей на разных возрастных этапах развития, а также детей, проживающих в разных

5.2

Объявление конкурса

Февраль 2001 года

  

регионах Российской Федерации

6

Внесение предложений о введении номинации "Психолог года" в ежегодный конкурс "Учитель года"

Март 2000 года

УСО

УРОП Минобразования России

Выявление, распространение и внедрение эффективного опыта психологической деятельности в практику

7

Научно-методическое совещание для заведующих психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями (ППиМПК)

Октябрь 2000 года

УСО Минобразования России

Координация деятельности ответственных за работу ППиМПК, определение механизмов деятельности и взаимодействия ППиМПК с учреждениями образования

8

Акция психолого-медико-педагогического марафона по городам Поволжья "Ребенок на перекрестке эпох"

Июнь 2000 года

Минобразование России

Минздрав России

Минкультуры России

Мннтруд России

МВД России

Анализ состояния региональных моделей службы практической психологии Поволжья. Психологическое просвещение населения городов Поволжья

9

Организация и проведение научно-практических семинаров в области специальной психологии с привлечением специалистов смежных профессий

Ежегодно III-IV кварталы

УСО Минобразования России

Определение единой стратегии диагностики, коррекции и развития детей с различными отклонениями в развитии

10

Создание целостной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии

Март 2001 года

УСО Минобразования России

ГНУ "Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии"

Минздрав России

Обеспечение межведомственного подхода в решении проблем раннего детства

     

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:


УСО - Управление специального образования Минобразования России; УРОП - Управление региональной образовательной политики Минобразования России; УМО - Учебно-методическое объединение; НМЦ "ДАР" - научно-методический центр "Диагностика, адаптация, развитие"; ВНИК - временный научный коллектив; ГНУ - государственное научное учреждение; ППМС-центры - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; ППиМПК - психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии.


Текст документа сверен по:

"Официальные документы в образовании",

N 6, 2000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»