МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 февраля 2000 года N 515
В соответствии с решением коллегии от 8 февраля 2000 года N 3/2 "О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000-2001 годах"
приказываю:
1. Одобрить прилагаемый план мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Минобразования России (далее - Служба).
2. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М.Никитину) предусмотреть в 2000/2001 учебном году разработку программ повышения квалификации заведующих кафедрами психологии и практической психологии учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, руководителей и специалистов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).
3. Рекомендовать оргкомитету всероссийского конкурса "Учитель года России" включить начиная с 2000 года дополнительную номинацию "Психолог года".
4. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):
4.1. Содействовать внедрению научно-методических разработок ведущих институтов РАО в практику образования и до 01.11.2000 разработать механизмы эффективной помощи развитию Службы в субъектах РФ.
4.2. Совместно с Управлением прогнозирования и развития системы образования (В.М.Зуевым) разработать в срок до 01.06.2000 предложения в области формирования системы образовательной статистики и мониторинга системы образования для анализа и оценки деятельности Службы.
4.3. Представить до 01.04.2000 в оргкомитет всероссийского конкурса "Учитель года России" рекомендации, обеспечивающие оценку деятельности педагогов-психологов при выдвижении на звание "Психолог года".
4.4. Совместно с Управлением региональной образовательной политики (Е.С.Гальсковым) в срок до 31.03.2000 подготовить информационное письмо в органы управления образованием субъектов РФ об условиях участия в конкурсе на звание "Психолог года".
4.5. Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования разработать до 01.09.2000 план-проспект программ повышения квалификации и условий их реализации для руководителей и специалистов ППМС-центров.
5. Управлению специального образования совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой), Департаментом общего среднего образования (М.Р.Леонтьевой) до 01.04.2000 подготовить письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в котором рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:
- принять необходимые меры по развитию деятельности Службы в системе образования России;
- содействовать расширению финансирования и материально-техническому обеспечению деятельности всех звеньев Службы;
- повысить ответственность соответствующих структур управлений образованием (муниципальных, региональных) за деятельность специалистов Службы;
- содействовать созданию региональных и муниципальных методических объединений педагогов-психологов, проведению региональных, муниципальных мероприятий (конкурсы, смотры, конференции и т.д.), целью которых является оказание психологической помощи всем субъектам образовательного пространства;
- рекомендовать руководителям образовательных учреждений вводить в штатное расписание должность педагога-психолога;
- обратить особое внимание на развитие структурных элементов Службы в сельских школах и содействовать их программно-методическому и материально-техническому оснащению.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных.
Министр
В.М.Филиппов
Приложение
к приказу Минобразования России
от 21.02.2000 N 515
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по развитию службы практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации
в 2000-2001 годах
N | Мероприятия | Сроки | Исполнители | Цели |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Рабочее совещание представителей УМО по психологии с представителями службы практической психологии Минобразования России | I-II кварталы 2000 года | УСО Минобразования России | Координация действий УМО по психологии с представителями службы практической психологии образования для учета и внедрения передового опыта подготовки психологических кадров. Подготовка предложений в образовательные стандарты высшей школы |
2 | Рабочее совещание ответственных за службу практической психологии в органах управления образованием субъектов РФ | Ноябрь 2000 года | УСО Минобразования России | Определение действующих моделей службы практической психологии и анализ наиболее перспективных ее моделей в регионах Российской Федерации |
3 | Нормативное и правовое обеспечение деятельности ППМС-центров как одного из звеньев службы практической психологии | Декабрь 2000 года | ВНИК на базе НМЦ "ДАР" им.Л.С.Выготского | Разработка методических рекомендаций по нормативным и правовым вопросам организации деятельности ППМС-центров в системе образования |
4 | Организация и проведение мониторинга службы практической психологии на базе научных разработок: | Анализ состояния, научно-методического и материально-технического обеспечения службы практической психологии, совершенствование механизмов взаимодействия ее различных звеньев | ||
4.1 | Разработка концепции мониторинга | Май 2000 года | Минобразование России | |
4.2 | Апробация методики проведения мониторинга на экспериментальной площадке Московской области | Июнь 2000 года | НМЦ "ДАР" им.Л.С.Выготского | |
4.3 | Проведение мониторинга службы практической психологии в системе Минобразования России | Март 2001 года | Минобразование России | |
5 | Подготовка и обоснование проведения конкурса на лучший пакет диагностических методик в системе образования: | УСО Минобразования России | Выявление и анализ стандартизованного пакета диагностических методик с целью формирования "базисного компонента" методического обеспечения деятельности специалистов службы практической психологии для обеспечения сопоставимости | |
5.1 | Подготовка и разработка требований к организации конкурса | Декабрь 2000 года | результатов диагностического обследования детей на разных возрастных этапах развития, а также детей, проживающих в разных | |
5.2 | Объявление конкурса | Февраль 2001 года |
| регионах Российской Федерации |
6 | Внесение предложений о введении номинации "Психолог года" в ежегодный конкурс "Учитель года" | Март 2000 года | УСО | Выявление, распространение и внедрение эффективного опыта психологической деятельности в практику |
7 | Научно-методическое совещание для заведующих психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями (ППиМПК) | Октябрь 2000 года | УСО Минобразования России | Координация деятельности ответственных за работу ППиМПК, определение механизмов деятельности и взаимодействия ППиМПК с учреждениями образования |
8 | Акция психолого-медико-педагогического марафона по городам Поволжья "Ребенок на перекрестке эпох" | Июнь 2000 года | Минобразование России | Анализ состояния региональных моделей службы практической психологии Поволжья. Психологическое просвещение населения городов Поволжья |
9 | Организация и проведение научно-практических семинаров в области специальной психологии с привлечением специалистов смежных профессий | Ежегодно III-IV кварталы | УСО Минобразования России | Определение единой стратегии диагностики, коррекции и развития детей с различными отклонениями в развитии |
10 | Создание целостной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии | Март 2001 года | УСО Минобразования России | Обеспечение межведомственного подхода в решении проблем раннего детства |
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
УСО - Управление специального образования Минобразования России; УРОП - Управление региональной образовательной политики Минобразования России; УМО - Учебно-методическое объединение; НМЦ "ДАР" - научно-методический центр "Диагностика, адаптация, развитие"; ВНИК - временный научный коллектив; ГНУ - государственное научное учреждение; ППМС-центры - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; ППиМПК - психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии.
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 6, 2000