ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2000 года N  02-18/05-2322



[О разъяснении законодательства]

(с изменениями на 15 января 2003 года)


____________________________________________________________________

Настоящее письмо применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"  - Примечание "КОДЕКС".

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ФСС России от 15 января 2003 года N 02-18/05-204.

____________________________________________________________________


Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практической работе обзор практики применения законодательства о социальном страховании в части назначения и выплаты пособий, а также по вопросам начисления пеней и применения мер ответственности в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Заместитель председателя
Фонда социального страхования РФ
Л.Н.Рау

     

 Приложение
к письму Фонда
социального страхования РФ
от 06.04.2000 N 02-18/05-2322


[Обзор практики
применения законодательства о социальном страховании]

(с изменениями на 15 января 2003 года)

Раздел I. Применение законодательства по социальному
страхованию в части назначения и выплаты пособий


Вопрос 1. Не подлежит применению - письмо ФСС России от 15 января 2003 года N 02-18/05-204. - См. предыдущую редакцию.

Вопрос 2. Кто должен выплачивать родителям единовременное пособие при рождении ребенка в случаях, когда отец служит в органах внутренних дел, а мать не работает?

Ответ. Согласно статье 11 Федерального закона от 19 мая 1995 года N  81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из его родителей. Однако в данном случае оно не может быть выплачено отцу-военнослужащему, поскольку в соответствии со статьей 4 названного Закона выплаты пособий военнослужащим финансируются из федерального бюджета, но только женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Так как в данном случае военнослужащим является не мать, а отец, пособие следует выплатить матери за счет средств Фонда в органах социальной защиты населения.

Вопрос 3. Выплачивается ли единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет студентам из стран СНГ, обучающимся по очной форме в учреждениях высшего, среднего профессионального образования Российской Федерации?

Ответ. Статьей 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N  81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определено, что действие закона распространяется на иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. При этом статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Кроме того, на граждан из стран СНГ, обучающихся в России, распространяется действие Соглашения от 9 сентября 1994 года "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов", подписанного всеми полномочными представителями стран СНГ. Соглашением гарантируется государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей. Она осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством страны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (ст.3 Соглашения).

Учитывая изложенное, единовременное пособие при рождении ребенка и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам из стран СНГ, обучающимся в России, должно выдаваться образовательными учреждениями за счет средств социального страхования на общих основаниях.

Вопрос 4. С какого времени должно назначаться и выплачиваться пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, если они по тем или иным причинам не использовали отпуск по беременности и родам?

Ответ. По действующему законодательству женщинам (как работающим, так и обучающимся) предоставляется отпуск по беременности и родам по общим правилам на 70 дней до родов и 70 дней после родов (при нормальных родах).

Законодательство (ст.13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") предоставляет женщинам право выбора пособия, а соответственно и вида отпуска, только в случае, если во время отпуска по уходу за ребенком наступает отпуск по беременности и родам. Несмотря на то, что закон не предусматривает срок, с которого предоставляется отпуск по уходу за ребенком, однако, по смыслу закона, он не может начаться ранее окончания отпуска по беременности и родам.

Из изложенного следует, что в случае если, учащаяся не использовала по каким-либо причинам отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен ей после истечения 70 дней после рождения ребенка.

Вопрос 5. Есть ли различие в порядке исчисления пособия по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет и в возрасте от 7 до 15?

Ответ. Согласно пункту 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением ВЦСПС от 12.11.84 N  13-6 (с изменениями и дополнениями), нет какой-либо разницы между исчислением пособия по уходу за больным ребенком до 7 и старше 7 лет. Во всех случаях пособие устанавливается в размерах, предусмотренных ч.1, 3 п.30 Положения: при стационарном лечении - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа лица, осуществляющего уход за ребенком; при амбулаторном лечении - за первые 7 календарных дней при полной семье или за 10 календарных дней одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы на общих основаниях, т.е. в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, а начиная с 8-го (11-го) дня пособие исчисляется в размере 50% заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.

В таком же порядке исчисляется пособие по уходу за больным ребенком-инвалидом.

Вопрос 6. Как следует учитывать премии при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, если в организации изменилась система премирования, например, с 1 мая 1999 года введено премирование работников по результатам работы за квартал?

Ответ. В соответствии с письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 марта 1993 года N  114-43 при исчислении пособий среднемесячный размер премий следует определять исходя из суммы премий, начисленных с января до месяца наступления нетрудоспособности, или предоставления отпуска по беременности и родам путем деления их общей суммы на соответствующее число месяцев (применительно к пункту 71 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию).

Поскольку в организации введена поквартальная система выплаты премий с 1 мая 1999 года, то при исчислении названных пособий сумму начисленных премий необходимо делить на количество месяцев, начиная от даты введения квартальных премий. Так, если работник заболел в сентябре, то необходимо при исчислении пособий в среднемесячном заработке учитывать премии в размере 1/4 от общей их суммы с мая по август включительно.

Вопрос 7. Не подлежит применению - письмо ФСС России от 15 января 2003 года N 02-18/05-204. - См. предыдущую редакцию.

Вопрос 8. Не подлежит применению - письмо ФСС России от 15 января 2003 года N 02-18/05-204. - См. предыдущую редакцию.

Вопрос 9. Производится ли выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае увольнения работника по сокращению штатов, ведь ему выплачено выходное пособие?

Ответ. В соответствии со ст.40_3 КЗоТ Российской Федерации за работниками, высвобождаемыми с предприятий (организаций) по сокращению численности (штата) сохраняется средняя заработная плата на период их трудоустройства.

Однако, если в этот период работник заболел, то он не мог использовать свое право на трудоустройство по причине временной нетрудоспособности. Поэтому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.92 N  723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" в случае, если временная нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения с работы по уважительной причине и продолжалась свыше одного календарного месяца, гражданин имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Увольнение по сокращению штатов относится к уважительным причинам, что подтверждается статьей 40_3 КЗоТ Российской Федерации, которой предусмотрено сохранение непрерывного трудового стажа, если перерыв в работе после увольнения по этой причине не превысил 3 месяцев.

Пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации по прежнему месту работы или правопреемником.

Что касается выходного пособия, предусмотренного КЗоТ Российской Федерации, то оно выплачивается в качестве компенсации за увольнение по инициативе работодателя. Получение выходного пособия для решения вопроса о выплате пособия по временной нетрудоспособности в данном случае значения не имеет.

Вопрос 10. Не подлежит применению - письмо ФСС России от 15 января 2003 года N 02-18/05-204. - См. предыдущую редакцию.

Вопрос 11. Не подлежит применению - письмо ФСС России от 15 января 2003 года N 02-18/05-204. - См. предыдущую редакцию.

Вопрос 12. В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N  508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" как правильно исчислить пособие, если заболевание наступило до введения в действие названного Указа?

Ответ. Как видно из самого Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N  508, он вступает в силу со дня его официального опубликования. Указ опубликован в Российской газете 18 марта 2000 года. Это означает, что установленные Указом правила применяются к тем правам и обязанностям, которые наступили не ранее дня его официального опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 N  165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" право на страховое обеспечение возникает у застрахованного лица при наступлении соответствующего страхового случая. Поэтому пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Указом выплачиваются по случаям временной нетрудоспособности, наступившим в день его официального опубликования и позднее. Например, временная нетрудоспособность наступила у работника 10 января 2000 года и продолжалась до 3 апреля т.г. В этом случае пособие за весь период нетрудоспособности должно быть исчислено и выплачено по правилам, действующим до принятия названного Указа, то есть с применением ограничения фактического заработка двумя должностными окладами (двумя тарифными ставками).

Вопрос 13. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N  508 максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом районных коэффициентов. Какой коэффициент следует применять при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, если на территории применяется коэффициент, установленный Правительством Российской Федерации, и повышенный коэффициент, установленный администрацией субъекта Российской Федерации?

Ответ. В соответствии с Указом в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов. Это означает, что максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности лицам, работающим в указанных районах и местностях, определяется путем умножения 85-кратного минимального размера оплаты труда на соответствующий районный коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации.

Раздел II. Начисление пеней и применение мер ответственности
 в соответствии с частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации


Вопрос 1. Применяются ли ограничения размера пеней, установленные ст.8 Федерального закона от 31.07.98 N  147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при начислении пеней на недоимку по обязательным платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации?

Ответ. До внесения изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) статьей 75 предусматривалось, что размер начисленных пеней при просрочке уплаты налога налогоплательщиком не мог превышать суммы недоимки, а процентная ставка устанавливалась не свыше 0,1% за каждый день просрочки. Федеральным законом от 09.07.99 N  154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" указанные ограничения размера пеней были отменены. В связи с этим в ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также были внесены дополнения, определяющие порядок применения ранее действовавших (до 18.08.99) норм НК РФ об ограничении размера пеней.

На отношения по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации действие НК РФ распространяется не ранее 18.08.99, т.е. с момента вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 09.07.99 N  154-ФЗ, в соответствии с которыми органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам налоговых отношений.

До 18.08.99 пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации уплачивались не по нормам Налогового кодекса, а по нормам специального законодательства (п.5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N  5357-1, Федеральный закон от 30.03.99 N  56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год").

Таким образом, положения НК РФ об ограничении размера пеней, действовавшие до 18.08.99, и соответственно нормы ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в указанной части, при определении размеров пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не применяются, и перерасчет пеней, начисленных до 18.08.99, не производится.

Вопрос 2. В связи с применением Фондом социального страхования Российской Федерации при начислении пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов норм НК РФ произошло снижение размера пеней с 0,2 % до 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, снижение размера пеней происходит в настоящее время в связи с уменьшением самой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Каким образом определять размер пеней в такой ситуации, учитывая то, что в соответствии с п. 2 ст.54 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст.5 НК РФ акты законодательства, смягчающие ответственность, должны иметь обратную силу?

Ответ. В настоящее время при принятии решений о начислении пеней на недоимку по платежам в Фонд, в том числе образовавшуюся за период до перехода исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации на применение соответствующих норм НК РФ, необходимо руководствоваться статьей 75 НК РФ, согласно которой процентная ставка пеней составляет 1/300 действующей в это время (т.е. начиная со дня образования недоимки) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принцип придания обратной силы актам законодательства, смягчающим меры ответственности, закрепленный в п. 2 ст.54 Конституции Российской Федерации и п.3 ст.5 НК РФ, при определении размера пеней не применяется, поскольку пени согласно НК РФ относятся не к мерам ответственности, а к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такой подход также соответствует содержащемуся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П определению пеней как компенсации потерь государственной казны в результате неполучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Вопрос 3. Применяются ли нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при определении размера пеней за просрочку уплаты страховых взносов и взыскании финансовых санкций со страхователей?

Ответ. Согласно статье 10 Федерального закона от 02.01.2000 N  24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а  также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку бюджет Фонда на 2000 год, утвержденный указанным законом, включает в себя доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приведенная норма относится и к взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из изложенного, абзацы 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N  125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", устанавливающие иные размеры пеней и штрафов, применению не подлежат.

Вопрос 4. В Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено непринятие к зачету в счет страховых взносов страхователя сумм незаконных расходов. Учитываются ли в связи с этим расходы, не принятые к зачету, в составе недоимки, на которую начисляются пени?

Ответ. Право исполнительных органов Фонда не принимать к зачету в счет страховых взносов расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства, закреплено в статье 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N  165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N  101 (с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 N  162/2/87/07-1-07.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации вопросы расходования средств обязательного социального страхования не регулирует, поэтому в указанной части необходимо применять вышеназванные нормативные правовые акты.

При выявлении расходов, произведенных страхователем с нарушением установленных правил, такие расходы в счет страховых взносов не принимаются и, следовательно, на соответствующую сумму у страхователя образуется недоимка по платежам, подлежащим перечислению на счет Фонда (пункт 2.2.7 Порядка назначения, проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и принятия мер по их результатам, утвержденного постановлением Фонда от 11.02.2000 N  19). Указанная недоимка взыскивается с начислением пеней в порядке, определенном постановлением Фонда от 10.01.2000 N 1 "О начислении пеней на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка утраты страховых взносов".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»