ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ
КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2000 года N НЗ-1287/10
Об Общероссийской конференции руководителей
органов ценообразования в строительстве
Госстрой России 23 марта с.г. провел в г.Москве Общероссийскую конференцию руководителей органов ценообразования в строительстве по переходу на новую сметно-нормативную базу. В конференции приняли участие работники министерств и ведомств Российской Федерации, представители исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители региональных центров по ценообразованию в строительстве и ведущих организаций строительного комплекса, разработчики новой сметно-нормативной базы.
На конференции были рассмотрены и обсуждены результаты работы Госстроя России и региональных органов по ценообразованию в строительном комплексе в 1999 году по проведению единой ценовой политики на строительную продукцию и разработке новых нормативных документов.
Намечены пути повышения эффективности работы федеральных и региональных органов по ценообразованию в строительстве и определены конкретные задачи по завершению в 2000 году разработки всех необходимых сборников сметных норм и расценок для перехода строительного комплекса на новые сметные цены с 01.01.2001.
Госстрой России рекомендует довести до сведения широкого круга организаций строительного комплекса материалы конференции и принятые на ней решения.
Н.В.Зацаринский
Приложение
Решение
Общероссийской конференции с региональными
органами по ценообразованию в строительстве
Общероссийская конференция руководителей органов ценообразования в строительстве отмечает, что в 1999 году Госстроем России и региональными органами по ценообразованию в строительстве, организованными по решению администраций субъектов Российской Федерации, велась целенаправленная работа по проведению единой государственной политики по регулированию стоимости строительной продукции и эффективному использованию бюджетных инвестиций при реализации федеральных и региональных инвестиционных программ.
Совместная работа органов исполнительной власти, региональных центров по ценообразованию в строительстве, Госкомстата России, Управления ценообразования Госстроя России и Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России позволила регулярно обеспечивать исполнительную власть субъектов Российской Федерации, организации строительного комплекса достаточно полной информацией о текущей стоимости основных строительных материалов, индексах изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, расчетной стоимости 1 кв.м общей жилой площади в многоквартирных домах массовых серий, ценах на первичном и вторичном рынках жилья и других составляющих, определяющих стоимость строительной продукции.
Ряд региональных центров, проводя большую аналитическую работу, представляют дополнительную информацию в виде журналов, вестников и информационно-аналитических бюллетеней по ценообразованию. Среди них региональные центры: Республики Татарстан, Орловской, Челябинской, Брянской, Новгородской областей, г.Санкт-Петербурга и др.
На основе анализа ценовых показателей стоимости строительной продукции по регионам и экономическим районам разрабатывались рекомендации по сдерживанию роста цен и стабилизации работы организаций строительного комплекса.
Однако, несмотря на принимаемые меры, в 1999 году рост стоимости строительной продукции составил в среднем по России 33%, в том числе стоимость строительства жилья возросла на 34%, стоимость строительно-монтажных работ на 31%.
Основными факторами повышения себестоимости строительно-монтажных работ следует признать опережающий рост цен на строительные материалы, удельный вес которых составляет от 60 до 80% в структуре прямых затрат, тарифов на железнодорожные перевозки и энергоносители, повышение размеров оплаты труда работников строительной отрасли.
Негативное влияние на стоимость строительной продукции оказывают задержки платежей за выполненные работы при бюджетном финансировании и продолжающаяся практика использования при расчетах денежных знаков в форме взаимозачетов, векселей, бартера и т.д.
Отпускные цены на материалы возросли в среднем более чем на 40%, в том числе на железобетонные изделия до 50%, кирпич на 54%, рулонные и кровельные материалы на 50%. Особо следует отметить неконтролируемый рост стоимости импортных материалов и отечественной металлопродукции (арматуры и металлопроката) до 150%.
Имеет место значительное отличие (до 50%) в ценах на строительную продукцию, в том числе на местные строительные материалы в соседних регионах, имеющих практически одинаковый потенциал строительного комплекса и промышленности строительных материалов.
Указанные факторы привели к росту себестоимости 1 кв.метра общей площади жилья. В многоэтажных домах квартирного типа типовых стандартных серий в IV квартале 1999 года в среднем по России она составила 4427 рублей, при этом рост к уровню IV квартала 1998 года составил 30%.
Вместе с тем следует отметить, что цены на первичном рынке жилья в большинстве регионов на 50-120% выше себестоимости нового строительства из-за их монопольного, неоправданного завышения, в т.ч. администрациями субъектов Российской Федерации. Соответственно возрастает стоимость и на рынке вторичного жилья. Такое положение приводит к трудностям при реализации федеральных и региональных жилищных программ, в т.ч. по "Государственным жилищным сертификатам для военнослужащих и уволенных с военной службы" , реализацией субсидий для переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, программ "Жилище", "Свой дом", обеспечением жильем шахтеров, переселяемых в связи с закрытием шахт, беженцев и переселенцев, граждан, пострадавших в результате стихийных бедствий, техногенных аварий и террористических актов.
В 1999 году Госстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, местными органами исполнительной власти выполнен значительный объем работ по уточнению действующего порядка определения сметной стоимости строительства и разработке новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве. Разработан основной документ для определения стоимости строительной продукции, обязательный для строек, финансируемых из бюджетов всех уровней (МДС 81-1.99).
В условиях отсутствия бюджетного и иных источников финансирования для новой базы разработаны и введены в действие:
Методические указания по разработке единичных расценок на строительные, специальные строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;
Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия и конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений;
Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;
Методические рекомендации по определению размера средств на оплату (труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций;
"Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве" и "Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним".
Госстроем России выпущены 19 сборников "Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы" и осуществляется разработка сборников сметных цен на указанные работы.
Таким образом, практически завершена подготовка основных методологических документов для разработки новой сметно-нормативной базы по ценообразованию в строительстве с введением ее с 01.01.2001 на основании перечисленных документов.
Настоящий год является завершающим для разработки новой сметно-нормативной базы.
Согласно программе действий Госстроя России на 2000 год предусмотрена разработка более 100 наименований сборников государственных элементных сметных норм и единичных расценок на строительные, монтажные и пусконаладочные работы.
Для реализации этой важнейшей программы нужна консолидация интеллектуальных и материальных ресурсов всех заинтересованных организаций строительного комплекса.
В настоящее время на местах проводится определенная работа по реализации постановления Госстроя России от 11 февраля 1998 года N 18-15.
Наиболее активно работают над реализацией указанного постановления региональные центры Республики Татарстан, Тульской, Белгородской, Омской, Ростовской областей, г.Санкт-Петербурга и др.
Однако в ряде регионов до настоящего времени не изданы постановления по переходу на новую сметно-нормативную базу, в т.ч. республиках Тыва, Хакасия, в Краснодарском, Ставропольском краях, Новгородской, Псковской областях и некоторых других регионах.
Во многих регионах не организована работа Межведомственных комиссий.
После обсуждения основных задач по усилению государственного регулирования ценовой политики и активизации работы по переходу на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве Общероссийская конференция рекомендует:
1. Госстрою России:
обеспечить в 2000 году завершение разработки методических документов, необходимых для перехода с 01.01.2001 на новые сметные нормы и цены в строительстве согласно постановлению Госстроя России и решению коллегии от 9 февраля 2000 года N 2, в т.ч.:
"Общих указаний к сборникам государственных элементных сметных норм";
"Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений";
"Сборника дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время;
завершить до 01.09.2000 разработку и корректировку сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН) на строительные, специальные строительные, пусконаладочные работы и монтаж оборудования;
разработать до 01.10.2000 сборники федеральных сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств с проведением экспертизы;
совместно с Лицензионно-экспертным управлением администрации Московской области разработать до 01.11.2000 сборники единичных расценок на строительные, специальные строительные и монтажные работы для базисного района Московской области;
провести методическое совещание по переходу на новую сметно-нормативную базу с участием региональных центров по ценообразованию в строительстве и основных разработчиков федеральных сборников единичных расценок;
совместно с Госкомстатом России разработать Методические указания по расчету стоимости 1 кв.метра общей площади жилых домов для реализации федеральных и региональных жилищных программ;
завершить аккредитацию региональных центров по ценообразованию в строительстве.
2. Межрегиональному центру по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России:
оказывать всестороннюю методологическую помощь региональным центрам по вопросам формирования новой сметно-нормативной базы в строительстве;
организовать в 2000 году постоянно действующие курсы по повышению квалификации работников региональных центров;
обеспечить в IV кв. 2000 года экспертизу и издание необходимых нормативных документов для строительства объектов социальной сферы;
организовать базу данных о стоимости строительных материалов в текущем уровне цен;
провести сертификацию программных продуктов по определению стоимости строительной продукции.
3. Региональным центрам по ценообразованию в строительстве (РЦЦС):
считать важнейшей задачей осуществление работ, связанных с формированием новой сметно-нормативной базы в строительстве. С этой целью продолжить работу по созданию внебюджетных фондов, необходимых для реализации указанной задачи;
завершить сбор необходимых ценовых показателей стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации строительных машин, заработной платы рабочих;
подготовить региональные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции по региону;
подготовить региональные сборники сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов по региону;
разработать региональные сборники расценок на ремонтно-строительные работы;
обеспечить своевременное и качественное представление в Госстрой России ежеквартальных отчетных данных о стоимостных ресурсных показателях и индексах изменения стоимости строительно-монтажных работ, обратив особое внимание на расчетные данные о средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилых домов, используемые при реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 394-р;
при разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин ориентироваться, прежде всего, на перспективные модели машин и механизмов в соответствии с "Концепцией развития отечественного строительного, дорожного и коммунального машиностроения", одобренной на коллегии Госстроя России 10 ноября 1999 года;
представить подробный расчет стоимости 1 кв.м общей площади жилых домов, подтвержденный данными местных органов Госкомстата России;
представить информацию о размерах оплаты услуг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам жилищного и культурно-бытового назначения, включая стоимость аренды земли, а также о непроизводительных издержках строительного производства на оформление документации, переаттестацию специалистов, обязательное страхование объектов, техническое освидетельствование механизмов и др., связанных с новыми требованиями Госгортехнадзора России;
до конца 2000 года перейти на предоставление информации на магнитных носителях и с использованием электронной почты.
4. Обратить внимание руководителей Ингушской Республики, Ульяновской, Читинской, Магаданской областей и ряда автономных округов на отсутствие в регионах полноценного органа по ценовой политике в строительном комплексе.
5. Администрациям субъектов Российской Федерации рассмотреть вопросы по переходу на новые сметные нормы и цены и принять соответствующие решения по их реализации в установленные сроки.
Текст документа сверен по:
официальная рассылка