Государственный комитет Российской  Федерации  по  
строительству  и жилищно - коммунальному комплексу
КОЛЛЕГИЯ ГОССТРОЯ РОССИИ

ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ

от 9 февраля 2000 года


ПРОГРАММА
ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ НА 2000 ГОД

     

     

Доклад Председателя Госстроя России
Шамузафарова А.Ш. на расширенном заседании
Коллегии Комитета 9 февраля 2000 года

Президентом России и Правительством России в мае - июне 1999 года в целях усиления реформаторской направленности деятельности Госстроя были произведены изменения: (1) переименование Комитета, (2) назначение нового руководителя.

Вновь назначенное и частично сохраненное руководство Госстроя предприняли усилия по максимальному сохранению всего положительного, что было в работе старого Госстроя, приданию динамизма реформам.

В настоящее время Госстрой России на коллегиальной основе осуществляет:

межотраслевую координацию в строительстве, архитектуре и градостроительстве;

формирование основ федеральной жилищной политики, включая обеспечение права граждан на жилище, неприкосновенность жилища, свободу выбора места жительства;

развитие рыночной инфраструктуры - систем учета недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество, становление системы градостроительных и земельных кадастров;

развитие рынка жилья, рынка земли и иной недвижимости;

совместно с субъектами федерации развитие жилищного законодательства;

координацию деятельности субъектов федерации и муниципальных образований по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, его демонополизации, развитие конкуренции;

координацию деятельности органов государственной экспертизы, лицензирования, ценообразования, сертификации, архитектурностроительного надзора, жилищных инспекций;

разработку и внедрение строительных норм и правил, государственных стандартов;

на Госстрой возложены функции государственного заказчика по ряду федеральных программ.

Госстрой России уделяет исключительное внимание взаимодействию с регионами. Среди важнейших мероприятий, проведенных Госстроем в 1999 году с участием регионов, необходимо отметить:

всероссийское совещание в Москве по вопросу "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования";

всероссийское совещание с участием В.В.Путина в Чебоксарах по вопросу "Итоги выполнения Государственной целевой программы "Жилище" в 1996 - 1998 годах и перспективах ее реализации в 2000 году";

выездные заседания Межведомственного Совета в Белгороде "Об опыте субъектов Российской Федерации по привлечению инвестиций для реализации федеральных целевых программ "Жилище" и "Свой дом" в городах и сельской местности", в Саратове "О ходе реализации подпрограммы структурной перестройки производственной базы строительства и расширении выпуска конкурентоспособной продукции";

ряд межрегиональных совещаний - семинаров по актуальным проблемам в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Костроме, Кемерове, Иркутске, Новосибирске, Самаре, Барнауле, Ижевске и др.

Жилищная политика

В 1999 году Госстрой продолжил работу по развитию жилищной политики. За этот период продолжалось развитие правовой базы реформ: подготовлены и приняты 5 федеральных законов, 1 Указ Президента, 20 постановлений и распоряжений Правительства.

Таким образом, с начала реформ только для жилищной сферы было подготовлено и обеспечено принятие более 190 законов, Указов Президента России, постановлений Правительства России.

По предварительным данным по итогам 1999 года в частной собственности граждан находится более 57 процентов жилищного фонда (для сравнения, в начале реформ этот показатель составлял примерно 26 процентов).

Главным приоритетом в деятельности Госстроя и всего строительного комплекса является развитие жилищного строительства. Несмотря на снижение бюджетных инвестиций в жилищную сферу в 1999 году, за счет всех источников финансирования было построено 414 тысяч новых благоустроенных квартир общей площадью 32,0 млн.кв. метров, что на 4,3% выше уровня 1998 года. В 43 регионах Российской Федерации объемы построенного жилья превысили уровень предыдущего года. На 14,6% увеличились объемы индивидуального жилищного строительства. В целом по стране его доля достигла 43,3%, а в отдельных регионах - 60-70% общего ввода жилья. Все это свидетельствует об эффективности основных направлений жилищной политики и проводимой реформы.

Принимались меры по широкому использованию внебюджетных источников финансирования жилищного строительства. В целом за год объем внебюджетных инвестиций в жилищное строительство превысил 85% общего объема капиталовложений.

Строителями Москвы построены жилые дома общей площадью 3,4 млн. кв.метров, Московской области - 2,7 млн. кв.метров, Республики Башкортостан - 1,5 млн. кв.метров, Краснодарского края - 1,5 млн. кв.метров, Санкт-Петербурга - 1,1 млн. кв.метров, Белгородской области - 785 тыс. кв.метров, Республике Татарстан - 1,5 млн. кв.метров, Ростовской области - 930 тыс. кв.метров, Ставропольском крае - 778 тыс. кв.метров, Самарской области - 748 тыс. кв.метров и др. Радует, что в этих регионах рост объема по вводу жилья приобрел устойчивый характер. К числу стабильно работающих в этом отношении следует отнести также Воронежскую, Астраханскую, Кемеровскую области, Чувашскую Республику, Приморский край.

Госстроем в различных формах проводится работа по обобщению и распространению передового опыта развития жилищного строительства в Москве, республиках Башкортостан, Татарстан, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Белгородской и некоторых других областях.

К сожалению, во многих субъектах Федерации продолжается спад ввода жилья. Это Республики Карачаево-Черкесская (62%), Марий Эл (63%), Удмуртская (88%), области Мурманская (60%), Новосибирская (54%), Читинская (62%) и ряд других регионов. Госстрой неоднократно обращался к администрациям этих регионов с рекомендациями по увеличению объемов жилищного строительства. Однако действенных мер с их стороны не было принято.

Качественно новый импульс в 1999 году получило развитие системы ипотечного жилищного кредитования. В качестве основополагающего документа разработана и утверждена Правительством России в январе текущего года Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, на базе которой органы исполнительной власти субъектов Федерации могут разрабатывать и внедрять свои региональные ипотечные программы.

Наиболее продуктивно проводится работа в Москве, Краснодарском крае, Саратовской, Иркутской областях и ряде других.

В 1999 году увеличились объемы реализации Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Всего за год было предоставлено 18389 сертификатов, что на 43,0% больше, чем в 1998 году.

О работе и реформе ЖКХ

Взаимодействие Госстроя России с субъектами Российской Федерации в сфере жилищно-коммунальных услуг в прошедшем году было направлено на стабилизацию работы организаций и предприятий ЖКХ, решение проблем финансирования, неплатежей, налоговых поступлений в бюджет, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы.

В целях демонополизации и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг продолжилась работа по совершенствованию законодательной и нормативной базы. Всего за год с нашим участием разработано и принято 22 законодательно-правовых и нормативных актов. Подготовлен проект Жилищного кодекса Российской Федерации.

Принимались меры по защите интересов работников жилищно-коммунального комплекса. На 1999-2001 годы было заключено Тарифное соглашение между Госстроем России, ЦК общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий и Минтрудом России.

Для оценки эффективности работы предприятий ЖКХ в новых экономических условиях проведены Всероссийские конкурсы "На звание самый благоустроенный город России" и "На лучшую организацию, предприятие сферы ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях".

За 1999 год с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов управления жилищно-коммунальным хозяйством проведено 37 семинаров и совещаний по вопросам деятельности предприятий ЖКХ в условиях формирования конкурентной среды и рыночных отношений.

Реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства осуществлялась в соответствии с планом работы Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. В 1999 году проведено 4 заседания комиссии, где рассмотрены вопросы совершенствования налоговой, ценовой и тарифной политики ЖКХ, правовых и кредитно-финансовых аспектов организации привлечения внебюджетных фондов в развитие коммунальной инфраструктуры, социальных аспектов реформирования ЖКХ и другие.

Основой работы, проводимой в 1999 году в ЖКХ, было исполнение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. На конец года величина затрат на производство жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв.м. общей площади жилья в среднем по Российской Федерации составила 11,3 руб., что на 0,2 руб. ниже установленного федерального стандарта.

В 55 регионах Российской Федерации сложившаяся величина находится в пределах федерального стандарта.

Наряду с этим в ряде субъектов Российской Федерации фактическая стоимость намного превышает федеральный стандарт (Мурманская область - превышение 4,2 руб., Ямало-Ненецкий АО - 15,0 руб., Таймырский АО - 21,5 руб., Камчатская область - 10,2 руб., Корякский АО - 7,8 руб.). Это объясняется прежде всего сложными метеорологическими условиями, транспортной удаленностью территорий, значительным удорожанием поставляемых топливно-энергетических ресурсов.

В 1999 году в жилищно-коммунальной сфере функционировало свыше 35 тысяч предприятий малого бизнеса с общей численностью работающих более 300 тыс. человек и предоставивших услуг на сумму около 20 млрд. рублей.

Продолжалось осуществление мероприятий по ресурсосбережению.

При организационно-методической помощи Госстроя России и Федерального центра энергоресурсосбережения в 67 субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы энергоресурсосбережения в ЖКХ.

В 11 субъектах Российской Федерации созданы региональные внебюджетные фонды энергоресурсосбережения для финансирования этих работ. Ведутся работы по созданию таких фондов в других регионах.

Основными направлениями реформирования ЖКХ в 2000 году являются:

приведение в соответствие нормативно-правовых актов в связи с изменением срока окончания перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг до 2008 года;

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мер социальной защиты граждан;

формирование института домоуправления многоквартирными домами, используя накопленный опыт управления товариществами собственников жилья, кондоминиумами, ЖСК, ЖК, МЖК и др.;

создание нормативно-методической базы по поддержке малого предпринимательства в соответствии с Подпрограммой поддержки малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Ход работы организаций и предприятий строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства систематически обсуждался на заседаниях коллегии Госстроя, межведомственных комиссий, НТС, на всероссийских селекторных совещаниях.

В соответствии с планом было проведено 17 заседаний коллегии. Для решения сложных вопросов ответственные работники Комитета неоднократно выезжали на стройки, предприятия, в институты.

В прошлом году Госстроем проведен очередной конкурс на лучшую строительную организацию и лучшее предприятие строительных материалов. Конкурс показал, что многие организации и предприятия, несмотря на экономические трудности, устойчиво работают в условиях рынка и добиваются высоких конечных результатов.

Среди них - Корпорация "Трансстрой", трест "Коксохиммонтаж", ЗАО "Саратовоблжилстрой", ОАО "Россевзапстрой", ЗАО "Волгонефтехиммонтаж", ЗАО "Главзапстрой", ЗАО "Росгражданреконструкция", ОАО "Мосинжстрой", ОАО "Бамтуннельстрой", ЗАО "Арктур", ОАО "Маригражданстрой", ОАО "Мосзарубежстрой", ОАО "Саянстрой" и многие другие.

Итоги Конкурса - 2000 в этом году будут подведены также ко Дню строителя.

Программа действий Госстроя России на 1999 год, утвержденная на заседании предыдущей итоговой коллегии, в основном выполнена.

В течение года на контроле в аппарате Комитета находилось более 1200 поручений Президента Российской Федерации, Правительства, других вышестоящих органов. Все поручения были исполнены. Этому способствовала действующая система контроля исполнения поручений.

Принятые Госстроем меры по стабилизации положения дел в отрасли, сохранению ее производственного потенциала и кадров способствовали развитию позитивных тенденций в работе строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем, нам не удалось в полной мере решить проблему нестабильного финансирования и неплатежей.

По данным Госкомстата России задолженность строителям за выполнение работы составляла к концу прошлого года около 160 млрд. рублей. Это значительно затрудняло нашу работу.

Об итогах работы строительного комплекса
в 1999 году

В прошлом году наметился небольшой, но тем не менее, рост объема капитальных вложений. Организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы вложено около 600 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 101,0% к уровню 1998 года.

По оперативным данным большая часть инвестиций в основной капитал финансируется за счет собственных средств предприятий (54,5%). Возросла доля кредитов банка с 4,0% в 1998 году до 6,0% в 1999 году. Увеличились инвестиции в отраслях, производящих товары, на 7,5%, в транспорт - на 4,5%, промышленность - 2,5%. К сожалению, снизилась доля инвестиций в строительство на 1% и жилищно-коммунальное хозяйство на 3%.

Объем подрядных работ, выполненный организациями и предприятиями всех форм собственности, составил 314,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше аналогичного показателя за 1998 год на 5,4%.

Из 193 пусковых производственных и социальных объектов, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, введено в действие 23, в том числе 15 - на полную мощность, 8 - частично. На каждом шестом объекте из-за отсутствия финансирования работы не велись. Техническая готовность большинства строек составляет менее 50 процентов.

Одним из узких мест в работе строительного комплекса продолжает оставаться проблема неплатежей.

В 1999 году Госстрой России постоянно занимался вопросами сокращения неплатежей. Оперативная информация по неплатежам рассматривалась на селекторных совещаниях и заседаниях Межведомственного совета.

В результате достигнуты положительные тенденции в сокращении объемов неплатежей, увеличились поступления налогов в федеральный бюджет. Налоговые платежи возросли в два раза к уровню предыдущего года. Платежи в федеральный бюджет в 1999 году почти в два раза превысили рост задолженности.

Несмотря на то, что в 1999 году удалось добиться снижения темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности более, чем на 20%, уровень неплатежей остается достаточно высоким.

Так, по данным Госкомстата России, дебиторская задолженность строительных организаций на конец года составила около 165 млрд. руб., из них просроченная - 46,0%. Кредиторская задолженность около 220 млрд. руб., из них просроченная 50,1%.

Госстрой России продолжит работу по сокращению неплатежей в строительстве и оздоровлению финансового состояния строительных организаций.

В текущем году нам предстоит закрепить достигнутое и сделать новый шаг вперед по пути повышения эффективности капитального строительства.

О работе промышленности строительных
материалов и стройиндустрии

Положение дел в промышленности строительных материалов и стройиндустрии более подробно было рассмотрено на заседании Межведомственного совета в ноябре прошлого года в городе Саратове.

Следует подчеркнуть, что работа, проводимая Госстроем России в тесном контакте с субъектами Российской Федерации по повышению технического уровня предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии, расширению ассортимента и повышению качества материалов и изделий, подтвердила эффективность выбранных направлений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»