Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 февраля 2000 года N 65


Об утверждении Положения о государственной инспекции
труда в субъекте Российской Федерации

(с изменениями на 12 июля 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2005 года N 297
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149 (Российская газета, N 146, 08.08.2002).

____________________________________________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2000 N 78 "О федеральной инспекции труда"

приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

28 марта 2000 года,

регистрационный N 2171

     

     

Приложение
к приказу Минтруда России
от 29 февраля 2000 года N 65



ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной инспекции труда в субъекте
Российской Федерации

(с изменениями на 12 июля 2002 года)

     

1. Общие положения

1.1. Государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации (далее - государственная инспекция труда), являющаяся территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, образована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда", на базе государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, подведомственной Рострудинспекции.

1.2. Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется (пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

1.3. Государственная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Минтруде России, Положением о федеральной инспекции труда и настоящим Положением.

1.4. Государственная инспекция труда по вопросам, отнесенным к ее компетенции, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, органами налоговой полиции и инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей, другими государственными и общественными организациями.

1.5. Государственная инспекция труда является юридическим лицом, имеет счета в банках и других кредитных учреждениях и органах федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки по образцам, утвержденным Минтрудом России.

1.6. Финансирование расходов на содержание государственной инспекции труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруду России по разделу "Государственное управление и местное самоуправление", в пределах утвержденной Минтрудом России сметы расходов на содержание государственной инспекции труда.

1.7. Имущество государственной инспекции труда является федеральной государственной собственностью и закрепляется за ней на праве оперативного управления.

2. Основные задачи и функции государственной
инспекции труда

2.1. Основной задачей государственной инспекции труда является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда (пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

2.2. Государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции:

1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на других территориях и местностях, определенных соответствующими решениями главного государственного инспектора труда Российской Федерации в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъекта Российской Федерации (железнодорожный, воздушный и водный транспорт, спецстроительство и т.д.);

2) расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует их причины и разрабатывает предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информирует соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

5) участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) обобщает и анализирует опыт применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

7) ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

8) готовит и представляет в установленном порядке в Минтруд России отчеты о результатах деятельности инспекции, доклады и обзоры о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

3. Права и обязанности должностных лиц государственной
инспекции труда

3.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица государственной инспекции труда:

руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по правовым вопросам);

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (по охране труда);

начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по соответствующим направлениям (отраслям, группам отраслей) государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

главные государственные инспекторы труда и государственные инспекторы труда (по правовым вопросам и по охране труда).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

3.2. Указанные в пункте 3.1 настоящего Положения должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

3.3. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, наряду с правами, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

3.4. Руководитель государственной инспекции труда наряду с правами, указанными в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего Положения, имеет право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

3.5. Должностные лица государственной инспекции труда, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

обязаны сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателям (их представителям) и другим должностным лицам организаций сведений о гражданах, обратившихся к ним с заявлением, жалобой или иным обращением, если авторы обращений требуют этого;

несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.

Решения указанных должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149, - см. предыдущую редакцию).

3.6. Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда. Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", другими федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (пункт дополнительно включен с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149).

4. Организация деятельности государственной
инспекции труда

4.1. Государственную инспекцию труда возглавляет руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации.

4.2. Руководитель государственной инспекции труда:

осуществляет руководство государственной инспекцией труда на основе единоначалия и несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее задач и функций, надлежащую реализацию предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, в том числе в части достоверности отчетной информации, соблюдения норм о финансово-хозяйственной деятельности;

осуществляет взаимодействие с руководителем государственной инспекции труда - главным государственным инспектором труда в субъекте Российской Федерации, на которого возложены сводно-аналитические, информационные, контрольные функции и ответственность за обеспечение взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, представляет ему сводно-аналитическую и иную информацию по вопросам осуществления надзорно-контрольной деятельности (абзац дополнительно включен с 19 августа 2002 года приказом Минтруда России от 12 июля 2002 года N 149);

обеспечивает надлежащее исполнение приказов, распоряжений и указаний Минтруда России, руководства федеральной инспекции труда;

издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует проверку их исполнения;

является распорядителем финансовых средств, выделяемых на содержание государственной инспекции труда, в установленном порядке представляет на утверждение проекты смет расходов и обеспечивает их соблюдение;

утверждает штатное расписание в пределах установленных Минтрудом России структуры, численности и сметы расходов государственной инспекции труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»