РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ
Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,
- основываясь на Уставе Содружества,
- руководствуясь Манильской 1980 года Декларацией о мировом туризме; Гаагской 1989 года Декларацией о туризме и другими международными соглашениями в данной области,
- принимая во внимание межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма" от 23.12.93,
- исходя из признания соответственным и неотъемлемым правом граждан стремление к удовлетворению духовных потребностей посредством приобщения к культурно-историческим ценностям,
- выражая приверженность к сохранению, расширению и углублению существующих международных связей в рамках Содружества,
- считая свободу перемещений необходимым условием дальнейшего развитая дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического сотрудничества и культурному взаимопониманию,
- выражая уверенность в том, что развитие туризма призвано способствовать становлению гражданского мира и согласия, укреплению взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей,
- стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств-участников Содружества в данной области регулирования правоотношений и формированию в рамках СНГ единого туристского пространства,
приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.
В настоящем рекомендательном акте следующим понятиям задается терминологическое значение, равно принимаемое всеми участниками.
Туризм - временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Турист - гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до шести месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Тур - туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере перемещения, жилья, медицинского и культурного обслуживания.
Туристский ваучер - индивидуальный или групповой документ, выданный туристской организацией, являющийся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату.
Туристская организация - юридического лицо, независимо от форм собственности занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законом форме.
Туристские ресурсы - совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в компании и порознь.
Статья 2. Национальное законодательство о туризме
Национальное законодательство государств - участников СНГ в сфере туризма включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими обстоятельствами отдельных государств. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.
Национальное законодательство дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные многосторонние договоры и конвенции в сфере туризма приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.
Статья 3. Государственная политика в сфере туризма
Государства - участники СНГ содействуют развитию туризма как эффективной отрасли экономики и действенного средства сближения народов и гарантируют режим наибольшего благоприятствования в туристской деятельности, создают правовую и нормативную базу в сфере туризма, обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, содействуют развитию международного сотрудничества.
Статья 4. Компетенция государств - участников СНГ в сфере туризма
Ведению государств - участников СНГ в лице их органов государственной власти и управления подлежат:
- формирование нормативной базы в сфере туристской деятельности и координации межгосударственного сотрудничества;
- формирование национальных программ развития туризма;
- установление порядка стандартизации, лицензирования и сертификации в сфере туризма;
- управление государственной собственностью в сфере туризма, финансирование органов государственного управления и надзора за соблюдением прав туристов;
- определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов;
- иные действия, предусмотренные национальным законодательством.
При подготовке к путешествию, во время транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:
- на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей организации;
- на объективную и точную информацию о законах и правилах пребывания в данной стране или местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлениями ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;
- на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных в законном порядке ограничений экологического или социокультурного характера;
- на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;
- на обеспечение бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные по данной местности стандарты;
- на содействие органов местной администрации в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных или непредвиденных случаев или обстоятельств.
Статья 6. Обязанности туристов
Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:
- способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;
- уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;
- соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и уважения в отношении природного и культурного достояния.
Статья 7. Порядок предоставления дополнительных льгот и прав
Дополнительные права и льготы туристам в части пограничного и таможенного контроля, обмена национальных валют по специальному курсу, понижения тарифов на транспортное и бытовое обслуживание и прочее решаются специальными двусторонними или многосторонними соглашениями на принципе приоритета.
Статья 8. Правовое положение иностранных туристов
Иностранные туристы, проживающие постоянно вне государств - участников Содружества, осуществляющие поездки по странам СНГ, пользуются правами и несут обязанности в том же объеме, что и граждане стран Содружества с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание иностранных граждан на территории государств - участников СНГ.
Статья 9. Недопущение дискриминации
Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе поездок пользуются равными правами, гарантируемыми официальными органами стран временного пребывания. Ущемление гарантированных государством прав туриста, носящее характер дискриминации, наказывается в соответствии с действующим национальным законодательством.
Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного по отношению к иным категориям характера.
Юридические и физические лица, желающие осуществлять деятельность в сфере туризма, признаются в качестве туристских организаций с получением лицензии на право занятий в данной сфере.
Порядок осуществления лицензирования туристской деятельности на территории стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного законодательного акта.
Организации, получившие в установленном порядке лицензию одного из государств - участников СНГ, признаются в качестве туристских организаций всеми странами Содружества и пользуются соответствующими правами, определяемыми национальным законодательством.
Отзыв лицензии на право занятия туристской деятельностью, осуществленный государственными органами страны пребывания туристской организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.
Статья 11. Сертификация туристских организаций
Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта.
Порядок сертификации на территориях стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного акта.
Выдаваемый по результатам сертификации туристским организациям сертификат соответствия на каждый вид туристских услуг признается в данном качестве на территории всех государств - участников СНГ и не требует повторения в каждой отдельной стране Содружества.
Лишение туристской организации сертификата соответствия, осуществленное государственными органами страны пребывания данной организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.
Статья 12. Права и обязанности туристских организаций
Права туристских организаций определяются национальным законодательством государств - участников СНГ с учетом положений настоящего нормативного акта.
Туристская организация, осуществляющая свою деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии, обязана:
- предоставлять туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура;
- реализовывать туристские ваучеры на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;
- организовывать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставляемой информацией;
- обеспечивать безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.
Договоры о предоставлении туристскими организациями туристских услуг заключаются по унифицированной форме, принятой Всемирной Федерацией Ассоциации туристских агентств, если действующим законодательством государства - участника CНГ не предусмотрена иная форма заключения договора.
Туристская организация обязана выдавать ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица, заверенной печатью данной организации.
В случае заключения договора через посредника в ваучере должно быть указано как название и реквизиты организатора тура, так и название и реквизиты посредника с указанием полномочий и ответственности.
Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую плату согласно оговоренным в ваучере условиям.
Статья 14. Необходимые атрибуты ваучера как документа
Правильно оформленный ваучер должен содержать следующие атрибуты:
- место выдачи, адрес и иные реквизиты организатора тура, посредника, номер, дату и место выдачи лицензии на туристскую деятельность;
- фамилию, имя, отчество и иные элементы личного именования получателя ваучера, номер его паспорта или иного удостоверения личности;
- характеристику и стандарты оказываемых услуг в отношения транспорта, размещения, питания и прочих, включенных в стоимость тура, а также наличие и условия проживания;
- описание программы тура и характеристику мероприятий по дням его проведения;