МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 марта 1999 года N 51


О продолжении инвентаризации лицензий на
 право пользования недрами

     

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 877-р и во исполнение приказа МПР России "О проведении инвентаризации лицензий на право пользования недрами" от 08.07.98 N 168 МПР России проводило в 1998 году инвентаризацию наиболее важных объектов недропользования.

Реализация поставленных задач осуществлялась Управлением государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов, ресурсными управлениями МПР России, его территориальными подразделениями совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проверено состояние лицензирования по 36 субъектам Российской Федерации, выполнение условий лицензионных соглашений 160 предприятиями-недропользователями, в том числе по углеводородному сырью - 50 предприятиями-недропользователями в 18 субъектах Российской Федерации. Прошли инвентаризацию 379 лицензий, в том числе 224 (59%) лицензии по объектам углеводородного сырья. (Предварительные результаты инвентаризации изложены в приложении 1). В целях устранения выявленных недостатков органами, выдавшими лицензии, осуществлен ряд мер, в том числе:

досрочно прекращено право пользования недрами или направлены уведомления о прекращении права пользования недрами (Республика Коми - 5 лицензий, Ямало-Ненецкий АО - 7 лицензий, Ханты-Мансийский АО - 8 лицензий);

временно приостановлено право пользования недрами (8 лицензий ОАО "Тэбукнефть" в Республике Коми);

для приведения лицензий в соответствие с действующим законодательством внесены дополнения в условия лицензий (Республика Коми, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО и др.);

взысканы недостающие суммы разовых платежей (ОАО "Сибнефтегаз", АОЗТ "Мангазия", ОАО "Пур-Лэнд", ОАО "Ямалнефтегаздобыча");

недропользователям поручено разработать мероприятия по исправлению выявленных недостатков, в том числе погашению задолженности в бюджеты всех уровней.

На основании вышеизложенного

приказываю:

1. Руководителям департаментов, управлений МПР России и его территориальных органов принять к сведению и руководству предварительные результаты инвентаризации лицензий на право пользования недрами. Продолжить работу по исправлению недостатков и приведению лицензий в соответствие с действующим законодательством.

2. Управлению государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов (Есипов) совместно с Департаментом лицензирования природных ресурсов и видов деятельности (Зиннатуллин), Управлением минеральных ресурсов (Дауев), Управлением ресурсов нефти и газа (Келлер):

2.1. Продолжить инвентаризацию заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

2.2. Предусмотреть в 1999 году первоочередную инвентаризацию лицензий по нефтегазоконденсатным месторождениям Пермской области, Республикам Татарстан и Башкортостан и месторождениям минерального сырья Республики Саха (Якутия), Таймырского АО, Магаданской, Мурманской и Кемеровской областей (приложение 2).

2.3. По завершении инвентаризации в установленные сроки подготовить привлечением ВИЭМСа (Комаров) и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти сводный отчет по ее результатам с докладом в декабре 1999 года на коллегии МПР России.

3. Финансово-экономическому управлению (Монастырных) предусмотреть затраты на командировочные расходы сотрудникам центрального аппарата, поименованным в приложении 2.

4. Руководителям территориальных подразделений МПР России предусмотреть в планах работ службы госгеолконтроля на 1999 год проведение инвентаризации лицензий по объектам, отмеченным в приказе МПР России от 08.07.98 N 168. Обобщенные результаты представить в Управление государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов в октябре 1999 года.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра А.Е.Наталенко.

Министр
В.П.Орлов



Приложение 1
к приказу МПР России
от 11 марта 1999 года N 51

Предварительные результаты
 инвентаризации лицензий на право пользования
 недрами


В результате инвентаризации получены следующие предварительные результаты:

1. Соответствие выданных лицензий действующему законодательству.

Установлены факты нарушения законодательства о недрах при выдаче (переоформлении) лицензий на право пользования недрами. Наиболее типичные из них:

Выдача добычных и совмещенных лицензий в 1993-1994 году на бесконкурсной основе по п.19.1 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" (далее - Положение) недропользователям, не имеющим основания для получения лицензий по данному пункту (Республика Коми, Ямало-Ненецкий АО, Архангельская область и др.).

Несоответствие содержания лицензий статье 12 Закона Российской Федерации "О недрах".

Лицензионные соглашения, как правило, не конкретны, составлены по единому шаблону для группы лицензий, в связи с чем часть из них не соответствует целевому назначению. Отмечаются разночтения между бланком лицензии и лицензионными соглашениями в части статуса горного и геологического отводов. В лицензионных соглашениях зачастую отсутствуют требования по охране недр и техники безопасности, рекультивации земель, сроки начала работ, представления материалов на государственную экспертизу, начала опытно-промышленной эксплуатации для углеводородного сырья, выхода на установленный уровень добычи, ввода месторождения в эксплуатацию, не установлены размеры платежей за пользование недрами и другая информация, предусмотренная статьей 12 Закона Российской Федерации "О недрах". Отсутствие в лицензионных соглашениях перечисленных данных затрудняет контроль за их выполнением и позволяет недропользователю не вести опережающие геологоразведочные работы на месторождениях (Ненецкий АО и др.).

По многим лицензиям в документах просрочены (или отсутствуют) акты горных и земельных отводов (Ямало-Ненецкий АО и др.).

Несвоевременно переоформляются лицензии предприятий-недропользователей при изменении их организационно-правовой формы.

Массовый характер принял процесс переносов сроков освоения месторождений через дополнения к лицензионным соглашениям, подписанным недропользователем и органом, выдавшим лицензию (например, из 157 лицензий в Ямало-Ненецком АО на добычу углеводородного сырья по 10 объектам недропользования сроки освоения были передвинуты, в Ненецком АО только по предприятию ОАО "Архангельскгеолдобыча" из 14 добычных лицензий сроки передвинуты в 9 и др.).

Отмечается корректировка лицензионных соглашений путем внесения дополнений не органами, выдавшими лицензии, а рядом других организаций. Так, ЦКР Минтопэнерго России, ТКР субъектов Российской Федерации протокольно изменяют (уменьшают) установленные лицензией объемы добычи, сроки экспертизы запасов, представления и утверждения технологических документов. В одностороннем порядке корректируются уровни утилизации газа (Ханты-Мансийский АО и др.). Вносятся налоговые освобождения, отсрочки от уплаты налогов и т.д. Таким образом, без участия органа управления фондом недр корректируются существенные условия, установленные лицензиями.

2. Выполнение условий лицензионных соглашений.

Наиболее распространенными нарушениями выполнения лицензионных соглашений являются:

- срыв установленных сроков введения в промышленную эксплуатацию месторождения полезных ископаемых, невыхода на проектный уровень добычи в сроки, установленные лицензионными соглашениями. Невыполнение сроков выхода добычи полезных ископаемых на уровень, определенный лицензионным соглашением или проектом разработки, приводит к недополучению бюджетами различных уровней значительных сумм;

- разработка ряда месторождений углеводородного сырья ведется по устаревшей проектной документации. При этом обновление документации идет медленно, с неоднократным изменением сроков предоставления документации, оговоренных лицензионными соглашениями (Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Ямало-Ненецкий АО и др.).

По объектам недропользования, переданным для геологического изучения, перспективным на выявление месторождений углеводородного сырья, не выполняется основная задача - геологическое изучение пробной эксплуатации, то есть к фактической добыче нефти (Республика Коми и др.).

По большинству месторождений не исполняются технологические проектные документы. Бездействующий и законсервированный фонд скважин на предприятиях составляет до 69%, с тенденцией дальнейшего роста, что приводит к разбалансированию системы разработки, выборочной отработке запасов, снижению конечной нефтеотдачи, т.е. к безвозвратной потере нефти (Республика Коми, Ханты-Мансийский АО и др.).

По ряду нефтегазодобывающих месторождений не составляются в установленные лицензионными соглашениями сроки планы мероприятий по утилизации попутного нефтяного газа, либо утилизация не осуществляется в установленных технологическим проектом объемах, что приводит к существенным нарушениям в области охраны недр (Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО и др.).

Практически все недропользователи в нарушение лицензионных соглашений имеют существенные задолженности по ресурсным платежам перед бюджетами различных уровней. Отчетность по ресурсным платежам, установленная государственной налоговой инспекцией, предусматривает отчеты по предприятию в целом, без привязки к конкретным объектам недропользования (лицензиям), это дает возможность предприятиям-недропользователям при наличии нескольких лицензий суммировать показатели и уходить от контроля за выполнением лицензионных соглашений (в части ресурсных платежей).

Проведенный анализ основных видов нарушений условий лицензионных соглашений лицензий по видам минерального сырья показал, что практически по всем объектам выявлено систематическое невыполнение существенных условий недропользования. В связи с этим по 132 (35%) объектам недропользования органам, выдавшим лицензии, даны рекомендации об изъятии лицензий у недропользователей с последующим выставлением этих объектов на новый конкурс, аукцион.

Приложение 2
к приказу МПР России
от 11 марта 1999 года N 51


ПЛАН
проведения инвентаризации лицензий на право пользования недрами
сотрудникам центрального аппарата МПР России

Субъект Российской Федерации

Сроки проведения проверок

Состав комиссии от центрального аппарата и территориальных органов МПР России

Участие заинтересованных органов (по дополнительному согласованию)

Углеводородное сырье

Пермская область

апрель

Рейтлингер А.С.

Диковский А.А.

КПР по Волгоградской области

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Республика Татарстан

июнь

Есипов А.В.

Зиновьев А.А.

КПР по Оренбургской области

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Минэкономики России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Республика Башкортостан

июль

Рейтлингер А.С.

Диковский А.А.

КПР по Пермской области

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Минэкономики России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Минеральное сырье

Кемеровская область

апрель

Лымарев А.П.

Уланов Н.Н.

КПР по Иркутской области

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Республика Саха (Якутия)

май

Есипов А.В.

Березий А.Е.

КПР по Магаданской области

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Таймырский АО

июнь

Лымарев А.П.

Филатенко А.Н.

КПР по Красноярскому краю

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Магаданская область

сентябрь

Рейтлингер А.С.

Цопанов О.Х.

КПР по Хабаровскому краю

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Мурманская область

октябрь

Лымарев А.П.

Коренюк М.К.

Северо-Западный РГЦ

Минтопэнерго России
Гостехнадзор России
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации




Текст документа сверен по:

официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»