• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

УТВЕРЖДЕНО
Генеральным прокурором
Российской Федерации
9 августа 1996 года


1. Общие положения

Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности - самостоятельное структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Задачей управления является осуществление прокурорского надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в сфере безопасности и межнациональных отношений.

В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, международными договорами, Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации", "О безопасности", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О Государственной границе Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, другими федеральными законами, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации и настоящим Положением.

Работа управления организуется на плановой основе по предметно-зональному принципу.

Персональные обязанности оперативного состава определяются распоряжениями начальника управления.

2. Структура управления

Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности возглавляет начальник управления - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.

В управление входят:

отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах ФСБ Российской Федерации и дознанием в органах ФПС Российской Федерации, возглавляемый заместителем начальника управления - начальником отдела - помощником Генерального прокурора;

отдел по надзору за исполнением законов о международных отношениях, возглавляемый начальником отдела - помощником Генерального прокурора;

отдел по надзору за исполнением законов и соблюдением прав граждан органами ФСБ, ФПС и ФАПСИ Российской Федерации, возглавляемый начальником отдела - помощником Генерального прокурора;

канцелярия, возглавляемая заведующей канцелярией.

В управлении имеются старшие прокуроры и прокуроры.

3. Функции управления и его структурных подразделений

На управление возлагается:

организация надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами ФСБ, ФПС и ФАПСИ, исполнением законов при разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, проведении оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и законностью принимаемых при этом решений, а также надзор за исполнением федеральных законов о национальном и расовом равноправии, свободе совести и вероисповедания, охране прав беженцев и вынужденных переселенцев в случаях их нарушения по национальному признаку;

организационно-методическое руководство в пределах компетенции управления и контроль за деятельностью прокуратур субъектов Федерации, изучение и распространение опыта их работы;

разработка совместно с организационно-контрольным управлением, другими подразделениями центрального аппарата мер по совершенствованию системы и методики единого учета, статистической отчетности о преступности, раскрываемости преступлений, работы следственного аппарата и дознания ФСБ Российской Федерации и дознания ФПС;

участие совместно с управлением кадров и институтом повышения квалификации руководящих работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации в организации и проведении учебных мероприятий, стажировании отраслевых кадров;

совместно с управлением правового обеспечения участие в правотворческой деятельности (подготовка проектов законов, законодательных актов, международно-правовых документов);

организация и выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров, конвенций и соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам;

участие в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

внесение предложений руководству Генеральной прокуратуры по вопросам штатов, аттестации, поощрения, привлечения к ответственности работников управления и нижестоящих прокуратур.

При осуществлении надзорных функций работники управления в пределах своей компетенции вправе требовать от руководителей и других должностных лиц соответствующих органов представления необходимых документов, материалов, уголовных дел, производств об административных правонарушениях, статистических и иных сведений, а также проводить проверки, в том числе с выездом на места.

3.1. Отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах ФСБ Российской Федерации и дознанием в органах ФПС Российской Федерации:

осуществляет надзор за законностью рассмотрения сообщений о государственных и иных преступлениях, проведения оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия органами Федеральной службы безопасности, дознания органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

рассматривает и разрешает заявления, жалобы и иные обращения по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

проверяет и дает заключения по делам, по которым санкции на заключение под стражу, производство обыска, наложение ареста на имущество и вклады, другие предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия, дает Генеральный прокурор или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации;

представляет Генеральную прокуратуру в судебных проверках законности и обоснованности арестов или продления сроков содержания обвиняемых под стражей по делам, находящимся в производстве следственного управления ФСБ Российской Федерации;

по поручению руководства Генеральной прокуратуры организует проверки сообщений о фактах правонарушений, совершенных прокурорами или следователями, осуществляет контроль за расследованием возбужденных в отношении них уголовных дел;

анализирует состояние следственной работы, дознания и оперативно-розыскной деятельности, прокурорского надзора за следствием и дознанием, обобщает статистические и иные данные по этим вопросам в целом по Российской Федерации и по отдельным ее субъектам, разрабатывает и вносит предложения о мерах по укреплению законности и улучшению организации прокурорского надзора;

осуществляет контроль за организацией прокурорского надзоpa, исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Pocсийской Федерации, решений коллегии и оперативных совещаний, поручений руководителей Генеральной прокуратуры в прокуратуpax субъектов Российской Федерации, состоянием исполнительской дисциплины, участвует в проверках организации работы прокуратур субъектов Федерации;

рассматривает ходатайства о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, дает по ним заключения, осуществляет контроль за ходом предварительного следствия и дознания по таким делам;

в установленном порядке решает вопросы об оказании правовой помощи, вытекающие из международных договоров и других обязательств Российской Федерации, в том числе в отношении нацистских преступников;

готовит проекты информации, представлений, других документов;

составляет статистическую отчетность о работе отдела.

3.2. Отдел по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях:

осуществляет надзор за:

исполнением федеральными министерствами и ведомствами, их должностными лицами законов о национальном и расовом равноправии граждан, свободе совести и вероисповедания, охране прав беженцев и вынужденных переселенцев, в случае их нарушения по национальному признаку, а также контролирует деятельность прокуратур субъектов Федерации по этим вопросам;

законностью рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений, касающихся нарушений национального и расового равноправия, свободы совести и вероисповедания, непосредственно проверяет и рассматривает такие обращения, отказывает в возбуждении либо возбуждает уголовные дела по ст.74, 143, 143-1 Уголовного кодекса и осуществляет контроль и надзор за их расследованием, а также приостанавливает и прекращает такие дела производством;

анализирует состояние законности и правоприменительной практики в сфере межнациональных отношений, разрабатывает и реализует совместно с прокурорами субъектов Федерации согласованные меры по предупреждению правонарушений, совершенных на почве межнациональной розни;

на основе поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, организует и проводит соответствующие проверки, принимает меры к привлечению виновных в нарушении закона лиц к установленной ответственности, восстановлению нарушенных прав граждан и организаций, возмещению причиненного ущерба;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего межнациональные отношения, устранению несоответствия правовых актов действующему законодательству, дает заключения по проектам законов, участвует в правовой пропаганде;

осуществляет контроль и принимает меры к исполнению приказов и указаний Генерального прокурора, решений коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также плановых мероприятий;

проверяет работу нижестоящих прокуратур и оказывает им методическую помощь, контролирует устранение недостатков, выявленных при проверках, внедрение в практику научных рекомендаций;

готовит материалы для рассмотрения на коллегиях, координационных и оперативных совещаниях, обзоры, информации, указания, протесты, представления и другие акты прокурорского реагирования по вопросам межнациональных отношений, осуществляет контроль за их реализацией;

вносит предложения и участвует в подготовке и проведении совещаний, учебно-методических мероприятий по повышению деловой квалификации прокуроров и следователей;

3.3. Отдел по надзору за исполнением законов и соблюдением прав граждан органами ФСБ, ФПС и ФАПСИ Российской Федерации:

осуществляет надзор за:

исполнением законов и соблюдением прав и свобод гражданских лиц, лиц без гражданства и иностранных граждан центральными аппаратами ФСБ, ФПС и ФАПСИ Российской Федерации, а также их подразделениями на местах, контролирует по этим вопросам деятельность подчиненных прокуратур;

соблюдением законности органами ФПС Российской Федерации при привлечении граждан и должностных лиц, лиц без гражданства и иностранных граждан к административной ответственности;

в установленном порядке проверяет и разрешает заявления и жалобы на решения должностных лиц органов прокуратуры, а также ФСБ, ФПС и ФАПСИ Российской Федерации, принимает меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, привлечению виновных к ответственности;

готовит проекты документов прокурорского реагирования на противоречащие закону ведомственные правовые акты и решения, вносит предложения о совершенствовании организации надзора;

участвует по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в работе комитетов и комиссий высших законодательных и исполнительных органов власти;

анализирует правоприменительную практику, вносит предложения об изменении и дополнении действующего законодательства, дает заключения по поступающим законопроектам;

в пределах компетенции отдела организует и проводит проверки исполнения законов органами ФСБ, ФПС и ФАПСИ в центре и на местах, контролирует работу прокуратур субъектов Федерации; готовит материалы для рассмотрения на коллегии, координационных и оперативных совещаниях.

4. Полномочия работников управления

4.1. Начальник управления - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации:

организует и осуществляет общее руководство работой управления;

совместно с управлением кадров осуществляет подбор и расстановку кадров управления, организует их профессиональную учебу;

обеспечивает контроль за выполнением работниками управления возложенных на них служебных обязанностей, соблюдением исполнительской дисциплины, принимает меры к созданию надлежащих условий труда и быта;

готовит аттестации на руководящих работников управления и дает заключения на аттестации руководителей прокуратур субъектов Федерации в части организации ими работы по направлениям деятельности управления;

ставит перед руководством Генеральной прокуратуры России вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности работников управления и нижестоящих прокуратур;

организует планирование работы управления и контроль за выполнением приказов и указаний Генерального прокурора, планов работы и координационных мероприятий, решений коллегии, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями центрального аппарата;

представляет руководству Генеральной прокуратуры проекты приказов, указаний, протестов, представлений, информационных писем, документов по результатам проверок и обобщений, материалы на рассмотрение коллегий, координационных и оперативных совещаний, вносит на рассмотрение предложения о мерах по совершенствованию организации надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, а также другим вопросам, входящим в компетенцию управления;

проводит оперативные совещания, заслушивает отчеты соответствующих руководителей прокуратур субъектов Федерации, а также работников управления;

возбуждает и прекращает уголовные дела, отменяет необоснованные постановления заместителей прокуроров субъектов Федерации, а также заместителя, начальников отдела управления, дает указания о производстве отдельных следственных действий;

дает заключения по ходатайствам о продлении срока содержания под стражей обвиняемых на срок свыше 12 месяцев;

в случае нарушения закона требует объяснения от работников управления, заместителей прокуроров субъектов Федерации, вызывает для дачи объяснений должностных лиц и граждан;

ведет личный прием, принимает решение об отклонении повторных жалоб.

4.2. Заместитель начальника управления - помощник Генерального прокурора Российской Федерации:

обеспечивает в соответствии с возложенными на него обязанностями надлежащую организацию работы управления и входящих в него отделов;

контролирует исполнение приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, а также решений коллегии Генеральной прокуратуры, вносит предложения о постановке перед руководством Генеральной прокуратуры вопросов о поощрении и наказании работников управления, прокуратур субъектов Федерации;

при осуществлении надзора за следствием и дознанием отменяет необоснованные решения старших прокуроров и прокуроров управления, старших помощников и помощников прокуратур субъектов Федерации, прокуроров городов и районов, следователей, органов дознания, принимает решение о передаче дела другому следователю;

контролирует работу канцелярии;

кроме этого, обладает в полном объеме полномочиями начальника отдела.

4.3. Начальник отдела - помощник Генерального прокурора Российской Федерации:

распределяет обязанности между прокурорами отдела и руководит их деятельностью, обеспечивает надлежащую организацию работы отдела, контролирует соблюдение служебной и исполнительской дисциплины;

организует исполнение приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию отдела, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оперативных совещаний при заместителе Генерального прокурора, а также при начальнике управления;

осуществляет по согласованию с начальником управления подбор и расстановку кадров в отделе, вносит предложения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, готовит аттестации на подчиненных работников, докладывает их на аттестационной комиссии;

дает замечания по аттестациям руководящих работников прокуратур субъектов Федерации, докладывает их в установленных случаях на Высшей аттестационной комиссии.

В пределах компетенции отдела:

возбуждает производства об административных правонарушениях; осуществляет процессуальные полномочия при возбуждении уголовных дел и их разрешения;

требует от соответствующих органов для проверки уголовные дела, документы и материалы о совершенных преступлениях и правонарушениях, информацию о ходе следствия, дознания и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

отменяет незаконные и необоснованные постановления начальников управлений и отделов прокуратур субъектов Федерации, городских и районных прокуроров, следователей, органов дознания, в случае нарушения закона требует от них объяснения;

дает письменные указания о расследовании преступлений, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;

участвует в необходимых случаях в производстве дознания и предварительного следствия;

дает заключения об обоснованности ходатайств о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, а также постановлений о производстве следственных действий, требующих санкций руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, организует контроль их исполнения;

проверяет и разрешает заявления и жалобы, в том числе на действия прокуроров и старших прокуроров отдела, ведет личный прием;

организует исполнение поручении, вытекающих из международно-правовых договоров, участвует в планировании работы управления.

4.4. Старший прокурор, прокурор:

старшие прокуроры отделов назначаются из числа наиболее профессионально подготовленных работников. В соответствии с распределением обязанностей проводят комплексное изучение наиболее актуальных проблем прокурорско-следственной и административной практики, по их результатам готовят необходимые предложения.

По поручению руководителей управления старшие прокуроры выполняют отдельные организационные функции внутри подразделений, возглавляют рабочие группы.

Старший прокурор, прокурор отдела в пределах своей компетенции выполняет организационные, аналитические, надзорные, контрольные функции и в этих целях:

анализирует статистические данные, оперативную информацию, материалы уголовных дел и другие сведения, характеризующие тенденции в динамике, структуре и характере преступных посягательств, состояние законности в деятельности органов следствия и дознания, прокурорского надзора по основным направлениям деятельности управления, обеспечению защиты прав и законных интересов граждан в ходе следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, вносит предложения руководству о принятии необходимых мер;

осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан, контроль за деятельностью прокуратур закрепленной зоны по расследованию преступлений, исполнению приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам защиты граждан и общества от преступных посягательств, реализации органами прокуратуры функций уголовного преследования, надзора за следствием и дознанием, оперативно-розыскной деятельностью;

проверяет по поручению руководства управления и Генеральной прокуратуры Российской Федерации работу прокуратур, органов следствия и дознания, соблюдение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, законность производства оперативно-розыскных мероприятий, оказывает практическую помощь в ее организации, расследовании конкретных преступлений;

возбуждает уголовные дела, отказывает в возбуждении, прекращает либо приостанавливает производство по ним, дает заключения о законности и обоснованности решений, принятых по уголовным делам и материалам проверок;

отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и органов дознания, районных и городских прокуроров, прокуроров отделов и управлений прокуратур субъектов Федерации, готовит протесты на решения внесудебных органов административного принуждения, требует от должностных лиц письменные объяснения в случае нарушения ими законов;

осуществляет надзор за расследованием по конкретным уголовным делам, дает письменные указания о направлении расследования, раскрытии преступлений, розыске лиц, их совершивших, обеспечении полноты, всесторонности и объективности расследования;

непосредственно производит отдельные следственные действия, а по указанию руководства принимает к своему производству уголовные дела;

рассматривает ходатайства о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей, готовит по ним заключения;

в установленном порядке дает поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

рассматривает спецсообщения о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит предложения руководству отдела, управления и Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

изучает дела об административных правонарушениях, проверяет законность принятых решений, в том числе обоснованность привлечения органами ФПС Российской Федерации граждан и должностных лиц, лиц без гражданства и иностранных граждан к административной ответственности;

возбуждает производство об административном правонарушении в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях;

ставит перед руководством отдела или управления вопросы, связанные с необходимостью передачи дела из производства одного органа в другой либо от одного следователя другому, а также о производстве процессуальных действий, требующих санкции соответствующего прокурора;

взаимодействует с управлениями и отделами, соответствующими подразделениями других правоохранительных органов, экспертными и научными учреждениями;

выполняет процессуальные действия, вытекающие из международно-правовых договоров;

проверяет и разрешает заявления, жалобы и иные обращения граждан, должностных лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела, ведет в установленном порядке личный прием;

вызывает должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона, готовит акты прокурорского реагирования;

вносит руководству отдела, управления предложения об улучшении работы по организации прокурорского надзора и деятельности следственного аппарата органов прокуратуры, о мерах по предупреждению преступлений и административных правонарушений, о совершенствовании законодательства и по другим вопросам укрепления законности и правопорядка, участвует в разработке планов работы управления;

ведет учет выполняемой работы, представляет руководителю отдела отчет по установленной форме не позднее трех дней после истечения отчетного периода;

изучает отраслевые кадры, вносит предложения по их аттестации;

участвует в правотворческой деятельности;

контролирует делопроизводство по находящимся в его производстве перепискам.

4.5. Заведующая канцелярией управления:

обеспечивает работу канцелярии в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры и режим секретности;

распределяет обязанности между работниками канцелярии;

вносит предложения о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных работников.

Все работники управления обеспечивают соблюдение режима секретности.


Текст документа сверен по:
Комментарий к Федеральному закону
"О прокуратуре Российской Федерации",
1996 год
 

Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности

Название документа: Положение об управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности

Вид документа: Приказ Генпрокуратуры России

Принявший орган: Генпрокуратура России

Статус: Действующий

Опубликован: Печатное издание

Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации", 1996 год

Дата принятия: 09 августа 1996

Дата начала действия: 09 августа 1996
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Кодекс»
Узнать больше о системах