МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 июля 1996 года N 306


О внедрении единой автоматизированной программы
по сертификации и лицензированию
медицинской деятельности

Во исполнение "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и решения Коллегии Минздравмедпрома России от 23.02.96, протокол N 4, с целью обеспечения единых нормативно-методических подходов к процессам сертификации и лицензирования медицинской деятельности на территории Российской Федерации:

утверждаю:

1. Единую автоматизированную программу по сертификации и лицензированию медицинской деятельности организаций, предприятий, учреждений, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью (Приложение 1).

приказываю:

1. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Обеспечить осуществление сертификации и лицензирования медицинской деятельности организаций, предприятий и учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения на подведомственных территориях в соответствии с утвержденной единой автоматизированной программой.

1.2. Привести в соответствие банки данных о состоянии материально-технической базы подведомственных учреждений Федеральному реестру учреждений здравоохранения.

1.3. До 01.11.96, совместно с лицензионными органами субъектов Российской Федерации, представить в Минздравмедпром России заявки на обучение специалистов работе с единой автоматизированной программой по сертификации и лицензированию медицинской деятельности.

2. Управлением органами медицинской помощи населению (Карпеев А.А.):

2.1. Обеспечить координацию работ по внедрению единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности.

2.2. До 01.10.96, совместно с Главным вычислительным центром Минздравмедпрома России (Бурмистров В.П.), утвердить программу обучения работе с единой автоматизированной программой по сертификации и лицензированию медицинской деятельности.

3. Главному вычислительному центру Минздравмедпрома России (Бурмистров В.П.) до 01.12.96 представить в Минздравмедпром России график обучения пользователей единой автоматизированной программы по сертификации и лицензированию медицинской деятельности.

4. Обеспечение единой автоматизированной программой по сертификации и лицензированию медицинской деятельности возложить на Главный вычислительный центр Минздравмедпрома России на договорной основе.

5. Контроль за выполнение приказа возлагаю на заместителя министра Стародубова В.И.

Министр
А.Д.Царегородцев


Приложение
к приказу Минздравмедпрома России
от 30 июля 1996 года N 306

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию единой автоматизированной программы
по сертификации и лицензированию медицинской деятельности,
а также граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью

Единая автоматизированная программа по лицензированию и сертификации медицинской деятельности предназначена для обеспечения единых методических подходов к лицензированию и сертификации медицинских учреждений на всей территории Российской Федерации. Программа позволяет осуществлять оценку лечебных учреждений с использованием единых показателей и прозводить обмен информацией базы данных между территориями.

В программе использованы:

Федеральный реестр учреждений здравоохранения, созданный в 1990 году по итогам паспортизации материально-технической базы ЛПУ (приказ Минздрава СССР от 30.12.88 N 924);

Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации, утвержденный приказом Минздравмедпрома России от 01.07.96 N 270.

В состав единой автоматизированной программы входят республиканский реестр медицинских учреждений, система управления базой данных, пользовательские и сервисные программы, программы ведения кодификаторов и классификаторов, а также один из вариантов системы экспертной оценки деятельности учреждения с соответствующей программой связки.

Республиканский реестр медицинских учреждений содержит до 95 показателей, отражающих деятельность ЛПУ, сгруппированных по 6 разделам: паспортная часть, инженерные характеристики зданий и сооружений, характеристики амбулаторно-поликлинического звена, стационарной помощи, финансовой деятельности, транспортной обеспеченности.

Имеющаяся в базе информация практически полностью может быть использована при экспертизе МТБ учреждения, подлежащего лицензированию, а поэтому может быть перенесена в экспертную систему в автоматическом режиме.

При отсутствии автоматизированной системы экспертной оценки информации о МТБ может быть распечатана в удобном для эксперта виде, о чем будет сказано ниже.

Управление базой данных обеспечивается набором программных средств, главные из которых:

- программа ввода данных, позволяющая вводить информацию об учреждениях, которые по тем или иным причинам не подлежали паспортизации в 1990 году - новые учреждения, учреждения негосударственной формы собственности и т.п.;


- программа корректировки данных, позволяющая вносить изменения и дополнения, связанные с текущей хозяйственной деятельностью ЛПУ. Специальный блок программы позволяет отслеживать структурные изменения сети здравоохранения;

- программа логического контроля, позволяющая выявлять и устранять логические несоответствия, возникшие при составлении документа или при вводе информации;

- программа редуцирования базы данных по установленному пользователем запросу, которая в сочетании с программой распечатки карточки ТЭП (входного документа реестра) облегчает технологию сбора и корректировки информации.

Блок пользовательских и сервисных программ включает:

- программу контроля за ходом лицензионной деятельности на территории, которая позволяет контролировать процесс прохождения лицензирования, устанавливать учреждения, не прошедшие лицензирование или учреждения, срок действия лицензий которых истекает в заданном пользователем периоде, получать информацию обо всех учреждениях, имеющих лицензии на определенный вид деятельности;

- программу формирования паспорта ЛПУ, предназначенную для врача-эксперта, направляемого лицензионным органом для оценки деятельности ЛПУ. Программа позволяет формировать показатели учреждения в соотношении с нормативными показателями для учреждения соответствующего уровня и количества обслуживаемого населения;

- программа настройки комплекса на специфические условия даной территории, которая позволяет отслеживать изменения административно-территориального деления, демографические и иные изменения.

Сервисные программы предназначены для облегчения работы пользователя, минимизации возможных ошибок в процессе работы программ. Блок программ ведения кодификаторов и классификаторов позволяет простым способом отслеживать изменения нормативно-справочной базы, внося соответствующие коррективы в типы и профили учреждений, профили коек, врачебных специальностей и других показателей.

Блок программ экспертной оценки деятельности учреждений может быть реализован одной из двух систем, сертифицированных Минздравмедпромом РФ:

- "Автоматизированная система аккредитации и лицензирования медицинских и аптечных учреждений", разработчик - Таевский Б.В., г. Иркутск, сертификат N 161 от 02.10.95;

- программа "Экспертная оценка лечебно-профилактического учреждения", разработчик - Алтайское краевое лечебно-производственное объединение "Медицинская профилактика", г.Барнаул, сертификат N 18 от 25.09.92.

Указанные системы обеспечивают проведение автоматизированной комплексной экспертной оценки лечебного учреждения по следующей программе:

- оценка обеспеченности кадрами и их квалификационные характеристики;

- оценки состояния материально-технической базы, обеспеченности медицинской техникой и инструментами;

- оценка состояния методического и организационно-методического обеспечения деятельности ЛПУ;

- оценка деятельности ЛПУ.

По указанным разделам проводится сопоставление реальных показателей учреждения с утвержденными нормативами и требованиями. Данные, полученные в результате экспертной оценки лечебного учреждения в целом (формируемые в специальный блок, подлежащий передаче в вышестоящий орган), а также его подразделений и служб, используются в работе территориального лицензионного органа.

Разветвленный сервис обеспечивает гибкость настройки и технологичность процесса проведения экспертизы. Вводимые в системы нормативно-справочные документы могут быть скорректированы в процессе дальнейшего совершенствования и развития нормативной базы.

Переход от реестра учреждений к программам экспертной оценки осуществляется с помощью программы связки. При этом предусматривается несколько вариантов использования программы. Если на территории используется одна из автоматизированных систем экспертной оценки, то из реестра в автоматическом режиме переносится информация, необходимая для экспертизы МТБ, а сами программы экспертной оценки осуществляют автоматический перенос интегральных показателей, необходимых для функционирования комплекса на республиканском уровне. Если же на территории не внедрен автоматизированный подход к экспертизе ЛПУ, то программа связки работает как программа ввода интегральных характеристик, предназначенных для республиканского реестра.

В целом, единая автоматизированная программа позволяет реализовать сквозную систему, работающую одновременно на трех уровнях - учреждения, территории, Федерации и унифицировать методику лицензирования и сертификации в Российской Федерации.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.А.Карпеев



Текст документа сверен по:
"Сборник приказов Минздравмедпрома России",
июль 1996 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»