Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2000 года N 149

О федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная
безопасность России" на 2000-2006 годы

(с изменениями на 10 июня 2005 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 года N 371.

____________________________________________________________________



В целях комплексного решения проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее именуется - Программа).

2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 года N 371. - См. предыдущую редакцию.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2001-2006 годах за счет средств федерального бюджета.

Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.

Финансирование в 2000 году мероприятий Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию федеральных целевых программ, являющихся составной частью Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании мероприятий Программы в пределах средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу с 1 января 2001 г.:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст. 4184);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1085 "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4340).

6. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии рассмотреть вопрос о включении подраздела "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России" в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 2000 года N 149
(в редакции постановления
 Правительства Российской Федерации
 от 10 июня 2005 года N 371
-
 см. предыдущую редакцию)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ"
НА 2000-2006 ГОДЫ

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Ядерная и радиационная безопасность России"
на 2000-2006 годы

Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа "Ядерная и
радиационная безопасность России" на
2000-2006 годы

Дата принятия
решения
о разработке
Программы

Дата утверждения
Программы

-




-

11 декабря 1996 г. (поручение Президента
Российской Федерации N Пр-2214)



22 февраля 2000 г. (постановление
Правительства Российской Федерации N 149)

Государственные
заказчики
Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий, Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды, Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному
надзору, Федеральное агентство по атомной
энергии, Федеральное медико-биологическое
агентство, Федеральное агентство по
промышленности

Государственный
заказчик -
координатор
Программы

-



Федеральное агентство по атомной энергии



Основные
разработчики
Программы

-

Федеральное агентство по атомной энергии,
федеральное государственное унитарное
предприятие "Государственный научный центр
Российской Федерации -
Физико-энергетический институт имени
А.И.Лейпунского"

Цель и задачи
Программы

-

целью Программы является комплексное
решение проблемы обеспечения ядерной и
радиационной безопасности России,
направленное на снижение до социально
приемлемого уровня риска радиационного
воздействия на человека и среду его
обитания объектов использования атомной
энергии и источников ионизирующего
излучения техногенного и природного
происхождения.
Основными задачами Программы являются:
комплексное решение проблемы обращения с
радиоактивными отходами и отработавшими
ядерными материалами для предотвращения их
вредного воздействия на человека и
окружающую среду;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности предприятий ядерного
топливного цикла;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности действующих и выводимых из
эксплуатации атомных электростанций,
опытных и исследовательских реакторов,
критических и подкритических стендов;
развитие перспективных направлений
использования атомной энергии с
обеспечением повышенного уровня ядерной и
радиационной безопасности, в том числе для
замещения более опасных в экологическом
отношении технологий;
совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров в области использования атомной
энергии;
разработка системы государственного учета и
контроля ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
совершенствование физической защиты ядерных
материалов, ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной
безопасности на предприятиях
судостроительной промышленности при
строительстве, ремонте и утилизации атомных
подводных лодок и надводных кораблей
Военно-Морского Флота с ядерными
энергетическими установками, а также судов
с ядерными энергетическими установками и
судов атомного технологического
обслуживания Министерства транспорта
Российской Федерации;
обеспечение готовности органов управления,
сил и средств территориальных и
функциональных подсистем единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций к
выполнению задач по предупреждению и
ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций радиационного характера на
территории Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка
новых технологий реабилитации территорий и
промышленных объектов, подвергшихся
радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности,
связанной с функционированием промышленных
предприятий, использующих в своей
деятельности материалы, содержащие
природные радионуклиды;
развитие и совершенствование системы
медико-санитарного обслуживания и охраны
труда работников ядерно опасных и
радиационно опасных объектов и групп риска
населения, подверженных повышенным уровням
радиационного воздействия;
ведение информационно-аналитических баз
данных в области охраны здоровья населения
и работников объектов использования атомной
энергии при воздействии различных
источников ионизирующего излучения;
развитие методов и средств долгосрочного
прогнозирования безопасного
функционирования объектов использования
атомной энергии для человека и окружающей
среды;
разработка и введение в действие
федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии,
устанавливающих требования к ядерной
безопасности и радиационной безопасности
(технические и санитарно-гигиенические
аспекты), физической защите, учету и
контролю ядерных материалов, радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов

Важнейшие целевые
индикаторы
и показатели

-

Целевым индикатором 1 является соответствие
состояния ядерной и радиационной
безопасности социально приемлемому уровню,
а показателями:
фактические дозы облучения персонала;
соответствие радиационного контроля нормам
и правилам;
фактические и допустимые сбросы и выбросы
радиоактивных веществ;
охват ядерно опасных и радиационно опасных
объектов системой учета ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
обеспеченность автоматизированной системой
контроля радиационной обстановки районов
расположения ядерно опасных и радиационно
опасных объектов;
готовность отраслевой системы к выполнению
задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и
радиационно опасных объектах;
обеспеченность современными средствами
физической защиты.
Целевым индикатором 2 является снижение
риска возникновения нештатных ситуаций на
ядерно опасных и радиационно опасных
объектах, а показателями:
отношение удельной величины автоматических
внеплановых остановов реакторов на атомных
электростанциях России к соответствующей
величине остановов на атомных
электростанциях мира;
число событий на атомных электростанциях,
определяемых по международной шкале ядерных
событий;
число нарушений на предприятиях ядерного
топливного цикла, определяемых по
международной шкале ядерных событий;
число нарушений на исследовательских
ядерных установках, определяемых по
международной шкале ядерных событий;
количество случаев превышения пределов доз
облучения персонала

Срок и этапы
реализации
Программы

-

2000-2006 годы:
I этап - 2000-2001 годы;
II этап - 2002-2003 годы;
III этап - 2004-2006 годы

Объем и источники
финансирования

-

объем финансирования мероприятий Программы
за счет средств федерального бюджета
составляет 943,163 млн. рублей, в том числе
649,563 млн. рублей - затраты на
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, 293,6 млн.
рублей - расходы на инвестиции.
Объем финансирования определен с учетом
реальных возможностей федерального бюджета
без учета средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных
источников, объем которых определяется в
процессе реализации Программы

Ожидаемые результаты
реализации
Программы и
показатели
социально-
экономической
эффективности






















































































































-




























































































































разработка и использование современных
технологий безопасного ведения работ в
области обращения с радиоактивными отходами
и отработавшими ядерными материалами,
утилизации и надежной изоляции
радиоактивных отходов и отработавших
ядерных материалов;
разработка и внедрение на предприятиях
ядерного топливного цикла ядерно
безопасных, радиационно безопасных,
взрыво- и пожаробезопасных технологий, а
также оборудования повышенной безопасности;
совершенствование систем оперативной
диагностики состояния узлов, оборудования
атомных электростанций и исследовательских
ядерных установок, повышение технического
уровня их обслуживания;
разработка проектов перспективных ядерных
реакторов различного назначения и различных
типов с повышенным уровнем ядерной и
радиационной безопасности и улучшенными
технико-экономическими характеристиками;
обучение эксплуатационного персонала
объектов использования атомной энергии с
применением создаваемых для этой цели
современных технических средств и на основе
учебно-методических разработок, включающих
элементы психологической подготовки
персонала к деятельности в экстремальных
условиях;
создание и обеспечение функционирования
системы государственного учета и контроля
ядерных материалов и системы
государственного учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов;
предотвращение ядерного терроризма и
снижение вероятности потерь, хищений и
несанкционированного использования ядерных
материалов;
разработка проектно-конструкторской
документации и технологических схем,
обеспечивающих ядерную и радиационную
безопасность при утилизации реакторных
отсеков атомных подводных лодок, надводных
кораблей и судов и при обращении с ядерным
топливом и радиоактивными отходами на
предприятиях судостроительной
промышленности;
снижение риска превышения допустимых
пределов доз облучения населения,
минимизация количества облучаемых лиц и доз
облучения в случае возникновения
радиационных аварий, а также уменьшение их
последствий для территорий и промышленных
объектов Российской Федерации;
реабилитация промышленных объектов,
сельскохозяйственных угодий и других
территорий, подвергшихся радиоактивному
загрязнению в результате реализации
оборонных программ или чрезвычайных
ситуаций радиационного характера;
разработка и обеспечение функционирования
современной Единой государственной
автоматизированной системы контроля
радиационной обстановки на территории
Российской Федерации;
снижение уровня облучения людей природными
радионуклидами в быту и на производстве, а
также техногенного загрязнения ими
окружающей среды;
разработка современных методик и
оборудования для проведения медицинского
обследования, профилактики и лечения
работников ядерно опасных и радиационно
опасных объектов и групп риска населения,
подверженных радиационному воздействию
повышенного уровня;
создание и обеспечение функционирования
единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения граждан,
осуществление государственной
радиационно-эпидемиологической регистрации
лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате чернобыльской и
других радиационных катастроф и инцидентов,
ведение единого медико-дозиметрического
регистра работников атомной промышленности.
Проведение радиационно-гигиенической
паспортизации организаций и территорий
Российской Федерации;
разработка научно обоснованной долгосрочной
стратегии обеспечения ядерной и
радиационной безопасности для человека и
окружающей среды при использовании атомной
энергии в различных отраслях экономики,
медицине, при проведении научных
исследований;
совершенствование нормативной правовой базы
в части определения требований безопасного
использования атомной энергии в различных
отраслях экономики, медицине, при
проведении научных исследований.
Социально-экономический эффект
характеризуется следующими показателями:
улучшение экологической обстановки в местах
функционирования объектов использования
атомной энергии и на реабилитированных
территориях;
снижение прямых и косвенных экономических
потерь в результате исключения вероятности
возникновения тяжелых радиационных аварий;
предотвращение или снижение возможного
ущерба от повышенного радиационного
воздействия на человека и окружающую среду
в результате ухудшения радиационной
обстановки путем проведения оперативных
действий по локализации и ликвидации его
последствий;
эффективное функционирование
медико-санитарной системы защиты здоровья
лиц, занятых на ядерно опасных и
радиационно опасных производствах, а также
населения, проживающего на прилегающих
территориях


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы (далее - Программа) разработана для решения проблем, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности государства.

Серьезную задачу представляет собой обращение со значительным количеством радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, накопленных в результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и в результате других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации.

Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской атомной электростанции и на других ядерно опасных и радиационно опасных объектах, а также в местах утилизации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками.

Сложность решения проблемы обусловлена тем, что ранее не уделялось должного внимания разработке методологии комплексного анализа вопросов обеспечения ядерной и радиационной безопасности России и долгосрочного прогнозирования ее состояния.

Целью государственной политики в современных условиях должны стать минимизация радиационного воздействия на человека и среду его обитания путем значительного повышения безопасности действующих и проектируемых объектов использования атомной энергии, обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, проведение специальных мер по радиационной защите населения и реабилитации загрязненных территорий, физической защите ядерных материалов и ядерных установок.

Проблема ядерной и радиационной безопасности России требует единого подхода на государственном уровне к оценке уровня радиационной опасности объектов и разработке мер и критериев обеспечения их безопасного функционирования для человека и окружающей среды.

В Программе система критериев, обеспечивающих безопасность для человека и среды его обитания, формируется на основе концепции социально приемлемого уровня риска, которая применима к любому виду природного и техногенного воздействия на человека и окружающую среду, в том числе связанного с атомной энергией и ионизирующим излучением. Социально приемлемым уровнем риска возможных тяжелых аварий с радиоактивными выбросами катастрофического характера является полное исключение подобных аварий. Для случаев возможных радиационных инцидентов должны быть предусмотрены социальные меры защиты населения и организация его жизнедеятельности в условиях повышенного радиационного воздействия.

Указанные в паспорте Программы научно-технические, социальные, экологические, экономические и другие задачи в сфере ядерной и радиационной безопасности обусловливают необходимость применения для их рационального решения программно-целевого метода и его использования в рамках единой федеральной целевой программы при интеграции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм.

Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов, средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.

Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках других действующих президентских и федеральных целевых программ.

2. Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.

Чтобы определить суммарные (интегральные) риски и снизить их до социально приемлемого уровня, применяются количественные и качественные критерии оценки состояния ядерной и радиационной безопасности России.

Масштаб проблемы таков, что необходимо решать ее поэтапно, начиная с наиболее важных задач, предполагая, что проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности России будет становиться все более актуальной.

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России является приоритетной задачей социально-экономического развития государства в области обеспечения национальной безопасности и обеспечения качества жизни, здоровья населения.

Указанные в паспорте Программы задачи являются основными составляющими системного подхода к обеспечению ядерной и радиационной безопасности России.

Основными задачами Программы являются:

комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности предприятий ядерного топливного цикла;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;

развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;

разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;

совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;

развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;

ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;

развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;

разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Решение этих задач осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об охране окружающей среды", "О техническом регулировании", а также в соответствии с "Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и другими нормативными правовыми актами с учетом следующих принципов обеспечения радиационной безопасности:

непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);

запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);

поддержание на возможно более низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).

Программа рассчитана на 7 лет и ее планируется выполнить в 3 этапа.

На I этапе (2000-2001 годы) предусмотрено определение наиболее эффективных путей и мер преодоления негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Запланирована разработка научных, нормативных, методических и организационных основ для дальнейшей реализации мероприятий Программы.

На II этапе (2002-2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.

На III этапе (2004-2006 годы) предусматривается обеспечить реализацию основных положений Программы и определить дальнейшие мероприятия в соответствии с рекомендациями "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации.

Из основных целей и задач Программы вытекает логическое построение системы целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программных мероприятий.

Цель Программы фактически определяет два основных целевых индикатора реализации Программы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»