• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 декабря 1999 года N 107н

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях

(с изменениями на 9 июня 2001 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 октября 2005 года на основании
приказа Минфина России от 29 сентября 2004 года N 87н
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 10 июля 2000 года N 65н (Российская газета, N 149, 03.08.2000);
     приказом Минфина России от 9 июня 2001 года N 44н (Российская газета, N 140, 25.07.2001) (вступил в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года).

____________________________________________________________________

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях
Приложение 1 к Инструкции
Приложение 2 к Инструкции
Приложение к приказу


     В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
     
приказываю:
     

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
     

2. Внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации согласно приложению.


Министр
М.Касьянов
 

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 января 2000 года,
регистрационный N 2064
     
     

ИНСТРУКЦИЯ по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях

(с изменениями на 10 июля 2000 года)

Часть I. Организация бухгалтерского учета

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
     

2. В целях настоящей Инструкции применяются следующие понятия:
     
     бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов;
     
     главный распорядитель средств бюджета (далее - главный распорядитель) - орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом (правовым актом) о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом (правовым актом), по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении;
     
     распорядитель средств бюджета (далее - распорядитель) - орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя для их распределения между получателями средств бюджета, находящимися в его ведении;
     
     получатель средств бюджета (далее - получатель) - бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований;
     
     лимит бюджетных обязательств - предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета;
     
     принятие денежных обязательств за счет средств бюджета - заключение получателем договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (услуг) с исполнителями работ (услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств;
     
     объем финансирования расходов - объем прав получателя на оплату принятых в установленном порядке денежных и иных обязательств за счет средств бюджета, в пределах которых органы, исполняющие соответствующие бюджеты, осуществляют кассовые расходы по поручению получателя;
     

кассовый расход - операция по списанию средств со счета органа казначейства или в кредитной организации в оплату принятых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета;
     
     лицевой счет - регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями.
     

3. Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установленный настоящей Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус (далее - учреждения, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией).
     

4. Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619) и настоящей Инструкцией.
     

5. Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный настоящей Инструкцией, предусматривает:
     
     план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
     
     мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
     
     способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
     
     формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
     
     методы оценки активов и обязательств;
     
     корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
     

другие вопросы организации бухгалтерского учета.
     

6. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренному настоящей Инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
     

7. Бухгалтерский учет в учреждениях ведется в валюте Российской Федерации - в рублях и копейках.
     
     Ведение регистров бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
     

8. Руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.
     
     При централизации бухгалтерского учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права получателей (в частности, в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной распорядителем смете доходов и расходов: получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством; решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения).
     
     Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
     

9. Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.
     

10. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.
     
     Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
     
     Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтериях, как правило, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетов и т. д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены следующие группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных предметов, продуктов питания.
     
     В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. На эти группы может быть возложено оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.
     
     Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода договоры, акты выполненных работ и др.).
     
     Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения, а при централизации учета - для всех обслуживаемых учреждений.
     

11. Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
     
     В обязанности бухгалтерских служб входит:
     
     ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов;
     
     осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
     
     контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
     
     финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;
     
     начисление и выплата в установленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений;
     
     своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределах санкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями и отдельными физическими лицами;
     
     ведение учета доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
     
     контроль за использованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей;
     
     участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
     
     проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
     

широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;
     
     составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
     
     составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (при отсутствии планового отдела или другого аналогичного структурного подразделения);
     
     ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;
     
     хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и на машинных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
     

12. Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.
     

13. В учреждении все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия или уполномоченными ими на то лицами.
     
     В случае разногласий между руководителем учреждения и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя учреждения, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
     

14. Для ведения бухгалтерского учета в учреждении применяются разработанные с учетом специфики их деятельности формы класса 05 "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции и отдельные формы первичных учетных документов класса 03 ОКУД "Унифицированная система первичной учетной документации", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 года N 71а (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 апреля 1999 года N 2879-ПК указанному постановлению государственная регистрация не требуется).
          

Все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
     
     Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).
     
     Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций).
     
     В зависимости от технологии обработки учетной информации в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (коды, контрольные отметки и т. п.), не нарушающие требований нормативных правовых актов и методических документов по бухгалтерскому учету.
     
     За достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут ответственность лица, создавшие и подписавшие эти документы.
     
     В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально ответственного лица в получении этих ценностей, а в документах, подтверждающих факт выполнения работы, - подписи о принятии результата работы ответственными (уполномоченными) лицами.
     
     Записи в первичных учетных документах производятся способом, обеспечивающим сохранность записей: чернилами, пастой шариковой ручки, при помощи пишущих машин и средств автоматизации. Свободные строки в первичных учетных документах прочеркиваются.
     
     В первичных учетных документах (как в текстовой части, так и цифровых данных) подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.
     

Исправление ошибки в первичном учетном документе должно быть оговорено надписью: "Исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.
     
     В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.
     

15. Документы, служащие основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота.
     
     С лицами, предусмотренными действующим законодательством, ответственными за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей, заключаются в установленном порядке письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ф.523).
     
     Получение материальных ценностей осуществляется лицом, полномочия которого подтверждаются доверенностью, оформленной по установленным формам (ф.М-2 (0315001) или ф.М-2а (0315002)*).
_______________
     * Здесь и далее после номера формы в скобках приводится код формы документа классов 03 и 05 ОКУД.
     
     Материально ответственные лица представляют первичные учетные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов ф.442 (по приходным и расходным документам). После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных учетных документов реестр с подписью работника бухгалтерии возвращается материально ответственному лицу.
     

16. Аналитический учет ведется в регистрах бухгалтерского учета (на карточках, накопительных ведомостях, книгах, в том числе с применением пакетов прикладных программ ведения бухгалтерского учета и т. п.). Порядок записей в регистрах бухгалтерского учета определен настоящей Инструкцией.
     
     Карточки (кроме карточек по основным средствам) регистрируются в реестре карточек ф.279, который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета основных средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств ф.ОС-10.
     
     Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри них по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях - и по обслуживаемым учреждениям.
     
     Карточки учета материалов, малоценных предметов и т. п. сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами бухгалтерского учета и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета основных средств, выбывших в течение года.
     

Опись инвентарных карточек по учету основных средств ф.ОС-10 сдается в архив, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке ф.ОС-6 бюдж., ОС-8, ОС-9. Сдача инвентарных карточек в архив без описи осуществляется по реестру сдачи документов ф.442, в котором указываются номер карточки и название списанного инвентаря, а в централизованных бухгалтериях, кроме того, и наименование обслуживаемого учреждения.
     
     В бухгалтерских книгах до начала записей нумеруются все страницы (листы). На последней странице листа за подписью главного бухгалтера делается надпись: "В настоящей книге всего пронумеровано _______ страниц (листов)".
     
     На каждой книге надписывается: наименование учреждения и год, на который книга открыта. В книге должно быть оглавление открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров новых страниц.
     
     Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записи операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в два года.
     
     Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся чернилами, пастой шариковой ручки или при помощи пишущих машин и средств автоматизации с первичных учетных документов не позднее следующего дня после их получения.
     
     По окончании каждого месяца в регистрах бухгалтерского учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам.
     

17. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета, производится в следующем порядке:
     
     а) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписывания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же, на полях, против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "Исправлено";
     
     б) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "Красное сторно"; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются бухгалтерской справкой ф.433, в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления.
     

На основании бухгалтерской справки ф.433 составляется мемориальный ордер ф.274.
     

18. Регистры бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам открываются записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом и регистрами бухгалтерского учета за истекший год.
     
     Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего письменного распоряжения эти исправления вносятся как в регистры бухгалтерского учета прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи), так и в регистры бухгалтерского учета текущего года (путем изменения входящих остатков).
     

19. Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости: ф.285 (оборотная ведомость по счету _____), ф.М-44 (оборотная ведомость по материальным запасам) и ф.326 (оборотная ведомость по основным средствам) по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом. Оборотные ведомости составляются ежемесячно, кроме основных средств и малоценных предметов, по которым оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги "Журнал - главная" ф.308. Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет.
     

20. Бухгалтерский учет в учреждениях осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящей Инструкцией.
     
     В отдельных случаях Министерство финансов Российской Федерации может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести в учреждениях, находящихся в их ведении, бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов.
     
     Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными мемориальными ордерами - накопительными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются следующие постоянные номера:
     
     мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) ф.381;
     

мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах 090, 091, 097, 100, 101, 102) ф.381;
     
     мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников, на субсчетах 110, 111, 114, 115, 118) ф.381;
     
     мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) ф.323;
     
     мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) ф.405;
     
     мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) ф.408;
     
     мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) ф.386;
     
     мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) ф.438;
     
     мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) ф.438;
     
     мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) ф.398;
     
     мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) ф.411;
     
     мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) ф.396;
     
     мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам) ф.409;
     
     мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях) ф.406.
     
     По остальным операциям и по операциям "сторно" составляются отдельные мемориальные ордера ф.274, которые нумеруются начиная с номера 16 за каждый месяц.
     
     Записи в мемориальные ордера осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов).
     
     Для отражения фактических расходов по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации применяется расшифровка к мемориальному ордеру ф.803.
     

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета - кроме того, и руководителем группы учета.
     

21. Книга "Журнал - главная" ф.308 открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Учет в книге "Журнал - главная" ведется по субсчетам, определенным планом счетов настоящей Инструкции для ведения операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
     
     Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и другие), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам - 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 - по предпринимательской деятельности, 3 - по целевым средствам и безвозмездным поступлениям).
     
     Записи в ф.308 производятся по мере составления мемориальных ордеров, а при составлении мемориальных ордеров - накопительных ведомостей один раз за месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы "Сумма по ордеру". Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.
     

22. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера, мемориальные ордера - накопительные ведомости вместе с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за два-три месяца и более в одну папку. На обложке надписываются: наименование учреждения; название и порядковый номер папки, дела; отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера мемориальных ордеров; количество листов в деле.
     

23. Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. По истечении сроков хранения дела в установленном порядке сдаются в соответствующий государственный архив. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся постоянно в бухгалтерии.
     
     Первичные учетные документы брошюруются в бухгалтерии по участкам учета в хронологическом порядке по номерам пачек за месяц. Выходные формы документов хранятся отдельно по каждому разделу учета и соответствующему субсчету.
     

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах.
     
     Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель учреждения.
     

24. Изъятие первичных учетных документов может производиться только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании постановлений в соответствии с действующим законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу учреждения.
     
     С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица учреждения могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.
     
     Если изымаются недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица учреждений могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).
     

25. В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
     
     В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и Государственного пожарного надзора.
     
     Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящую организацию.
     

26. Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, и достоверности данных бухгалтерского учета учреждения проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
     
     Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
     

Проведение инвентаризации обязательно:
     
     при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
     
     перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться одни раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
     
     при смене материально ответственных лиц;
     
     при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
     
     в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
     
     при реорганизации или ликвидации учреждения;
     
     в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
     
     Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения назначается инвентаризационная комиссия.
     
     Результаты инвентаризации оформляются:
     
     инвентаризационной описью (сличительной ведомостью), ф.401, - по объектам основных средств, предметам малоценного инвентаря, материальным запасам, готовой продукции;
     
     актом инвентаризации наличных денежных средств (ф.0309014) - по наличным денежным средствам;
     
     инвентаризационной описью ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф.0309015) - по ценным бумагам и бланкам документов строгой отчетности;
     
     актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0309016) - по расчетам;
     
     актом о результатах инвентаризации (ф.835) с прилагаемой к нему ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф.836).
     
     Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих субсчетах, предусмотренных настоящей Инструкцией:
     
     а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) - по бюджетной деятельности, а также целевым средствам и безвозмездным поступлениям; доходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности.
     

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем;
     
     б) недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220, 241, 270 и кредиту субсчетов счетов 04, 05, 06, 08;
     
     в) недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов 040, 041, 043, 044, 050, 060-067, 069 (по материальным запасам), 120 (по денежным средствам), 173 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет бюджетных средств), 270 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений), 401 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности).
     
     В случае неустановления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытка с виновных лиц производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.
     

27. Учреждения обязаны составлять и представлять бухгалтерскую периодическую и годовую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
     
     Бухгалтерская отчетность учреждения должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.
     
     Учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность своей вышестоящей организации в установленные сроки. Учреждения, финансируемые из федерального бюджета, месячную отчетность представляют только органу федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Квартальные и годовые отчеты учреждений, финансируемых из федерального бюджета, перед представлением вышестоящей организации согласуются с органом федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, в котором открыты их лицевые счета, на соответствие объемов финансирования, остатков финансирования и кассовых расходов в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации.
     
     День представления учреждением бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
     

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
     
     Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по действующему законодательству, представляется с учетом требований этого законодательства.
     

28. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, соответственно Министерству финансов Российской Федерации и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные ими сроки.
     
     Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя.
     
     Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с действующим законодательством.
     

29. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с планом счетов, предусмотренным настоящей Инструкцией, и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета.
     
     В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов учреждения данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, главная книга, отчет и т.п.). При этом содержание показателей в выходных формах документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным настоящей Инструкцией для регистров бухгалтерского учета.
     
     При обнаружении в выходных формах документов ошибок бухгалтерия осуществляет диагностику ошибочных данных, внесение исправлений в соответствующие базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений.
     
     Внесение исправлений осуществляется датой обнаружения ошибочных данных путем обязательного оформления измененных документов, сторнирующих проводок.
     

Без оформления документального подтверждения любые исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются.
     

30. Для бухгалтерского учета в учреждениях применяется следующий план счетов:
     

Наименование счета

Номер счета

Наименование субсчета

Номер
субсчета

1

2

3

4

Глава 1. Основные средства и другие долгосрочные вложения

Основные средства

01

Здания

010

Сооружения

011

Передаточные устройства

012

Машины и оборудование

013

Транспортные средства

015

Инструменты, производственный
(включая принадлежности) и
хозяйственный инвентарь

016

Рабочий и продуктивный скот

017

Библиотечный фонд

018

Прочие основные средства

019

Износ основных
средств

02

Износ основных средств

020

Другие долгосрочные
вложения

03

Долгосрочные финансовые вложения

030

Нематериальные активы

031

Глава 2. Материальные запасы

Оборудование,

04

Оборудование к установке

040

строительные мате-
риалы и материалы

Строительные материалы для
капитального строительства

041

для научных
исследований

Материалы длительного использования
для научных исследований и на
лабораторном испытании

043

Спецоборудование для научно-
исследовательских работ по договорам с заказчиками

044

Молодняк животных и животные на откорме

05

Молодняк животных и животные на
откорме

050

Материалы и продукты питания

06

Материалы для учебных, научных и
других целей

060

Продукты питания

061

Медикаменты и перевязочные средства

062

Хозяйственные материалы и
канцелярские принадлежности

063

Топливо, горючее и смазочные материалы

064

Специальные материалы

065

Тара

066

Прочие материалы

067

Материалы в пути

068

Запасные части к машинам
и оборудованию

069

Глава 3. Малоценные предметы

Малоценные

07

Малоценные предметы на складе

070

предметы

Малоценные предметы в эксплуатации

071

Белье, постельные принадлежности,
одежда и обувь на складе

072

Белье, постельные принадлежности,
одежда и обувь в эксплуатации

073

Глава 4. Готовая продукция

Готовая продукция

08

Готовая продукция

080

Глава 5. Средства учреждений

Средства
федерального
бюджета

09

Средства федерального бюджета для
перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя
(распорядителя), и на другие мероприятия

090

Средства федерального бюджета на
расходы учреждений

091

Средства федерального бюджета в
иностранной валюте

097

Средства бюджетов
субъектов Российской
Федерации и местных
бюджетов

10

Средства для перевода учреждениям,
находящимся в ведении главного
распорядителя (распорядителя), и на
другие мероприятия

100

Средства на расходы учреждения

101

Средства бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета в иностранной валюте

102

Средства, полученные
за счет внебюджетных
источников

11

Целевые средства и безвозмездные
поступления

110

Средства, полученные от
предпринимательской деятельности

111

Средства, поступившие во временное
распоряжение учреждения

114

Средства, полученные от
государственных внебюджетных
фондов

115

Средства в иностранной валюте

118

Касса

12

Касса

120

Прочие средства

13

Аккредитивы

130

Лимитированные чековые книжки

131

Денежные документы

132

Средства в пути

133

Краткосрочные финансовые вложения

134

Глава 6. Внутриведомственные расчеты
по финансированию из бюджета  

Внутриведомственные
расчеты по
финансированию из
бюджета

14

Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия

140

Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения

141

Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство

143

Глава 7. Расчеты

Расчеты с
поставщиками,

15

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

150

подрядчиками и
заказчиками за
выполненные работы

Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги

153

и оказанные услуги

Расчеты по авансам полученным

155

Расчеты с исполнителями за
выполненные работы

156

Расчеты по авансам выданным

157

Расчеты с
подотчетными лицами

16

Расчеты с подотчетными лицами

160

Расчеты с разными

17

Расчеты по недостачам

170

дебиторами и
кредиторами

Налог на добавленную стоимость,
по приобретенным материальным
ценностям, работам и услугам

171

Расчеты по специальным видам платежей

172

Расчеты по платежам в бюджет

173

Расчеты по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения

174

Расчеты по прочим средствам на
содержание учреждения

175

Расчеты с депонентами

177

Расчеты с прочими дебиторами и
кредиторами

178

Расчеты по оплате

18

Расчеты по оплате труда

180

труда и стипендиям

Расчеты со стипендиатами

181

Расчеты с работниками по безналичным перечислениям на счета по вкладам в кредитные организации

183

Расчеты с работниками по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования

184

Расчеты с членами профсоюзов по
безналичным перечислениям сумм
членских профсоюзных взносов

185

Расчеты по исполнительным и другим
документам, прочие расчеты

187

Расчеты с военнослужащими по
денежному довольствию и прочим
выплатам

188

Другие расчеты за выполненные работы

189

Расчеты по
обязательному
социальному

19

Расчеты за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов

191

страхованию и
социальной защите

Расчеты по взысканию переплат пенсий и пособий

192

населения

Расчеты с Фондом социального
страхования Российской Федерации

193

Расчеты с Фондом обязательного
медицинского страхования Российской Федерации

194

Расчеты по оказанию социальной помощи населению

195

Расчеты с Пенсионным фондом
Российской Федерации

198

Расчеты с Государственным фондом
занятости населения Российской
Федерации

199

Глава 8. Расходы по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников

Расходы по бюджету

20

Расходы по бюджету на содержание
учреждения и другие мероприятия

200

Расходы за счет дополнительных
источников бюджетного финансирования

201

Расходы по бюджету на капитальное
строительство

203

Расходы к
распределению

21

Расходы к распределению

210

Расходы за счет
средств

22

Расходы по предпринимательской
деятельности

220

внебюджетных
источников

Расходы по изготовлению
экспериментальных устройств

221

Расходы по изготовлению и переработке материалов

222

Расходы за счет средств, формируемых из прибыли

223

Расходы на капитальное строительство за счет средств на содержание и развитие
материально-технической базы

224

Расходы по целевым средствам на
содержание учреждения и другие
мероприятия

225

Расходы за счет средств родителей на содержание детского учреждения

227

Расходы за счет средств, полученных от государственных внебюджетных фондов

228

Глава 9. Финансирование из бюджета

Финансирование из
бюджета

23

Финансирование из бюджета для
перевода учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя
(распорядителя), и на другие мероприятия

230

Дополнительные источники бюджетного финансирования

231

Глава 10. Фонды и средства целевого назначения

Средства,
формируемые из

24

Средства на материальное поощрение и социальные выплаты

240

прибыли

Средства на содержание и развитие
материально-технической базы

241

Фонд в основных
средствах и

25

Фонд в основных средствах

250

нематериальных
активах

Фонд в нематериальных активах

251

Фонд в малоценных
предметах

26

Фонд в малоценных предметах

260

Средства целевого
назначения

27

Целевые средства на содержание
учреждения и другие мероприятия

270

Средства родителей на содержание
детского учреждения

272

Заемные средства

273

Целевые средства, полученные
учреждением от государственных
внебюджетных фондов

274

Глава 11. Выполненные и сданные заказчикам продукция,
 работы и услуги  

Выполненные и
сданные заказчикам
продукция, работы и
услуги

28

Выполненные и сданные заказчикам
продукция, работы и услуги

280

Глава 12. Доходы, прибыли (убытки)

Доходы

40

Доходы отчетного периода

400

Доходы будущих периодов

401

Прибыли и убытки

41

Прибыли и убытки

410

Забалансовые счета

Арендованные
основные средства

01

Товарно- материальные
ценности, принятые на ответственное
хранение

02

Бланки строгой
отчетности

04

Списанная
задолженность
неплатежеспособных
дебиторов

05

Материальные
ценности, оплаченные
по централизованному
снабжению

06

Задолженность
учащихся и студентов
за невозвращенные
материальные
ценности

07

Переходящие
спортивные призы и
кубки

08

Путевки неоплаченные

09

Переплаты пенсий и
пособий вследствие
неправильного
применения
законодательства о
пенсиях и пособиях, счетных ошибок

10

Учебные предметы
военной техники

11

Запасные части к
транспортным
средствам, выданным
взамен изношенных

12

31. Операции по исполнению сметы доходов и расходов учреждения оформляются записями согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
     

Часть II. Учет операций по исполнению смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников

Глава 1. Основные средства и другие долгосрочные вложения

32. Бухгалтерский учет основных средств и других долгосрочных вложений должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления основных средств, приобретенных за счет средств бюджетов, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, их перемещения внутри учреждения и выбытия, контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта, а также поступления и выбытия других долгосрочных вложений.
     
     К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев и стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
     
     В составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
     
     К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам.
     
     Капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
     
     Законченные капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.
     
     Не относятся к основным средствам и учитываются в составе малоценных предметов:
     
     а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости;
     

б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством, за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре), независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости);
     
     в) следующие предметы независимо от их стоимости и срока полезного использования:
     
     орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие);
     
     специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа); сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления продукции устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, фурмы воздушные, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т. п.);
     
     специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности;
     
     форменная одежда, обувь, предназначенная для выдачи работникам учреждения в установленном порядке;
     
     временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, расходы по возведению которых относятся на расходы строительных работ в составе накладных расходов;
     
     предметы, предназначенные для сдачи в аренду по договору проката;
     
     молодняк и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные;
     
     многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
     
     г) бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавный трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком полезного использования до 24 месяцев (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и т. д.).
     

33. Учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства", который подразделяется на субсчета:
     

010 "Здания";
     
     011 "Сооружения";
     
     012 "Передаточные устройства";
     
     013 "Машины и оборудование";
     
     015 "Транспортные средства";
     
     016 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь";
     
     017 "Рабочий и продуктивный скот";
     
     018 "Библиотечный фонд";
     
     019 "Прочие основные средства".
     
     Учет основных средств, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, а также приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется на инвентарных карточках ф.ф.ОС-6 бюдж., ОС-8, ОС-9 и раздельных оборотных ведомостях по основным средствам ф.326.
     

34. На субсчете 010 "Здания" учитываются с выделением следующих групп:
     
     номер 1 - здания производственно-хозяйственного назначения, здания, занимаемые органами управления, социально-культурными (здания учебных заведений, больниц, поликлиник и амбулаторий, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских учреждений, библиотек, клубов, музеев, научно-исследовательских институтов, лабораторий и т. д.) и другими учреждениями;
     
     номер 2 - здания, полностью или преимущественно предназначенные под жилье (общая полезная площадь жилых помещений которых занимает не менее 50% всей полезной жилой и нежилой площади).
     

35. На субсчете 011 "Сооружения" учитываются: водокачки, стадионы, бассейны, дороги, мосты, памятники, ограждения парков, скверов и общественных садов; специальные (военные) сооружения и др.
     

36. На субсчете 012 "Передаточные устройства" учитываются: линии электропередачи, трансмиссии и трубопроводы со всеми промежуточными устройствами, необходимыми для трансформации (преобразования) и передачи энергии и для перемещения по трубопроводам жидких и газообразных веществ до потребителя; специальные (военные) передаточные устройства.
     
     Здания электростанций, газокомпрессорных, насосных и других станций учитываются на субсчете 010, а находящееся в них оборудование - на субсчете 013.
     

37. На субсчете 013 "Машины и оборудование" учитываются: силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные приборы, регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, оргтехника, медицинское оборудование, прочие машины и оборудование с выделением следующих групп:
     

номер 1 - силовые машины и оборудование, машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, и машины-двигатели, превращающие разного рода энергию (энергию воды, ветра, тепловую, электрическую энергию и т. д.) в механическую, то есть в энергию движения;
     
     номер 2 - рабочие машины и оборудование, машины, аппараты и оборудование, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда в процессе создания продукта или услуг производственного характера и перемещения предмета труда в производственном процессе при помощи механических двигателей, силы человека и животных;
     
     номер 3 - измерительные приборы - дозаторы, амперметры, барометры, ваттметры, водомеры, вакуумметры, вапориметры, вольтметры, высотомеры, гальванометры, геодезические приборы, гигроскопы, индикаторы, компасы, манометры, хронометры, специальные весы, мерники, кассовые аппараты и др.;
     
     номер 4 - регулирующие приборы и устройства - кислородно-дыхательные приборы, регулирующие устройства электрические, пневматические и гидравлические, пульты автоматического управления, аппаратура централизации и блокировки, линейные устройства диспетчерского контроля и др.;
     
     номер 5 - лабораторное оборудование - пирометры, регуляторы, калориметры, приборы для определения влажности, перегонные кубы, лабораторные копры, приборы для испытания на газонепроницаемость, приборы для испытания прочности образцов на разрыв, микроскопы, термостаты, стабилизаторы, вытяжные шкафы и т. п.;
     
     номер 6 - вычислительная техника, оргтехника - компьютеры и компьютерные локальные сети, принтеры, модемы, копировальные аппараты, факсимильные аппараты, аппараты сотовой и мобильной связи, электронно-вычислительные, управляющие и аналоговые машины, цифровые вычислительные машины и устройства (клавишные вычислительные машины и др.);
     
     номер 7 - медицинское оборудование - медицинское оборудование (зубоврачебные кресла, операционные столы, кровати со специальным оборудованием и др.), специальное дезинфекционное и дезинсекционное оборудование, оборудование молочных кухонь и молочных станций, станций переливания крови и др.;
     
     номер 8 - прочие машины и оборудование - машины, аппараты и другое оборудование, не поименованное в перечисленных группах 1 - 7, 9. К прочим машинам и оборудованию относятся: оборудование стадионов, спортплощадок и спортивных помещений (в том числе спортивные снаряды и инвентарь), оборудование кабинетов и мастерских в учебных заведениях, киноаппаратура, осветительная аппаратура, оборудование сцен, музыкальные инструменты, телевизоры, радиоаппаратура, специальное оборудование научно-исследовательских учреждений и других учреждений, занимающихся научной работой, оборудование АТС, пожарные машины на автомобильном и конном ходу, пожарные автоцистерны, механические пожарные лестницы, стиральные и швейные машины, холодильники, пылесосы и др.;
     

номер 9 - все виды специальных (военных) машин и оборудования.
     

38. На субсчете 015 "Транспортные средства" учитываются все виды средств передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, с выделением следующих групп:
     
     номер 1 - подвижной состав железнодорожного, водного, автомобильного транспорта (электровозы, тепловозы, паровозы, мотовозы, мотодрезины, вагоны, платформы, цистерны, теплоходы, пароходы, дизель-электроходы, буксиры, баржи и барки, лодки и суда служебно-вспомогательные, спасательные, пристани плавучие, парусные суда, автомобили грузовые и легковые, прицепы, автосамосвалы, автоцистерны, автобусы, тракторы и др.);
     
     номер 2 - подвижной состав воздушного транспорта (самолеты, вертолеты);
     
     номер 3 - гужевой транспорт (телеги, сани и др.);
     
     номер 4 - производственный транспорт (электрокары, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, тележки и др.);
     
     номер 5 - все виды спортивного транспорта;
     
     номер 6 - все виды специального (военного) транспорта.
     
     Транспортные и спортивные лошади и другие транспортные животные учитываются на субсчете 017 "Рабочий и продуктивный скот".
     

39. На субсчете 016 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь" учитываются с выделением следующих групп:
     
     номер 1 - инструменты - механизированные и немеханизированные орудия труда общего назначения, а также прикрепляемые к машинам предметы, служащие для обработки материалов. К ним относятся: режущие, ударные, давящие и уплотняющие орудия ручного труда, включая ручные механизированные орудия, работающие посредством электроэнергии, сжатого воздуха и т. п. (электродрели, краскопульты, электровибраторы, гайковерты и др.), а также всякого рода приспособления для обработки материалов, производства монтажных работ и т. п. (тиски, патроны, делительные головки, приспособления для установки двигателей и для проворачивания карданного вала на автомобилях и др.);
     
     номер 2 - производственный инвентарь и принадлежности - предметы производственного назначения, которые служат для облегчения производственных операций во время работы: рабочие столы, верстаки, кафедры, парты и т. п.; оборудование, способствующее охране труда; вместилища для хранения жидких и сыпучих тел (баки, лари, чаны, закрома и т. п.); шкафы торговые и стеллажи; инвентарная тара; предметы технического назначения, которые не могут быть отнесены к рабочим машинам;
     
     номер 3 - хозяйственный инвентарь - предметы конторского и хозяйственного обзаведения, конторская обстановка, переносные барьеры, вешалки, гардеробы, шкафы разные, диваны, столы, кресла, шкафы и ящики несгораемые, пишущие машины, переносные юрты, палатки (кроме кислородных), кровати (кроме кроватей со специальным оборудованием), ковры, портьеры и другой хозяйственный инвентарь, а также предметы противопожарного назначения - гидропульты, стендеры, лестницы ручные и т. п. (кроме насосов пожарных на автомобильном и конном ходу и механических пожарных лестниц, учитываемых по субсчету 013 "Машины и оборудование");
     

номер 4 - все виды специальных (военных) инструментов.
     

40. На субсчете 017 "Рабочий и продуктивный скот" учитываются с выделением следующих групп:
     
     номер 1 - рабочий скот - лошади, волы, верблюды, ослы и другие рабочие животные (включая транспортных и спортивных лошадей и других транспортных животных);
     
     номер 2 - продуктивный и племенной скот - коровы, быки-производители, буйволы и яки (кроме рабочих), жеребцы-производители и племенные кобылы (нерабочие), кобылы, переведенные на табунное содержание, верблюды-производители и матки (нерабочие), олени-матки и самцы (рогачи), хряки-производители и свиноматки, овцематки, козы, бараны и др.
     
     номер 3 - животные, применяемые для служебных целей.
     

41. На субсчете 018 "Библиотечный фонд" учитываются библиотечные фонды независимо от стоимости отдельных экземпляров книг. В библиотечный фонд включаются: научная, художественная и учебная литература, специальные виды литературы и другие издания.
     

42. На субсчете 019 "Прочие основные средства" учитываются объекты независимо от стоимости с выделением следующих групп:
     
     номер 1 - многолетние насаждения. К многолетним насаждениям относятся насаждения вне зависимости от их возраста: плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники), озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории учреждений, во дворах жилых домов, живые изгороди, снегозащитные и полезащитные полосы, насаждения по укреплению песков и берегов рек, овражно-балочные насаждения и т.п.; насаждения ботанических садов и других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научных целей и другие многочисленные насаждения.
     
     Молодые насаждения всех видов учитываются отдельно от насаждений, достигших полного развития, то есть возраста начала плодоношения, смыкания крон и т. п.;
     
     номер 2 - капитальные расходы по улучшению земель. К капитальным расходам по улучшению земель относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов и др.);
     
     номер 3 - музейные ценности, кроме музейных экспонатов (предметов искусства и естествознания, старины и народного быта и экспонатов научного, исторического и технического значения), которые учитываются в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации или другими органами исполнительной власти; художественные ценности, предметы изобразительного и прикладного искусства учреждений;
     

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (с изменениями на 9 июня 2001 года) (утратил силу с 1 октября 2005 года на основании приказа Минфина России от 29.09.2004 N 87н)

Название документа: Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (с изменениями на 9 июня 2001 года) (утратил силу с 1 октября 2005 года на основании приказа Минфина России от 29.09.2004 N 87н)

Номер документа: 107н

Вид документа: Приказ Минфина России

Принявший орган: Минфин России

Статус: Недействующий

Опубликован: Экономика и жизнь, N 6, февраль 2000 года

Российская газета, N 98, 23.05.2000

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 7-8, 14.02.2000, 21.02.2000

Дата принятия: 30 декабря 1999

Дата начала действия: 03 марта 2000
Дата окончания действия: 01 октября 2005
Дата редакции: 09 июня 2001
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах