Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 1987 года N 1318


О доработанном по результатам всенародного обсуждения
проекте ЦК КПСС и Совета Министров СССР
"Основные направления развития охраны здоровья населения и
перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке
и на период до 2000 года"

______________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с истечением срока действия
______________________________________________________________


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

постановляют:

Утвердить Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года с учетом дополнений и изменений, внесенных по итогам их всенародного обсуждения в трудовых коллективах, учреждениях здравоохранения и медицинской науки, партийно-хозяйственных активах республик, краев и областей, коллегиях министерств и ведомств, в центральной печати и письмах трудящихся (прилагаются).

Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.Горбачев

Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития охраны здоровья населения и
перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке
и на период до 2000 года

Намеченный XXVII съездом КПСС курс на ускорение социально-экономического развития страны предусматривает реализацию крупных социальных программ. Делом первостепенной важности партия и государство считают охрану и укрепление здоровья советских людей, увеличение продолжительности их жизни и творческой активности, кардинальное повышение качества медицинской помощи.

Здоровье - благо и счастье для каждого человека и необходимое условие роста производительности труда, экономической мощи страны, благосостояния народа. Забота Коммунистической партии и Советского государства о здоровье каждого гражданина отвечает принципам гуманизма и социальной справедливости, служит целям дальнейшего процветания социалистического общества.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало осуществлению коренных преобразований, отвечающих самым насущным и сокровенным чаяниям широких народных масс. Впервые в истории государство взяло на себя ответственность за здоровье населения, гарантировало законодательное, организационное и материальное обеспечение соответствующих экономических, социальных и медицинских мер.

В СССР создана подлинно общенародная система здравоохранения, основанная на ленинских принципах бесплатности и общедоступности медицинской помощи, профилактики, единства науки и практики, активного участия общественности в оздоровительных мероприятиях. На всех этапах развития нашего общества эта система надежно обеспечивала охрану здоровья населения и санитарное благополучие страны.

За 70 лет Советской власти в результате последовательного осуществления планов социалистического строительства, проведения крупномасштабных государственных мер профилактики заболеваний, улучшения условий труда и быта, развития здравоохранения и медицинской науки достигнуто кардинальное улучшение состояния здоровья населения. В 3 раза уменьшилась общая и в 11 раз - детская смертность, вдвое увеличилась средняя продолжительность жизни, ликвидированы многие опасные инфекционные заболевания. Постоянно снижается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, инвалидности среди трудящихся.

К неоспоримым завоеваниям социализма следует отнести и стойкую тенденцию к социальной однородности общественного здоровья. Улучшение физического развития, снижение смертности, увеличение продолжительности творческой жизни характерны для различных групп населения, для всех наций и народностей Советского Союза. Многие народы, обреченные до Великой Октябрьской социалистической революции на вымирание, достигли ныне высоких показателей здоровья.

Советское здравоохранение превратилось в крупную отрасль социальной сферы. Построены и оснащены десятки тысяч поликлиник, больниц, станций скорой и неотложной медицинской помощи, детских учреждений, сотни научно-исследовательских институтов и учебных заведений. Созданы система охраны материнства и детства, санитарно-эпидемиологическая служба, широкая сеть санаториев и домов отдыха. В отрасли работают 1,2 миллиона врачей и 3,3 миллиона средних медицинских работников. Рост кадрового, материально-технического и научного потенциала позволяет обеспечивать население не только общеврачебной, но и различными видами специализированной помощи.

Впечатляющие достижения советского здравоохранения получили всеобщее признание. Его принципы, система организации первичной медико-санитарной помощи рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения как образец для создания национальных служб.

Достигнутые успехи свидетельствуют об огромных преимуществах и возможностях социалистического общества в решении проблем охраны здоровья населения. Однако, как показывает объективный анализ, эти возможности используются не в полной мере. В 70-е и начале 80-х годов в сфере здравоохранения стали проявляться и нарастать негативные тенденции. Снижение темпов экономического роста в стране, ослабление внимания к вопросам охраны здоровья привели к уменьшению доли расходов на здравоохранение в государственном бюджете, замедлению процессов обновления его материально-технической базы, освоения новых лекарств и методов лечения. Недостатки в организации, планировании, снижение требовательности и контроля стали причиной серьезных ошибок в определении основных направлений деятельности отрасли, пропорций развития отдельных служб. Сложившийся порядок оценки работы медицинских учреждений не ориентирован на повышение качества лечебной, профилактической и лекарственной помощи населению. Получили распространение такие явления, как черствость, бездушие, грубость, безответственное отношение к выполнению профессионального долга, взяточничество, бюрократизм. Нравственные и этические деформации распространились на прием в высшие медицинские учебные заведения, оценку результатов обучения и работы, продвижение по службе. Существовавшая система оплаты труда не стимулировала стремления к улучшению качества работы, овладению знаниями и навыками, повышению квалификации.

Ослаблено внимание к профилактической работе - ведущему направлению в охране здоровья населения СССР. Министерства и ведомства, местные Советы народных депутатов не осуществляют в должном объеме меры по охране от загрязнений водоемов, атмосферного воздуха, почвы, по созданию безопасных условий труда на производстве. В ряде регионов страны население не обеспечивается доброкачественной питьевой водой, в некоторых городах концентрация вредных для здоровья веществ в воздушном бассейне в несколько раз превышает установленные нормативы. Санитарно-эпидемиологическая служба проявляет бездеятельность и пассивность в решении экологических проблем, не использует для этого предоставленные ей широкие полномочия. Низка эффективность государственного санитарного надзора за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В течение многих лет не уделялось необходимого внимания работе по формированию здорового образа жизни. Более двух третей населения не вовлечено в систематические занятия физической культурой и спортом, до 30 процентов имеет избыточный вес, около 70 млн. человек курят. Широкое распространение получили пьянство и алкоголизм, увеличивается число ливц, употребляющих наркотики. В стране развернулась решительная и непримиримая борьба с этими чуждыми социалистической морали явлениями. Однако ведется она не везде с должной настойчивостью и последовательностью.

Уровень и качество медицинской помощи не в полной мере отвечают возросшим потребностям советских людей. Медленно внедряются в практику передовой опыт, новые, более эффективные методы выявления заболеваний и их лечения. Не обеспечена преемственность в работе стационарных и внебольничных учреждений. Допускаются необоснованные отказы в госпитализации, несвоевременная доставка в лечебное учреждение больных, нуждающиеся в экстренной помощи, неэффективное использование коечного фонда и лечебно-диагностического оборудования, длительные сроки обследования в больницах, в ряде поликлиник не налажен прием в удобное для населения время.

Особую тревогу вызывает состояние работы по охране здоровья матери и ребенка. Родильные дома, детские поликлиники и стационары, женские консультации из-за неудовлетворительного оснащения, слабой подготовки кадров не обеспечивают современного уровня профилактики, диагностики и лечения. В учреждениях родовспоможения, отделениях и палатах для выхаживания недоношенных детей и лечения новорожденных грубо нарушаются санитарно-гигиенические требования.

В серьезном укреплении нуждается материально-техническая база отрасли. Многие больницы, родильные дома, поликлиники, амбулатории и аптеки размещены в приспособленных и даже аварийных помещениях. нуждаются в капитальном ремонте или реконструкции, не имеют центрального отопления, водопровода, канализации, горячей воды. В то же время из года в год не осваиваются средства, выделяемые на сооружение объектов здравоохранения. Действующие типовые проекты лечебно-профилактических учреждений не предусматривают использования в полном объеме современных медицинских технологий.

Потребности лечебно-профилактических учреждений и населения в медицинской технике, лекарствах, перевязочных и дезинфекционных средствах, предметах ухода за больными удовлетворяются не полностью. Большинство выпускаемых отечественной промышленностью приборов и аппаратов по своим характеристикам уступает лучшим зарубежным образцам.

Не в полной мере используется крупный потенциал отечественной медицинской науки. Научные медицинские исследования проводятся без учета социальных заказов и приоритетных направлений практики. Существующая система планирования не обеспечивает эффективного использования имеющегося интеллектуального и материально-технического потенциала. Низок уровень фундаментальных и прикладных работ: только пять процентов из них патентоспособны, треть отечественных разработок повторяет зарубежные. Медленно осуществляется внедрение научных достижений. Остро стоит проблема подготовки молодой научной смены.

Академия медицинских наук СССР не объединяет научные силы, не предъявляет должной требовательности к качеству и значимости исследований. В большом долгу перед практикой вузовская наука, в которой занята почти половина научных медицинских кадров высшей квалификации.

Эти и другие недостатки оказали негативное влияние на состояние здоровья населения. В стране ухудшилась динамика демографических процессов, высока детская смертность и смертность мужчин трудоспособного возраста, длительное время не увеличивалась средняя продолжительность жизни, практически не снижается уровень заболеваемости сердечно-сосудистыми и онкологическими болезнями. Народное хозяйство несет большие потери из-за утраты трудоспособности рабочими, служащими и колхозниками вследствие болезней и травм, а также ухода за больными детьми. Ежедневно по этим причинам на работу не выходит около 4 млн. человек, ежегодные выплаты пособий по временной нетрудоспособности превышают 7 млрд. рублей.

Состояние охраны и укрепления здоровья народа вызывает обоснованные нарекания трудящихся, серьезную озабоченность Центрального Комитета КПСС и Советского правительства. Недостатки в деятельности органов и учреждений здравоохранения наносят значительный ущерб осуществлению социальной политики партии, упрочению социалистического образа жизни, ускорению развития общества в целом.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР выдвигают задачу коренным образом перестроить здравоохранение, устранить недостатки, обеспечить эффективное использование имеющегося потенциала, резко повысить качество медицинской помощи. Необходимо добиться такого положения, чтобы деятельность всех звеньев отрасли, каждого медицинского работника отвечала современным требованиям. Полностью и повсеместно удовлетворить потребности населения в лекарственных препаратах и предметах ухода за больными.

С этой целью в соответствии с Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года осуществить систему мер по усилению профилактики болезней, поэтапному введению диспансеризации всего населения, совершенствованию профессионального мастерства медицинских кадров, повышению качества и культуры работы лечебно-профилактических и аптечных учреждений.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов, руководителям министерств, ведомств и предприятий, общественным организациям усилить внимание к нуждам здравоохранения, решению вопросов охраны окружающей среды, улучшению условий труда и быта населения, обеспечить безусловное выполнение планов по укреплению материально-технической базы здравоохранения, активно участвовать в работе по формированию у граждан здорового образа жизни, укомплектованию отрасли кадрами, их закреплению и идейно-нравственному воспитанию.

Необходимо, чтобы советское общество уделяло все больше внимания сохранению и укреплению здоровья здоровых людей.

Для привлечения широкой общественности к охране здоровья населения и перестройке народного здравоохранения, расширению информации о достижениях СССР в этой области поддержать инициативу трудящихся о создании Советского фонда здоровья и милосердия, формируемого за счет добровольных взносов трудовых коллективов, общественных организаций, творческих союзов и отдельных граждан.

Подъем здравоохранения в нашей стране на качественно новый уровень - дело общенародное, государственное. Решение поставленных задач требует творческого подхода к совершенствованию охраны и укреплению здоровья населения со стороны всех медицинских работников, партийных, советских и профсоюзных органов, комсомольских и других общественных организаций.

I. Повышение эффективности профилактики  -
генеральная линия советского здравоохранения

На всех этапах развития советского здравоохранения профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Профилактика по сути представляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение каких бы то ни было причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды. Осуществление их - не только задача органов здравоохранения, но и важнейший раздел деятельности партийных комитетов, министерств и ведомств, Советов народных депутатов, профсоюзов, комсомола, хозяйственных руководителей, трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений.

В успехах советского здравоохранения роль профилактики несомненна. Вместе с тем Министерство здравоохранения СССР, ВЦСПС, министерства и ведомства, местные Советы народных депутатов возможности профилактического направления используют еще недостаточно. Профилактика носит во многом декларативный характер и не предусматривает осуществления широких оздоровительных мер.

При возрастающих масштабах и интенсификации общественного производства особое значение приобретают комплексные государственные и региональные программы по охране и укреплению здоровья человека.

Рассматривая проведение масштабных природоохранных мероприятий как неотъемлемую часть массовой профилактической работы, надлежит обеспечить вывод из районов жилой застройки предприятий, являющихся источником загрязнения окружающей среды, шума, активно внедрять безотходные и малоотходные технологии, исключающие вредные выбросы. Не допускать ввода и эксплуатации промышленных и сельскохозяйственных объектов без очистных сооружений и организации санитарно-защитных зон. Повсеместно удовлетворить потребности населения в доброкачественной питьевой воде, принять безотлагательные меры по нормализации состояния воздушного бассейна. Ввести более строгие экономические санкции к предприятиям, наносящим ущерб здоровью человека и окружающей среде. Повысить роль исполкомов Советов народных депутатов, министерств и ведомств в проведении мероприятий, направленных на сохранение экологического равновесия. Министерству здравоохранения СССР усилить работу по организации борьбы с загрязнениями окружающей среды, рассматривая ее как одно из первостепенных направлений профилактической деятельности.

Органам государственного санитарного надзора надлежит более решительно и эффективно использовать имеющиеся правовые рычаги для безусловного соблюдения законодательства по санитарной охране почвы, водоемов и воздушного бассейна, выполнения на предприятиях, в учреждениях и организациях санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм.

ЦК компартий союзных республик, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов, Министерству здравоохранения СССР, ВЦСПС, министерствам и ведомствам обеспечить проведение комплексных крупномасштабных мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма. Добиться к 2000 году снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 15-20 процентов. В этих целях ужесточить контроль за выполнением отраслевых и территориальных программ "Здоровье", направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращение доли ручного труда и рабочих мест с неблагоприятными для здоровья производственными факторами, освобождение женщин от работ на участках с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на улучшение техники безопасности и отдыха трудящихся.

Привлечь внимание к этим вопросам органов народного контроля и широкой общественности. Включать основные положения программ "Здоровье" в текущие и перспективные планы социально-экономического развития соответствующих регионов и отраслей народного хозяйства.

Считать необходимым кодифицировать в едином государственном акте правила и порядок соблюдения санитарно-гигиенических норм, действующих на всей территории страны и обязательных для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан СССР.

Госагропрому СССР, Министерству торговли СССР, Центросоюзу, органам государственного санитарного надзора ужесточить требовательность на всех этапах изготовления продуктов питания, особенно тщательно контролировать применение минеральных удобрений, сельскохозяйственных ядохимикатов и других химических средств с тем, чтобы исключить возможность проникновения в пищевые продукты веществ, вредных для здоровья человека.

Усилить контроль за процессами переработки, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов. Не допускать их производства с нарушениями требований технологии и не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам. Привести государственные стандарты СССР на продукцию пищевой промышленности и сельского хозяйства в соответствие с научно обоснованными гигиеническими требованиями. Особое внимание обратить на соблюдение санитарно-гигиенических правил на предприятиях общественного питания, чтобы исключить любую возможность заболеваний, вызванных употреблением недоброкачественных продуктов.

Органам прокуратуры и санитарного надзора принимать исчерпывающие меры по выявленным фактам нарушений санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм, активнее применять правовые средства в целях надежной охраны здоровья и жизни советских людей, привлекая виновных в установленном порядке к материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Учитывая большое значение для здоровья населения сбалансированного, полноценного питания, последовательно осуществлять меры по улучшению качества и рациональному использованию пищевых продуктов. Предусмотреть включение в государственные стандарты СССР показателей, характеризующих их биологическую ценность. Увеличить производство продуктов повышенной биологической ценности, с пониженным содержанием животного жира, сахара, поваренной соли, а также выпуск растительных жиров, диетических, витаминизированных и белковых продуктов. К 1991 году полностью удовлетворить потребности детей раннего возраста в жидких пастообразных молочных изделиях, детских консервах, сухих адаптированных молочных смесях.

Наряду с этим следует активно проводить санитарно-просветительную работу по повышению культуры питания с тем, чтобы пищевой рацион соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма.

В основе профилактической деятельности должно быть утверждение здорового образа жизни каждого человека и всего общества. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общенародному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Это предполагает искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физкультурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний, гармоничное развитие личности.

Целенаправленная работа в этом направлении должна начинаться с детства. Необходимо повысить роль и ответственность семьи за сохранение и укрепление здоровья ребенка, улучшить обучение родителей правилам гигиенического воспитания и ухода за детьми. Принять меры к широкому внедрению в практику работы дошкольных учреждений современных методов закаливания и всестороннего развития детей.

Министерству просвещения СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Государственному комитету СССР по профессионально-техническому образованию совместно с Министерством здравоохранения СССР, Союзом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР разработать программу гигиенического воспитания подрастающего поколения и обучения его приемам оказания первой медицинской помощи, активно добиваться создания условий для формирования у молодежи здорового образа жизни. Осуществлять обязательное проведение оздоровительных мероприятий в школах, профессионально-технических училищах, пионерских лагерях и санаториях-профилакториях для родителей с детьми. Организовать для ослабленных и часто болеющих детей специальные дошкольные учреждения санаторного типа.

Разработать и внедрить в 1989 году единую программу физического воспитания населения, определив научно обоснованные нормы и требования к физической подготовке и двигательной активности различных подростковых групп.

В двенадцатой-тринадцатой пятилетках ввести в общеобразовательных школах, профтехучилищах, высших и средних специальных учебных заведениях дополнительные занятия по физическому воспитанию с тем, чтобы объем двигательной нагрузки учащихся и студентов составлял не менее 6-8 часов в неделю. Расширить сеть спортивных секций при предприятиях, учреждениях и организациях, создавать по месту жительства хозрасчетные объединения "Физкультура и здоровье". Повысить эффективность использования спортивно-оздоровительных сооружений. Создавать за счет средств трудовых коллективов (с их согласия) центры здоровья, в том числе и на хозрасчетной основе, с широким использованием методов закаливания, физической тренировки, психологической разгрузки и других средств укрепления здоровья.

Коренным образом перестроить работу и улучшить взаимодействие органов здравоохранения и физической культуры по совершенствованию физического развития населения.

Важнейшей задачей профилактической деятельности в современных условиях является активная пропаганда санитарно-гигиенических знаний. Средствам массовой информации совместно с органами здравоохранения, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца увеличить число телевизионных и радиопередач, газетных и журнальных публикаций по вопросам гигиенического воспитания и санитарного просвещения населения, включая половое воспитание и подготовку к семейной жизни, обратив особое внимание на доходчивость и убедительность публикуемых материалов. Шире освещать опыт работы по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Министерству здравоохранения СССР, Советам Министров союзных республик осуществлять меры по значительному снижению инфекционных болезней, в первую очередь гриппа и других острых респираторных заболеваний, на долю которых приходится около половины всех случаев временной нетрудоспособности, а экономический ущерб составляет около 3,5 млрд. рублей в год. С этой целью разработать эффективные средства профилактики и лечения, широко использовать общегигиенические и закаливающие процедуры, особенно среди детей, улучшить организацию прививочного дела. Снизить заболеваемость кишечными инфекциями и вирусным гепатитом за счет предупреждения микробного и вирусного загрязнения питьевой воды и пищевых продуктов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»