Недействующий

     

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 7 июля 1999 года N 603-У


О порядке осуществления внутреннего контроля
за соответствием деятельности на финансовых
рынках законодательству о финансовых рынках
в кредитных организациях

____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 февраля 2004 года на основании
указания Банка России от 16 декабря 2003 года N 1354-У
____________________________________________________________________


1. Общие положения

1. Настоящее Указание разработано в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях защиты интересов инвесторов, кредитных организаций и их клиентов, усиления контроля за соблюдением сотрудниками кредитных организаций требований законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках в кредитных организациях.

2. Настоящее Указание определяет общий для всех кредитных организаций - участников финансовых рынков (далее по тексту Указания - кредитные организации) порядок организации и направления деятельности внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках.

Объектом регулирования настоящего Указания в части установления прав и обязанностей сотрудников кредитных организаций являются действия кредитных организаций по установлению во внутренних документах указанных прав и обязанностей сотрудников и контроль за их соблюдением со стороны кредитных организаций.

3. Для целей настоящего Указания определяются и применяются следующие специальные термины и понятия:

Законодательство о финансовых рынках - федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие финансовые рынки.

Комплаенс-контроль - внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации, осуществляемый в соответствии с настоящим Указанием. Комплаенс-контроль является частью системы внутреннего контроля кредитной организации.

Комплаенс-контролер - штатный сотрудник кредитной организации, в исключительную компетенцию которого входит организация комплаенс-контроля, назначенный на должность комплаенс-контролера в порядке, установленном настоящим Указанием.

Лицо, заинтересованное в совершении кредитной организацией операции (сделки) на финансовых рынках - сотрудник кредитной организации, в случае если он или (и) его родственники (супруга (супруг), родители, дети, братья, сестры):

- являются стороной такой операции (сделки) или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с кредитной организацией;

- владеют самостоятельно или в группе лиц двадцатью и более процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной операции (сделки) или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с кредитной организацией;

- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с кредитной организацией;

- в иных случаях, определенных уставом кредитной организации.

Служебная информация - любая информация, имеющаяся в распоряжении кредитной организации, не являющаяся общедоступной и содержащая сведения об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, об операциях (сделках) кредитной организации и ее клиентов на финансовых рынках, которая ставит сотрудников кредитной организации, обладающих такой информацией в силу своего служебного положения или трудовых обязанностей в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами финансового рынка.

Стандарты профессиональной деятельности - правила осуществления деятельности и стандарты проведения операций (сделок) на финансовых рынках, установленные саморегулируемыми организациями и организациями профессиональных участников финансовых рынков, членом которых является данная кредитная организация.

Финансовые рынки - рынки ценных бумаг и рынки срочных сделок.

Финансовый инструмент - ценные бумаги и срочные контракты, базовым активом которых являются ценные бумаги.

II. Направления комплаенс-контроля

В целях защиты интересов инвесторов, кредитных организаций и их клиентов в кредитных организациях осуществляется комплаенс-контроль в сфере оперативной деятельности на финансовых рынках, а также информационно-технического обеспечения указанной деятельности кредитных организаций. Настоящим разделом устанавливаются общие направления комплаенс-контроля в кредитных организациях.

3. Управление информационными потоками

3.1. Настоящим Разделом устанавливаются общие правила передачи и использования служебной информации служащими кредитной организации при осуществлении ими операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках с целью предотвращения конфликтов интересов, которые могут возникнуть при этом.

3.2. Сотрудники подразделений кредитной организации, задействованные в осуществлении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для заключения сделок третьими лицами.

За нарушение данного требования сотрудники кредитной организации, а также сама кредитная организация несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

3.3. Конфликт интересов при проведении кредитной организацией операций (сделок) на финансовых рынках может возникнуть между кредитной организацией, ее сотрудниками, клиентами и другими лицами.

При разрешении конфликта интересов кредитная организация должна соблюдать приоритет интересов клиентов кредитной организации над своими собственными интересами и интересами своих сотрудников.

3.4. Каждый сотрудник кредитной организации при осуществлении операций (сделок) кредитной организации на финансовых рынках обязан:

- ставить интересы клиентов кредитной организации и самой кредитной организации выше собственных и избегать заключения любых сделок, которые могут отрицательно повлиять на интересы клиентов или самой кредитной организации;

- доводить до сведения своего непосредственного руководителя и комплаенс-контролера информацию:

- о юридических лицах, в которых он и (или) его родственники (супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры) владеет самостоятельно или в группе лиц 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);

- о юридических лицах, в органах управления которых он и (или) его родственники (супруг (супруга), родители, дети, братья, сестры) занимает должности;

- об известных ему совершаемых или предполагаемых операциях (сделках), в совершении которых он может быть признан заинтересованным лицом;

- о сделках (операциях) на финансовых рынках, совершаемых сотрудником кредитной организации в своих интересах и за свой счет.

Руководители соответствующих подразделений кредитной организации совместно с комплаенс-контролером обеспечивают контроль за соблюдением сотрудниками указанных требований.

3.5. Кредитная организация с целью предотвращения конфликта интересов обязана обеспечить защиту от несанкционированного распространения между своими внутренними подразделениями служебной информации. С этой целью руководителем кредитной организации, по представлению комплаенс-контролера, устанавливаются правила ограничения передачи служебной информации между подразделениями кредитной организации. Рекомендуются следующие меры по реализации требования ограничения передачи служебной информации между подразделениями кредитной организации:

- письменное обязательство сотрудников кредитной организации о неразглашении конфиденциальной информации;

- организационно-техническое разделение соответствующих подразделений (в частности, закрытие доступа в компьютерные сети смежным подразделениям);

- создание системы ограничения доступа к информации различного уровня для каждого сотрудника кредитной организации;

- обособленное подчинение функциональных подразделений кредитной организации (подразделений, выполняющих операции (сделки) на финансовых рынках, проводящих оформление и учет указанных операций (сделок)).

Руководители соответствующих подразделений кредитной организации совместно с комплаенс-контролером обеспечивают контроль за соблюдением правил ограничения передачи служебной информации между подразделениями кредитной организации всеми сотрудниками кредитной организации, задействованными в операциях (сделках) на финансовых рынках.

Передача служебной информации между подразделениями кредитной организации допускается при наличии необходимости и в порядке, установленном внутренними документами кредитной организации, с разрешения руководителя подразделения и комплаенс-контролера кредитной организации.

Факты привлечения сотрудников одного подразделения кредитной организации для временной работы в другом подразделении фиксируются документально с указанием:

- фамилии, имени и отчества привлекаемого сотрудника;

- продолжительности его пребывания в указанном подразделении;

- оснований для пребывания;

- перечня установленных для него ограничений.

Привлекаемые сотрудники обязаны соблюдать конфиденциальность полученной информации.

3.6. Кредитная организация обязана соблюдать требования действующего законодательства, предъявляемые к рекламодателям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В целях организации контроля за соблюдением данного требования все рекламные объявления и публикации кредитной организации, касающиеся деятельности на финансовых рынках, подлежат согласованию с комплаенс-контролером кредитной организации.

4. Предотвращение манипулирования ценами на рынке
ценных бумаг

4.1. Манипулированием ценами на рынке ценных бумаг для целей настоящего Указания признаются действия любого участника рынка ценных бумаг (группы участников), направленные на изменение курсовой цены финансового инструмента, что может привести к дестабилизации рынка ценных бумаг, в частности:

- одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг на организованном рынке по ценам, явно отличным от рыночных, с целью изменения рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды;

- сговор двух или нескольких участников торгов или их сотрудников о покупке/продаже на организованном рынке ценных бумаг по ценам, явно отличным от рыночных;

- совершение купли/продажи крупных пакетов ценных бумаг на организованном рынке без предварительного согласования с агентом по данному инструменту плана совершения операции (сделки), предотвращающего возможную дестабилизацию рынка, и получения соответствующего разрешения;

- другие случаи целенаправленного воздействия на курсовую стоимость фондового инструмента с целью изменения рыночных цен в свою пользу или с целью извлечения другой выгоды.

4.2. Кредитная организация не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

4.3. За нарушение указанных требований кредитная организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Руководители соответствующих подразделений кредитной организации совместно с комплаенс-контролером обеспечивают контроль за соблюдением сотрудниками установленных кредитной организацией требований, направленных на ограничение возможности манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

5. Взаимоотношения с клиентами

5.1. При осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках кредитная организация обязана строить отношения с клиентами на принципах добросовестности, честности, полноты раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиента исключительно в его интересах.

Для реализации данного требования сотрудники кредитной организации при осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках обязаны:

- вести операции (сделки) в интересах своих клиентов с требуемым профессионализмом, тщательностью и добросовестностью и обеспечить выполнение поручений клиента наилучшим образом;

- при разрешении конфликта интересов соблюдать приоритет интересов клиента над интересами кредитной организации и своими собственными интересами;

- доводить до сведения клиента требуемую информацию в пределах, установленных законодательством о финансовых рынках и договором с клиентом;

- совершать от имени клиента операции (сделки) на финансовых рынках строго в рамках полномочий, предусмотренных в договоре.

5.2. С целью выполнения поручений клиентов наилучшим образом кредитная организация осуществляет:

- выполнение поручений клиентов в возможно короткие сроки и по наилучшей возможной цене;

- взимание согласованной с клиентом комиссии, размер и условия выплаты которой должны быть для клиента полностью раскрыты;

- исполнение сделок, по которым не выплачивается комиссия, и поручений клиентов за счет кредитной организации на условиях не хуже, чем среднерыночные;

- раскрытие клиенту содержания предстоящих операций (сделок), преследуемых при этом целях, а также информации о возможных изменениях условий совершения сделки (операции) в связи с изменением конъюнктуры финансовых рынков.

Сотрудники подразделений кредитной организации, задействованные в проведении, оформлении и учете операций (сделок) на финансовых рынках, должны вести учет по каждой сделке (операции) в объеме, достаточном для подтверждения клиенту выполнения сделки (операции) наилучшим возможным образом.

В случае наличия у кредитной организации или ее сотрудника, проводящего операции (сделки) для клиента, интереса, препятствующего осуществлению поручения на наиболее выгодных для клиента условиях, кредитная организация обязана уведомить клиента о конфликте интересов.

В случае возникновения при выполнении операций (сделок) для клиента конфликта интересов между кредитной организацией и ее клиентом по поводу условий сделки (операции), не урегулированных в договоре, кредитная организация должна считать интересы клиента приоритетными.

5.3. Сотрудники кредитной организации при осуществлении операций (сделок) на финансовых рынках для клиентов кредитной организации до начала совершения сделки (операции) обязаны проинформировать клиента об условиях намечаемой сделки (операции), а также об известных им возможностях возникновения любого связанного с ней риска.

Рекомендации сотрудников кредитной организации клиенту по вопросам, касающимся операций (сделок) на финансовом рынке, должны быть основаны на адекватном анализе имеющейся информации по данному рынку. Однако, сотрудники кредитной организации не обязаны предоставлять дополнительную информацию и консультировать клиентов по вопросам, выходящим за рамки договора с клиентом.

Сотрудникам кредитной организации запрещается давать клиентам рекомендации по операциям (сделкам) на финансовых рынках с целью создания благоприятных условий для осуществления операций (сделок) в интересах кредитной организации либо в своих собственных интересах, если они не согласуются с интересами клиентов кредитной организации либо противоречат требованиям законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.

5.4. При проведении операций (сделок) на финансовых рынках сотрудники кредитной организации должны соблюдать приоритет интересов клиентов кредитной организации. Сделки (операции), осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями (сделками) самого брокера при совмещении кредитной организацией деятельности брокера и дилера.

Сотрудникам, располагающим информацией о содержании поручений клиентов, запрещается проводить операции (сделки) в интересах кредитной организации или в своих собственных интересах с опережением выполнения поручений клиентов кредитной организации за исключением случаев, когда данная операция (сделка) необходима в целях выполнения поручения клиента, не противоречит обязательствам кредитной организации по выполнению поручения клиента на наилучших условиях, законодательству о финансовых рынках и стандартам профессиональной деятельности на финансовых рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»