Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 1999 года N 694


О федеральной целевой программе "Развитие земельной
реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы"

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, государственным заказчиком по соответствующему направлению Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2000 год и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и принять региональные программы развития земельной реформы на 1999-2002 годы, а также обеспечивать реализацию мероприятий Программы, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Степашин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
26 июня 1999 года
N 694

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие земельной реформы в Российской Федерации
на 1999-2002 годы"

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Российской Федерации
на 1999-2002 годы"

Наименование Программы


-


федеральная целевая программа
"Развитие земельной реформы в
Российской Федерации на 1999-2002
годы"

Дата принятия решения о
разработке
Программы (наименование
документа)

-

протокол первого заседания "круглого
стола" по проблемам земельной реформы
от 26 декабря 1997 г.

Государственные заказчики
Программы


-



Государственный комитет Российской
Федерации по земельной политике
(координатор), Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской
Федерации

Основные разработчики
Программы

















-


















Государственный комитет Российской
Федерации по земельной политике,
Министерство экономики Российской
Федерации, Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской
Федерации, Министерство
государственного имущества Российской
Федерации, Государственный комитет
Российской Федерации по строительству
и жилищно-коммунальному комплексу,
федеральный кадастровый центр "Земля",
Институт государства и права
Российской академии наук,
Исследовательский центр частного права
при Президенте Российской Федерации,
Институт эконом ических проблем
переходного периода, Всероссийский
институт аграрных проблем и
информатики, Союз землевладельцев
России

Цели и задачи Программы




-




повышение эффективности использования
земли, создание условий для увеличения
социального, инвестиционного,
производительного потенциала земли и
превращение ее в самостоятельный
фактор экономического роста

Сроки и этапы
Программы реализации

-

1999-2002 годы:
I этап - 1999-2000 годы
II этап - 2001-2002 годы

Перечень основных
мероприятий
Программы












































-














































разработка и совершенствование на всех
уровнях правовой и нормативной базы
регулирования земельных отношений;
создание механизма, реализующего права
собственников земельных долей;
создание механизма, обеспечивающего
приватизацию городских земель при
приватизации государственных и
муниципальных предприятий и развитие
оборота земель в городах и поселениях;
разграничение земель, находящихся в
федеральной собственности,
собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной
собственности;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного
кредитования;
введение государственного земельного
кадастра;
совершенствование системы земельных
платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение
земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы
государственного контроля за
использованием и охраной земель,
создание денежного фонда охраны
земель;
проведение информационно-
разъяснительной работы среди
населения;
создание специализированных
информационно-консультационных
центров;
организация в высших и средних
специальных учебных заведениях
лабораторий современных
геоинформационных технологий;
подготовка и переподготовка кадров;
установление правил бухгалтерского
учета для сельскохозяйственных
организаций, отражающих операции с
земельными долями

                                                                                                                               (млн. рублей)

Объемы и источники
финансирования



1999-2002 годы



2000 год

Всего

4015

1267

в том числе

федеральный бюджет

2472

825

бюджеты субъектов
Российской Федерации и
местные бюджеты


1279

354

прочие источники

264

88




Ожидаемые конечные
результаты
реализации Программы














-
















закрепление конституционных       прав
граждан     свободно     распоряжаться
участком земли и земельной  долей  под
жестким контролем государства;
разграничение земель,  находящихся   в
федеральной             собственности,
собственности   субъектов   Российской
Федерации        и       муниципальной
собственности;
создание рынка  земли  и  недвижимости
как единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки  земли   и   создание
благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и             рациональное
использование  земельных  ресурсов  на
всех уровнях управления ими;
повышение поступлений от  платежей  за
землю в доходную часть бюджета


Введение

Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Российской Федерации.

Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" (далее именуется Программа) разработана в соответствии с протоколом первого заседания "круглого стола" от 26 декабря 1997 г. N ПР-2212 и поручением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N ВЧ-П1-41711.

1. Основные Положения Программы

1.1. Основные итоги земельных преобразований в России
в 1991-1998 годах

В России завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.

Проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га их земель. В итоге 11,8 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано 13,8 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 32 млн. га. В собственность граждан передано 138 млн. гектаров или 63 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Дополнительно еще около 4 млн. граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей приватизации сельскохозяйственных угодий.

Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено свыше 10 тыс. земельных участков под такими предприятиями и объектами.

Органам местного самоуправления передано в ведение 36,4 млн. га земель (153,3 тыс. сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа из 7,5 млн. га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 6 процентов земли.

Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 43,6 млн. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится около 8,3 млн. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,19 до 0,36 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га.

Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 35 млн. граждан и 672 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 3,3 трлн. рублей, в 1996 году - 5,4 трлн. рублей, в 1997 году - 9,5 трлн. рублей (в ценах соответствующих годов).

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 450 тысяч в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.

На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.

Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.

Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации


Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв и охрана земель;

приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;

разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности;

создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории России.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Выделяются два этапа реализации Программы.

На I этапе (1999-2000 годы) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.

На II этапе (2001-2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

1.3. Место и взаимосвязь Программы
с другими федеральными программами

Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации. Она конкретизирует и развивает положения программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 360, касающиеся земельной реформы в стране, а также связанных с ней институциональных преобразований, затрагивает вопросы структурной, инвестиционной, жилищной и региональной политики.

В Программе определены направления реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Программа развивает положения Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 933, и Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. N 1499, в части совершенствования земельных отношений и стабилизации финансового положения аграрного сектора.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»