КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 26 января 1999 года N 2


О структуре двенадцатилетней средней
общеобразовательной школы

Заслушав и обсудив сообщения руководителя Департамента общего среднего образования Леонтьевой М.Р. и вице президента Российской академии образования Полякова В.А. о целесообразности увеличения продолжительности обучения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, коллегия отмечает, что положительное рассмотрение данного вопроса в результате дальнейшего обсуждения и доработки дает возможности решения ряда проблем общего среднего образования.

В настоящее время объем содержания образования в российской школе сопоставим с уровнем образования в развитых европейских странах. Однако это достигается за счет перегрузки учащихся. Предлагаемый в школе объем знаний при имеющихся педагогических технологиях недоступен для значительной части школьников. Решение указанной проблемы возможно путем увеличения сроков обучения или за счет сокращения объема содержания образования, что может привести к снижению его качества.

Продление сроков обучения в общеобразовательных учреждениях на один год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке обучающихся даст возможность не только сохранить, но и повысить достигнутый уровень образования.

В современном мире постоянно наращивается объем необходимых на разных уровнях образования знаний, расширяются информационные потоки, что существенно влияет на содержание образования, ведет к необходимости обновления существующих курсов или к внедрению новых. Выпускникам необходимы более сложные приемы деятельности, умения получать информацию из различных источников, осмысливать и использовать ее в реальных жизненных ситуациях. Увеличение срока обучения будет способствовать ценностной мотивации выбора профессии в соответствии со способностями и склонностями и более качественной подготовке к обучению в вузах.

Переход к рыночным условиям хозяйствования разрушил централизованный механизм трудоустройства выпускников, создания ученических рабочих мест и занятости молодежи, обострил проблему их социальной адаптации, а вместе с ней и криминогенность среди молодежи. Многие выпускники попадают в категорию безработных. При этом прирост преступности в среде несовершеннолетних, по данным МВД России, составил свыше 11%, а за последние 5 лет увеличился в 2 раза.

Переход на двенадцатилетнее обучение в определенной мере может способствовать снижению социальной напряженности в стране. При рассмотрении вопроса о переходе на двенадцатилетнее обучение необходимо учитывать изменения демографической ситуации в стране, вызванные падением рождаемости, что, по прогнозам ученых, приведет в ближайшие 10-12 лет к снижению числа обучающихся с 21,4 до 13,6 млн.чел.

Увеличение сроков обучения на один год позволит преодолеть устойчивую тенденцию ухудшения здоровья детей и молодежи, за счет снижения предельной образовательной нагрузки учащихся школ. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России, в среднем по стране лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45-50% школьников страдают хроническими заболеваниями. У 15% учащихся общеобразовательных учреждений диагностируются нервно-психические отклонения, вызванные увеличением учебных нагрузок и неблагоприятными социально-гигиеническими факторами.

Анализируя мировой опыт организации и структуры общего образования, следует констатировать, что в большинстве стран мира, в первую очередь с целью социальной защиты молодежи, осуществляется 12-летнее и 13-летнее образование. Так, в Великобритании срок обучения составляет 10-13 лет, во Франции, Испании, Польше, Японии, Литовской Республике, Латвийской Республике, Эстонской Республике, Республике Молдова - 12 лет, Италии, Швеции, Германии - 13 лет. В целом только менее 25% стран мира сохраняют 10 - 11-летний срок полного среднего образования.

Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 году приняла Декларацию, в которой отмечается, что "преобладающей международной практикой является двенадцатилетнее школьное образование".

Исходя из вышеизложенного при увеличении продолжительности обучения на один год Департамент общего среднего образования предлагает принять следующую структуру общеобразовательного учреждения: 4 + 6 + 2.

I ступень - начальное общее образование (4 года);

II ступень - основное общее образование (6 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

I ступень обучения: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся - с 6,5 года на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам непрерывного образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

II ступень обучения: продолжительность обучения 6 лет. Вторая ступень школы остается обязательной для всех детей в возрасте до 16 лет. Это обеспечит более высокий уровень социализации личности, будет соответствовать возрастному рубежу расширения гражданских прав и юридической ответственности молодого человека.

III ступень обучения: продолжительность обучения 2 года. Старшая ступень школы строится по принципу профильной дифференциации. Старшие классы средних общеобразовательных учреждений будут соответствовать принятому в международной практике понятию предуниверсарий.

Вместе с тем при принятии окончательного решения о переходе на двенадцатилетнее полное среднее образование предстоит провести проработку и решить ряд следующих вопросов:

разработка экономических расчетов перехода на двенадцатилетнее общее среднее образование;

создание нормативно-правовой базы общего среднего образования: подготовка предложений для внесения изменений в Федеральный закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"; внесение изменений и дополнений в типовые положения об образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;

приведение в соответствие академических требований с возможностями ученика, индивидуализация этих требований в качественном и количественном отношениях, придание содержанию образования личностного смысла и тем самым создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ученика;

разработка государственных образовательных стандартов и создание программно-методического и материально-технического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядные пособия и учебное оборудование) в соответствии с содержанием и организацией образовательного процесса;

совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров с целью обеспечения поэтапной переподготовки учителей и руководителей общеобразовательных учреждений для работы в новых условиях.

На основании вышеизложенного коллегия решила:

1. Согласиться с предложением Департамента общего среднего образования и президиума Российской академии образования о дальнейшей разработке вышеуказанной структуры двенадцатилетнего (полного) общего образования.

2. Просить Российскую академию образования (Никандрова Н.Д.) в целях обеспечения научного подхода продолжить работу по определению концепции содержания двенадцатилетнего общего среднего образования, разработке содержания образовательных областей Базисного учебного плана.

3. Департаменту общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.) совместно с представителями научных учреждений и организаций, педагогических вузов, а также с Российской академией образования продолжить работу по реализации плана Минобразования России по анализу и общественному обсуждению проблем перехода на двенадцатилетнее общее среднее образование.

4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

4.1. Изучить возможности постепенного перехода общеобразовательных учреждений на двенадцатилетний срок обучения с учетом изменения демографической ситуации в регионах.

4.2. Обсудить с муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями проблемы перехода на двенадцатилетнее общее среднее образование и до 10 апреля 1999 года представить в Минобразование России обобщенные материалы обсуждений для систематизации и учета мнения при решении вопроса о переходе на двенадцатилетний срок обучения.

5. Управлению научно-исследовательских работ (Шленову Ю.В.) предусмотреть ежеквартальное финансирование работ по межвузовской научной программе "Научно-методические проблемы содержания образования (дошкольного, общего среднего, начального профессионального)".

6. Управлению экономики (Боровскому Г.В.) в срок до 1 апреля 1999 года подготовить необходимые экономические расчеты, связанные с переходом на двенадцатилетний срок обучения в общеобразовательных учреждениях.

7. Департаменту общего среднего образования подготовить к 05.02.99 приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии
В.М.Филиппов


Текст документа сверен по:
"Вестник образования",
сентябрь 1999 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»