Недействующий

Об утверждении Методологических положений по наблюдению за ценами производителей промышленной продукции и расчету индексов цен производителей (утратило силу на основании приказа Росстата от 11.03.2008 N 55)

2. Основные этапы формирования индексов цен
производителей промышленной продукции


Построение ИЦП состоит из следующих этапов:

- отбор товаров-представителей, участвующих в построении ИЦП;

- отбор базовых промышленных организаций, на которых проводится наблюдение за ценами производителей;

- определение порядка регистрации и сбора ценовой информации;

- выбор системы взвешивания показателей для исчисления сводных индексов цен различных уровней агрегации,

- выбор формулы расчета ИЦП.

2.1. Отбор товаров-представителей


Под товаром-представителем понимается вся совокупность определенных видов товаров в товарной группе, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, и однородны по своему потребительскому назначению.

Вид товара - конкретизированная минимальная единица товара, обладающая определенными признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.

Товарная группа представляет собой совокупность однородных видов товара.

Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится для двух целей:

- определения средних цен производителей на отдельные виды товаров-представителей;

- расчета индексов цен производителей на отобранные виды товаров и исчисления сводных индексов цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности, экономическим классам (широким экономическим категориям) и по промышленной продукции в целом.

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности региона и России в целом.

От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично, как на этом предприятии, так и на других, не отобранных для обследования.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов продукции должна составлять не менее 50% в общем выпуске той товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все отрасли и подотрасли промышленности, производство продукции которых осуществляется в регионе.

Для обеспечения репрезентативности рассчитываемых сводных индексов цен по подотраслям и отраслям промышленности сумма стоимостей отобранных товарных групп должна составлять не менее половины общей стоимости товарной продукции подотрасли (отрасли).

Отбор товаров для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

1. Централизованно формируется перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП на федеральном уровне и являющихся наиболее значимыми для характеристики отраслей промышленности России. В этом перечне приведена общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до территориальных органов Госкомстата России, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень.

2. Территориальные органы Госкомстата России, исходя из исчерпывающего анализа всех вырабатываемых в регионе товаров, могут дополнять централизованно сформированный перечень товарами, наиболее характерными для промышленности региона, отражающими специфику его промышленного производства, и устанавливать наблюдение за ценами на эти товары. Информация по дополнительно включенным в наблюдение видам товаров используется при расчете индексов цен на региональном уровне и на федеральный уровень не представляется.

На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3-5 наиболее представительных конкретных видов изделий (марок, артикулов и т.п.) с подробными спецификациями, по которым будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен по нескольким видам товаров, относящимся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов продукции.

Формирование набора товаров для регистрации цен производится сотрудниками территориальных органов Госкомстата России совместно со специалистами промышленных организаций, участвующих в наблюдении. На каждый вид отобранного товара целесообразно завести на магнитных носителях, принятых для комплекса электронной обработки данных (ЭОД) "Средние цены и индексы цен производителей промышленной продукции", или на бумажных носителях специальную карточку или сформировать специальный каталог. В них следует указать код и наименование организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, модель, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления), а также тип потребителя товара.

В состав отобранных для наблюдения товаров должны входить не только те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация (например, нефть, цемент, кирпич и т.д.), но и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений (в основном это продукция машиностроения), однако, имеющие значительный объем в промышленном производстве региона. Отбор для регистрации только "простых" для наблюдения товаров может привести к искажению сводного индекса цен по промышленности в целом.

Вопрос о включении в наблюдение отдельных видов продукции должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из сведений, которыми располагают сотрудники территориальных органов Госкомстата России, совместно со специалистами обследуемых промышленных организаций. При отборе конкретных видов товаров (марок, артикулов и т.п.) для регистрации цен следует учитывать следующее:

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно преобладать в общем выпуске данной товарной группы, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен той товарной группы, которую оно представляет. Если организация выпускает несколько видов (марок, артикулов и т.п.) данного изделия, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу.

В отраслях с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (легкая, обувная, кондитерская и т.д.) необходимо также регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров. В исключительных случаях допускается включение в набор товаров-представителей не конкретных изделий (марок, артикулов, названий и т.п.), а малых однородных товарных подгрупп с примерно одинаковым уровнем цен. При разагрегации товарных групп на малые однородные товарные подгруппы необходимо стремиться к тому, чтобы вариация цен на конкретные марки, артикулы и т.п., включенные в эти подгруппы, была минимальной и структурные сдвиги в выпуске отдельных видов, входящих в малую товарную подгруппу, не повлияли на динамику цен по подгруппе.