Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 1999 года N 33

     

Об утверждении Методологических положений по наблюдению
за ценами производителей промышленной продукции
и расчету индексов цен производителей

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Росстата от 11 марта 2008 года N 55
____________________________________________________________________

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

постановляет:

Утвердить прилагаемые Методологические положения по наблюдению за ценами производителей промышленной продукции и расчету индексов цен производителей.

Исполняющий обязанности председателя
Госкомстата России
В.Л. Соколин

     

 УТВЕРЖДЕНО
Постановление Госкомстата России
oт 21 мая 1999 года N 33

     
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
по наблюдению за ценами производителей промышленной продукции
и расчету индексов цен производителей



Настоящие методологические положения разработаны в целях обеспечения статистического наблюдения за уровнем и изменением цен производителей промышленной продукции.

Система показателей статистики цен производителей промышленной продукции характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:

- индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦП) характеризуют изменение цен во времени при неизменной структуре производства;

- средние цены производителей помимо непосредственно ценового фактора складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, изменения доли производства товаров в различных промышленных организациях и с различным уровнем цен, сезонных их колебаний и т.д.

     

1. Назначение индекса цен производителей


Индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается на основе зарегистрированных цен на товары-представители в базовых промышленных организациях. Он используется для изучения и характеристики ценовых процессов в экономике, сравнительного анализа изменения цен на продукцию отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, проведении приватизации, пересмотре ставок арендной платы, индексации задолженности между промышленными организациями. ИЦП применяется при выполнении различных экономических расчетов и прогнозировании на макроуровне, для оценки в неизменных ценах объемов промышленного производства и валового внутреннего продукта и т.д.

     

2. Основные этапы формирования индексов цен
производителей промышленной продукции


Построение ИЦП состоит из следующих этапов:

- отбор товаров-представителей, участвующих в построении ИЦП;

- отбор базовых промышленных организаций, на которых проводится наблюдение за ценами производителей;

- определение порядка регистрации и сбора ценовой информации;

- выбор системы взвешивания показателей для исчисления сводных индексов цен различных уровней агрегации,

- выбор формулы расчета ИЦП.

2.1. Отбор товаров-представителей


Под товаром-представителем понимается вся совокупность определенных видов товаров в товарной группе, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, и однородны по своему потребительскому назначению.

Вид товара - конкретизированная минимальная единица товара, обладающая определенными признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.

Товарная группа представляет собой совокупность однородных видов товара.

Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится для двух целей:

- определения средних цен производителей на отдельные виды товаров-представителей;

- расчета индексов цен производителей на отобранные виды товаров и исчисления сводных индексов цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности, экономическим классам (широким экономическим категориям) и по промышленной продукции в целом.

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности региона и России в целом.

От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично, как на этом предприятии, так и на других, не отобранных для обследования.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов продукции должна составлять не менее 50% в общем выпуске той товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все отрасли и подотрасли промышленности, производство продукции которых осуществляется в регионе.

Для обеспечения репрезентативности рассчитываемых сводных индексов цен по подотраслям и отраслям промышленности сумма стоимостей отобранных товарных групп должна составлять не менее половины общей стоимости товарной продукции подотрасли (отрасли).

Отбор товаров для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

1. Централизованно формируется перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП на федеральном уровне и являющихся наиболее значимыми для характеристики отраслей промышленности России. В этом перечне приведена общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до территориальных органов Госкомстата России, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень.

2. Территориальные органы Госкомстата России, исходя из исчерпывающего анализа всех вырабатываемых в регионе товаров, могут дополнять централизованно сформированный перечень товарами, наиболее характерными для промышленности региона, отражающими специфику его промышленного производства, и устанавливать наблюдение за ценами на эти товары. Информация по дополнительно включенным в наблюдение видам товаров используется при расчете индексов цен на региональном уровне и на федеральный уровень не представляется.

На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3-5 наиболее представительных конкретных видов изделий (марок, артикулов и т.п.) с подробными спецификациями, по которым будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен по нескольким видам товаров, относящимся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов продукции.

Формирование набора товаров для регистрации цен производится сотрудниками территориальных органов Госкомстата России совместно со специалистами промышленных организаций, участвующих в наблюдении. На каждый вид отобранного товара целесообразно завести на магнитных носителях, принятых для комплекса электронной обработки данных (ЭОД) "Средние цены и индексы цен производителей промышленной продукции", или на бумажных носителях специальную карточку или сформировать специальный каталог. В них следует указать код и наименование организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, модель, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления), а также тип потребителя товара.

В состав отобранных для наблюдения товаров должны входить не только те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация (например, нефть, цемент, кирпич и т.д.), но и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений (в основном это продукция машиностроения), однако, имеющие значительный объем в промышленном производстве региона. Отбор для регистрации только "простых" для наблюдения товаров может привести к искажению сводного индекса цен по промышленности в целом.

Вопрос о включении в наблюдение отдельных видов продукции должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из сведений, которыми располагают сотрудники территориальных органов Госкомстата России, совместно со специалистами обследуемых промышленных организаций. При отборе конкретных видов товаров (марок, артикулов и т.п.) для регистрации цен следует учитывать следующее:

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно преобладать в общем выпуске данной товарной группы, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен той товарной группы, которую оно представляет. Если организация выпускает несколько видов (марок, артикулов и т.п.) данного изделия, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу.

В отраслях с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (легкая, обувная, кондитерская и т.д.) необходимо также регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров. В исключительных случаях допускается включение в набор товаров-представителей не конкретных изделий (марок, артикулов, названий и т.п.), а малых однородных товарных подгрупп с примерно одинаковым уровнем цен. При разагрегации товарных групп на малые однородные товарные подгруппы необходимо стремиться к тому, чтобы вариация цен на конкретные марки, артикулы и т.п., включенные в эти подгруппы, была минимальной и структурные сдвиги в выпуске отдельных видов, входящих в малую товарную подгруппу, не повлияли на динамику цен по подгруппе.

2.2. Отбор базовых промышленных организаций


Наблюдение за уровнем и изменением цен производителей промышленной продукции осуществляется по выборочной сети базовых промышленных организаций. В наблюдении участвуют, как правило, крупные и средние предприятия промышленности. Отбор базовых организаций производится следующим образом:

1. Из общего перечня крупных и средних промышленных организаций в наблюдение должны быть включены промышленные организации, характеризующие промышленное производство в целом по России.

2. Региональные статистические органы дополнительно вносят в этот перечень промышленные организации, отражающие и характеризующие полноту и специфику всех отраслей промышленности региона.

3. В список базовых организаций легкой, пищевой, лесозаготовительной промышленности, промышленности строительных материалов в отдельных случаях могут быть включены малые предприятия, если выпускаемые ими товары являются основой формирования экономических показателей в целом по отрасли.

При отборе производителей для включения их в список базовых организаций рекомендуется руководствоваться следующим:

- в перечень базовых организаций, в обязательном порядке, должны быть включены производители, вырабатывающие виды продукции, входящие в список товаров и товарных групп, представляемых на федеральный уровень и характерных для данного региона;

- в список рекомендуется включать организации, наиболее типичные для данной отрасли промышленности (по технологическому процессу, используемому виду сырья и т.д.);

в составе базовых организаций наряду с крупными производителями, играющими важную роль в промышленности региона, должны быть представлены также и небольшие организации. Это связано с тем, что динамика цен на предприятиях с различным масштабом производства может существенно различаться;

- в составе базовых организаций должны быть представлены предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм (федеральные, муниципальные, акционерные, кооперативные и т.д.). Наряду с государственными организациями в обследование должны быть включены также и частные организации.

В список базовых не включаются организации, для которых выпуск данной группы товаров не является постоянным, носит случайный или разовый характер, так как в соответствии с действующей методологией расчета ИЦП смена наблюдаемых видов товаров и организаций вызывает необходимость пересчета индексных рядов с начала года.

     

3. Порядок регистрации цен и сбора ценовой информации

3.1. Основные принципы регистрации цен


Сведения о ценах на наблюдаемые виды товаров представляются промышленными организациями один раз в месяц в срок, установленный территориальным органом Госкомстата России. Регистрацию цен в организациях рекомендуется проводить по состоянию на 20 число отчетного месяца. В отдельных случаях регистрация цен производителей может быть перенесена на 1-2 дня ранее. При этом день регистрации цен для каждого вида продукции должен оставаться постоянным для всех месяцев текущего года и интервал между предыдущей и последующей регистрациями цен на эти виды продукции должен быть равен календарному месяцу.

Первоначально контактная связь со специалистами промышленных организаций может быть установлена с помощью письма, в котором должна содержаться просьба о предоставлении информации о ценах. В письме должна быть четко и обоснованно изложена необходимость получения данных, подробно разъяснены цели и задачи использования и важности представляемой информации.

Специалисты органов государственной статистики должны обеспечить конфиденциальность ценовой информации по отдельным промышленным организациям и использование ее только для формирования сводных индексов цен без предоставления кому-либо данных по конкретным производителям. При этом желательно, чтобы в регистрации цен участвовали сотрудники отделов сбыта и других отделов, осуществляющих отгрузку товаров и оформляющих платежные документы.

Информация о ценах представляется промышленными организациями на форме федерального государственного статистического наблюдения (форма № 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей на промышленную продукцию"), подписанной руководителем организации. В отдельных случаях регистрация цен может осуществляться путем непосредственного посещения организаций сотрудниками территориальных органов Госкомстата России. При включении новых промышленных организаций в наблюдение рекомендуется заполнение первых бланков производить специалистами статистических органов непосредственно на предприятии с участием его сотрудников. Необходимо проследить, чтобы отчитывающаяся организация оставляла у себя копию представляемых в органы статистики данных о ценах.

Для проверки достоверности данных специалисты территориальных органов Госкомстата России должны периодически уточнять у сотрудников промышленных организаций сведения о представленной ими информации о ценах за несколько последних месяцев. В связи с тем, что форма для заполнения цен является унифицированной для всех отраслей промышленности, особенности состава цены каждого товара должны быть отражены на карточках, составленных на каждый регистрируемый вид продукции.

При значительных изменениях цен специалисты предприятия одновременно с отчетом представляют подробные, обоснованные пояснения причин.

Основанием для заполнения формы служат сведения о ценах, сложившихся за отчетный период, содержащиеся в платежных документах на отгруженную продукцию. Если на момент регистрации отгрузка продукции не производилась, то в форме приводятся цены, по которым отгружалась или будет отгружаться продукция в ближайший ко дню регистрации день (период) в течение отчетного месяца.

Регистрации подлежат, как правило, фактические цены на произведенную и отгружаемую в текущем месяце продукцию на внутрироссийский рынок (без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость).

По продукции с длительным циклом производства, отгрузка которой с начала отчетного года еще не производилась, регистрации подлежат цены, указанные в заключенных договорах на поставку с учетом условий, оговоренных в договоре. Договорные, контрактные, долгосрочные цены могут быть зарегистрированы также в тех случаях, когда между организациями действует система предоплаты или в договоре оговорены конкретные условия, по которым окончательные цены определяются после поставки всей партии товаров.

Специалисты территориальных органов Госкомстата России должны в каждом конкретном случае выяснить, какой вид цены могут представлять организации по каждому виду продукции, какому потребителю, и на основании полученной информации выбрать ту, которая наиболее правильно отражала бы производство и реализацию продукции в текущем периоде.

В случае замены промышленными организациями договорных или других "предварительных" цен на фактические цены отгрузки, статистические органы должны учесть необходимые изменения в расчете индексов цен отчетного периода.

При регистрации цен важно обратить внимание на то, чтобы в состав регистрируемой цены не включались дополнительные затраты производителей сверх цены производства, которые приводятся в платежных документах. Так, например, не должны включаться приводимые в платежных документах затраты на транспортировку продукции и другие расходы, не предусмотренные ценой производителя и оплачиваемые заказчиком отдельно, сверх цены производства (например, изменение дальности перевозки или условий транспортировки).

Исключение составляют некоторые виды продукции, по которым, в связи с особенностями в формировании себестоимости, транспортировка сырья для производства готовой продукции не включается в цену производства, и затраты по транспортировке готовой продукции и сырья оплачиваются покупателем отдельно. В этих случаях стоимость транспортировки сырья для единообразия состава регистрируемых цен добавляется к отпускной цене.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»