ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ*

     

О приграничном сотрудничестве территориальных
 сообществ и властей

Ратифицирована
Федеральным законом РФ
 от 22 июля 2002 года N 91-ФЗ

 ________________

* Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 января 2003 года.

 

Преамбула



Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,

принимая во внимание, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и содействие сотрудничеству между ними;

принимая во внимание, что, как это определено в статье 1 Устава Совета Европы, эта цель будет достигаться, в частности, путем заключения соглашений в административной сфере;

принимая во внимание, что Совет Европы стремится обеспечить участие европейских территориальных сообществ и властей в достижении этой цели;

принимая во внимание важное значение, которое приобретает для достижения этой цели сотрудничество между приграничными территориальными сообществами или властями в таких областях, как развитие регионов, городов и сельских районов, защита окружающей среды, совершенствование общественной инфраструктуры и услуг, взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях;

учитывая накопленный опыт, показывающий, что сотрудничество между местными и региональными властями в Европе облегчает эффективное выполнение ими стоящих перед ними задач и способствует, в частности, обустройству и развитию приграничных регионов;

преисполненные решимости содействовать, насколько это возможно, такому сотрудничеству и внести таким образом свой вклад в экономический и социальный прогресс приграничных регионов, а также укреплять дух солидарности, объединяющий народы Европы,

договорились о нижеследующем:

Статья 1


Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется поощрять приграничное сотрудничество между территориальными сообществами или властями, находящимися под ее юрисдикцией, с территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией других Договаривающихся Сторон. Она прилагает усилия для оказания содействия заключению любых соглашений и договоренностей, которые будут сочтены необходимыми для этой цели, с должным учетом различных конституционных положений каждой из Сторон.

Статья 2

1. Для цели настоящей Конвенции под приграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией двух или более Договаривающихся Сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей. Приграничное сотрудничество осуществляется в рамках полномочий территориальных сообществ или властей, определяемых внутренним правом каждой из Сторон. Объем и характер таких полномочий не могут быть изменены настоящей Конвенцией.

2. Для цели настоящей Конвенции понятие "территориальные сообщества и власти" означает сообщества, власти или органы, выполняющие местные и региональные функции и рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним правом каждого государства. Вместе с тем каждая Договаривающаяся Сторона может, при подписании Конвенции или путем последующего уведомления на имя Генерального секретаря Совета Европы, указать сообщества, власти или органы, а также области и формы сотрудничества, которыми она намерена ограничить сферу применения настоящей Конвенции или которые она намерена исключить из этой сферы.

Статья 3  

1. Для цели настоящей Конвенции Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями пункта 2 статьи 2 поощряют любую инициативу территориальных сообществ и властей, руководствующихся рамочными договоренностями между территориальными сообществами и властями, разработанными в рамках Совета Европы. В случае, если Стороны сочтут это необходимым, они могут принять во внимание двусторонние и многосторонние межгосударственные типовые соглашения, разработанные в рамках Совета Европы и направленные на содействие сотрудничеству между территориальными сообществами и властями.

Договоренности и заключаемые соглашения могут основываться на типовых и рамочных соглашениях, уставах и контрактах, являющихся приложениями к настоящей Конвенции (приложения 1.1-1.5 и 2.1-2.6*), со всеми изменениями, которые могут потребоваться в соответствии с конкретными условиями каждой из Договаривающихся Сторон. Эти типовые и рамочные соглашения, уставы и контракты носят рекомендательный характер и не имеют силы договора.

_______________

* Дополнительные типовые и рамочные соглашения утверждены для опубликования; они включены в качестве приложений к настоящей Конвенции под номерами 1.6-1.13 и 2.7-2.15.

2. В случае если Договаривающиеся Стороны сочтут необходимым заключить межгосударственные соглашения, то ими могут быть, среди прочего, установлены содержание, формы и пределы, в которых могут действовать соответствующие территориальные сообщества и власти, участвующие в приграничном сотрудничестве. В каждом соглашении также могут быть определены сообщества, власти или органы, на которые оно распространяется.

3. Вышеизложенные положения не препятствуют использованию Договаривающимися Сторонами, при наличии взаимного согласия, других форм приграничного сотрудничества. Соответственно, положения настоящей Конвенции не должны рассматриваться как лишающие силы ранее заключенные соглашения о сотрудничестве.

4. Соглашения и договоренности заключаются с соблюдением положений внутреннего права каждой из Договаривающихся Сторон, касающихся ее международных связей, общеполитической линии, а также правил контроля и надзора, которые распространяются на соответствующие территориальные сообщества или власти.

5. С этой целью каждая Договаривающаяся Сторона может, при подписании Конвенции или путем последующего уведомления на имя Генерального секретаря Совета Европы, указать власти, ответственные в соответствии с ее внутренним правом за осуществление контроля или надзора в отношении соответствующих территориальных сообществ и властей.

Статья 4


Каждая Договаривающаяся Сторона прилагает усилия для разрешения любых юридических, административных или технических сложностей, которые могут затруднить развитие и нормальный ход приграничного сотрудничества, а также проводит, в случае надобности, консультации в необходимом объеме с другой Договаривающейся Стороной или Сторонами.

Статья 5


Договаривающиеся Стороны рассматривают целесообразность предоставления территориальным сообществам или властям, вовлеченным в соответствии с положениями настоящей Конвенции в приграничное сотрудничество, условий, аналогичных тем, как если бы они сотрудничали в национальных рамках.

Статья 6


Каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет в максимально возможной степени любую информацию, запрашиваемую другой Договаривающейся Стороной, с тем, чтобы облегчить выполнение последней ее обязательств по настоящей Конвенции.

Статья 7


Каждая Договаривающаяся Сторона следит за тем, чтобы соответствующие территориальные сообщества или власти были информированы о возможностях, предоставляемых им в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 8

1. Договаривающиеся Стороны направляют Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию, касающуюся соглашений и договоренностей, предусмотренных статьей 3.

2. Любое предложение, сделанное одной или более Договаривающимися Сторонами в дополнение или развитие настоящей Конвенции или типовых соглашений и договоренностей, направляется Генеральному секретарю Совета Европы. Генеральный секретарь представляет затем это предложение Комитету министров Совета Европы, который принимает решение о мерах, которые надлежит принять.

Статья 9  

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами - членами Совета Европы. Она подлежит ратификации, принятию или утверждению. Ратификационные грамоты или документы о принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

2. Конвенция вступает в силу через три месяца с даты сдачи на хранение четвертой ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении при условии, что по меньшей мере два государства, выполнивших эту процедуру, имеют общую границу.

3. Для каждого подписавшего Конвенцию государства, которое затем ратифицирует, примет или утвердит ее, Конвенция вступает в силу через три месяца с даты сдачи им на хранение его ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении.

Статья 10

1. После вступления настоящей Конвенции в силу Комитет министров Совета Европы может единогласно принять решение о приглашении любого европейского государства, не являющегося членом Совета Европы, присоединиться к ней. Это приглашение должно получить ясно выраженное согласие каждого из государств, ратифицировавших Конвенцию.

2. Такое присоединение осуществляется путем сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы документа о присоединении, который вступает в силу через три месяца с даты его сдачи.

Статья 11  

1. Любая Договаривающаяся Сторона может, если она сочтет это необходимым, денонсировать настоящую Конвенцию путем уведомления, направленного на имя Генерального секретаря Совета Европы.

2. Такая денонсация вступает в силу через шесть месяцев с даты получения Генеральным секретарем такого уведомления.

Статья 12


Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства - члены Совета Европы и все государства, присоединившиеся к настоящей Конвенции, о:

a) каждом подписании;

b) сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении;

c) каждой дате вступления настоящей Конвенции в силу в соответствии со статьей 9;

d) каждом заявлении, полученном в соответствии с положениями пункта 2 статьи 2 или пункта 5 статьи 3;

e) каждом уведомлении, полученном в соответствии с положениями статьи 11, и каждой дате вступления денонсации в силу.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Мадриде 21 мая 1980 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы.

Генеральный секретарь Совета Европы направляет заверенные копии каждому государству - члену Совета Европы и каждому государству, приглашенному присоединиться к настоящей Конвенции.

Приложение*

_______________

* Как указано в статье 3 Конвенции, второй абзац первого пункта, типовые и рамочные соглашения, уставы и контракты носят рекомендательный характер и не имеют юридической силы.

Типовые и рамочные соглашения, уставы и контракты
о приграничном сотрудничестве между территориальными
сообществами и властями


Данная система типовых соглашений создана путем разграничения двух основных категорий, определяемых в соответствии с уровнем, на котором заключено соглашение:

- типовые межгосударственные соглашения о приграничном сотрудничестве на местном и региональном уровнях;

- рамочные соглашения, контракты и уставы, которые могут обеспечить основу приграничного сотрудничества между территориальными властями или сообществами.

Как показано в нижеприведенной таблице, только два типовых межгосударственных соглашения о содействии приграничному сотрудничеству и региональным приграничным связям подпадают под исключительную юрисдикцию государств. Другие межгосударственные соглашения просто создают юридические рамки для заключения соглашений или контрактов между территориальными властями или сообществами, образцы которых приведены во второй колонке.

1. Типовые межгосударственные соглашения


Положения общего характера для типовых соглашений


1.1

Типовое межгосударственное соглашение о развитии приграничного сотрудничества.

1.2  

Типовое межгосударственное соглашение о региональных приграничных консультациях.

1.3

Типовое межгосударственное соглашение о консультациях местных властей.

1.4

Типовое межгосударственное соглашение о приграничном сотрудничестве между местными властями на контрактной основе.

1.5

Типовое межгосударственное соглашение о создании органов приграничного сотрудничества местных властей.

1.6

Типовое соглашение о межрегиональном и/или межмуниципальном сотрудничестве в экономической и социальной областях.

1.7

Типовое соглашение о межправительственном сотрудничестве в области пространственного планирования.

1.8

Типовое соглашение о межрегиональном и/или межмуниципальном приграничном сотрудничестве в области пространственного планирования.

1.9

Типовое соглашение о создании и управлении приграничными парками.

1.10

Типовое соглашение о создании и управлении приграничными сельскими парками.

1.11

Типовое межгосударственное соглашение о приграничном сотрудничестве в области повышения квалификации, информации, занятости и условий труда.

1.12

Типовое межгосударственное соглашение о поддержке приграничного или транснационального сотрудничества в области школьного образования.

1.13

Типовое соглашение о приграничном или межтерриториальном сотрудничестве по использованию земель вдоль пограничных рек.

2. Рамочные соглашения, уставы и контракты между местными властями

2.1

Рамочное соглашение о создании консультативной группы между местными властями.

2.2

Рамочное соглашение о координации управления приграничными коммунальными делами на местном уровне.

2.3

Рамочное соглашение о создании приграничных ассоциаций частного права.

2.4

Рамочный контракт о поставках товаров и предоставлении услуг приграничными местными властями (регулирование частным правом).

2.5

Рамочный контракт о поставках товаров и предоставлении услуг приграничными местными властями (регулирование публичным правом).

2.6

Рамочное соглашение о создании органов приграничного сотрудничества местных властей.

2.7

Типовое соглашение о межрегиональном и/или межмуниципальном сотрудничестве в экономической и социальной областях (см.пункт 1.6).

2.8

Типовое соглашение о межрегиональном и/или межмуниципальном приграничном сотрудничестве в области пространственного планирования (см. пункт 1.8).

2.9

Типовое соглашение о создании и управлении приграничными парками (см. пункт 1.9).

2.10

Типовое соглашение о создании и управлении приграничными сельскими парками (см. пункт 1.10).

2.11

Типовое соглашение между ассоциациями частного права о создании и управлении приграничными парками.

2.12

Типовое соглашение между местными и региональными властями о развитии приграничного сотрудничества по защите населения и взаимной помощи в случае чрезвычайных ситуаций в приграничных зонах.

2.13

Типовое соглашение о транснациональном сотрудничестве между школами и местными сообществами.

2.14

Типовое соглашение о выработке программы для приграничных школ.

2.15

Типовое соглашение о приграничном или межтерриториальном сотрудничестве в области использования земель вдоль пограничных рек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»