• Текст документа
  • Статус
Действующий


Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 февраля 1999 года N 01-28-08/1133

О работе отделов таможенной инспекции
с таможенными брокерами

Во исполнение указания ГТК России от 18.11.98 N 01-15/24086 направляю в Ваш адрес для использования отделами таможенной инспекции в практической работе "Временные методические рекомендации по оценке надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера".

Настоящие рекомендации могут рассматриваться в качестве базовых при проведении анализа и оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности объектов околотаможенной сферы, лицензируемых таможенными органами и участников внешнеэкономической деятельности.

ВРИО начальника управления
генерал-майор таможенной службы
И.Г.Тараторин

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оценке надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера

Настоящие временные методические указания разработаны для отделов таможенной инспекции таможен Северо-Западного региона и СЗТУ России в целях оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера.

Методические указания разработаны в целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере" (далее - Положение) и Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" (далее - Приказ).

Основной задачей оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера является анализ предоставленных документов заявителя для оценки вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, а также способность заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства Российской Федерации.

При определении способности заявителя осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушений законодательства РФ принимают во внимание следующие факторы: реальность окупаемости финансовых вложений брокера легальными методами в соответствии с представленным бизнес-планом; обеспечения его собственными средствами; реальность оценки основных средств и нематериальных активов и т.п.

В процессе оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности заявителя проводится:

- предварительное тестирование организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера;

- анализ бизнес-плана и заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя;

- анализ финансового состояния организации, претендующей на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера;

- проверка обеспечения обязательств заявителя перед таможенными органами;

- проверка договора страхования заявителя.

Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности заявителя проводится сотрудниками отдела таможенной инспекции, владеющими знаниями и опытом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В процессе оценки допускается их взаимодействие с заявителем, банковскими и другими работниками для получения дополнительной информации и необходимых пояснений.

Результирующие показатели вносятся в форму 2Ф (.

2. Предварительное тестирование
организаций, претендующих на право получения (продления)
лицензии по осуществлению деятельности
в качестве таможенного брокера

Осуществляется проверка наличия документов, приложенных к заявлению организации, претендующей на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера в соответствии с требованиями п.2.2 Приказа, в том числе:

- Устав и Учредительный договор;

- Свидетельство о государственной регистрации;

- Заявление на получение лицензии (или Лицензия) на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

- Бизнес-план (п.2.2н Приказа);

- Аудиторское заключение, если оно имеется (п.2.2о Приказа);

- Баланс за последний год деятельности или за период работы в качестве таможенного брокера;

- Бухгалтерская отчетность (п.2.д Приказа);

- Страховой полис;

- Типовые договоры с клиентами (если таковые имеются);

- Реестр клиентов (если таковые имеются);

- Договоры с арендодателями;

- Договоры с государственными организациями, осуществляющими контроль за ввозом/вывозом товаров, в том числе и договоры с таможенными органами на консультирование;

- Журнал учета расхода бланков деклараций.

Вопросы предварительного тестирования

1. Какова организационно-правовая форма собственности предприятия?

..... предприятие не может быть таможенным брокером (п.1 Положения, п.1.3 Приказа).

2. Каковы балансовый и фактический размеры оплаченного уставного капитала, паевых взносов, форма вкладов учредителей, документы, подтверждающие полную оплату уставного капитала? (п.п.2.1ж, 2.2в Приказа).

Проверяются счета: 75 "Расчеты с учредителями" и 85 "Уставный капитал".

3. Заключен ли договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела, а также обеспечения выполнения своих обязательств перед таможенным органом? (п.4 Положения, п.2.2з Приказа).

Проверяется, заключен ли договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела.

4. Каковы ..... обеспечения таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами? (раздел 5 Приказа).

Осуществляется проверка возможности обеспечения уплаты таможенных платежей и возможных процентов за использованную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных платежей, штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также пеней за просрочку уплаты таможенных платежей.

5. Имеются ли основные фонды (средства), находящиеся в собственности или хозяйственном ведении заявителя? (п.2.1ж Приказа).

Проверяются карточки аналитического учета основных средств ф.ОС-7, оборотно-сальдовая ведомость по учету основных средств, акты приема-передачи и выбытия основных средств, договоры купли-продажи, аренды, инвентаризационные описи.

6. Имеются ли в наличии технические средства, необходимые для целей выполнения заявителем (таможенным брокером) обязанностей, установленных разделом 9 Приказа.

7. Имеются ли в наличии автоматизированные средства обработки информации, множительная техника и средства связи в количестве, достаточном для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей? (раздел 6 Приказа).

8. Имеют ли в наличии технические средства, необходимые для использования и хранения (сейфы, металлические ящики) информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну (п.7н Положения).

Проверка наличия договора на установку охранной сигнализации.

9. Имеются ли заключенные (действующие) договоры аренды для целей выполнения заявителем (таможенным брокером) обязанностей, установленных разделом 9 Приказа.

10. Имеются ли заключенные (действующие) договоры с органами государственной власти в отношении декларируемых товаров для целей обеспечения ветеринарного, фитосанитарного, гигиенического контроля, соответствия товаров и транспортных средств ГОСТ и СаН ПиН, экологического, радиационного, других видов государственного контроля (п.9.3п Приказа).

11. Обеспечивается ли учет операций таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств. Проверяется наличие и ведение:

- книги реестра заключенных с представляемыми лицами договоров (Приложение 7 Приказа);

- книги учета операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю и оформленными таможенным брокером (Приложение 6 Приказа);

- журнал учета бланков таможенных деклараций.

Данные документы должны быть прошиты и скреплены печатью и подписью директора фирмы, а листы пронумерованы. Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров подписываются начальником (заместителем) таможенного органа и заверяются печатью таможенного органа.

Контроль расхода бланков ГТД осуществляется по сопоставлению данных из забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности", книги реестра договоров с представляемыми лицами, книги учета операций и журнала учета бланков грузовых таможенных деклараций.

3. Анализ бизнес-плана заявителя

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой деятельности заявителя. Он имеет характер перспективного плана - на время действия лицензии (но не менее чем на 3 года).

Анализ бизнес-плана заявителя необходим прежде всего для целей оценки вероятности риска по покрытию возможных финансовых потерь бюджета не только за счет предоставленного заявителем обеспечения, но и с учетом его перспектив развития.

Состав и структура бизнес-плана зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта предлагаемых услуг, наличия конкурентов и перспектив роста предприятия. Чем крупнее рынок сбыта предоставляемых услуг, тем большее количество его сегментов должно быть учтено, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.

Как правило, бизнес-план содержит следующие разделы:

1. Первый раздел представляет собой краткое изложение плана с подчеркиванием его привлекательности для потенциальных инвесторов (сущность данного бизнеса; рынок, на который ориентируется предприятие; потенциальные возможности развития; прогноз доходов; необходимый размер капитальных вложений; перспективы для инвестора).

2. Второй раздел плана содержит предысторию развития данного вида деятельности (анализ рынка данного вида услуг с кратким описанием сделок, выполненных за последние годы; средства воздействия на потенциальных потребителей; договоры с потенциальными потребителями).

3. Третий раздел содержит достаточно подробное описание достижений прошлых лет в хронологической последовательности, имеющиеся слабые места и меры по их ликвидации.

4. Четвертый раздел характеризует услуги предприятия в качестве таможенного брокера (детальное описание данного вида услуг, конкурентоспособность фирмы; направления развития предлагаемого вида услуг).

5. Пятый раздел посвящается маркетингу (определяется размер рынка и перспективы его развития; сегментация рынка; характеристика покупателей; характеристика конкурентов; ценообразование и стимулирование сбыта).

6. Шестой раздел содержит сведения о местонахождении предприятия, структуре органов управления, сведения о руководителях и сотрудниках (имеющих квалификационные аттестаты специалиста по таможенному оформлению) фирмы.

7. Седьмой раздел посвящен финансовому планированию (план доходов и расходов; финансовый план; виды финансирования, сверка по источникам и использованию средств, оценка рисков, привлечение аттестованных уполномоченных аудиторов, планируемые формы отчетности).

8. Восьмой раздел предназначен для описания перспектив предприятия (краткосрочные и долгосрочные цели; потребность в средствах и цели их использования).

В Приложениях к бизнес-плану могут быть приложены специфические даны, например, такие как важнейшие контракты (аренды, соглашения о партнерстве/совладении, договоры с клиентами, страховые соглашения и др.), данные об управляющих, материалы о рынке и т.д.

При анализе бизнес-плана заявителя необходимо прежде всего обратить внимание на наличие следующих его составляющих:

- цели и задачи, которые ставятся перед фирмой на ближайшую и дальнюю перспективу;

- описание материально-технической (наличие вычислительной техники, программных средств и т.п.), кадровой и информационной составляющих, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции;

- выгодность предлагаемого бизнеса и возможность привлечения контрагентов, потенциальных финансовых партнеров и клиентов;

- финансовый план и финансовая стратегия, свидетельствующие о возможности осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушения таможенного законодательства;

- расчеты предполагаемой суммы обеспечения таможенным брокером обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей;

- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, их функциональные обязанности с учетом специфики деятельности;

- источники и способы получения заявителем нормативной базы по таможенному и другим законодательствам;

- анализ риска и др.

Анализ риска необходим для оценки опасности того, что цели, поставленные в бизнес-плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.

Таким образом, бизнес-план - это определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применимо к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественному обслуживанию потребителя.

Бизнес-план должен помочь проверяющему ответить на вопросы об уровне финансовой устойчивости заявителя, ликвидности организаций и определения уровня риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета в результате деятельности заявителя в качестве таможенного брокера.

4. Анализ заключения
аудиторской проверки финансово-хозяйственной
деятельности заявителя

В соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" документы, подтверждающие нахождение в собственности или хозяйственном ведении основных фондов (средств), баланс, выписка из баланса, формы NN 3, 5 бухгалтерской отчетности; данные о наличии ценностей на забалансовых счетах заявителя, договор купли-продажи (п.2.2г); бухгалтерская отчетность, составленная на день представления заявления о выдаче лицензии или на первое число месяца, в котором это заявление представляется (п.2.2д), должны быть заверены уполномоченным аудитором.

Кроме того, к заявлению организаций, претендующих на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера, прилагают в числе прочих документов и заключения уполномоченных аудиторов о финансовом состоянии заявителя и соблюдении им требований законодательства Российской Федерации (п.2.2о).

Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится аудиторской фирмой, специализирующейся в области таможенного аудита и уполномоченной СЗТУ России.

В целях необходимости повышения ответственности предприятий и организаций, повышения объективности в принятии решений и сокращения периода рассмотрения таможенными органами заявлений заинтересованных организаций на получение (продление) лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, руководствуясь письмом ГТК России от 08.05.97 N 01-33/8591 "О проведении аудиторских проверок организаций, заинтересованных в получении лицензий на учреждение таможенных складов, а также на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера", ОТИ СЗТУ России считает целесообразным осуществлять выдачу лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера при наличии положительного заключения уполномоченной аудиторской фирмы.

Методика оценки финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в качестве таможенного брокера, приведена в приложении к письму ГТК России от 08.05.97 N 01-33/8591.

В случае отказа уполномоченной аудиторской фирмы от выдачи положительного заключения и несогласия с этим решением руководства организации либо при отказе организации в проведении аудиторской проверки решение о возможности выдачи лицензии принимается руководителем таможенного органа, уполномоченного выдавать лицензии. При этом к решению в обязательном порядке следует прилагать объяснение организации о причинах отказа в проведении аудиторской проверки или аудиторской фирмы о причинах отказа в выдаче положительного заключения.

При анализе заключения уполномоченной аудиторской фирмы о финансовом состоянии и соблюдении требований, предъявляемых для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, необходимо обратить внимание на наличие в нем следующих вопросов и показателей:

1. Анализа финансового состояния по данным баланса.

2. Расчета и оценки по данным отчетности финансовых коэффициентов ликвидности организации.

3. Критериев оценки несостоятельности (неплатежеспособности) организации. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления.

4. Анализа и оценки структуры баланса организации (коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности).

5. Определение характера финансовой устойчивости организации. Расчет и оценка по данным отчетности финансовых коэффициентов рыночной устойчивости.

6. Относительных коэффициентов - показателей рыночной устойчивости:

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств (указывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств);

- коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников);

- коэффициент финансовой независимости (показывает удельный вес собственных средств в общей сумме .....);

- коэффициент финансирования (показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая - за счет заемных);

- коэффициент финансовой устойчивости (показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников).

7. Анализа движения собственного капитала по данным отчетности (в справке отчета отражается показатель "Чистые активы", который используют для анализа финансового положения организации).

8. Анализа движения денежных средств по данным отчетности. Дает возможность оценить:

- в каком объеме и из каких источников были получены поступившие денежные средства, каковы направления их использования;

- достаточно ли собственных средств организации для инвестиционной деятельности;

- в состоянии ли организация расплатиться по своим текущим обязательствам;

- достаточно ли полученной прибыли для обслуживания текущей деятельности;

- чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств).

9. Анализ движения заемных средств.

10. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Примерная форма заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии организации и соблюдения ею требований, предъявляемых для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, приведена в Приложении N 1.

В случае наличия заключения уполномоченного аудитора о проверке заявителя на предмет возможности осуществления деятельности в качестве таможенного брокера проверка значительно упрощается. Основной задачей проверяющего остается только экспресс-проверка отдельных показателей, заполнение формы и отнесение заявителя к одной из групп финансовой устойчивости.

Если заключение уполномоченного аудитора о проверке заявителя отсутствует, то предлагается следующая схема проверки заявителя на предмет возможности осуществления им деятельности в качестве таможенного брокера.

5. Анализ финансового состояния
организаций, претендующих на право получения лицензии
по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера,
а также организаций, осуществляющих деятельность
в качестве таможенного брокера

Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности организации, претендующей на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера, а также организации, осуществляющей деятельность в качестве таможенного брокера, проводится сотрудниками отдела таможенной инспекции и предполагает анализ документов заявителя для выяснения:

- формального выполнения финансовых требований к заявителю (полнота оплаты уставного капитала и наличие обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами);

- уровня финансовой устойчивости и вероятности потенциального банкротства организации-заявителя;

- обоснованности получения обеспечения выполнения обязательств перед таможенными органами;

- ликвидности организации и определения уровня риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета в результате деятельности заявителя в качестве таможенного брокера;

- предполагаемых финансовых результатов для удостоверения способности заявителя осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушений таможенного законодательства;

- индивидуального финансового рейтинга (ИФР) заявителя для определения возможности предоставления заявителю преференций в производстве таможенного оформления.

Под преференциями в процессе таможенного оформления в данных методических указаниях понимается:

а) упрощенное прохождение документальных этапов в ходе таможенного контроля (в том числе с использованием электронных форм и копий документов, необходимых для таможенных целей);

б) возможность принятия решения должностным лицом таможенного органа о выпуске товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенным брокером, при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа.

Из анализа представленных документов делается заключение о предшествующей и планируемой деятельности заявителя на рынке таможенных услуг, а также во внешнеэкономической, транспортной и других сферах деятельности.

Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций осуществляется путем анализа финансовых коэффициентов, представляющих собой относительные показатели финансового состояния.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами.

В качестве базисных показателей используются:

- усредненные по временному ряду значения показателей данной организации;

- усредненные показатели, рассчитанные по данным отчетности всех действующих в регионе таможенных брокеров;

- значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее результативного таможенного брокера.

В качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных оценок величины, характеризующие оптимальные или критические с точки зрения устойчивости финансового состояния значения относительных показателей.

Такие величины должны выполнять функции нормативных для финансовых коэффициентов.

Учитывая, что рынок таможенных услуг околотаможенной сферы только формируется, значения финансовых коэффициентов отдельных организаций могут не совпадать с критическими значениями, приведенными в данных методических указаниях.

Результатом анализа финансового состояния организации должен стать вывод о степени устойчивости заявителя.

Существует четыре типа финансовой устойчивости:

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости.

2. Нормальная устойчивость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность, т.е. когда рассчитанные показатели в целом соответствуют нормативным ("первая зона");

3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов ("вторая зона"). В случае отнесения заявителя ко "второй зоне", т.е. значительных расхождений рассчитанных показателей с приведенными, необходимо провести дополнительный анализ абсолютных показателей финансовых результатов заявителя, произвести оценку удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса и т.д.

4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани банкротства ("третья зона"). В данном случае структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, когда выполняется одно из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2 или если коэффициент обеспеченности собственными средствами менее 0,1.

5.1. Анализ валюты баланса,
горизонтальный и вертикальный анализ баланса

Бухгалтерский баланс является отражением финансового состояния предприятия. "ИТОГО" баланса носит название валюты баланса (ВБ) и дает ориентировочную сумму средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Для общей оценки финансового состояния организации составляют уплотненный баланс, в котором объединяют в группы однородные статьи. При этом сокращается число статей баланса, что повышает его наглядность и позволяет сравнивать с балансами других предприятий.

Чтобы проанализировать характер изменения отдельных статей баланса, необходимо произвести горизонтальный (временный) и вертикальный (структурный) анализ.

Горизонтальный и вертикальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Обычно берут базисные темпы роста за несколько периодов (лучше квартально).


Ниже приводится горизонтальный и вертикальный анализ уплотненного баланса:

Статьи АКТИВА:

На 01.01.97

На 01.07.97

На 01.01.98

1. Внеоборотные активы

1.1. Нематериальные активы (стр.110)

А1 100%

ВБ х 100%

А*1 А*1: А1 х 100%
А*1: ВБ* х 100%

А**1 А**1: А1 х 100% А**1: ВБ**х 100%

1.2. Основные средства (стр. 120)

А2 100%

ВБ х 100%

А*2 А*2: А2 х 100%
А*2: ВБ* х 100%

А**2 А**2: А2 х 100% А**2: ВБ** х 100%

1.3. Незавершенное строительство (стр. 130).

А3

А*3

А**3

1.4. Долгосрочные финансовые вложения (стр.140)

1.5. Прочие внеоборотные активы (стр.150)

Итого по разделу I (стр.190)

2. Оборотные активы

2.1. Запасы (стр.210)

2.2. НДС (стр.220)

2.3. Дебиторская задолженность (стр.230+стр.240)

2.4. Краткосрочные финансовые вложения (стр.250)

2.5. Денежные средства (стр. 260)

2.6. Прочие оборотные активы (стр.270)

Итого по разделу II (стр. 290)

3. Убытки (стр390)

БАЛАНС-ВБ (стр.399)

ВБ 100%

100%

ВБ* ВБ*: ВБ х 100%

100%

ВБ** ВБ**: ВБ х 100%

100%

Статьи ПАССИВА:

На 01.01.97

На 01.07.97

На 01.01.98

4. Капитал и резервы

4.1. Уставный капитал (стр.410)

П1 100%

ВБ х 100%

П*1 П*1: П1 х 100%
П*1: ВБ* х 100%

П**1 П**1: П1 х 100% П**1: ВБ** х 100%

4.2. Добавочный капитал (стр.420)

П2 100%
П2: ВБ х 100%

П*2 П*2: П2 х 100%
П*2: ВБ* х 100%

П**2 П**2: П2 х 100% П**2: ВБ** х 100%

4.3. Резервный капитал, фонды, целевые финансы и поступления (стр. 490-стр.410-стр.420)

П3

П*3

П**3

Итого по разделу IV (стр. 490)

5. Долгосрочные пассивы (стр. 590)

6. Краткосрочные пассивы

6.1. Заемные средства (стр.610)

6.2. Кредиторская задолженность (стр.620)

6.3. Расчеты по дивидендам (стр. 630)

6.4. Доходы будущих периодов (стр.640)

6.5. Фонды потребления

(стр.650)

6.6. Резервы предстоящих расходов и платежей (стр.660)

6.7. Прочие краткосрочные пассивы (стр.670)

Итого по разделу VI

(стр.690)

БАЛАНС-ВБ (стр.699)

ВБ 100%

100%

ВБ* ВБ*: ВБ х 100%

100%

ВБ** ВБ**: ВБ х 100%

100%

Предварительную оценку финансового состояния предприятия можно сделать на основе выявления "больных" статей баланса, которые можно условно подразделить на две группы:

- свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и сложившемся в результате этого плохом финансовом положении: "Непокрытые убытки прошлых лет", "Убытки отчетного периода";

- свидетельствующие об определенных недостатках в работе предприятия, которые могут быть выявлены по данным аналитического учета: "Дебиторская задолженность", "Прочие оборотные активы", "Кредиторская задолженность" (просроченная).

Затем проводится оценка изменения валюты баланса за анализируемый период. Можно ограничиться сравнением итогов валюты баланса на конец и начало отчетного периода (уменьшив на сумму убытков) и определить рост или снижение в абсолютном выражении. Увеличение валюты баланса свидетельствует, как правило, о росте производственных возможностей предприятия и заслуживает положительной оценки. Однако надо учитывать фактор инфляции. Снижение валюты баланса оценивается отрицательно, так как сокращается хозяйственная деятельность предприятия (может быть падает спрос на продукцию, нет сырья, материалов, полуфабрикатов для производства).

Целесообразно сопоставить баланс с плановым балансом, с балансами прошлых лет одного и того же предприятия (или с данными предприятий-конкурентов).

Для получения общей оценки динамики финансового состояния можно сопоставить изменения итога баланса с изменениями финансовых результатов хозяйственной деятельности (выручкой от реализации продукции, прибылью от реализации, прибылью от финансово-хозяйственной деятельности), привлекая форму 2 "Отчет о финансовых результатах".

Рассчитаем коэффициент роста валюты баланса и коэффициент роста выручки от реализации

Коэффициент роста валюты баланса (Кб) определяется следующим образом:

Кб = (ВБ* - ВБ) / ВБ х 100%,


где ВБ* и ВБ - величина итога баланса за отчетный и предыдущий периоды.

Коэффициент роста выручки от реализации продукции (Кв) рассчитываем по формуле:

Кв = (В* - В) / В х 100%,


где В* и В - выручка от реализации продукции за отчетный и предыдущий периоды (стр. 010 формы 2 "Отчета о прибыли и убытках").

Аналогично можно рассчитать коэффициенты роста прибыли от реализации и роста прибыли от финансово-хозяйственной деятельности.

Опережение темпов роста выручки от реализации (прибыли от реализации, прибыли от финансово-хозяйственной деятельности) свидетельствует об улучшении использования средств на предприятии по сравнению с предыдущим периодом, и наоборот - отставание характеризует ухудшение использования средств предприятия.

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.

Большое значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса, который дает представление финансового отчета в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Если увеличивается доля оборотных средств, то можно сделать следующие выводы:

- может быть сформирована более мобильная структура активов, что улучшает финансовое положение предприятия, так как способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств;

- может быть отвлечена часть текущих активов на кредитование потребителей товаров, прочих дебиторов (это свидетельствует о фактическом отвлечении части оборотных средств из производственной программы).

Анализируя структуру пассива баланса следует отметить как положительный момент финансовой устойчивости предприятия высокую долю капитала и резервов, то есть собственных источников предприятия. Отрицательной оценки заслуживает увеличение доли кредиторской задолженности.

5.2. Оценка финансового состояния организации (структурного
подразделения) заявителя

Финансовое состояние - это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов организации, т.е. это характеристика его конкурентоспособности (платежеспособности, кредитоспособности), выполнения его обязательств перед таможенными органами.

Основная цель анализа финансового состояния организации на ту или иную дату определить, насколько правильно организация управляла финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате.

Основные источники для анализа (документы, представляемые заявителем для проверки на I этапе):

- бухгалтерская отчетность,

- бизнес-план;

- заключение уполномоченного аудитора;

- другие финансовые документы.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации-заявителя на отчетную дату и является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния организации, претендующей на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера, а также организации, уже осуществляющей деятельность в качестве таможенного брокера.

Прежде чем приступать к анализу финансового состояния необходимо убедиться в наличии соответствующих подписей на балансе; соблюдении сроков сдачи баланса; соблюдении требуемой размерности единиц измерения; правильности арифметических расчетов.


Необходимо проверить формальное выполнение финансовых требований к организации-заявителю, а именно:


- проверить полноту оплаты уставного капитала;

- оборот денежных средств за прошлый год в рублях.

Сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Другими словами, финансовая устойчивость организации - это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие организации (таможенного брокера) на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого риска.


Кредитоспособной является организация при наличии у нее предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет прибыли или других финансовых ресурсов.

Платежеспособной является организация своевременно и полностью выполняющая свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций платежного характера. Для подтверждения платежеспособности проверяют: наличие денежных средств на расчетных счетах, валютных счетах, краткосрочные финансовые вложения.


К основным показателям финансовой устойчивости относятся:

- коэффициент обеспеченности собственными средствами;

- коэффициент независимости (автономии);

- коэффициент удельного веса заемных средств;

- коэффициент соотношения собственных и заемных средств.

Расчет показателей финансовой устойчивости заявителя


Исходными данными для расчета берутся соответствующие разделы и строки актива (А) и пассива (П) баланса.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс) характеризует степень обеспеченности собственными средствами:

Косс = (IVрП-IрА) / ПрА = (стр.490 - стр.190) / стр.290


Косс > 0,1

Коэффициент независимости (Кн) - показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. Рост Кн означает рост финансовой независимости.


Кн = IVрП / ВБ = стр. 490 / стр. 399


Кн > 0,3

Коэффициент удельного веса заемных средств (Кузс) - показывает удельный вес заемных средств в общей сумме источников финансирования.

Кузс = (VрП + VIрП / ВБ = (стр. 590 + стр. 690) / стр.399

Кузс < 0,3



Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кзс) - показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. собственных средств. Рост в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от привлеченного капитала.


Кзс = (VрП + VIрП / IVрП = (стр. 590 + стр. 690) / стр.490


Кзс < 1


К основным показателям платежеспособности или ликвидности предприятия относятся:


- коэффициент текущей ликвидности или общий коэффициент покрытия;

- коэффициент быстрой ликвидности или промежуточный коэффициент покрытия;

- коэффициент абсолютной ликвидности.

Расчет показателей платежеспособности
или ликвидности предприятия


Ликвидность предприятия - это его способность превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока, другими словами - это способность предприятия своевременно погашать обязательства перед своими кредиторами.

Фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, обычно считается более ликвидной, чем фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из запасов.

Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, можно условно подразделить на следующие группы.

1. Наиболее ликвидные активы (А1)

А1 = стр. 250 + стр. 260

2. Быстро реализуемые активы (А2)

А2 = стр. 240 + стр. 270

3. Медленно реализуемые активы (А3)

А3 = (стр. 210 - стр.217) + стр. 220 + стр. 230

4. Трудно реализуемые активы (А4)

А4 = стр. 190


Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам фирмы. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество фирмы.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом.

1. Наиболее срочные обязательства (П1)

П1 = стр. 620 + стр.630 + стр. 670

2. Краткосрочные пассивы (П2)

П2 = стр. 610

3. Долгосрочные пассивы (П3)

П3 = стр. 590

4. Постоянные пассивы (П4)

П4 = (стр. 490 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660) - (стр. 217 + стр. 390)



Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства

Ктл = (А1 + А2 + А 3) / (П1 + П2)

Ктл > 2


Коэффициент быстрой ликвидности (Кб) показывает, какая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, покрывается текущими обязательствами


Кб = (А1 + А2) / (П1 + П2)

Кб > 0,7


Коэффициент абсолютной ликвидности (Каб.л) показывает, какую часть краткосрочной задолженности фирма может погасить в ближайшее время

Каб.л = А1 / (П1 + П2)

Каб.л. > 0,2


6. Проверка обеспечения обязательств заявителя
перед таможенными органами


При анализе обеспечения обязательств заявителя перед таможенными органами рассматривают:

- вид обеспечения;

- сумма обеспечения (Соб.);

- материальные обязательства перед третьими лицами;

- чистые активы (АЧ);

- планируемая сумма таможенных платежей в год (ТПг);

- среднемесячная планируемая сумма таможенных платежей (ТПм);

- планируемый оборот деятельности в качестве таможенного брокера;

- индивидуальный финансовый рейтинг (ИФР).

Обязательства таможенного брокера могут обеспечиваться гарантией банка или иной кредитной организации, гарантией третьего лица или внесением на депозит таможенного органа денежных средств в той же сумме, либо залогом товаров и транспортных средств.

Порядок принятия и условия обеспечения выполнения обязательств таможенного брокера в виде гарантии (поручительства) третьего лица, а также требования к гаранту (поручителю), определяются в соответствии с гражданским и таможенным законодательствами России.

Банковская гарантия или платежный документ о внесении на депозит таможенного органа суммы обеспечения, должны быть представлены одновременно с заявлением на выдачу лицензии, а договор о залоге товаров и транспортных средств должен быть заключен до подачи заявления о выдаче лицензии.

При этом рассчитанная сумма обеспечения не может быть меньше 50% среднеквартальной суммы таможенных платежей и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку их уплаты, но должна быть не менее 2500-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда.

Срок действия обеспечения обязательств таможенного брокера не должен быть меньше срока деятельности организации в качестве таможенного брокера, т.е. не менее 3 лет со дня выдачи лицензии (п.5.4 Приказа); банковской гарантии не должен быть менее 1 года (п.5.10 Приказа); договора о залоге не менее 15 месяцев (п.5.17 Приказа).

Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.

АЧ = (стр.399 - стр.244 - стр. 390 - стр. 220) - (стр. 460 + стр. 590 + стр. 690 - стр. 640 - стр. 650 - стр. 660)


Этот показатель сопоставляется с величиной уставного капитала и не может быть меньше последнего. В противном случае уставный капитал должен быть уменьшен. Если же стоимость чистых активов меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, организация подлежит ликвидации. Показатель чистых активов сравнивают также с размерами уставного и резервного капитала.

Для оценки вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения необходимо рассчитать индивидуальный финансовый рейтинг (ИФР), при этом принимаются во внимание следующие факторы:

- реальность достижения окупаемости финансовых вложений таможенного брокера легальными методами в соответствии с представленным им бизнес-планом;

- обеспеченность его собственными средствами;

- реальность оценки основных средств и нематериальных активов;

- выяснение, за счет каких средств была обеспечена выдача банковской гарантии;

- заключались ли договоры о залоге и т.п.

Индивидуальный финансовый рейтинг представляет из себя максимальную сумму, которую можно получить с заявителя в случае обращения на него взыскания (чистые активы, свободные от обязательств + сумма банковской гарантии или другой формы обеспечения)

ИФР = АЧ + Соб.


Данная сумма должна сопоставляться с расчетными данными по уплате таможенных платежей исходя из представленного бизнес-плана.

Результатом настоящей стадии должно стать отнесение заявителя к одной из вышеперечисленных зон риска на основании полученных показателей.

7. Проверка договора страхования заявителя

На данной стадии проверяется, заключен ли договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела, а также обеспечения выполнения своих обязательств перед таможенным органом. Проверяется наличие страхового полиса.

Осуществляется проверка сведений, указанных в страховом полисе и договоре страхования и его номер в реестре договоров страховой компании. Определяется страховая компания, сумма страхования, а также конкретные условия, на которых заключен договор страхования.

При необходимости осуществляется проверка сведений непосредственно в страховой компании.

Сумма страхования риска ответственности не может быть менее 10000 МРОТ (п.4 Положения, п.2.2з Приказа).

8. Рассмотрение вопроса и принятие решения о возможности
предоставления таможенному брокеру преференций в процессе
таможенного оформления

По результатам анализа финансового состояния организаций, претендующих на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера, может быть сделан вывод об упрощенном таможенном оформлении ими товаров и транспортных средств.

Рассмотрение вопроса и принятие решения о возможности предоставления упрощенного таможенного оформления ими товаров и транспортных средств осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого этот брокер осуществляет операции по таможенному оформлению на основании проверенных сведений о таможенном брокере при рассмотрении заявления о выдаче лицензии.

Предоставление преференций "а" (см. раздел 5, стр.11) заключается в упрощении прохождения документальных этапов таможенного контроля и концентрации внимания на фактическом этапе досмотра товаров и транспортных средств, таможенные платежи по которым не превышают индивидуального финансового рейтинга (ИФР) таможенного брокера.

Таможенное оформление товаров, таможенные платежи по которым превышают ИФР таможенного брокера, либо обеспечение обязательств таможенного брокера в этот момент покрывает другие товарные партии, производится на общих основаниях.


Предоставление преференции "б" (см. раздел 5, стр.11) заключается в возможности принятия решения должностным лицом таможенного органа о выпуске товара, при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера.

Возможные случаи предоставления преференций:

1. Предоставление преференций "а" (см. раздел 5, стр.11) производится автоматически с принятием решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера при соблюдении условия, при котором среднемесячная сумма предполагаемых таможенных платежей не превышает ИФР более чем на 50%.

2. Предоставление преференции "б (см. раздел 5, стр.11) производится автоматически с принятием решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Начальник отдела таможенной инспекции
подполковник таможенной службы
Н.П.Ленец


Приложение 1. Карта таможенного брокера

Приложение N 1


ФОРМА N 2С

Организация: АОЗТ "........"
Начало контроля: 01.12.98
Окончание контроля: 16.12.98

N

Наименование

Вид

Примечания и пояснения

1. Анализ финансового состояния организации-заявителя (структурного подразделения)

Уставный капитал (руб.)

150000

Оплата - 100%

Оборот за прошлый год (руб.)

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Коэффициент независимости (автономии)

Коэффициент удельного веса заемных средств

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

Показатели платежеспособности или ликвидности предприятия

Коэффициент текущей ликвидности или общий коэффициент покрытия

Коэффициент быстрой ликвидности или промежуточный коэффициент покрытия

Коэффициент абсолютной ликвидности

Заключение уполномоченного аудитора

Имеется (не имеется)

Наименование аудиторской фирмы, N и дата лицензии

Результат уполномоченного аудитора

Устойчивое

II. Анализ обеспечения обязательств перед таможенным органом

Вид обеспечения

Гарантия ........ "Банк"

Сумма обеспечения (руб.)

5000 долларов США

Основные фонды (руб.)

Материальные обязательства перед третьими лицами (руб.)

Чистые активы (руб.)

Планируемая сумма таможенных платежей в год (руб.)

Планируемая среднемесячная сумма таможенных платежей (руб.)

Планируемый оборот при деятельности в качестве таможенного брокера (руб).

Индивидуальный финансовый рейтинг (ИФР)

Коэффициент покрытия таможенных платежей (КПТП)

III. Сведения о договоре страхования

Страховая компания

"Воен.страх.комп."

N и дата лицензии

Сумма страхования

10000 МРОТ

840000 руб.

Договор страхования

От ___ N ___ срок действия:

Номер в реестре договоров компании

РЕЗУЛЬТАТ II ЭТАПА: нормальная устойчивость финансового состояния (первая ......)


Подпись инспектора ОТИ, осуществляющего контроль

_______________ "_____" ___________- 199 __ г.


Приложение 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложение N 2


____________________________________________________________________
                  (наименование аудиторской фирмы)

о финансовом состоянии _____________________________________________
                           (наименование предприятия)
и соблюдении  требований,  предъявляемых  для  получения лицензии на
осуществление деятельности в качестве таможенного брокера

     1. Юридический адрес: _________________________________________
     
     Лицензия на  проведение  общего  аудита  N   _________   выдана
Центральной   аттестационной   лицензионной   аудиторской  комиссией
Министерства финансов Российской Федерации "_____"  ________________
199 __ г.
     
     Свидетельство о  государственной регистрации N _________ выдано
Санкт-Петербургской регистрационной палатой "___" __________ 199  __
года.
     
     Расчетный счет N _________ в КБ ____________, БИК _____________
кор. сч. ________________, г.Санкт-Петербург.
     
     В аудите принимала участие ____________________________________
                                  (фамилия, имя, отчество аудитора)
квалификационный аттестат N ____________,  выданный по решению ЦАЛАК
МФ РФ от _____________ N _________.

     2. Нами проведена проверка финансового состояния ______________
____________________________________________________________________
                     (наименование предприятия)
по состоянию на ______________- в соответствии  с  Методикой  оценки
финансового    состояния    и    проверки   выполнения   требований,
предъявляемых при получении лицензии на осуществление деятельности в
качестве таможенного брокера,  утвержденной Национальной ассоциацией
таможенных брокеров (поверенных) " ____" _____________ 199 __  г.  и
согласованной с ГТК РФ "___" ____________ 199 ___ г.

     3. Ответственность за  подготовку представленной отчетности,  а
также  достоверность  представленных сведений  несет  исполнительный
орган ____________________________________.
          (наименование предприятия)

     Наша обязанность  заключается   в  том,   чтобы  на   основании
проведенного  анализа  высказать   мнение  о  финансовом   состоянии
___________________________________________________________________.
                     (наименование предприятия)
и соблюдении требований,  предъявляемых для определения  возможности
выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного
брокера.

     4. По нашему мнению, финансовое состояние _____________________
____________________________________________________________________
                     (наименование предприятия)
по состоянию на "___ " _____________ 199 __ г. является  устойчивым,
расчетные показатели (прилагаются), являющиеся критериями для выдачи
лицензии  на  осуществление  деятельности  в  качестве   таможенного
брокера,   соответствуют   требованиям,   предъявляемым   таможенным
законодательством.

     Руководитель Аудиторской      (подпись)
     фирмы


     Аудитор                       (подпись)
                                                                        
 
     (Дата)
     
     

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

О работе отделов таможенной инспекции с таможенными брокерами

Название документа: О работе отделов таможенной инспекции с таможенными брокерами

Номер документа: 01-28-08/1133

Вид документа: Письмо СЗТУ России

Принявший орган: СЗТУ РФ

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 25 февраля 1999

Дата начала действия: 25 февраля 1999
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах