Государственный таможенный комитет Российской Федерации
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 февраля 1999 года N 01-28-08/1133

     

О работе отделов таможенной инспекции
с таможенными брокерами

Во исполнение указания ГТК России от 18.11.98 N 01-15/24086 направляю в Ваш адрес для использования отделами таможенной инспекции в практической работе "Временные методические рекомендации по оценке надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера".

Настоящие рекомендации могут рассматриваться в качестве базовых при проведении анализа и оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности объектов околотаможенной сферы, лицензируемых таможенными органами и участников внешнеэкономической деятельности.

ВРИО начальника управления
генерал-майор таможенной службы
И.Г.Тараторин

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оценке надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций,
претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению
деятельности  в качестве таможенного брокера


1. Общие положения

Настоящие временные методические указания разработаны для отделов таможенной инспекции таможен Северо-Западного региона и СЗТУ России в целях оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера.

Методические указания разработаны в целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере" (далее - Положение) и Приказа ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов" (далее - Приказ).

Основной задачей оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера является анализ предоставленных документов заявителя для оценки вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь бюджета за счет предоставленного заявителем обеспечения, а также способность заявителя осуществлять деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства Российской Федерации.

При определении способности заявителя осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушений законодательства РФ принимают во внимание следующие факторы: реальность окупаемости финансовых вложений брокера легальными методами в соответствии с представленным бизнес-планом; обеспечения его собственными средствами; реальность оценки основных средств и нематериальных активов и т.п.

В процессе оценки надежности финансово-хозяйственной деятельности заявителя проводится:

- предварительное тестирование организаций, претендующих на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера;

- анализ бизнес-плана и заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя;

- анализ финансового состояния организации, претендующей на право получения лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера;

- проверка обеспечения обязательств заявителя перед таможенными органами;

- проверка договора страхования заявителя.

Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности заявителя проводится сотрудниками отдела таможенной инспекции, владеющими знаниями и опытом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  В процессе оценки допускается их взаимодействие с заявителем, банковскими и другими работниками для получения дополнительной информации и необходимых пояснений.

Результирующие показатели вносятся в форму 2Ф (Приложение N 1).

2. Предварительное тестирование
организаций, претендующих на право получения (продления)
лицензии по осуществлению деятельности
в качестве таможенного брокера

Осуществляется проверка наличия документов, приложенных к заявлению организации, претендующей на право получения (продления) лицензии по осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера в соответствии с требованиями п.2.2 Приказа, в том числе:

- Устав и Учредительный договор;

- Свидетельство о государственной регистрации;

- Заявление на получение лицензии (или Лицензия) на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

- Бизнес-план (п.2.2н Приказа);

- Аудиторское заключение, если оно имеется (п.2.2о Приказа);

- Баланс за последний год деятельности или за период работы в качестве таможенного брокера;

- Бухгалтерская отчетность (п.2.д Приказа);

- Страховой полис;

- Типовые договоры с клиентами (если таковые имеются);

- Реестр клиентов (если таковые имеются);

- Договоры с арендодателями;

- Договоры с государственными организациями, осуществляющими контроль за ввозом/вывозом товаров, в том числе и договоры с таможенными органами на консультирование;

- Журнал учета расхода бланков деклараций.

Вопросы предварительного тестирования

1. Какова организационно-правовая форма собственности предприятия?

..... предприятие не может быть таможенным брокером (п.1 Положения, п.1.3 Приказа).

2. Каковы балансовый и фактический размеры оплаченного уставного капитала, паевых взносов, форма вкладов учредителей, документы, подтверждающие полную оплату уставного капитала? (п.п.2.1ж, 2.2в Приказа).

Проверяются счета: 75 "Расчеты с учредителями" и 85 "Уставный капитал".

3. Заключен ли договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела, а также обеспечения выполнения своих обязательств перед таможенным органом? (п.4 Положения, п.2.2з Приказа).

Проверяется, заключен ли договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в области таможенного дела.

4. Каковы ..... обеспечения таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами? (раздел 5 Приказа).

Осуществляется проверка возможности обеспечения уплаты таможенных платежей и возможных процентов за использованную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных платежей, штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также пеней за просрочку уплаты таможенных платежей.

5. Имеются ли основные фонды (средства), находящиеся в собственности или хозяйственном ведении заявителя? (п.2.1ж Приказа).

Проверяются карточки аналитического учета основных средств ф.ОС-7, оборотно-сальдовая ведомость по учету основных средств, акты приема-передачи и выбытия основных средств, договоры купли-продажи, аренды, инвентаризационные описи.

6. Имеются ли в наличии технические средства, необходимые для целей выполнения заявителем (таможенным брокером) обязанностей, установленных разделом 9 Приказа.

7. Имеются ли в наличии автоматизированные средства обработки информации, множительная техника и средства связи в количестве, достаточном для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей? (раздел 6 Приказа).

8. Имеют ли в наличии технические средства, необходимые для использования и хранения (сейфы, металлические ящики) информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну (п.7н Положения).

Проверка наличия договора на установку охранной сигнализации.

9. Имеются ли заключенные (действующие) договоры аренды для целей выполнения заявителем (таможенным брокером) обязанностей, установленных разделом 9 Приказа.

10. Имеются ли заключенные (действующие) договоры с органами государственной власти в отношении декларируемых товаров для целей обеспечения ветеринарного, фитосанитарного, гигиенического контроля, соответствия товаров и транспортных средств ГОСТ и СаН ПиН, экологического, радиационного, других видов государственного контроля (п.9.3п Приказа).

11. Обеспечивается ли учет операций таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств. Проверяется наличие и ведение:

- книги реестра заключенных с представляемыми лицами договоров (Приложение 7 Приказа);

- книги учета операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю и оформленными таможенным брокером (Приложение 6 Приказа);

- журнал учета бланков таможенных деклараций.

Данные документы должны быть прошиты и скреплены печатью и подписью директора фирмы, а листы пронумерованы. Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров подписываются начальником (заместителем) таможенного органа и заверяются печатью таможенного органа.

Контроль расхода бланков ГТД осуществляется по сопоставлению данных из забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности", книги реестра договоров с представляемыми лицами, книги учета операций и журнала учета бланков грузовых таможенных деклараций.

3. Анализ бизнес-плана заявителя

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой деятельности заявителя. Он имеет характер перспективного плана - на время действия лицензии (но не менее чем на 3 года).

Анализ бизнес-плана заявителя необходим прежде всего для целей оценки вероятности риска по покрытию возможных финансовых потерь бюджета не только за счет предоставленного заявителем обеспечения, но и с учетом его перспектив развития.

Состав и структура бизнес-плана зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта предлагаемых услуг, наличия конкурентов и перспектив роста предприятия. Чем крупнее рынок сбыта предоставляемых услуг, тем большее количество его сегментов должно быть учтено, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.

Как правило, бизнес-план содержит следующие разделы:

1. Первый раздел представляет собой краткое изложение плана с подчеркиванием его привлекательности для потенциальных инвесторов (сущность данного бизнеса; рынок, на который ориентируется предприятие; потенциальные возможности развития; прогноз доходов; необходимый размер капитальных вложений; перспективы для инвестора).

2. Второй раздел плана содержит предысторию развития данного вида деятельности (анализ рынка данного вида услуг с кратким описанием сделок, выполненных за последние годы; средства воздействия на потенциальных потребителей; договоры с потенциальными потребителями).

3. Третий раздел содержит достаточно подробное описание достижений прошлых лет в хронологической последовательности, имеющиеся слабые места и меры по их ликвидации.

4. Четвертый раздел характеризует услуги предприятия в качестве таможенного брокера (детальное описание данного вида услуг, конкурентоспособность фирмы; направления развития предлагаемого вида услуг).

5. Пятый раздел посвящается маркетингу (определяется размер рынка и перспективы его развития; сегментация рынка; характеристика покупателей; характеристика конкурентов; ценообразование и стимулирование сбыта).

6. Шестой раздел содержит сведения о местонахождении предприятия, структуре органов управления, сведения о руководителях и сотрудниках (имеющих квалификационные аттестаты специалиста по таможенному оформлению) фирмы.

7. Седьмой раздел посвящен финансовому планированию (план доходов и расходов; финансовый план; виды финансирования, сверка по источникам и использованию средств, оценка рисков, привлечение аттестованных уполномоченных аудиторов, планируемые формы отчетности).

8. Восьмой раздел предназначен для описания перспектив предприятия (краткосрочные и долгосрочные цели; потребность в средствах и цели их использования).

В Приложениях к бизнес-плану могут быть приложены специфические даны, например, такие как важнейшие контракты (аренды, соглашения о партнерстве/совладении, договоры с клиентами, страховые соглашения и др.), данные об управляющих, материалы о рынке и т.д.

При анализе бизнес-плана заявителя необходимо прежде всего обратить внимание на наличие следующих его составляющих:

- цели и задачи, которые ставятся перед фирмой на ближайшую и дальнюю перспективу;

- описание материально-технической (наличие вычислительной техники, программных средств и т.п.), кадровой и информационной составляющих, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции;

- выгодность предлагаемого бизнеса и возможность привлечения контрагентов, потенциальных финансовых партнеров и клиентов;

- финансовый план и финансовая стратегия, свидетельствующие о возможности осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушения таможенного законодательства;

- расчеты предполагаемой суммы обеспечения таможенным брокером обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей;

- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, их функциональные обязанности с учетом специфики деятельности;

- источники и способы получения заявителем нормативной базы по таможенному и другим законодательствам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»