МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 10 июня 1996 года N 383

О совершенствовании экспертной
деятельности в интересах предупреждения
чрезвычайных ситуаций

Коллегия МЧС России, рассмотрев вопрос "О совершенствовании экспертной деятельности в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций", отметила, что во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказов МЧС России* созданы и действуют экспертные органы МЧС России - Государственная экспертиза проектов МЧС России и внештатные экспертные комиссии, образованные при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

_______________

* Приказ МЧС России от 16 марта 1994 года N 96 "Об организации государственной экспертизы в системе МЧС России".

Приказ МЧС России от 23 июня 1995 года N 446 "О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".


Экспертные органы МЧС России обеспечивают контроль за выполнением в градостроительной документации и в проектах строительства потенциально опасных объектов требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий.

Государственной экспертизой проектов МЧС России установлено взаимодействие с Главгосэкспертизой России и ведомственными экспертными органами, осуществляется организационно-методическая поддержка внештатных экспертных комиссий.

Основными причинами, затрудняющими работу экспертных органов МЧС России, являются: несовершенство нормативно-методической базы в области проектирования и экспертизы мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в составе градостроительной документации и проектов строительства; трудности с укомплектованием экспертных органов высококвалифицированными специалистами; отсутствие механизма оплаты труда сторонних специалистов, привлекаемых к экспертизам; нехватка необходимой оргтехники.

В целях дальнейшего развития экспертной деятельности в системе МЧС России, направленной на повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения в проектах потенциально опасных объектов, и в соответствии с решением коллегии

приказываю:

1. Считать экспертизу градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных объектов одним из важнейших направлений в деятельности МЧС России по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

2. Утвердить и ввести в действие прилагаемые Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства.

3. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации не допускать случаев согласования проектной документации при отсутствии экспертных заключений.

4. Возложить с IV квартала 1996 года на Государственную экспертизу проектов МЧС России проведение экспертизы деклараций безопасности промышленных потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут иметь межрегиональные масштабы.

5. Начальнику Государственной экспертизы проектов МЧС России Совко В.А. до 1 ноября 1996 года подготовить, обосновать и согласовать с начальником Организационно-мобилизационного управления МЧС России Пантеленко В.Г.:

а) предложения по увеличению численности Государственной экспертизы проектов МЧС России в связи с возложением на нее дополнительных задач по экспертизе деклараций безопасности промышленных потенциально опасных объектов;

б) предложения по введению в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации штатной должности для организации и руководства деятельностью экспертных комиссий.

6. Начальнику Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций Козлову Е.А., начальнику Государственной экспертизы проектов МЧС России Совко В.А. совместно с начальниками Организационно-мобилизационного управления Пантеленко В.Г., Департамента финансово-экономического Цаликовым Р.Х. до 1 сентября 1996 года разработать и представить на утверждение проект "Положения об оплате труда внештатных экспертов при проведении экспертиз проектов особо сложных потенциально опасных объектов".

7. Начальнику Государственной экспертизы проектов МЧС России Совко В.А. до 1 июля 1996 года подготовить лекционный материал по теме "Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" для включения в тематический план слушателей факультета подготовки и повышения квалификации Академии гражданской защиты.

8. Начальнику Департамента материально-технического обеспечения и вооружения Колтунову И.Н. совместно с начальником Департамента финансово-экономического Цаликовым Р.Х. предусмотреть обеспечение Государственной экспертизы проектов МЧС России необходимыми телекоммуникационными и электронно-вычислительными средствами.

9. Приказ довести до заместителей Министра, начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с порядком, установленным приказом МЧС России от 30.09.94 N 602.

10. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Хетагурова С.В.

Министр
С.Шойгу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке проведения государственной экспертизы в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных
ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и
сооружений производственного и жилищно-гражданского
назначения

1. Общие положения

1.1. Государственная специализированная экспертиза проектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании действующих законодательных актов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных применением вероятным противником средств поражения, авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, а также в соответствии с действующими специальными нормативными документами, приведенными в Приложении 1.

1.2. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится на всех стадиях разработки инвестиционного проекта. При разработке проекта по очередям указанные решения и материалы включаются в состав первой очереди строительства.

1.3. При рассмотрении проектной документации и проверки выполнения в ней необходимых мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций следует руководствоваться следующими положениями:

- государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в отношении всех проектов строительства независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта строительства;

- порядок проведения государственной экспертизы и утверждения разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в составе инвестиционных проектов может уточняться с учетом специфики отдельных отраслей и регионов на основании нормативных документов, разработанных и утвержденных федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России и Минстроем России.

1.4. Глубина проработки проектных решений раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" должна соответствовать стадийности (этапу) инвестиционного проекта и обеспечивать возможность их технико-экономической оценки при определении инвестиций в соответствии с действующими нормами и методиками.

2. Порядок  проведения  государственной  экспертизы
разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций"

2.1. Рассмотрение разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства объектов производственного назначения следует начинать с проверки комплектности представленных на экспертизу материалов, их соответствия требованиям нормативных документов к составу и качеству проектной документации.

На экспертизу должна представляться полностью укомплектованная проектная документация в следующем составе:

- задание на проектирование, согласованное с территориальным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- общая пояснительная записка проекта строительства;

- раздел проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций";

- заключение экспертного органа МЧС России (при осуществлении комплексной экспертизы проектных материалов).

Для объектов производственного назначения дополнительно представляются основные положения проекта Декларации промышленной безопасности (для объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства);

При необходимости представляются и рассматриваются другие разделы проекта, связанные с вопросами обеспечения безопасности, защиты населения и работающего персонала, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций.

2.2. Экспертная оценка проектных решений раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" формируется по двум направлениям:

оценка инженерно-технических мероприятий гражданской обороны по защите населения и работающего персонала от воздействия средств поражения вероятного противника, а также воздействия поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий, разрабатываемых в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 и на основании исходных данных территориального штаба по делам ГО и ЧС;

оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, снижению негативных последствий воздействия природных катастроф, уменьшению риска для персонала и населения при авариях и катастрофах на проектируемых объектах.

3. Экспертная оценка инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны

3.1. Содержание и объем проектных материалов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города и категории объекта по гражданской обороне, исходя из условий расчетного воздействия средств поражения вероятного противника, а также воздействия поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий и соответствующих им инженерным решениям по защите и жизнеобеспечению населения и работающего персонала, согласно СНиП 2.01.51-90, СНиП II-11-77* и др.

3.2. В ходе экспертизы проверяется:

- правильность отнесения проектируемого объекта и населенного пункта, в котором он располагается, к соответствующей категории по гражданской обороне и, исходя из этого, состав инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

- правильность определения и нанесения на зональной схеме и генплане зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника, зон поражения при авариях на АЭС, химических и взрывоопасных производствах, зон затопления от водохранилищ в случае их разрушения;

- правильность выбора технических решений по готовности к работе в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций сетей водо-, газо- и электроснабжения;

- наличие и качество систем охраны и контрольно-пропускного режима на объекте;

- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации, а также локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.93 N 178, организация внешней связи и управления гражданской обороной проектируемого объекта;

- наличие и технические характеристики защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (для радиационно-опасных объектов);

- условия обеспечения проезда аварийно-спасательных и пожарных команд;

- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;

- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;

- противопожарные мероприятия;

- устройство пунктов санитарной обработки;

- обеспечение условий безаварийной остановки производства при возникновении чрезвычайных ситуаций.

3.3. При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных.

3.4. В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.01.53-84, а для объектов железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта - в соответствии с ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.

3.5. При экспертизе разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства радиационно-опасных объектов, химических и взрывоопасных производств, крупных энергетических и транспортных объектов проверяется выполнение специальных требований ведомственных инструкций по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ВСН ГО), согласованных с МЧС России.

3.6. При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются:

- правильность выбора принятых типов и классов защитных сооружений в зависимости от предполагаемого места их размещения в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, Приложения N 1 к СНиП II-11-77* и ВСН ИТМ ГО АС-90;

- правильность применения в проекте ограждающих и защитных конструкций, количества режимов вентиляции, соответствие принятых решений по гидроизоляции условиям строительства (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечение общей герметизации сооружений;

- соответствие вместимости защитных сооружений численности наибольшей работающей смены;

- соответствие состава помещений и объемно-планировочных решений действующим нормам;

- состав, характеристики и режимы работы оборудования систем жизнеобеспечения, обоснованность решений по обеспечению воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции;

- взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения и сооружения (здания), в которое оно встраивается;

- соответствие принятых радиусов сбора укрываемых нормативным требованиям, проектные решения по обеспечению условий и времени заполнения защитных сооружений;

- места расположения и конструкции входных устройств и аварийных выходов;

- возможность и порядок использования защитных сооружений для производственно-хозяйственной деятельности, порядок и условия их перевода на режим военного времени, расчет необходимых для этого сил, средств и времени.

4. Экспертная оценка мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций

4.1. Содержание и объем проектных материалов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от степени опасности производственного объекта для населения, а также предприятий, зданий и сооружений, расположенных вокруг этого объекта с учетом возможных чрезвычайных ситуаций.

4.2. В ходе экспертизы проектов строительства объекта проверяются результаты оценки:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»