ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 1998 года N 1179
О представлении Президенту Российской Федерации предложения
о подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой
Узбекистан об углублении экономического сотрудничества на
1998-2007 годы
Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации согласованный с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Узбекской Стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан об углублении экономического сотрудничества на 1998-2007 годы (прилагается).
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Договора.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков
Проект
ДОГОВОР
между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан
об углублении экономического сотрудничества
на 1998 - 2007 годы
Российская Федерация и Республика Узбекистан, именуемые далее Сторонами,
руководствуясь Договором об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г., Договором Содружества Независимых Государств о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., Соглашением Содружества Независимых Государств о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., Соглашением между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на 1998 - 2000 годы от 12 марта 1997 г., а также другими двусторонними документами,
сознавая необходимость взаимовыгодного использования производственного и интеллектуального потенциала Сторон и стремясь к дальнейшему углублению всестороннего сотрудничества,
признавая необходимость дальнейшего поэтапного формирования и развития общего экономического пространства в рамках СНГ, придавая важное значение динамичному развитию экономики и проведению экономических реформ в интересах повышения благосостояния народов,
руководствуясь общепризнанными нормами и принципами международного права,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны оказывают всемерное содействие реализации Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан на 1998 - 2007 годы (далее именуется Программа), являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статья 2
Экономическое сотрудничество Сторон осуществляется на принципах долгосрочного партнерства, отвечающего стратегическим интересам обеих Сторон, путем взаимодействия между регионами и хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности с соблюдением общепризнанных норм международного права и национального законодательства.
Статья 3
Стороны создают благоприятные условия для гармонизации нормативно-правовой базы в области тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, косвенного налогообложения, таможенного дела, координации мер по защите национальных товаропроизводителей, формирования отдельных проектов и программ, оказания содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между хозяйствующими субъектами, активизации взаимной деятельности национальных и иностранных инвесторов на территориях Сторон.
Стороны воздерживаются от действий, наносящих ущерб интересам экономики другой Стороны.
Статья 4
Стороны:
координируют разработку и реализацию мер поддержки национальных товаропроизводителей;
поощряют образование транснациональных объединений, финансово-промышленных групп, холдингов, совместных предприятий по производству техники нового поколения на основе углубленной кооперации производства;
признают обоюдную заинтересованность в укреплении взаимовыгодных связей между предприятиями авиастроения, базовых отраслей промышленности, аграрно-промышленных комплексов, а также в области космических исследований;
поощряют открытие торговых домов, представительств своих хозяйствующих субъектов; совместно разрабатывают программу мер по развитию производств, имеющих ключевое значение в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Статья 5
Стороны создают благоприятные условия для поощрения и взаимной защиты инвестиций, поддержки предпринимательства, взаимодействия на рынке ценных бумаг, развития биржевой торговли товарами.
Статья 6
Стороны на взаимовыгодной основе создают общее научно-технологическое пространство, обеспечивают взаимодействие, в том числе в рамках международных проектов, в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, включая организацию совместных научных работ по проблемам, представляющим общий интерес.
Статья 7
Стороны продолжат сотрудничество в области транспорта и связи, создадут благоприятные условия для транзита через территории своих государств пассажиров, грузов всеми видами сообщений.
Статья 8
Стороны будут сотрудничать в области транспортировки энергоносителей, включая их транзит через свои территории.
Статья 9
Стороны не будут вводить ограничения при заключении договоров между территориальными органами управления и хозяйствующими субъектами о поставках продукции, кроме отдельных ее видов, предусмотренных национальным законодательством Сторон.
Статья 10
Стороны создадут Координационный Совет по реализации Программы, поручив ему осуществление контроля за ходом ее выполнения и при необходимости внесение соответствующих коррективов.
Статья 11
Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях совместной Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан не реже одного раза в год.
Статья 12
Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров.
Статья 13
Настоящий Договор вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления, подтверждающего выполнение Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу, и действует до 31 декабря 2007 г.
Каждая из Сторон может прекратить действие настоящего Договора путем письменного уведомления другой Стороны. В этом случае Договор прекращает свое действие через шесть месяцев с даты получения такого уведомления.
Прекращение действия настоящего Договора не затрагивает осуществления проектов, реализуемых в соответствии с Программой.
Статья 14
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Узбекистан.
Совершено в городе Ташкенте 12 октября 1998 г. в двух экземплярах, каждый на русском и узбекском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию
За Республику Узбекистан
Проект
ПРОГРАММА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И
РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН
НА 1998-2007 ГОДЫ
Российская Федерация и Республика Узбекистан являются традиционными экономическими партнерами. Сотрудничество двух стран - важнейшая составная часть хозяйственных связей в Содружестве Независимых Государств.
Однако процессы формирования государственности, реформирования экономики и изменение характера внешнеэкономических отношений ослабили экономическое взаимодействие двух стран. Становление рыночных механизмов сопровождалось нарушением хозяйственных и кооперационных связей, снижением товарооборота и ухудшением его структуры.
Существующие проблемы в настоящее время объективно сдерживают экономическое развитие стран и требуют разработки адекватных новым условиям направлений экономических отношений, строящихся на условиях взаимной выгоды и равноправия.
Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 30 мая 1992 г., Договор об экономической интеграции между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 2 марта 1994 г. и Совместное заявление президентов Российской Федерации и Республики Узбекистан от 6 мая 1998 г. явились основой для разработки Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан на 1998-2007 годы (далее именуется - Программа).
I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с целью реализации Российской Федерацией и Республикой Узбекистан на долгосрочной основе согласованного комплекса мер, в том числе нормативно-правового характера, по оказанию государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между двумя странами, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик, росту на этой основе взаимного товарооборота, а также удовлетворению духовно-культурных потребностей и повышению уровня жизни населения двух государств.
Для выполнения указанных целей необходимо решение следующих задач:
согласование общих подходов и определение путей экономического сотрудничества двух стран, ориентированных на эффективное развитие производительных сил и рост благосостояния народов;
создание условий для обеспечения хозяйствующим субъектам равных возможностей и гарантий в производственной деятельности;
обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам; активизация межрегионального сотрудничества;
формирование системы по целенаправленному привлечению национальных и иностранных инвесторов в различные сферы экономик;
согласование межгосударственных мер по ускорению интеграционных процессов на уровне хозяйствующих субъектов, созданию межгосударственных финансово-промышленных групп различных видов и форм, совместных предприятий;
формирование по приоритетным направлениям сотрудничества межгосударственных проектов и программ в целях оптимизации затрат на их осуществление;
осуществление поддержки по повышению эффективности эксплуатации и развитию связи и транспортных коммуникаций;
принятие согласованных мер по расширению сотрудничества в банковской сфере, совершенствованию платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений;
реализация мер по укреплению и развитию гуманитарного сотрудничества, взаимодействия в социальной, культурной и иных сферах;
осуществление согласованных действий по охране окружающей среды, улучшению экологической обстановки, ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
координация действий по усилению борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным распространением и сбытом наркотических и психотропных веществ.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Важным условием развития интеграционных процессов между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан является сближение и повышение согласованности в проведении рыночных реформ. В этих целях Программой предусматривается координация действий по следующим основным направлениям:
сближение национальных законодательств путем создания правовой базы, обеспечивающей взаимовыгодные условия хозяйствующим субъектам рынка Сторон;
гармонизация нормативно-правовой базы и разработка эффективных механизмов ее реализации по созданию межгосударственных интегрированных структур и совместных предприятий;
координация валютной и налоговой политики, формирования ставок НДС и принципов взимания косвенных налогов при осуществлении экспортно-импортных операций во взаимной торговле;
углубление межгосударственного разделения труда на основе сохранения специализации предприятий и создания единых правовых основ для развития производственной кооперации;
взаимный обмен национальными программами приватизации Российской Федерации и Республики Узбекистан и подготовка предложений по созданию условий, благоприятствующих взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в этих программах;
организация корреспондентских отношений между Центральным банком Российской Федерации и Центральным банком Республики Узбекистан, а также межгосударственных расчетов и сотрудничества банковских систем.
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
Взаимодействие в проведении структурной политики Российской Федерации и Республики Узбекистан направлено на сохранение и развитие существующего производственного и научного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, организацию и поддержку конкурентоспособных производств в целях создания эффективных экономик с устойчивыми темпами роста.
Программой намечены пути научно-технологического сотрудничества, а также совместного создания и развития структурообразующих производств, экспериментальных баз фундаментальной и прикладной науки, их обеспечения необходимыми ресурсами, сохранения специализации предприятий, имеющих важное значение в обеспечении экономической безопасности обоих государств. Это в первую очередь приоритетные области сотрудничества: авиационная и легкая промышленность, машиностроение, металлургия, отрасли агропромышленного комплекса, атомная энергетика, отрасли топливно-энергетического комплекса.
Определяющее значение для проведения согласованной промышленной политики в структурообразующих отраслях, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, будет иметь комплекс мер по развитию научно-технического, производственного потенциала, углублению кооперации, сотрудничества в инвестиционной сфере, защите общего рыночного пространства от недобросовестной конкуренции и созданию благоприятных условий для товаропроизводителей.
Одним из ключевых элементов интеграции и осуществления согласованной структурной политики станет создание совместных транснациональных структур, способных содействовать ускорению научно-технического прогресса на наиболее перспективных направлениях развития промышленности и науки, увеличению экспортного потенциала.
Осуществить структурные изменения и обеспечить экономический и социальный прогресс возможно только при концентрации научно-технического потенциала, совместных усилий и ресурсов на разработке технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке.
В целях практической реализации структурной политики в инновационной сфере предусматривается разработка и осуществление обоими государствами как национальных целевых комплексных программ и проектов, так и совместных, учитывающих все возможные источники финансирования.